Налоговый учет в общепите
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый учет в общепите (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно... конкурсной документации "Оценка заявок по критерию "квалификация участника конкурса" производится на основании подкритерия "стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания": менее 5 лет - 0 баллов; более 5 лет до 10 лет включительно - 5 баллов; более 10 лет до 15 лет включительно - 15 баллов; более 25 лет - 50 баллов. Стаж определяется: для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг общественного питания до 01.07.2009, - с момента государственной регистрации юридического лица; для организаций, фактически приступивших к оказанию услуг в сфере общественного питания с 01.07.2009, - по дате уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ...
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно... конкурсной документации "Оценка заявок по критерию "квалификация участника конкурса" производится на основании подкритерия "стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания": менее 5 лет - 0 баллов; более 5 лет до 10 лет включительно - 5 баллов; более 10 лет до 15 лет включительно - 15 баллов; более 25 лет - 50 баллов. Стаж определяется: для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг общественного питания до 01.07.2009, - с момента государственной регистрации юридического лица; для организаций, фактически приступивших к оказанию услуг в сфере общественного питания с 01.07.2009, - по дате уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ...
Решение Московского городского суда от 15.05.2025 N 3а-1930/2025 (УИД 77OS0000-02-2025-006986-33)
О признании недействующим пункта 3306 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 19.11.2024 N 2592-ПП "О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП".В такой ситуации имеется правовая неопределенность в виде разрешенного использования земельного участка, а, учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, а также исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, юридическое значение для разрешения административного спора имеет фактическое использование здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания с учетом 20% критерия, закрепленного в налоговом законодательстве.
О признании недействующим пункта 3306 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 19.11.2024 N 2592-ПП "О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП".В такой ситуации имеется правовая неопределенность в виде разрешенного использования земельного участка, а, учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, а также исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, юридическое значение для разрешения административного спора имеет фактическое использование здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания с учетом 20% критерия, закрепленного в налоговом законодательстве.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каковы особенности ведения бухгалтерского учета в сфере общественного питания?
(Консультация эксперта, 2025)Реализация услуг общепита освобождается от НДС при соблюдении определенных условий (пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ). Если данные условия не выполнены, начисление НДС (акциза) отражается записью по дебету счета 90, субсчет 90-3 "НДС", и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам").
(Консультация эксперта, 2025)Реализация услуг общепита освобождается от НДС при соблюдении определенных условий (пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ). Если данные условия не выполнены, начисление НДС (акциза) отражается записью по дебету счета 90, субсчет 90-3 "НДС", и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам").
Статья: Материальные расходы: обоснование многих не поименованных в главе 26.2 НК РФ расходов
(Гришина О.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Таким образом, потери от порчи продовольственных товаров в общественном питании учитываются при определении объекта налогообложения по УСН в пределах обозначенных норм естественной убыли. Потери от порчи этих товаров в общественном питании сверх норм естественной убыли в данном случае не учитываются (см. Письмо Минфина России от 07.08.2020 N 03-11-06/2/69377).
(Гришина О.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Таким образом, потери от порчи продовольственных товаров в общественном питании учитываются при определении объекта налогообложения по УСН в пределах обозначенных норм естественной убыли. Потери от порчи этих товаров в общественном питании сверх норм естественной убыли в данном случае не учитываются (см. Письмо Минфина России от 07.08.2020 N 03-11-06/2/69377).
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года"В силу оспоренных положений для целей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций с учетом кадастровой стоимости имущества торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика"1. ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" оспаривает конституционность подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу этого законоположения для целей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций с учетом кадастровой стоимости имущества торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
"По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика"1. ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" оспаривает конституционность подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу этого законоположения для целей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций с учетом кадастровой стоимости имущества торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Вопрос: Как организации отразить в налоговом учете расходы на приобретение и посадку зеленых насаждений?
(Консультация эксперта, 2025)В то же время полагаем, что такие расходы можно учесть в налоговом учете в следующих случаях (п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П):
(Консультация эксперта, 2025)В то же время полагаем, что такие расходы можно учесть в налоговом учете в следующих случаях (п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П):
Вопрос: О ставках по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц и о формировании перечня объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости.
(Письмо Минфина России от 12.07.2024 N 03-05-06-01/65049)На основании пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса в Перечень включаются административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
(Письмо Минфина России от 12.07.2024 N 03-05-06-01/65049)На основании пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса в Перечень включаются административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Вопрос: Об определении ИП, применяющим УСН и оказывающим услуги общественного питания, величины доходов, не превышающей в совокупности 60 млн руб., в целях освобождения от НДС с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 09.08.2024 N 03-07-11/74822)ВАС РФ Постановлением Пленума от 30.05.2014 N 33 (далее по тексту - Пленум) определил концептуальный правоприменительный подход для применения ст. 145 НК РФ при определении дохода, а именно в вопросе включения в расчет облагаемых и не облагаемых НДС операций: "поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны". Принимая позицию Пленума, ФНС России согласилась с методикой включения в выручку только операций, облагаемых НДС (Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@).
(Письмо Минфина России от 09.08.2024 N 03-07-11/74822)ВАС РФ Постановлением Пленума от 30.05.2014 N 33 (далее по тексту - Пленум) определил концептуальный правоприменительный подход для применения ст. 145 НК РФ при определении дохода, а именно в вопросе включения в расчет облагаемых и не облагаемых НДС операций: "поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны". Принимая позицию Пленума, ФНС России согласилась с методикой включения в выручку только операций, облагаемых НДС (Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@).
Вопрос: О применении ККТ, бухгалтерском и налоговом учете при переводе денежных средств официанту в качестве чаевых.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 30-01-11/63923)Учитывая взаимосвязанные положения законодательства Российской Федерации, а также тот факт, что услуги обслуживания официантом не включены в счет услуг общественного питания как дополнительные услуги, а перевод денежных средств в качестве чаевых осуществляется между двумя физическими лицами, такой перевод не требует со стороны организации применения контрольно-кассовой техники, отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 30-01-11/63923)Учитывая взаимосвязанные положения законодательства Российской Федерации, а также тот факт, что услуги обслуживания официантом не включены в счет услуг общественного питания как дополнительные услуги, а перевод денежных средств в качестве чаевых осуществляется между двумя физическими лицами, такой перевод не требует со стороны организации применения контрольно-кассовой техники, отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
Статья: Как оказаться в реестре МСП?
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 20)<1> Доход определяют по данным налогового учета без НДС. При УСН доход считается кассовым методом, а при применении ОСН - методом начисления.
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 20)<1> Доход определяют по данным налогового учета без НДС. При УСН доход считается кассовым методом, а при применении ОСН - методом начисления.
Вопрос: О соблюдении критерия о сумме доходов в целях применения освобождения от НДС с 01.10.2025 и пониженного тарифа страховых взносов с 01.01.2026 организацией, оказывающей услуги общественного питания.
(Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 03-07-07/88081)Вопрос: Организация действует в интересах организаций-заказчиков на основании договоров оказания услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета.
(Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 03-07-07/88081)Вопрос: Организация действует в интересах организаций-заказчиков на основании договоров оказания услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета.
Статья: Новые налоговые преференции
(Зобова Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 3)- с 2 млрд до 3 млрд руб. увеличен предельный размер доходов предприятий общественного питания для целей освобождения от уплаты НДС.
(Зобова Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 3)- с 2 млрд до 3 млрд руб. увеличен предельный размер доходов предприятий общественного питания для целей освобождения от уплаты НДС.
Готовое решение: Налоговый учет обслуживающих производств и хозяйств
(КонсультантПлюс, 2025)Как вести налоговый учет столовой в организации
(КонсультантПлюс, 2025)Как вести налоговый учет столовой в организации
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Может ли работодатель принять к вычету НДС по услугам, приобретенным для предоставления или организации питания сотрудникам
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что общество оплатило услуги по организации общественного питания своих работников. В соответствии с договором контрагент организовывал питание работников в столовых и буфетах в определенное время. Суд указал, что налогоплательщик приобретал данные услуги в целях исполнения обязательств, возложенных на него коллективным договором, поэтому услуги связаны с производственной деятельностью, а расходы на их оплату учтены в расходах по налогу на прибыль. Поскольку общество выполнило требования, предусмотренные п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, оно правомерно заявило вычет по НДС по оплаченным услугам по организации общественного питания своих работников.
Может ли работодатель принять к вычету НДС по услугам, приобретенным для предоставления или организации питания сотрудникам
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что общество оплатило услуги по организации общественного питания своих работников. В соответствии с договором контрагент организовывал питание работников в столовых и буфетах в определенное время. Суд указал, что налогоплательщик приобретал данные услуги в целях исполнения обязательств, возложенных на него коллективным договором, поэтому услуги связаны с производственной деятельностью, а расходы на их оплату учтены в расходах по налогу на прибыль. Поскольку общество выполнило требования, предусмотренные п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, оно правомерно заявило вычет по НДС по оплаченным услугам по организации общественного питания своих работников.
Вопрос: О применении освобождения от НДС при оказании услуг общественного питания.
(Письмо Минфина России от 01.04.2025 N 03-07-07/31867)Информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте РФ по указанному виду экономической деятельности размещается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в единой межведомственной информационно-статистической системе, доступ к которой осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. При отсутствии на начало налогового периода указанной информации в единой межведомственной информационно-статистической системе за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, до истечения указанного налогового периода используется аналогичная информация за первые девять месяцев указанного календарного года. В этом случае для целей применения освобождения в указанном налоговом периоде учитывается наибольшее из значений среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или ИП в пользу физлиц: за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, либо за первые девять месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение.
(Письмо Минфина России от 01.04.2025 N 03-07-07/31867)Информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте РФ по указанному виду экономической деятельности размещается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в единой межведомственной информационно-статистической системе, доступ к которой осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. При отсутствии на начало налогового периода указанной информации в единой межведомственной информационно-статистической системе за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, до истечения указанного налогового периода используется аналогичная информация за первые девять месяцев указанного календарного года. В этом случае для целей применения освобождения в указанном налоговом периоде учитывается наибольшее из значений среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или ИП в пользу физлиц: за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, либо за первые девять месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение.