Наполняемость классов
Подборка наиболее важных документов по запросу Наполняемость классов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какими нормативными документами определяется предельная наполняемость классов, групп для обучающихся с ОВЗ?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)"Официальный сайт Минпросвещения России https://open.edu.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)"Официальный сайт Минпросвещения России https://open.edu.gov.ru", 2023
Ситуация: Какие меры соцподдержки предусмотрены для педагогических работников?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На региональном уровне могут устанавливаться аналогичные доплаты. Так, например, педагогическим работникам государственных образовательных организаций г. Москвы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, выполняющим функции классного руководителя, помимо ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций из расчета 5 000 руб. в месяц установлено ежемесячное городское вознаграждение за выполнение функций классного руководителя исходя из расчета 12 500 руб. при наполняемости класса в 25 обучающихся. Размер указанного вознаграждения корректируется, если в классе иная наполняемость и (или) если есть обучающиеся из числа детей-инвалидов (п. п. 1, 2 Постановления Правительства Москвы от 30.08.2018 N 1027-ПП; п. 1.2 Порядка, утв. Приказом ДОНМ от 01.12.2021 N 737).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На региональном уровне могут устанавливаться аналогичные доплаты. Так, например, педагогическим работникам государственных образовательных организаций г. Москвы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, выполняющим функции классного руководителя, помимо ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций из расчета 5 000 руб. в месяц установлено ежемесячное городское вознаграждение за выполнение функций классного руководителя исходя из расчета 12 500 руб. при наполняемости класса в 25 обучающихся. Размер указанного вознаграждения корректируется, если в классе иная наполняемость и (или) если есть обучающиеся из числа детей-инвалидов (п. п. 1, 2 Постановления Правительства Москвы от 30.08.2018 N 1027-ПП; п. 1.2 Порядка, утв. Приказом ДОНМ от 01.12.2021 N 737).
Нормативные акты
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
(ред. от 30.08.2024)
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)3.4.14. Количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся.
(ред. от 30.08.2024)
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)3.4.14. Количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся.
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115
(ред. от 04.03.2025)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63180)23. Количество обучающихся в классе (группе) определяется, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах <31>.
(ред. от 04.03.2025)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63180)23. Количество обучающихся в классе (группе) определяется, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах <31>.
Статья: Правовое регулирование взаимодействия образовательной и миграционной политики в России: равенство возможностей и интеграция через образование
(Резаков М.Р.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Критерий "доступ к образованию" - один из восьми проанализированных учеными Высшей школы экономики (Москва), по их анализу механизм интеграции мигрантов не соотносится с высокими показателями развития сферы образования в России. По их мнению, существующие механизмы адаптации студентов в вузе недостаточно эффективны, в начальной системе образования почти полностью отсутствуют. Существующие перекосы в наполняемости классов не способствуют формированию благополучной среды общения детей-мигрантов и коренных жителей. Отмечаются случаи в невозможности получения обязательного получении доступа к образованию в связи с административными трудностями регистрации родителей. Также играет роль и недостаточная подготовка педагогических кадров по работе с данной категорией граждан.
(Резаков М.Р.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Критерий "доступ к образованию" - один из восьми проанализированных учеными Высшей школы экономики (Москва), по их анализу механизм интеграции мигрантов не соотносится с высокими показателями развития сферы образования в России. По их мнению, существующие механизмы адаптации студентов в вузе недостаточно эффективны, в начальной системе образования почти полностью отсутствуют. Существующие перекосы в наполняемости классов не способствуют формированию благополучной среды общения детей-мигрантов и коренных жителей. Отмечаются случаи в невозможности получения обязательного получении доступа к образованию в связи с административными трудностями регистрации родителей. Также играет роль и недостаточная подготовка педагогических кадров по работе с данной категорией граждан.
Ситуация: В каких случаях возможно инклюзивное образование?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До создания указанных условий в целях обеспечения баланса интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений, в классе (группе) может устанавливаться меньшая наполняемость, а соотношение обучающихся в классе (группе) по очной форме обучения определяться таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению образовательных программ (ч. 2 ст. 23 Закона г. Москвы N 16).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До создания указанных условий в целях обеспечения баланса интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений, в классе (группе) может устанавливаться меньшая наполняемость, а соотношение обучающихся в классе (группе) по очной форме обучения определяться таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению образовательных программ (ч. 2 ст. 23 Закона г. Москвы N 16).
Ситуация: Каков порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как правило, в таких случаях устанавливается ограничение по количеству детей с ОВЗ в классах, группах (в том числе в детском саду). Например, при обучении в школе совместно с другими обучающимися количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчета не более трех, а также должна соблюдаться предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ в зависимости от нозологической группы (п. 29 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115; п. 20 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как правило, в таких случаях устанавливается ограничение по количеству детей с ОВЗ в классах, группах (в том числе в детском саду). Например, при обучении в школе совместно с другими обучающимися количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчета не более трех, а также должна соблюдаться предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ в зависимости от нозологической группы (п. 29 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115; п. 20 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Подходы к определению малокомплектной школы в субъектах Российской Федерации разнятся. Согласно Закону Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. N 1755-ЗРК "Об образовании" малокомплектной признается общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте и отвечающая таким критериям, как транспортная удаленность (время подвоза обучающихся превышает 30 мин. и отсутствует транспортная доступность иной общеобразовательной организации) и средняя наполняемость класса (не более 9 человек). По закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 г. N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" малокомплектной образовательной организацией является общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте, где отсутствует ежедневное транспортное сообщение для подвоза детей в образовательные организации, средняя наполняемость класса не превышает 10 человек, а общее количество обучающихся - не более 70 человек в случае реализации программ начального общего и основного общего образования и не более 100 человек в случае реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Подходы к определению малокомплектной школы в субъектах Российской Федерации разнятся. Согласно Закону Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. N 1755-ЗРК "Об образовании" малокомплектной признается общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте и отвечающая таким критериям, как транспортная удаленность (время подвоза обучающихся превышает 30 мин. и отсутствует транспортная доступность иной общеобразовательной организации) и средняя наполняемость класса (не более 9 человек). По закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 г. N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" малокомплектной образовательной организацией является общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте, где отсутствует ежедневное транспортное сообщение для подвоза детей в образовательные организации, средняя наполняемость класса не превышает 10 человек, а общее количество обучающихся - не более 70 человек в случае реализации программ начального общего и основного общего образования и не более 100 человек в случае реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.