Нарушение автОрского права на фотографию
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение автОрского права на фотографию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""Суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 1 ст. 19, ч. 152.1, п. 3 ст. 1252, ст. 1255, ст. 1257,. 3 ст. 1228, ст. 1259, ст. 1233, п. 1 ст. 1265, ст. 1266, подп. 9 п. 2 ст. 1270, ч. 1 ст. 1274, ст. 1276, ст. 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. п. 32 - 34, 56, 57, 59, 63 - 64, 71 и п. 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 года N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 5.13.1, п. 5.13.2, п. 5.13.3, п. 5.13.7, п. 5.13.10, Правил пользования Сайтом "ВКонтакте", ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", исходил из того, что ИП Г.С.НА. является единственным автором спорных фотографий, представляющих собой результат творческого труда, используемого ответчиками без согласия истца и без указания его как автора, а также без его согласия на обнародование указанных фотографий, установив, факт нарушения ответчиками интеллектуальных прав в отношении объектов авторского и исключительного права истца на фотографические произведения, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы защиты авторских прав на фотографию
(Бардов И.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Действующим законодательством предусмотрена уголовная (ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации <1>), административная (ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2>) и гражданско-правовая (ст. 1252, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации <3>; далее - ГК РФ) ответственность за нарушение авторских прав. Правовой режим в целом одинаков для всех видов объектов авторских прав, соответственно, и способы их защиты являются общими.
(Бардов И.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Действующим законодательством предусмотрена уголовная (ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации <1>), административная (ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2>) и гражданско-правовая (ст. 1252, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации <3>; далее - ГК РФ) ответственность за нарушение авторских прав. Правовой режим в целом одинаков для всех видов объектов авторских прав, соответственно, и способы их защиты являются общими.
Статья: Об учете особенностей способа неправомочного использования объекта интеллектуальной собственности при расчете компенсации за нарушение авторских прав
(Фомин В.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)В качестве примера некорректной оценки величины ущерба, нанесенного правообладателю несанкционированным (неправомочным) использованием принадлежащего ему фотоизображения, целесообразно рассмотреть Решение Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2023 года по делу N А41-68008/22, согласно которому с нарушителя - Фонда капитального ремонта Воронежской области в пользу истца - ООО Федеральное агентство по защите прав фотографов "Пейзаж" была взыскана компенсация в размере 17 306 575 рублей за несанкционированное использование фотографического произведения "Центр Воронежа на закате" при изготовлении квитанций для оплаты платежей на капитальный ремонт многоквартирных домов <3>. Как и во многих других делах, связанных с нарушением авторских прав на фотографии (фотоизображения), в судебном решении указан способ использования фото - "воспроизведение" без заключения лицензионного договора <4>. Однако при достаточно развитом современном рынке фотоизображений неясно, на каких именно условиях был бы заключен гипотетический лицензионный договор и какая сумма была бы согласно ему уплачена.
(Фомин В.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)В качестве примера некорректной оценки величины ущерба, нанесенного правообладателю несанкционированным (неправомочным) использованием принадлежащего ему фотоизображения, целесообразно рассмотреть Решение Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2023 года по делу N А41-68008/22, согласно которому с нарушителя - Фонда капитального ремонта Воронежской области в пользу истца - ООО Федеральное агентство по защите прав фотографов "Пейзаж" была взыскана компенсация в размере 17 306 575 рублей за несанкционированное использование фотографического произведения "Центр Воронежа на закате" при изготовлении квитанций для оплаты платежей на капитальный ремонт многоквартирных домов <3>. Как и во многих других делах, связанных с нарушением авторских прав на фотографии (фотоизображения), в судебном решении указан способ использования фото - "воспроизведение" без заключения лицензионного договора <4>. Однако при достаточно развитом современном рынке фотоизображений неясно, на каких именно условиях был бы заключен гипотетический лицензионный договор и какая сумма была бы согласно ему уплачена.
Статья: Практика использования фотографий на платформах электронной коммерции
(Покровская А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 2)Наконец, важно понимать, что нарушение авторских прав на фотографии - это юридический вопрос и его решение может потребовать времени и ресурсов. Однако борьба за свои права на фотографии - это важный шаг для защиты интеллектуальной собственности и поддержания законности в электронной коммерции.
(Покровская А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 2)Наконец, важно понимать, что нарушение авторских прав на фотографии - это юридический вопрос и его решение может потребовать времени и ресурсов. Однако борьба за свои права на фотографии - это важный шаг для защиты интеллектуальной собственности и поддержания законности в электронной коммерции.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В связи с этим возникает множество правовых вопросов, среди которых можно выделить основные. Во-первых, какие черно-белые фотографии могут быть объектом колоризации? Не будет ли созданная таким способом новая (по цвету) фотография нарушать авторские права создателя черно-белой фотографии, в частности, которая будет отнесена к такому объекту, как "фотографическое произведение"? Следует отметить, что для колоризации черно-белой фотографии не имеет значения, какая фотография-первоисточник была использована, с позиции отнесения ее к фотографическому произведению. В вышеприведенном перечне трудов авторов были проведены достаточно глубокие и комплексные исследования по определению критериев отнесения фотографии к фотографическому произведению и, как результат, распространения на нее режима охраноспособности объекта авторских прав. Представляется, что если не нарушаются права автора черно-белой фотографии, то она может быть использована для ее колоризации независимо от того, может ли быть отнесен первоисточник (черно-белая фотография) к фотографическому произведению. Например, обычная фотография на документы, сделанная по технологии, которая вряд ли может быть отнесена к творческой деятельности, по нашему мнению, не подпадает под критерии фотографического произведения как объекта авторских прав. Но такая фотография, изготовленная в черно-белом изображении, впоследствии может быть творчески раскрашена (преобразована) с помощью различных технических и иных средств, методов и технологий, в том числе с помощью компьютерной программы, если, например, изготовитель фотографии передал заказчику ее цифровую версию (форму).
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В связи с этим возникает множество правовых вопросов, среди которых можно выделить основные. Во-первых, какие черно-белые фотографии могут быть объектом колоризации? Не будет ли созданная таким способом новая (по цвету) фотография нарушать авторские права создателя черно-белой фотографии, в частности, которая будет отнесена к такому объекту, как "фотографическое произведение"? Следует отметить, что для колоризации черно-белой фотографии не имеет значения, какая фотография-первоисточник была использована, с позиции отнесения ее к фотографическому произведению. В вышеприведенном перечне трудов авторов были проведены достаточно глубокие и комплексные исследования по определению критериев отнесения фотографии к фотографическому произведению и, как результат, распространения на нее режима охраноспособности объекта авторских прав. Представляется, что если не нарушаются права автора черно-белой фотографии, то она может быть использована для ее колоризации независимо от того, может ли быть отнесен первоисточник (черно-белая фотография) к фотографическому произведению. Например, обычная фотография на документы, сделанная по технологии, которая вряд ли может быть отнесена к творческой деятельности, по нашему мнению, не подпадает под критерии фотографического произведения как объекта авторских прав. Но такая фотография, изготовленная в черно-белом изображении, впоследствии может быть творчески раскрашена (преобразована) с помощью различных технических и иных средств, методов и технологий, в том числе с помощью компьютерной программы, если, например, изготовитель фотографии передал заказчику ее цифровую версию (форму).
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Определением Верховного Суда РФ от 20 сентября 2022 г. N 58-КГ22-7-К9 возвращено на новое рассмотрение дело о нарушении личных неимущественных прав автора фотографий квартиры, выставленной на продажу. Ответчик разместил объявления о продаже квартиры с фотографиями истца без указания имени истца. Суды нижестоящих инстанций проигнорировали факт нарушения личных неимущественных прав истца, что послужило основанием для отмены вынесенных судебных актов.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Определением Верховного Суда РФ от 20 сентября 2022 г. N 58-КГ22-7-К9 возвращено на новое рассмотрение дело о нарушении личных неимущественных прав автора фотографий квартиры, выставленной на продажу. Ответчик разместил объявления о продаже квартиры с фотографиями истца без указания имени истца. Суды нижестоящих инстанций проигнорировали факт нарушения личных неимущественных прав истца, что послужило основанием для отмены вынесенных судебных актов.
Статья: Комментарий к Постановлению Суда по интеллектуальным правам от 18.03.2025 N С01-2652/2024 по делу А73-6550/2024 <Компенсация за использование чужих фотографий не всегда зависит от количества снимков>
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 11)В итоге суд признал использование 376 изображений нарушением авторского права, однако снизил размер компенсации до 10 000 руб. за каждую использованную серию фотографий, а не за каждое изображение, как просил автор (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024 по делу А56-99330/2021).
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 11)В итоге суд признал использование 376 изображений нарушением авторского права, однако снизил размер компенсации до 10 000 руб. за каждую использованную серию фотографий, а не за каждое изображение, как просил автор (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024 по делу А56-99330/2021).
Статья: Защита прав на фотографии в сети Интернет: Россия и Германия
(Сидорина Н.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 6)Цифровизация и технический прогресс ведут к тому, что правонарушения в сфере интеллектуальной собственности, а в особенности нарушения авторских прав на фотографии, размещаемые в сети Интернет, случаются все чаще и становятся все более разнообразными. Происходит диверсификация не только правовых, но и технических средств защиты и идентификации автора. К примеру, данные об авторе могут быть указаны не на самой фотографии или в сопроводительной надписи, а в метаданных файла, размещенного в сети Интернет. Немецкая практика неоднозначно подходит к тому, допустимо ли удалять такое указание автора либо правообладателя в файле фотографии. Некоторые ограничения защиты, специфические именно для фотографий, встречаются и в немецком, и в российском праве. Их мы рассмотрим в данной статье.
(Сидорина Н.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 6)Цифровизация и технический прогресс ведут к тому, что правонарушения в сфере интеллектуальной собственности, а в особенности нарушения авторских прав на фотографии, размещаемые в сети Интернет, случаются все чаще и становятся все более разнообразными. Происходит диверсификация не только правовых, но и технических средств защиты и идентификации автора. К примеру, данные об авторе могут быть указаны не на самой фотографии или в сопроводительной надписи, а в метаданных файла, размещенного в сети Интернет. Немецкая практика неоднозначно подходит к тому, допустимо ли удалять такое указание автора либо правообладателя в файле фотографии. Некоторые ограничения защиты, специфические именно для фотографий, встречаются и в немецком, и в российском праве. Их мы рассмотрим в данной статье.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)В статье освещены актуальные примеры судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением авторских прав на фотографии, объекты изобразительного искусства, патенты, видеозаписи, товарные знаки и программы для ЭВМ.
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)В статье освещены актуальные примеры судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением авторских прав на фотографии, объекты изобразительного искусства, патенты, видеозаписи, товарные знаки и программы для ЭВМ.