Народный бюджет Тульская область
Подборка наиболее важных документов по запросу Народный бюджет Тульская область (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе как принцип бюджетной системы Российской Федерации: понятие и правовое закрепление
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<6> Вагин В.В., Шугрина Е.С. Роль инициативного бюджетирования в формировании экосистемы гражданского участия в государственном и муниципальном управлении // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. N 2. С. 9 - 24; Левина В.В. Вовлеченность граждан как фактор развития инициативного бюджетирования в Тульской области // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2020. N 1. С. 28 - 34; Цветова Г.В. Инициативное бюджетирование как инструмент гражданского участия в бюджетном процессе // Экономика и предпринимательство. 2018. N 2 (91). С. 76 - 79; и др.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<6> Вагин В.В., Шугрина Е.С. Роль инициативного бюджетирования в формировании экосистемы гражданского участия в государственном и муниципальном управлении // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. N 2. С. 9 - 24; Левина В.В. Вовлеченность граждан как фактор развития инициативного бюджетирования в Тульской области // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2020. N 1. С. 28 - 34; Цветова Г.В. Инициативное бюджетирование как инструмент гражданского участия в бюджетном процессе // Экономика и предпринимательство. 2018. N 2 (91). С. 76 - 79; и др.
Статья: Соотношение традиционных и новых форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления
(Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2019, N 11)В общем виде инициативное бюджетирование рассматривается как совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе, практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также в последующем контроле за реализацией отобранных проектов <16>. В юридической литературе отмечаются различные формы реализации инициативного бюджетирования на местном уровне: программа поддержки местных инициатив Всемирного банка, партисипаторное бюджетирование, "Народный бюджет" и "Народная инициатива" <17>. В целях реализации указанных инициатив на местном уровне принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок участия населения в их осуществлении <18>. Отметим, что к настоящему моменту проекты в рамках инициативного бюджетирования реализуются в муниципальных образованиях на территории 30 субъектов РФ <19>. Достоинством реализуемых программ является их направленность на обеспечение процедур участия населения муниципальных образований в отборе проектов и их последующей реализации. В целом оценивая положительно внедрение в практику осуществления местного самоуправления рассматриваемой формы участия граждан, следует указать на ряд проблем, прежде всего юридического свойства, которые выявились в ходе ее использования и применения. Речь идет о таком обязательном условии реализации местных проектов, как софинансирование определенной доли расходов за счет средств населения. В частности, описанная процедура применяется в рамках реализации проекта "Народный бюджет" в Тульской области. Участие граждан в софинансировании расходов для решения актуальных вопросов местной жизни осуществляется посредством заключения гражданско-правовых договоров дарения денежных средств. Такой подход не соотносится с принципами регулирования финансовых отношений, установленными Федеральным законом N 131-ФЗ, а также не учитывает, что местное самоуправление выступает прежде всего как институт публичного права, и, соответственно, при его нормативном регулировании должны применяться решения, характерные для данной сферы права. Для решения отмеченной проблемы Министерством финансов РФ был подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающий введение категории "инициативные платежи", под которыми предлагается понимать денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в местный бюджет в целях реализации инициативных проектов. Очевидно, что предлагаемое правовое решение является далеко не единственным элементом, необходимым для выстраивания комплексного нормативного правового регулирования процесса инициативного бюджетирования на местном уровне. Как представляется, требуется дополнительная регламентация в части обеспечения механизмов контроля со стороны граждан за ходом реализации проектов, реализуемых в рамках инициативного бюджетирования.
(Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2019, N 11)В общем виде инициативное бюджетирование рассматривается как совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе, практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также в последующем контроле за реализацией отобранных проектов <16>. В юридической литературе отмечаются различные формы реализации инициативного бюджетирования на местном уровне: программа поддержки местных инициатив Всемирного банка, партисипаторное бюджетирование, "Народный бюджет" и "Народная инициатива" <17>. В целях реализации указанных инициатив на местном уровне принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок участия населения в их осуществлении <18>. Отметим, что к настоящему моменту проекты в рамках инициативного бюджетирования реализуются в муниципальных образованиях на территории 30 субъектов РФ <19>. Достоинством реализуемых программ является их направленность на обеспечение процедур участия населения муниципальных образований в отборе проектов и их последующей реализации. В целом оценивая положительно внедрение в практику осуществления местного самоуправления рассматриваемой формы участия граждан, следует указать на ряд проблем, прежде всего юридического свойства, которые выявились в ходе ее использования и применения. Речь идет о таком обязательном условии реализации местных проектов, как софинансирование определенной доли расходов за счет средств населения. В частности, описанная процедура применяется в рамках реализации проекта "Народный бюджет" в Тульской области. Участие граждан в софинансировании расходов для решения актуальных вопросов местной жизни осуществляется посредством заключения гражданско-правовых договоров дарения денежных средств. Такой подход не соотносится с принципами регулирования финансовых отношений, установленными Федеральным законом N 131-ФЗ, а также не учитывает, что местное самоуправление выступает прежде всего как институт публичного права, и, соответственно, при его нормативном регулировании должны применяться решения, характерные для данной сферы права. Для решения отмеченной проблемы Министерством финансов РФ был подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающий введение категории "инициативные платежи", под которыми предлагается понимать денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в местный бюджет в целях реализации инициативных проектов. Очевидно, что предлагаемое правовое решение является далеко не единственным элементом, необходимым для выстраивания комплексного нормативного правового регулирования процесса инициативного бюджетирования на местном уровне. Как представляется, требуется дополнительная регламентация в части обеспечения механизмов контроля со стороны граждан за ходом реализации проектов, реализуемых в рамках инициативного бюджетирования.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по определению нормативности правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в целях ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"
(утв. Минюстом России)Постановление Правительства Тульской области от 24.09.2015 N 433
(утв. Минюстом России)Постановление Правительства Тульской области от 24.09.2015 N 433
"Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях"- предоставление грантов (иных дотаций) (Нижегородская область, Тверская область, Тульская область);
Статья: Перспективы компенсации муниципальных налогов средствами инициативного бюджетирования
(Бауэр В.П.)
("Налоги" (журнал), 2018, N 3)Региональные вариации практик ППМИ и КПБ, запущенные партией "Единая Россия" и ОНФ в 2010 - 2011 гг. в формате программ "Народная инициатива" и "Народный бюджет" <22>, продолжают развиваться самостоятельно в ряде российских регионов. Наиболее успешно данные программы реализуются в Тульской, Иркутской, Тамбовской областях. Процедуры участия населения включают: самостоятельные и совместные с представителями органов власти действия, обеспечивающие подлинное гражданское участие в инициировании, обсуждении, участие в реализации, общественном контроле проектов, выдвинутых населением и финансируемых из государственных или муниципальных бюджетов. К экономическим эффектам данных программ можно отнести следующее: экономию бюджетных средств, повышение эффективности государственных и муниципальных расходов (общественный контроль, бережная эксплуатация и т.п.); софинансирование со стороны населения и др. К социальным эффектам ППМИ и ПБ можно отнести: вовлечение населения в "Бюджет для граждан"; решение местных острых, "незаметных" для муниципалитетов проблем; повышение уровня доверия к местной власти; искоренение иждивенческих настроений населения; формирование идеологии партнерства населения и органов муниципальной власти; содействие формированию территориальных сообществ и т.п.
(Бауэр В.П.)
("Налоги" (журнал), 2018, N 3)Региональные вариации практик ППМИ и КПБ, запущенные партией "Единая Россия" и ОНФ в 2010 - 2011 гг. в формате программ "Народная инициатива" и "Народный бюджет" <22>, продолжают развиваться самостоятельно в ряде российских регионов. Наиболее успешно данные программы реализуются в Тульской, Иркутской, Тамбовской областях. Процедуры участия населения включают: самостоятельные и совместные с представителями органов власти действия, обеспечивающие подлинное гражданское участие в инициировании, обсуждении, участие в реализации, общественном контроле проектов, выдвинутых населением и финансируемых из государственных или муниципальных бюджетов. К экономическим эффектам данных программ можно отнести следующее: экономию бюджетных средств, повышение эффективности государственных и муниципальных расходов (общественный контроль, бережная эксплуатация и т.п.); софинансирование со стороны населения и др. К социальным эффектам ППМИ и ПБ можно отнести: вовлечение населения в "Бюджет для граждан"; решение местных острых, "незаметных" для муниципалитетов проблем; повышение уровня доверия к местной власти; искоренение иждивенческих настроений населения; формирование идеологии партнерства населения и органов муниципальной власти; содействие формированию территориальных сообществ и т.п.
Статья: Опыт и перспективы применения в России инициативного бюджетирования
(Чулков А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2017, N 11)По оценкам руководства "Единой России", процедурами "Народного бюджета" было распределено свыше 80 млрд руб. Лучше всего процесс был организован в Иркутской, Свердловской, Омской, Рязанской и Волгоградской областях. Бюджетная инновация "Единой России" в 2011 г. в той или иной степени получила поддержку во всех регионах. В большинстве субъектов РФ "Народный бюджет" не вышел за пределы предложенной базовой модели, предполагающей общественные обсуждения и сбор наказов депутатам, но в отдельных регионах были созданы предпосылки для серьезных бюджетных инноваций. Некоторые области сумели трансформировать проект в новаторские практики работы с местным бюджетом: "Народный бюджет" Тульской области, проекты "Народная инициатива" в Иркутской и Тамбовской областях работают уже в течение нескольких лет.
(Чулков А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2017, N 11)По оценкам руководства "Единой России", процедурами "Народного бюджета" было распределено свыше 80 млрд руб. Лучше всего процесс был организован в Иркутской, Свердловской, Омской, Рязанской и Волгоградской областях. Бюджетная инновация "Единой России" в 2011 г. в той или иной степени получила поддержку во всех регионах. В большинстве субъектов РФ "Народный бюджет" не вышел за пределы предложенной базовой модели, предполагающей общественные обсуждения и сбор наказов депутатам, но в отдельных регионах были созданы предпосылки для серьезных бюджетных инноваций. Некоторые области сумели трансформировать проект в новаторские практики работы с местным бюджетом: "Народный бюджет" Тульской области, проекты "Народная инициатива" в Иркутской и Тамбовской областях работают уже в течение нескольких лет.
Статья: Совершенствование бюджетного законодательства в условиях построения цифровой экономики в Российской Федерации
(Веремеева О.В.)
("Финансовое право", 2019, N 1)Во многих российских регионах распространена такая практика. К числу лидеров в развитии инициативного бюджетирования в России могут быть отнесены: Вологодская область, Ярославская область, Кировская область, Ленинградская область, Тверская область, Тульская область, Ульяновская область, Республика Башкортостан, а также ряд других. Однако общая сумма средств, направляемых на реализацию проектов инициативного бюджетирования, пока невелика. Например, в 2017 г. она составила около 10 млрд руб.
(Веремеева О.В.)
("Финансовое право", 2019, N 1)Во многих российских регионах распространена такая практика. К числу лидеров в развитии инициативного бюджетирования в России могут быть отнесены: Вологодская область, Ярославская область, Кировская область, Ленинградская область, Тверская область, Тульская область, Ульяновская область, Республика Башкортостан, а также ряд других. Однако общая сумма средств, направляемых на реализацию проектов инициативного бюджетирования, пока невелика. Например, в 2017 г. она составила около 10 млрд руб.
Статья: К вопросу об особенностях бюджетного планирования в 2016 году
(Гриценко В.В.)
("Финансовое право", 2016, N 8)В настоящее время также стал использоваться термин "народный бюджет". Так, например, миллиард рублей из регионального бюджета выделятся на проекты "Народного бюджета" в Тульской области, всего в 2016 году в программу "Народного бюджета" включено 1026 проектов <23>. При этом общий бюджет этой программы в 2015 году превысил 465 миллионов рублей, из них доля областного бюджета - 285 миллионов, муниципальных - более 88 миллионов, 44 миллиона рублей - средства спонсоров, около 50 миллионов - средства жителей, которые они отдали на оплату проектов, считающихся, по их мнению, наиболее актуальными. В.В. Гамукин выделил следующие параметры, которыми должен обладать такой бюджет: прогнозирование и планирование с привлечением широкого круга экспертов; обсуждение проекта бюджета в условиях реальной коллегиальности; безукоризненное прохождение в соответствии с принятым графиком платежей всех прогнозируемых налоговых и неналоговых поступлений; аналогично производимые запланированные расходы; устранение коррупции; отсутствие неожиданных событий или катастроф <24>.
(Гриценко В.В.)
("Финансовое право", 2016, N 8)В настоящее время также стал использоваться термин "народный бюджет". Так, например, миллиард рублей из регионального бюджета выделятся на проекты "Народного бюджета" в Тульской области, всего в 2016 году в программу "Народного бюджета" включено 1026 проектов <23>. При этом общий бюджет этой программы в 2015 году превысил 465 миллионов рублей, из них доля областного бюджета - 285 миллионов, муниципальных - более 88 миллионов, 44 миллиона рублей - средства спонсоров, около 50 миллионов - средства жителей, которые они отдали на оплату проектов, считающихся, по их мнению, наиболее актуальными. В.В. Гамукин выделил следующие параметры, которыми должен обладать такой бюджет: прогнозирование и планирование с привлечением широкого круга экспертов; обсуждение проекта бюджета в условиях реальной коллегиальности; безукоризненное прохождение в соответствии с принятым графиком платежей всех прогнозируемых налоговых и неналоговых поступлений; аналогично производимые запланированные расходы; устранение коррупции; отсутствие неожиданных событий или катастроф <24>.