Народные инициативы Иркутск
Подборка наиболее важных документов по запросу Народные инициативы Иркутск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)<83> См., например, уставы Краснодарского, Красноярского краев, Астраханской, Брянской, Иркутской, Калужской, Нижегородской, Томской областей, Еврейской автономной области и др. См. также, например: Закон Алтайского края от 11 февраля 2002 г. "О народной законодательной инициативе в Алтайском крае", Закон Томской области от 12 февраля 2007 г. "О гражданской законодательной инициативе в Томской области", Закон Иркутской области от 18 июня 2010 г. "О народной правотворческой инициативе", Закон Калужской области от 3 июня 1996 г. "О народной правотворческой инициативе".
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)<83> См., например, уставы Краснодарского, Красноярского краев, Астраханской, Брянской, Иркутской, Калужской, Нижегородской, Томской областей, Еврейской автономной области и др. См. также, например: Закон Алтайского края от 11 февраля 2002 г. "О народной законодательной инициативе в Алтайском крае", Закон Томской области от 12 февраля 2007 г. "О гражданской законодательной инициативе в Томской области", Закон Иркутской области от 18 июня 2010 г. "О народной правотворческой инициативе", Закон Калужской области от 3 июня 1996 г. "О народной правотворческой инициативе".
Статья: Соотношение публично-властных и общественных компонентов в организации местного самоуправления и муниципальных образований и их опора на традиционные российские цивилизационные ценности
(Диденко А.Н.)
("Местное право", 2025, N 2)В регионах существует и инфраструктура для поддержки деятельности патриотических клубов. Многие регионы предоставляют методическую, материально-техническую поддержку, а также создают специальные объекты, например полосы препятствий и спортивные комплексы, для использования военно-патриотическими клубами, организуют и поддерживают клубные формирования военно-патриотической направленности (Удмуртская Республика, Краснодарский край, Брянская область, Иркутская область и др.).
(Диденко А.Н.)
("Местное право", 2025, N 2)В регионах существует и инфраструктура для поддержки деятельности патриотических клубов. Многие регионы предоставляют методическую, материально-техническую поддержку, а также создают специальные объекты, например полосы препятствий и спортивные комплексы, для использования военно-патриотическими клубами, организуют и поддерживают клубные формирования военно-патриотической направленности (Удмуртская Республика, Краснодарский край, Брянская область, Иркутская область и др.).
Нормативные акты
Федеративный договор от 31.03.1992
"Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации"
(вместе с "Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации" от 31.03.1992)Положения настоящего Договора вносятся в порядке совместной законодательной инициативы на Съезд народных депутатов Российской Федерации для их оформления в качестве раздела Конституции (Основного закона) Российской Федерации.
"Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации"
(вместе с "Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации" от 31.03.1992)Положения настоящего Договора вносятся в порядке совместной законодательной инициативы на Съезд народных депутатов Российской Федерации для их оформления в качестве раздела Конституции (Основного закона) Российской Федерации.
Статья: Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты
(Абрамова А.И.)
("Журнал российского права", 2006, N 3)На субъекта законодательной инициативы возлагается обязанность представления законопроекта в строгом соответствии с установленными правилами. При этом законодательный орган вправе потребовать соблюдения данного условия, а при его несоблюдении - возвратить законопроект инициатору. На федеральном уровне возвращение законопроекта для выполнения инициатором установленных требований сформулировано в Регламенте как право Совета Государственной Думы. Практика решения данного вопроса субъектами Федерации разнообразна. Например, Регламентом Законодательного собрания Иркутской области закреплено, что решение о возвращении законопроекта принимает коллегия Собрания. Указанное решение должно быть мотивированным, о чем в трехдневный срок сообщается субъекту законодательной инициативы. В соответствии с Регламентом Народного Хурала Республики Бурятия возвращение внесенного законопроекта производится на основании заключения комитета, предварительно изучившего законопроект на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к оформлению законопроекта. По Регламенту Палаты представителей Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) таким основанием должна служить экспертная оценка одного из членов юридического отдела. При возвращении законопроекта инициатору назначается срок для исправления обнаруженных недостатков.
(Абрамова А.И.)
("Журнал российского права", 2006, N 3)На субъекта законодательной инициативы возлагается обязанность представления законопроекта в строгом соответствии с установленными правилами. При этом законодательный орган вправе потребовать соблюдения данного условия, а при его несоблюдении - возвратить законопроект инициатору. На федеральном уровне возвращение законопроекта для выполнения инициатором установленных требований сформулировано в Регламенте как право Совета Государственной Думы. Практика решения данного вопроса субъектами Федерации разнообразна. Например, Регламентом Законодательного собрания Иркутской области закреплено, что решение о возвращении законопроекта принимает коллегия Собрания. Указанное решение должно быть мотивированным, о чем в трехдневный срок сообщается субъекту законодательной инициативы. В соответствии с Регламентом Народного Хурала Республики Бурятия возвращение внесенного законопроекта производится на основании заключения комитета, предварительно изучившего законопроект на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к оформлению законопроекта. По Регламенту Палаты представителей Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) таким основанием должна служить экспертная оценка одного из членов юридического отдела. При возвращении законопроекта инициатору назначается срок для исправления обнаруженных недостатков.
"Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование)"
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)В Вологодской, Орловской областях по решению Законодательного Собрания проект Устава, а также закона о внесении в него поправок могут быть внесены на областное народное обсуждение, в Липецкой области - на областной конституционный референдум.
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)В Вологодской, Орловской областях по решению Законодательного Собрания проект Устава, а также закона о внесении в него поправок могут быть внесены на областное народное обсуждение, в Липецкой области - на областной конституционный референдум.
Статья: К вопросу о попечителях и попечительских советах в системе народного просвещения Восточной Сибири
(Мамкина И.Н.)
("История государства и права", 2013, N 18)Несмотря на то что в Восточной Сибири земская реформа не была реализована, потребность общества в развитии народного просвещения, так же как и в Европейской России, способствовала увеличению числа учебных заведений. В Восточной Сибири открывались начальные училища, женские и мужские гимназии и прогимназии, учительские семинарии, многие из них по инициативе и при участии общественности и частных лиц - Иркутская женская прогимназия им. И.С. Хаминова, Троицкосавское Алексеевское реальное училище, Троицкосавская женская гимназия им. графа Н.Н. Муравьева-Амурского, Нерчинская Софийская женская гимназия.
(Мамкина И.Н.)
("История государства и права", 2013, N 18)Несмотря на то что в Восточной Сибири земская реформа не была реализована, потребность общества в развитии народного просвещения, так же как и в Европейской России, способствовала увеличению числа учебных заведений. В Восточной Сибири открывались начальные училища, женские и мужские гимназии и прогимназии, учительские семинарии, многие из них по инициативе и при участии общественности и частных лиц - Иркутская женская прогимназия им. И.С. Хаминова, Троицкосавское Алексеевское реальное училище, Троицкосавская женская гимназия им. графа Н.Н. Муравьева-Амурского, Нерчинская Софийская женская гимназия.
Статья: Участие уполномоченных по правам человека (омбудсменов) в совершенствовании законодательства
(Миронов О.О.)
("Омбудсмен", 2012, N 1)Почти все это прослеживается в законодательстве и об уполномоченных по правам человека. Вместе с тем законы субъектов Российской Федерации более рационально, нежели федеральный конституционный закон, регламентируют деятельность уполномоченных по правам человека в законодательной сфере. В законах, например, Брянской, Курской, Нижегородской областей, Чукотского автономного округа имеются специальные статьи "Содействие Уполномоченного совершенствованию законодательства", в законе Иркутской области - "Деятельность Уполномоченного по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина". Законом Алтайского края закреплено право Уполномоченного вносить предложения об использовании Алтайским краевым Советом народных депутатов права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в целях укрепления гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Аналогичное право предусмотрено законом Республики Алтай.
(Миронов О.О.)
("Омбудсмен", 2012, N 1)Почти все это прослеживается в законодательстве и об уполномоченных по правам человека. Вместе с тем законы субъектов Российской Федерации более рационально, нежели федеральный конституционный закон, регламентируют деятельность уполномоченных по правам человека в законодательной сфере. В законах, например, Брянской, Курской, Нижегородской областей, Чукотского автономного округа имеются специальные статьи "Содействие Уполномоченного совершенствованию законодательства", в законе Иркутской области - "Деятельность Уполномоченного по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина". Законом Алтайского края закреплено право Уполномоченного вносить предложения об использовании Алтайским краевым Советом народных депутатов права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в целях укрепления гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Аналогичное право предусмотрено законом Республики Алтай.
Статья: Общественная инициатива как форма участия граждан в управлении делами государства
(Ларькина А.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2017, N 9)Следует признать, что институт инициативы получил широкое признание и даже правовое закрепление в современной России. Обращает на себя внимание разнообразие видов его наименований. Так, например, на федеральном уровне законодательно закреплена правотворческая инициатива граждан как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления <4>. На уровне же субъектов Федерации инициатива как институт демократии сочетается с различными наименованиями: законодательная инициатива граждан (Астраханская, Волгоградская, Смоленская, Тамбовская области); народная законодательная инициатива (Алтайский край, Иркутская область); гражданская законодательная инициатива (Калининградская, Томская область, г. Москва), а также и правотворческая инициатива граждан (Республика Мордовия).
(Ларькина А.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2017, N 9)Следует признать, что институт инициативы получил широкое признание и даже правовое закрепление в современной России. Обращает на себя внимание разнообразие видов его наименований. Так, например, на федеральном уровне законодательно закреплена правотворческая инициатива граждан как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления <4>. На уровне же субъектов Федерации инициатива как институт демократии сочетается с различными наименованиями: законодательная инициатива граждан (Астраханская, Волгоградская, Смоленская, Тамбовская области); народная законодательная инициатива (Алтайский край, Иркутская область); гражданская законодательная инициатива (Калининградская, Томская область, г. Москва), а также и правотворческая инициатива граждан (Республика Мордовия).
Статья: Изменение территории субъекта РФ в связи с образованием в составе России нового субъекта
(Шугрина Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2012, N 4)<3> Постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 11 октября 2005 года N 13/2-ЗС "Об инициативе объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа".
(Шугрина Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2012, N 4)<3> Постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 11 октября 2005 года N 13/2-ЗС "Об инициативе объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа".
Статья: Право законодательной инициативы в региональном законодательном процессе: сущность, проблемы, предложения
(Леоненко Н.Т.)
("Российский юридический журнал", 2011, N 5)В некоторых республиках, входящих в состав России, правом законодательной инициативы обладает титульная нация. Например, ст. 86 Конституции Республики Хакасия <8> право законодательной инициативы предоставляет Съезду (Чыылыг) хакасского народа - высшему руководящему органу хакасского регионального общественного движения родов хакасского народа. На наш взгляд, предоставление преимуществ той или иной нации в многонациональном государстве, каким является Россия, чревато серьезными межнациональными конфликтами, кроме того, не согласуется с ключевым институтом российской государственности - единым и равным гражданством.
(Леоненко Н.Т.)
("Российский юридический журнал", 2011, N 5)В некоторых республиках, входящих в состав России, правом законодательной инициативы обладает титульная нация. Например, ст. 86 Конституции Республики Хакасия <8> право законодательной инициативы предоставляет Съезду (Чыылыг) хакасского народа - высшему руководящему органу хакасского регионального общественного движения родов хакасского народа. На наш взгляд, предоставление преимуществ той или иной нации в многонациональном государстве, каким является Россия, чревато серьезными межнациональными конфликтами, кроме того, не согласуется с ключевым институтом российской государственности - единым и равным гражданством.
Статья: Реальное и мнимое расширение предмета конституционного права
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2018, N 10)Дело в том, что существует еще одна форма прямой демократии, сходная с названным правом граждан на жалобу и петицию (т.е. индивидуальным и коллективным обращением в государственные и муниципальные органы власти), но существенно отличающаяся как в формулировках, так и в механизмах. Речь идет об инициативе: нет единообразия в формулировках и наполнении терминов "гражданская инициатива", "народная законодательная инициатива" (Устав Мурманской области), "народная правотворческая инициатива" (Конституция Республики Кабардино-Балкария), "краевая народная законодательная инициатива" (Устав Алтайского края), "краевая народная инициатива" (Устав Красноярского края), "народная правотворческая инициатива" (Уставы Амурской, Калужской, Кемеровской, Липецкой областей), "гражданская инициатива" (Уставы Воронежской и Тульской областей), "законодательная инициатива" (Уставы Иркутской, Брянской, Калининградской, Мурманской областей, Конституция Республики Хакасия и др.).
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2018, N 10)Дело в том, что существует еще одна форма прямой демократии, сходная с названным правом граждан на жалобу и петицию (т.е. индивидуальным и коллективным обращением в государственные и муниципальные органы власти), но существенно отличающаяся как в формулировках, так и в механизмах. Речь идет об инициативе: нет единообразия в формулировках и наполнении терминов "гражданская инициатива", "народная законодательная инициатива" (Устав Мурманской области), "народная правотворческая инициатива" (Конституция Республики Кабардино-Балкария), "краевая народная законодательная инициатива" (Устав Алтайского края), "краевая народная инициатива" (Устав Красноярского края), "народная правотворческая инициатива" (Уставы Амурской, Калужской, Кемеровской, Липецкой областей), "гражданская инициатива" (Уставы Воронежской и Тульской областей), "законодательная инициатива" (Уставы Иркутской, Брянской, Калининградской, Мурманской областей, Конституция Республики Хакасия и др.).
Статья: Законы субъекта Российской Федерации в системе региональных источников конституционного права
(Афисов Я.В.)
("Власть Закона", 2016, N 1)В законодательстве субъектов Российской Федерации, в отличие от федерального законодательства, закрепляется право инициировать поправки, пересмотр, изменение конституции (устава) субъекта, иногда - возможность предложить проект нового основного закона (в Удмуртской Республике; Республике Хакасия; Приморском крае; Воронежской, Мурманской областях и др.). Примером субъекта Федерации, в котором народ может инициировать не только изменение основного закона, но и проект нового, может быть Иркутская область. В законодательстве Алтайского, Краснодарского краев закреплено право законодательной инициативы <1>.
(Афисов Я.В.)
("Власть Закона", 2016, N 1)В законодательстве субъектов Российской Федерации, в отличие от федерального законодательства, закрепляется право инициировать поправки, пересмотр, изменение конституции (устава) субъекта, иногда - возможность предложить проект нового основного закона (в Удмуртской Республике; Республике Хакасия; Приморском крае; Воронежской, Мурманской областях и др.). Примером субъекта Федерации, в котором народ может инициировать не только изменение основного закона, но и проект нового, может быть Иркутская область. В законодательстве Алтайского, Краснодарского краев закреплено право законодательной инициативы <1>.
Статья: Третья Международная школа-практикум молодых ученых и специалистов по юриспруденции на тему "Эффективность законодательства и современные юридические технологии"
(Кичигин Н.В., Егорова Н.Е., Иванюк О.А.)
("Журнал российского права", 2008, N 7)В рамках секции старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Южного Федерального университета А.В. Серегин затронул проблемы выражения в законе общей воли народа; старший преподаватель кафедры конституционного права Иркутского юридического института (филиал) Российской правовой академии Министерства юстиции РФ М.Ю. Куликов рассмотрел некоторые аспекты юридических технологий, обеспечивающих осуществление права народа на участие в управлении делами государства; аспирант Института Т.А. Кривошеева обратила внимание присутствующих на роль референдума в законотворчестве, в частности при осуществлении народной законодательной инициативы; доцент кафедры государственного строительства и права Адыгейского филиала Северо-Кавказской академии государственной службы Е.А. Парасюк остановилась на проблемах выражения в законодательстве воли общества и общественном контроле за состоянием законотворческого процесса; старший научный сотрудник отдела правовых проблем федерализма Института А.Н. Чертков осветил отдельные исторические примеры непосредственного принятия обществом на себя важнейших задач обеспечения выживания государства; доцент кафедры экологического права Института права Удмуртского государственного университета Т.А. Белокрылова отразила некоторые сложности, возникающие на практике при опросе общественного мнения; доцент кафедры конституционного права Тверского государственного университета О.В. Баранов остановился в своем докладе на вопросах транспарентности (прозрачности) деятельности органов государственной власти; старший научный сотрудник Института А.В. Калмыкова рассмотрела юридические технологии, примененные в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и проблемы, возникающие при его применении на практике; старший научный сотрудник Института А.М. Цирин отметил важность проведения работы по прогнозированию последствий принятия нормативных правовых актов.
(Кичигин Н.В., Егорова Н.Е., Иванюк О.А.)
("Журнал российского права", 2008, N 7)В рамках секции старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Южного Федерального университета А.В. Серегин затронул проблемы выражения в законе общей воли народа; старший преподаватель кафедры конституционного права Иркутского юридического института (филиал) Российской правовой академии Министерства юстиции РФ М.Ю. Куликов рассмотрел некоторые аспекты юридических технологий, обеспечивающих осуществление права народа на участие в управлении делами государства; аспирант Института Т.А. Кривошеева обратила внимание присутствующих на роль референдума в законотворчестве, в частности при осуществлении народной законодательной инициативы; доцент кафедры государственного строительства и права Адыгейского филиала Северо-Кавказской академии государственной службы Е.А. Парасюк остановилась на проблемах выражения в законодательстве воли общества и общественном контроле за состоянием законотворческого процесса; старший научный сотрудник отдела правовых проблем федерализма Института А.Н. Чертков осветил отдельные исторические примеры непосредственного принятия обществом на себя важнейших задач обеспечения выживания государства; доцент кафедры экологического права Института права Удмуртского государственного университета Т.А. Белокрылова отразила некоторые сложности, возникающие на практике при опросе общественного мнения; доцент кафедры конституционного права Тверского государственного университета О.В. Баранов остановился в своем докладе на вопросах транспарентности (прозрачности) деятельности органов государственной власти; старший научный сотрудник Института А.В. Калмыкова рассмотрела юридические технологии, примененные в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и проблемы, возникающие при его применении на практике; старший научный сотрудник Института А.М. Цирин отметил важность проведения работы по прогнозированию последствий принятия нормативных правовых актов.