Налоговый учет в оптовой торговле
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый учет в оптовой торговле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДФЛ и НДС предпринимателю, указав на осуществление им оптовой, а не рознично торговли, что исключает применение ЕНВД. Налогоплательщик оспорил размер доначисленного НДФЛ, указав, что сумма налога должна определяться расчетным путем, поскольку, находясь на системе ЕНВД, налогоплательщик не вел учет своих расходов. Суд поддержал доводы налогоплательщика, указав на обязанность налоговых органов применять расчетный способ определения НДФЛ в случаях, когда отсутствие учета расходов у гражданина обусловлено ошибочным применением им специального налогового режима, не предполагающего ведение учета фактически понесенных расходов (ЕНВД, УСН). Кроме того, суд признал необоснованным доначисление НДС в отношении всей выручки предпринимателя, поскольку предприниматель наряду с оптовой торговлей осуществлял и розничную, в отношении которой правомерно применял ЕНВД. Суд признал частично недействительным решение налогового органа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДФЛ и НДС предпринимателю, указав на осуществление им оптовой, а не рознично торговли, что исключает применение ЕНВД. Налогоплательщик оспорил размер доначисленного НДФЛ, указав, что сумма налога должна определяться расчетным путем, поскольку, находясь на системе ЕНВД, налогоплательщик не вел учет своих расходов. Суд поддержал доводы налогоплательщика, указав на обязанность налоговых органов применять расчетный способ определения НДФЛ в случаях, когда отсутствие учета расходов у гражданина обусловлено ошибочным применением им специального налогового режима, не предполагающего ведение учета фактически понесенных расходов (ЕНВД, УСН). Кроме того, суд признал необоснованным доначисление НДС в отношении всей выручки предпринимателя, поскольку предприниматель наряду с оптовой торговлей осуществлял и розничную, в отношении которой правомерно применял ЕНВД. Суд признал частично недействительным решение налогового органа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Товары в оптовых организациях: оценка при признании, особенности учета
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)19. Белякова Т.Б. Проблемы ведения налогового и бухгалтерского учета при совмещении оптовой и розничной торговли и пути их решения // Вестник Академии знаний. 2013. N 5. С. 38 - 41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vedeniya-nalogovogo-i-buhgalterskogo-ucheta-pri-sovmeschenii-optovoy-i-roznichnoy-torgovli-i-puti-ih-resheniya.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)19. Белякова Т.Б. Проблемы ведения налогового и бухгалтерского учета при совмещении оптовой и розничной торговли и пути их решения // Вестник Академии знаний. 2013. N 5. С. 38 - 41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vedeniya-nalogovogo-i-buhgalterskogo-ucheta-pri-sovmeschenii-optovoy-i-roznichnoy-torgovli-i-puti-ih-resheniya.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 08.04.2025 N 462
"О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения"
(вместе с "Правилами государственной регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения", "Правилами ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения", "Правилами установления исполнительными органами субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения", "Правилами формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации")1. Организации оптовой торговли лекарственными средствами (далее - организации оптовой торговли) осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), по ценам, уровень которых (без учета налога на добавленную стоимость) не должен превышать сумму фактической отпускной цены производителя лекарственного препарата (далее - фактическая отпускная цена производителя), не превышающей зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цены производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем), и размера оптовой надбавки, не превышающего размера предельной оптовой надбавки, установленного в субъекте Российской Федерации. Организации оптовой торговли учитывают налог на добавленную стоимость в цене реализации лекарственного препарата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
"О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения"
(вместе с "Правилами государственной регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения", "Правилами ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения", "Правилами установления исполнительными органами субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения", "Правилами формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации")1. Организации оптовой торговли лекарственными средствами (далее - организации оптовой торговли) осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), по ценам, уровень которых (без учета налога на добавленную стоимость) не должен превышать сумму фактической отпускной цены производителя лекарственного препарата (далее - фактическая отпускная цена производителя), не превышающей зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цены производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем), и размера оптовой надбавки, не превышающего размера предельной оптовой надбавки, установленного в субъекте Российской Федерации. Организации оптовой торговли учитывают налог на добавленную стоимость в цене реализации лекарственного препарата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановление Госкомстата РФ от 19.08.1998 N 89
"Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий"Показатель оборота организаций (оптовой) розничной торговли используется в качестве структурного показателя соотношения основного и неосновных видов деятельности торговой организации. Общая стоимость оборота организаций оптовой (розничной) торговли устанавливается без учета налогов и обязательных платежей (НДС, акциз, налог на реализацию горюче - смазочных материалов, экспортная пошлина, таможенные сборы).
"Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий"Показатель оборота организаций (оптовой) розничной торговли используется в качестве структурного показателя соотношения основного и неосновных видов деятельности торговой организации. Общая стоимость оборота организаций оптовой (розничной) торговли устанавливается без учета налогов и обязательных платежей (НДС, акциз, налог на реализацию горюче - смазочных материалов, экспортная пошлина, таможенные сборы).
Статья: Особенности применения налога на сверхприбыль для крупных компаний в Российской Федерации
(Зверева Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)В целом если определить первые пятьдесят налогоплательщиков налога на сверхприбыль, то внутри этой группы в первую очередь 20 процентов придется на предприятия, добывающие твердые полезные ископаемые, 19 процентов - на производителей минеральных удобрений, 13 процентов - на предприятия металлургической промышленности, 12 процентов составят предприятия оптовой и розничной торговли, 9 процентов - банковский сектор и далее такие отрасли, как предприятия нефтехимии, производители электроэнергии, строительные компании, предприятия обрабатывающей промышленности, логистика и т.д. (см. [9]).
(Зверева Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)В целом если определить первые пятьдесят налогоплательщиков налога на сверхприбыль, то внутри этой группы в первую очередь 20 процентов придется на предприятия, добывающие твердые полезные ископаемые, 19 процентов - на производителей минеральных удобрений, 13 процентов - на предприятия металлургической промышленности, 12 процентов составят предприятия оптовой и розничной торговли, 9 процентов - банковский сектор и далее такие отрасли, как предприятия нефтехимии, производители электроэнергии, строительные компании, предприятия обрабатывающей промышленности, логистика и т.д. (см. [9]).
Статья: Новые указания по заполнению статотчетности
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)При внесении данных о розничной и оптовой продаже отдельных товаров (строки 70 и 80 соответственно) следует руководствоваться п. 39 и 40 Указаний.
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)При внесении данных о розничной и оптовой продаже отдельных товаров (строки 70 и 80 соответственно) следует руководствоваться п. 39 и 40 Указаний.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)5.18. Установить, что для целей налогообложения прибыли по оптовой, мелкооптовой и розничной торговле стоимость приобретения товаров формируется
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)5.18. Установить, что для целей налогообложения прибыли по оптовой, мелкооптовой и розничной торговле стоимость приобретения товаров формируется
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Можно ли учесть для целей налога на прибыль расходы в виде платы торговым сетям за возможность продавать в них свой товар
(КонсультантПлюс, 2025)В Письме сделан вывод о том, что расходы, понесенные в рамках договора, заключенного организацией оптовой торговли (заказчиком) с сетью магазинов (исполнителем) по продвижению поставляемых заказчиком товаров в магазины исполнителя, не могут учитываться при определении налоговой базы. Основание - невозможность отражения в акте выполненных работ фактического исполнения обязательств, вследствие чего эти затраты не являются документально подтвержденными (ст. 252 НК РФ).
Можно ли учесть для целей налога на прибыль расходы в виде платы торговым сетям за возможность продавать в них свой товар
(КонсультантПлюс, 2025)В Письме сделан вывод о том, что расходы, понесенные в рамках договора, заключенного организацией оптовой торговли (заказчиком) с сетью магазинов (исполнителем) по продвижению поставляемых заказчиком товаров в магазины исполнителя, не могут учитываться при определении налоговой базы. Основание - невозможность отражения в акте выполненных работ фактического исполнения обязательств, вследствие чего эти затраты не являются документально подтвержденными (ст. 252 НК РФ).
Вопрос: ООО (поставщик) и АО (покупатель) заключают договор поставки вин. В договоре планируется установить выплату покупателю вознаграждения в размере 2% от стоимости каждой тысячи бутылок. Покупатель утверждает, что размер вознаграждения не нужно уменьшать на размер акциза. Правомерно ли утверждение?
(Консультация эксперта, 2024)Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2024)Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ).
Готовое решение: Как учесть расходы на ремонт, модернизацию и реконструкцию основных средств при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов на ремонт основного средства
(КонсультантПлюс, 2025)Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов на ремонт основного средства
Статья: Об основных направлениях государственного регулирования цен и их влиянии на развитие предпринимательской деятельности в современных условиях
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Еще одним важным потребительским рынком, для которого характерно регулирование цен, традиционно является рынок лекарственных средств, на отдельные категории которых (как правило, это препараты категории жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов) определяются также розничные и оптовые предельные надбавки <3>.
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Еще одним важным потребительским рынком, для которого характерно регулирование цен, традиционно является рынок лекарственных средств, на отдельные категории которых (как правило, это препараты категории жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов) определяются также розничные и оптовые предельные надбавки <3>.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации (поставщика) расчеты с покупателем за поставленные товары на условиях 100%-ной предоплаты, если договорная стоимость товаров установлена в иностранной валюте, расчеты производятся в рублях по официальному курсу Банка России на день платежа, дата отгрузки товара и дата перехода права собственности на товар не совпадают?..
(Консультация эксперта, 2025)Курс евро, установленный Банком России на 30 апреля - дату перечисления предоплаты покупателем и получения ее организацией, составляет (условно) 72 руб/евро. В налоговом учете организации доходы и расходы определяются методом начисления. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется ежемесячно.
(Консультация эксперта, 2025)Курс евро, установленный Банком России на 30 апреля - дату перечисления предоплаты покупателем и получения ее организацией, составляет (условно) 72 руб/евро. В налоговом учете организации доходы и расходы определяются методом начисления. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется ежемесячно.
Путеводитель по судебной практике: Розничная купля-продажа.
Является ли оптовой куплей-продажей приобретение бюджетными учреждениями товаров для обеспечения уставной деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, судами обоснованно поддержан вывод налогового органа о том, что отношения между предпринимателем и бюджетными учреждениями фактически содержат существенные условия договора поставки, торговля, осуществляемая по данным договорам, является оптовой.
Является ли оптовой куплей-продажей приобретение бюджетными учреждениями товаров для обеспечения уставной деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, судами обоснованно поддержан вывод налогового органа о том, что отношения между предпринимателем и бюджетными учреждениями фактически содержат существенные условия договора поставки, торговля, осуществляемая по данным договорам, является оптовой.
Вопрос: Организация осуществляет производство и оптовую торговлю драгоценными металлами (виды деятельности с кодами по ОКВЭД 24.41, 46.72.23). Вправе ли организация продолжить применение УСН с 01.01.2023?
(Консультация эксперта, 2023)Одновременно следует учесть, что запрет на применение УСН установлен также для организаций и ИП, осуществляющих добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (к которым драгоценные металлы не относятся) (пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 N 1905). Поэтому если организация в качестве основной деятельности занимается добычей и реализацией полезных ископаемых, и в качестве дополнительных видов деятельности осуществляет деятельность по кодам ОКВЭД 24.41, 46.72.23, она также не вправе применять УСН, поскольку одновременное применение общего режима налогообложения и УСН не предусмотрено.
(Консультация эксперта, 2023)Одновременно следует учесть, что запрет на применение УСН установлен также для организаций и ИП, осуществляющих добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (к которым драгоценные металлы не относятся) (пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 N 1905). Поэтому если организация в качестве основной деятельности занимается добычей и реализацией полезных ископаемых, и в качестве дополнительных видов деятельности осуществляет деятельность по кодам ОКВЭД 24.41, 46.72.23, она также не вправе применять УСН, поскольку одновременное применение общего режима налогообложения и УСН не предусмотрено.