Направление проектов нпа в прокуратуру
Подборка наиболее важных документов по запросу Направление проектов нпа в прокуратуру (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (по материалам Муромской городской прокуратуры)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)К другой проблеме можно отнести то, что отсутствует правовой механизм реализации института антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры. В частности, не закреплена легальная возможность прокурора проводить экспертизу проекта правового акта, отсутствует четкость относительно стадий и сроков направления проекта нормативного правового акта в прокуратуру, комплектности материалов к нему, порядка и сроков его оценки прокурором и т.д.
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)К другой проблеме можно отнести то, что отсутствует правовой механизм реализации института антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры. В частности, не закреплена легальная возможность прокурора проводить экспертизу проекта правового акта, отсутствует четкость относительно стадий и сроков направления проекта нормативного правового акта в прокуратуру, комплектности материалов к нему, порядка и сроков его оценки прокурором и т.д.
Статья: Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)В частности, отсутствует четкость относительно стадий и сроков направления проекта нормативного правового акта в прокуратуру, комплектности материалов к нему, порядка и сроков его оценки прокурором, порядка взаимодействия с независимыми экспертами, органами юстиции на данном этапе, возможности принятия правового акта при отсутствии информации от прокурора и т.д. Прокуроры в ежегодных докладных записках о состоянии законности в регионах регулярно затрагивают проблему непредоставления или несвоевременного предоставления проектов нормативных правовых актов в прокуратуру. Так, указанная проблема поднималась в последние годы (2017 - 2019 гг.) прокурорами Еврейской автономной области, Архангельской, Курской, Липецкой, Магаданской, Рязанской, Псковской областей, Республик Мордовия, Крым, Хабаровского, Камчатского краев и др. Только в Камчатском крае в 2019 г. 35 проектов постановлений правительства и губернатора Камчатского края в прокуратуру края не направлялись либо направлены несвоевременно, приняты без получения информации о результатах экспертизы.
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)В частности, отсутствует четкость относительно стадий и сроков направления проекта нормативного правового акта в прокуратуру, комплектности материалов к нему, порядка и сроков его оценки прокурором, порядка взаимодействия с независимыми экспертами, органами юстиции на данном этапе, возможности принятия правового акта при отсутствии информации от прокурора и т.д. Прокуроры в ежегодных докладных записках о состоянии законности в регионах регулярно затрагивают проблему непредоставления или несвоевременного предоставления проектов нормативных правовых актов в прокуратуру. Так, указанная проблема поднималась в последние годы (2017 - 2019 гг.) прокурорами Еврейской автономной области, Архангельской, Курской, Липецкой, Магаданской, Рязанской, Псковской областей, Республик Мордовия, Крым, Хабаровского, Камчатского краев и др. Только в Камчатском крае в 2019 г. 35 проектов постановлений правительства и губернатора Камчатского края в прокуратуру края не направлялись либо направлены несвоевременно, приняты без получения информации о результатах экспертизы.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")1.3. Основными направлениями правотворческой деятельности прокуратуры являются: инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры; участие в подготовке законопроектов и других проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых другими органами государственной власти; подготовка правовых заключений по законопроектам и иным нормативным правовым актам; участие в обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание) и законодательных органах субъектов Российской Федерации; подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства.
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")1.3. Основными направлениями правотворческой деятельности прокуратуры являются: инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры; участие в подготовке законопроектов и других проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых другими органами государственной власти; подготовка правовых заключений по законопроектам и иным нормативным правовым актам; участие в обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание) и законодательных органах субъектов Российской Федерации; подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства.
Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 N 276
(ред. от 24.12.2024)
"Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2.1. Для решения стоящих перед органами прокуратуры задач Генеральный прокурор Российской Федерации издает организационно-распорядительные документы, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры в целом и по отдельным направлениям, исполнения требований законов и иных нормативных правовых актов, прохождения службы, распределения обязанностей, порядка работы, реализации мер материального и социального характера и др.
(ред. от 24.12.2024)
"Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2.1. Для решения стоящих перед органами прокуратуры задач Генеральный прокурор Российской Федерации издает организационно-распорядительные документы, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры в целом и по отдельным направлениям, исполнения требований законов и иных нормативных правовых актов, прохождения службы, распределения обязанностей, порядка работы, реализации мер материального и социального характера и др.
Статья: Соглашения органа прокуратуры с органами местного самоуправления о взаимодействии и сотрудничестве: теоретико-правовой и практический анализ
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Исходя из анализа нормативного содержания учредительных актов некоторых муниципальных образований взаимодействие органов МСУ и прокуратуры в сфере правотворчества осуществляется в основном посредством направления муниципальных нормативных правовых актов и их проектов органами МСУ в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной и (или) правовой экспертизы (п. 5 ст. 45 Устава внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга город Павловск <13>). Данная тенденция, на наш взгляд, обусловлена необходимостью конкретизации правовых норм регионального уровня (например, установленных п. 9 ст. 33 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге") с учетом практики осуществления властных полномочий на муниципальном уровне в рамках взаимодействия публичных институтов.
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Исходя из анализа нормативного содержания учредительных актов некоторых муниципальных образований взаимодействие органов МСУ и прокуратуры в сфере правотворчества осуществляется в основном посредством направления муниципальных нормативных правовых актов и их проектов органами МСУ в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной и (или) правовой экспертизы (п. 5 ст. 45 Устава внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга город Павловск <13>). Данная тенденция, на наш взгляд, обусловлена необходимостью конкретизации правовых норм регионального уровня (например, установленных п. 9 ст. 33 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге") с учетом практики осуществления властных полномочий на муниципальном уровне в рамках взаимодействия публичных институтов.
Статья: Формы взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2022, N 6)Информационный обмен между прокуратурой и органами местного самоуправления - самостоятельная и важная форма взаимодействия, поскольку на практике работа прокуратуры планируется с учетом анализа состояния законности на поднадзорной территории, информации, полученной прокурорами на заседаниях органов местного самоуправления, а также при изучении проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов.
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2022, N 6)Информационный обмен между прокуратурой и органами местного самоуправления - самостоятельная и важная форма взаимодействия, поскольку на практике работа прокуратуры планируется с учетом анализа состояния законности на поднадзорной территории, информации, полученной прокурорами на заседаниях органов местного самоуправления, а также при изучении проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов.
Статья: Взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Представляется необходимым закрепить понятие "муниципальный нормативный правовой акт", провести разграничение между нормативным правовым актом и правовым актом; предусмотреть обязанность направления органами местного самоуправления в прокуратуру проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов; установить сроки, в течение которых направляются нормативные правовые акты и их проекты, а также указать способ направления в прокуратуру представительными и исполнительными органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов.
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Представляется необходимым закрепить понятие "муниципальный нормативный правовой акт", провести разграничение между нормативным правовым актом и правовым актом; предусмотреть обязанность направления органами местного самоуправления в прокуратуру проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов; установить сроки, в течение которых направляются нормативные правовые акты и их проекты, а также указать способ направления в прокуратуру представительными и исполнительными органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов.
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)6. Низкий уровень использования прокуратурой императивного воздействия при применении системы правовых средств на муниципальном уровне публичной власти. В условиях взаимодействия применяются, как правило, диспозитивные формы воздействия (направление информации, заключение соглашений о взаимодействии). Тем не менее в целях обеспечения законности подлежит усилению императивный элемент участия прокуратуры в контроле за деятельностью органов МСУ.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)6. Низкий уровень использования прокуратурой императивного воздействия при применении системы правовых средств на муниципальном уровне публичной власти. В условиях взаимодействия применяются, как правило, диспозитивные формы воздействия (направление информации, заключение соглашений о взаимодействии). Тем не менее в целях обеспечения законности подлежит усилению императивный элемент участия прокуратуры в контроле за деятельностью органов МСУ.
Статья: Пределы оспаривания прокурором нормативных правовых актов в порядке административного судопроизводства
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)Такой подход согласуется и с требованиями Закона о прокуратуре и организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ, возлагающих на прокурора обязанность по участию в правотворческой деятельности, изучению проектов нормативных правовых актов, направлению отрицательных замечаний в случае выявления в них противоречий законодательству, принятию всего комплекса мер реагирования вне зависимости от поступления информации извне, в том числе жалоб от граждан и организаций о нарушении их прав.
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)Такой подход согласуется и с требованиями Закона о прокуратуре и организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ, возлагающих на прокурора обязанность по участию в правотворческой деятельности, изучению проектов нормативных правовых актов, направлению отрицательных замечаний в случае выявления в них противоречий законодательству, принятию всего комплекса мер реагирования вне зависимости от поступления информации извне, в том числе жалоб от граждан и организаций о нарушении их прав.
Статья: Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Пресечены факты несоблюдения установленного порядка привлечения к трудовой деятельности бывших государственных служащих. По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 13 лиц, сумма назначенных штрафов составила 585 тыс. руб. Также были установлены "факты неисполнения обязанности по принятию мер, направленных на недопущение возможности возникновения конфликта интересов, и другие нарушения". В результате было внесено семь представлений, связанных с неурегулированием конфликта интересов. Кроме того, по требованию прокуратуры из нормативных правовых актов и их проектов в первом полугодии было исключено 375 коррупциогенных факторов <1>. Вместе с тем в рамках действующих учебных программ по дисциплинам общепрофессионального цикла профессиональными образовательными организациями региона реализовано более 250 мероприятий, 95 мероприятий проведено в рамках дополнительных общеразвивающих программ, программ внеурочной деятельности. Обучение по программе по противодействию коррупции в образовательных организациях Орловской области проходят не менее 1 500 человек в год. Но одних только успешных просветительских мероприятий явно недостаточно.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Пресечены факты несоблюдения установленного порядка привлечения к трудовой деятельности бывших государственных служащих. По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 13 лиц, сумма назначенных штрафов составила 585 тыс. руб. Также были установлены "факты неисполнения обязанности по принятию мер, направленных на недопущение возможности возникновения конфликта интересов, и другие нарушения". В результате было внесено семь представлений, связанных с неурегулированием конфликта интересов. Кроме того, по требованию прокуратуры из нормативных правовых актов и их проектов в первом полугодии было исключено 375 коррупциогенных факторов <1>. Вместе с тем в рамках действующих учебных программ по дисциплинам общепрофессионального цикла профессиональными образовательными организациями региона реализовано более 250 мероприятий, 95 мероприятий проведено в рамках дополнительных общеразвивающих программ, программ внеурочной деятельности. Обучение по программе по противодействию коррупции в образовательных организациях Орловской области проходят не менее 1 500 человек в год. Но одних только успешных просветительских мероприятий явно недостаточно.
Статья: Формы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления: проблемы нормативно-правового регулирования
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)С другой стороны, возникает риск принятия внесенных органом прокуратуры проектов муниципальных правовых актов в неизменном виде - без каких-либо необходимых правок с учетом особенностей и специфики местных условий. Так, распространена практика внесения органом прокуратуры в орган МСУ модельных правовых актов, которая предполагает подготовку органом прокуратуры типовых проектов НПА о внесении изменений и (или) дополнений в муниципальные правовые акты и их направление в различные муниципальные образования. Вместе с тем не учитывается специфика конкретного муниципального образования.
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)С другой стороны, возникает риск принятия внесенных органом прокуратуры проектов муниципальных правовых актов в неизменном виде - без каких-либо необходимых правок с учетом особенностей и специфики местных условий. Так, распространена практика внесения органом прокуратуры в орган МСУ модельных правовых актов, которая предполагает подготовку органом прокуратуры типовых проектов НПА о внесении изменений и (или) дополнений в муниципальные правовые акты и их направление в различные муниципальные образования. Вместе с тем не учитывается специфика конкретного муниципального образования.
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительную роль в обеспечении единства правового пространства играет участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Прокурор выступает как полноправный участник правотворческого процесса, которому предоставлено право законодательной инициативы в представительном органе субъекта РФ наряду с иными участниками согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ. Базовыми составляющими правотворческой деятельности прокуратуры являются: разработка проектов законов и иных НПА; участие в подготовке законопроектов (проектов НПА); подготовка правовых заключений на законопроекты и иные НПА; участие в обсуждении законопроектов в представительных, исполнительных органах публичной власти; направление замечаний и предложений об устранении выявленных в проектах НПА противоречий <23>.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительную роль в обеспечении единства правового пространства играет участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Прокурор выступает как полноправный участник правотворческого процесса, которому предоставлено право законодательной инициативы в представительном органе субъекта РФ наряду с иными участниками согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ. Базовыми составляющими правотворческой деятельности прокуратуры являются: разработка проектов законов и иных НПА; участие в подготовке законопроектов (проектов НПА); подготовка правовых заключений на законопроекты и иные НПА; участие в обсуждении законопроектов в представительных, исполнительных органах публичной власти; направление замечаний и предложений об устранении выявленных в проектах НПА противоречий <23>.
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)По итогам проверок в первом полугодии 2022 г. органами прокуратуры Тамбовской области принесено 1 211 протестов, направлена 721 информация по проектам нормативных правовых актов, внесено 102 требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, внесено 1 представление.
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)По итогам проверок в первом полугодии 2022 г. органами прокуратуры Тамбовской области принесено 1 211 протестов, направлена 721 информация по проектам нормативных правовых актов, внесено 102 требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, внесено 1 представление.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)В 2023 г. Генпрокуратурой России был издан Приказ <24>, содержащий прямое предписание прокурорам в пределах их компетенции обеспечить эффективное взаимодействие в том числе с органами МС, активно участвовать в правотворческой деятельности, что, в свою очередь, предусматривает максимально полное изучение проектов нормативных правовых актов, разработку и направление инициативных проектов и предложений по совершенствованию нормативной правовой базы и др. Предусмотренные меры будут способствовать более тесному сотрудничеству органов прокуратуры и органов МС, дальнейшему расширению практики заключения соглашений и, как следствие, повышению качества муниципальных нормативных правовых актов.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)В 2023 г. Генпрокуратурой России был издан Приказ <24>, содержащий прямое предписание прокурорам в пределах их компетенции обеспечить эффективное взаимодействие в том числе с органами МС, активно участвовать в правотворческой деятельности, что, в свою очередь, предусматривает максимально полное изучение проектов нормативных правовых актов, разработку и направление инициативных проектов и предложений по совершенствованию нормативной правовой базы и др. Предусмотренные меры будут способствовать более тесному сотрудничеству органов прокуратуры и органов МС, дальнейшему расширению практики заключения соглашений и, как следствие, повышению качества муниципальных нормативных правовых актов.