Наркологическая помощь
Подборка наиболее важных документов по запросу Наркологическая помощь (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налогообложение деятельности медицинских организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Реализация товаров, работ и услуг (за некоторым исключением) лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, наркологическую помощь и противотуберкулезную помощь, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы освобождается от НДС (в том числе при уплате НДС на УСН). Но от такого освобождения можно отказаться (пп. 2 п. 3, п. 5 ст. 149 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Реализация товаров, работ и услуг (за некоторым исключением) лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, наркологическую помощь и противотуберкулезную помощь, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы освобождается от НДС (в том числе при уплате НДС на УСН). Но от такого освобождения можно отказаться (пп. 2 п. 3, п. 5 ст. 149 НК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О наркотических средствах и психотропных веществах"Глава VII. НАРКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ
(ред. от 25.12.2023)
"О наркотических средствах и психотропных веществах"Глава VII. НАРКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ
Приказ Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н
(ред. от 07.06.2022)
"Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2016 N 41495)Зарегистрировано в Минюсте России 22 марта 2016 г. N 41495
(ред. от 07.06.2022)
"Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2016 N 41495)Зарегистрировано в Минюсте России 22 марта 2016 г. N 41495
Статья: Порядок выдачи медицинскими организациями справок и заключений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством РФ случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством РФ случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
Готовое решение: По каким кодам отражаются операции в разд. 7 декларации по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)1010272 - реализация и передача для собственных нужд товаров, работ, услуг (за некоторыми исключениями) лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) медицинских организаций психиатрической, наркологической или противотуберкулезной помощи и организаций соцобслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами;
(КонсультантПлюс, 2025)1010272 - реализация и передача для собственных нужд товаров, работ, услуг (за некоторыми исключениями) лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) медицинских организаций психиатрической, наркологической или противотуберкулезной помощи и организаций соцобслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами;
Ситуация: Имеет ли пациент право на получение информации о состоянии своего здоровья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При оформлении копий медицинских документов и выписок из них в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую, наркологическую помощь, медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным гражданам, используются печати или штампы без указания профиля оказываемой медицинской помощи, за исключением случаев, когда в запросе содержатся требования о предоставлении копий медицинских документов или выписок из них медицинской организацией определенного вида (п. 14 Приложения).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При оформлении копий медицинских документов и выписок из них в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую, наркологическую помощь, медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным гражданам, используются печати или штампы без указания профиля оказываемой медицинской помощи, за исключением случаев, когда в запросе содержатся требования о предоставлении копий медицинских документов или выписок из них медицинской организацией определенного вида (п. 14 Приложения).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Что касается разработки и утверждения стандартов оказания гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, медицинской помощи по отдельным заболеваниям, то такая потребность назрела давно. Так, например, для Ямала характерно проживание населения в небольших городах с численностью населения от 25 тыс. до 60 тыс., в сельской местности население проживает либо в небольших населенных пунктах численностью до 7 - 8 тыс. человек либо ведет кочевой образ жизни, характерный для коренных народов, поэтому создание отдельных наркологических диспансеров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа не представляется целесообразным <1>. Однако в Приказе Минздрава России от 30 декабря 2015 г. N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" имеется лишь один случай учета потребностей регионов с климатическими особенностями: ставка "врач психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый)" предусмотрена не на 40 тыс. населения или 15 тыс. сельского населения, а на 1 тыс. сельского населения Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Что касается разработки и утверждения стандартов оказания гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, медицинской помощи по отдельным заболеваниям, то такая потребность назрела давно. Так, например, для Ямала характерно проживание населения в небольших городах с численностью населения от 25 тыс. до 60 тыс., в сельской местности население проживает либо в небольших населенных пунктах численностью до 7 - 8 тыс. человек либо ведет кочевой образ жизни, характерный для коренных народов, поэтому создание отдельных наркологических диспансеров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа не представляется целесообразным <1>. Однако в Приказе Минздрава России от 30 декабря 2015 г. N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" имеется лишь один случай учета потребностей регионов с климатическими особенностями: ставка "врач психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый)" предусмотрена не на 40 тыс. населения или 15 тыс. сельского населения, а на 1 тыс. сельского населения Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
Ситуация: Кто и в каком порядке может пройти бесплатную медицинскую реабилитацию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Медицинская реабилитация больных наркоманией является видом наркологической помощи (п. 1.1 ст. 54 Закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ; п. 2 Порядка N 208н/432н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Медицинская реабилитация больных наркоманией является видом наркологической помощи (п. 1.1 ст. 54 Закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ; п. 2 Порядка N 208н/432н).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Московский областной суд Апелляционным определением от 01.06.2015 по делу N 33-12724/2015 признал возможность привлечения медицинского работника к дисциплинарной ответственности за невыполнение требований нормативного правового акта Минздрава России. Работник замещал должность врача - психиатра-нарколога наркологического диспансерного отделения. Должностной инструкцией на врача - психиатра-нарколога возложена обязанность по своей специальности оказывать квалифицированную медицинскую помощь, используя при этом современные методы диагностики, профилактики, лечения и последующей реабилитации пациента, своевременно и квалифицированно исполнять приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, заведующего отделением, соблюдать ПВТР. В обоснование законности применения мер дисциплинарного взыскания к врачу за неявку его на заседание врачебной комиссии и отказ в проведении медицинского освидетельствования пациента суд сослался на п. 10 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "наркология", утвержденного Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 929н. Нормативный правовой акт определял, что первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом - психиатром-наркологом, врачом - психиатром-наркологом участковым как при самостоятельном обращении пациента, так и при направлении врачами других специальностей, при этом включает в себя выявление наркологических заболеваний, медицинское освидетельствование, профилактическое наблюдение, проведение лечебных мероприятий и т.д. Кроме того, необходимость установления обязанностей работника непосредственно работодателем во внимание судом принята не была.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Московский областной суд Апелляционным определением от 01.06.2015 по делу N 33-12724/2015 признал возможность привлечения медицинского работника к дисциплинарной ответственности за невыполнение требований нормативного правового акта Минздрава России. Работник замещал должность врача - психиатра-нарколога наркологического диспансерного отделения. Должностной инструкцией на врача - психиатра-нарколога возложена обязанность по своей специальности оказывать квалифицированную медицинскую помощь, используя при этом современные методы диагностики, профилактики, лечения и последующей реабилитации пациента, своевременно и квалифицированно исполнять приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, заведующего отделением, соблюдать ПВТР. В обоснование законности применения мер дисциплинарного взыскания к врачу за неявку его на заседание врачебной комиссии и отказ в проведении медицинского освидетельствования пациента суд сослался на п. 10 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "наркология", утвержденного Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 929н. Нормативный правовой акт определял, что первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом - психиатром-наркологом, врачом - психиатром-наркологом участковым как при самостоятельном обращении пациента, так и при направлении врачами других специальностей, при этом включает в себя выявление наркологических заболеваний, медицинское освидетельствование, профилактическое наблюдение, проведение лечебных мероприятий и т.д. Кроме того, необходимость установления обязанностей работника непосредственно работодателем во внимание судом принята не была.
Ситуация: Как дается информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)больного наркоманией несовершеннолетнего - при оказании ему наркологической помощи, а также несовершеннолетнего - при медицинском освидетельствовании в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением случаев приобретения несовершеннолетним полной дееспособности до достижения 18 лет).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)больного наркоманией несовершеннолетнего - при оказании ему наркологической помощи, а также несовершеннолетнего - при медицинском освидетельствовании в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением случаев приобретения несовершеннолетним полной дееспособности до достижения 18 лет).
Статья: Научное и правовое обеспечение измерения коэффициента латентности немедицинского наркопотребления
(Анисифорова М.В., Тимошина Е.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Существующая диспропорция между данными статистической отчетности и социологических исследований обусловливается различными причинами, прежде всего тем, что официальному учету подлежат граждане, как правило самостоятельно обращающиеся за медицинской наркологической помощью либо поставленные на медицинский учет в связи с выявлением и документацией соответствующего правонарушения, либо потребители наркотиков с так называемыми тяжелыми последствиями <5>. Что же касается социологических показателей, то выборка в таких исследованиях, проводимых в рамках Методики наркомониторинга <6> на систематической основе во всех регионах, мала, ее объем, по установленным требованиям, составляет "не менее 0,1% населения субъекта Российской Федерации". В результате данные, формируемые как органами государства, так и посредством официально организуемой в субъектах Российской Федерации антинаркотическими комиссиями социологической работы, не позволяют охватить все население страны, все его возрастно-половые, национальные и другие группы (например, скорее всего "не включаются в выборочные совокупности обследования... обитатели улиц (бездомные), находящиеся под арестом и, возможно, лица, проходящие стационарное лечение" <7>).
(Анисифорова М.В., Тимошина Е.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Существующая диспропорция между данными статистической отчетности и социологических исследований обусловливается различными причинами, прежде всего тем, что официальному учету подлежат граждане, как правило самостоятельно обращающиеся за медицинской наркологической помощью либо поставленные на медицинский учет в связи с выявлением и документацией соответствующего правонарушения, либо потребители наркотиков с так называемыми тяжелыми последствиями <5>. Что же касается социологических показателей, то выборка в таких исследованиях, проводимых в рамках Методики наркомониторинга <6> на систематической основе во всех регионах, мала, ее объем, по установленным требованиям, составляет "не менее 0,1% населения субъекта Российской Федерации". В результате данные, формируемые как органами государства, так и посредством официально организуемой в субъектах Российской Федерации антинаркотическими комиссиями социологической работы, не позволяют охватить все население страны, все его возрастно-половые, национальные и другие группы (например, скорее всего "не включаются в выборочные совокупности обследования... обитатели улиц (бездомные), находящиеся под арестом и, возможно, лица, проходящие стационарное лечение" <7>).
Статья: Социально-психологическое тестирование в образовательных организациях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 5 ст. 53.4 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра обучающийся направляется в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь (при наличии информированного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста 15 лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста 15 лет).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 5 ст. 53.4 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра обучающийся направляется в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь (при наличии информированного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста 15 лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста 15 лет).
Статья: Порядок назначения принудительного лечения от наркомании
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 54 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон о наркотических средствах) государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 54 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон о наркотических средствах) государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию.