Налоговый разрыв по НДФЛ
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый разрыв по НДФЛ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 N 05АП-7844/2023 по делу N А51-12816/2019
Требование: Об отмене определения об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Само по себе осуществление частичного возврата заемных средств не доказывает заемный характер правоотношений, а свидетельствует о докапитализации собственных средств ООО "Дионис" единственным участником и исполнительным органом юридического лица, обусловленной наличием в этот период времени кассового разрыва в целях обеспечения возможности оплаты текущих платежей, что следует также из характера трат денежных средств общества непосредственно после их перечислении на расчетный счет Черноскутовым А.В. (оплата арендных платежей, электроэнергии, страховых взносов, НДФЛ и прочих текущих обязательств).
Требование: Об отмене определения об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Само по себе осуществление частичного возврата заемных средств не доказывает заемный характер правоотношений, а свидетельствует о докапитализации собственных средств ООО "Дионис" единственным участником и исполнительным органом юридического лица, обусловленной наличием в этот период времени кассового разрыва в целях обеспечения возможности оплаты текущих платежей, что следует также из характера трат денежных средств общества непосредственно после их перечислении на расчетный счет Черноскутовым А.В. (оплата арендных платежей, электроэнергии, страховых взносов, НДФЛ и прочих текущих обязательств).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование форм и методов налогового контроля в зарубежных странах (сравнительно-правовой анализ)
(Орлова Н.А.)
("Юрист", 2021, N 12)Анализ налогового контроля, осуществляемого в экономически развитых странах, входящих в правовые семьи общего и континентального права, показывает отсутствие единого метода выявления схем уклонения от уплаты налогов, вероятно, из-за их гибкости. В США в 1960-х годах были проведены первые исследования соблюдения налогоплательщиками своих налоговых обязательств в центре исследовательской Программы измерения соблюдения налоговых требований <11>, которая каждые три года изменяет метод выявления налогового разрыва в подоходном налоге, проверяя случайно выбранные налоговые декларации для разработки методов оценки налогового разрыва. Подобные методы оценки разработаны в отношении косвенных налогов в Соединенном Королевстве в 2001 г., в Австралии - в 2013 г. и с 2016 г. в Канаде <12>.
(Орлова Н.А.)
("Юрист", 2021, N 12)Анализ налогового контроля, осуществляемого в экономически развитых странах, входящих в правовые семьи общего и континентального права, показывает отсутствие единого метода выявления схем уклонения от уплаты налогов, вероятно, из-за их гибкости. В США в 1960-х годах были проведены первые исследования соблюдения налогоплательщиками своих налоговых обязательств в центре исследовательской Программы измерения соблюдения налоговых требований <11>, которая каждые три года изменяет метод выявления налогового разрыва в подоходном налоге, проверяя случайно выбранные налоговые декларации для разработки методов оценки налогового разрыва. Подобные методы оценки разработаны в отношении косвенных налогов в Соединенном Королевстве в 2001 г., в Австралии - в 2013 г. и с 2016 г. в Канаде <12>.
Статья: О совершенствовании функционирования единого налогового счета
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)В свою очередь, недостаточность средств на счетах бюджетов привела к невозможности исполнения государственных и муниципальных контрактов в установленный Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" срок. Особенно остро эта проблема ощущается в связи с сокращением сроков на оплату принятых товаров, работ и услуг с 15 до 7 рабочих дней при одновременном установлении единого срока уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на 28-е число месяца вместо дня, следующего за днем удержания налога, что формирует значительные кассовые разрывы на единых счетах бюджетов. Учитывая, что 60% налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов формируется за счет отчислений по НДФЛ, представляется, что наличие кассовых разрывов будет носить постоянный характер.
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)В свою очередь, недостаточность средств на счетах бюджетов привела к невозможности исполнения государственных и муниципальных контрактов в установленный Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" срок. Особенно остро эта проблема ощущается в связи с сокращением сроков на оплату принятых товаров, работ и услуг с 15 до 7 рабочих дней при одновременном установлении единого срока уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на 28-е число месяца вместо дня, следующего за днем удержания налога, что формирует значительные кассовые разрывы на единых счетах бюджетов. Учитывая, что 60% налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов формируется за счет отчислений по НДФЛ, представляется, что наличие кассовых разрывов будет носить постоянный характер.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@
<О направлении обзора судебной практики по вопросам установления действительных налоговых обязательств налогоплательщика по итогам налоговой проверки>Налоговым органом установлено, что, согласно документам налогоплательщика, поставщиками товара для спорного контрагента являлись контрагенты второго звена, которые, в свою очередь, закупали указанный товар у производителя. При этом инспекцией установлено, что указанные организации имеют признаки "технических" компаний, которые не имели возможности изготовить или закупить спорный товар для последующей реализации его в адрес спорного контрагента: отсутствует персонал, основные и транспортные средства, производственные мощности, позволяющие изготовить комплектующие материалы и транспортировать их; расчетные счета использованы для транзитного движения денежных средств; заработная плата и иные доходы не выплачивались, справки по форме 2-НДФЛ в налоговый орган не представлялись; уплачивались минимальные суммы налогов, не сопоставимые с оборотами по расчетным счетам, сформированы вычеты по НДС в книге покупок по счетам-фактурам от контрагентов участников "схемных операций", формирующих "налоговый разрыв".
<О направлении обзора судебной практики по вопросам установления действительных налоговых обязательств налогоплательщика по итогам налоговой проверки>Налоговым органом установлено, что, согласно документам налогоплательщика, поставщиками товара для спорного контрагента являлись контрагенты второго звена, которые, в свою очередь, закупали указанный товар у производителя. При этом инспекцией установлено, что указанные организации имеют признаки "технических" компаний, которые не имели возможности изготовить или закупить спорный товар для последующей реализации его в адрес спорного контрагента: отсутствует персонал, основные и транспортные средства, производственные мощности, позволяющие изготовить комплектующие материалы и транспортировать их; расчетные счета использованы для транзитного движения денежных средств; заработная плата и иные доходы не выплачивались, справки по форме 2-НДФЛ в налоговый орган не представлялись; уплачивались минимальные суммы налогов, не сопоставимые с оборотами по расчетным счетам, сформированы вычеты по НДС в книге покупок по счетам-фактурам от контрагентов участников "схемных операций", формирующих "налоговый разрыв".
Постановление Правительства РФ от 18.05.2016 N 445
(ред. от 18.02.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"Система межбюджетных отношений в Российской Федерации функционирует в условиях значительной межрегиональной дифференциации по уровню социально-экономического развития, а значит и налоговой базы, которая неравномерно распределена по регионам. Дифференциация субъектов Российской Федерации по уровню налоговой базы велика. Так, по налогу на доходы физических лиц на 10 регионов приходится 56 процентов поступлений, 60 процентов налога на прибыль организаций поступает в бюджеты 10 регионов. В связи с этим часть поступающих в федеральный бюджет средств распределяется между регионами в виде межбюджетных трансфертов, направленных на выравнивание несбалансированности распределения налогов.
(ред. от 18.02.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"Система межбюджетных отношений в Российской Федерации функционирует в условиях значительной межрегиональной дифференциации по уровню социально-экономического развития, а значит и налоговой базы, которая неравномерно распределена по регионам. Дифференциация субъектов Российской Федерации по уровню налоговой базы велика. Так, по налогу на доходы физических лиц на 10 регионов приходится 56 процентов поступлений, 60 процентов налога на прибыль организаций поступает в бюджеты 10 регионов. В связи с этим часть поступающих в федеральный бюджет средств распределяется между регионами в виде межбюджетных трансфертов, направленных на выравнивание несбалансированности распределения налогов.
Готовое решение: Как заполнить расчет 6-НДФЛ при выплате доходов в неденежной форме
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с этим возникает разрыв между датой, когда доход получен, и датой, когда налог с него удержан. Поэтому на практике при отражении в расчете 6-НДФЛ доходов в неденежной форме возникает много вопросов, например в каком отчетном периоде нужно отразить доход, а также суммы удержанного и неудержанного НДФЛ.
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с этим возникает разрыв между датой, когда доход получен, и датой, когда налог с него удержан. Поэтому на практике при отражении в расчете 6-НДФЛ доходов в неденежной форме возникает много вопросов, например в каком отчетном периоде нужно отразить доход, а также суммы удержанного и неудержанного НДФЛ.
Статья: Соотношение экономического основания налога и смежных явлений
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2024, N 2)Вследствие неточности законодательных определений возник неоправданный разрыв во взаимосвязи "объект - база - ставка". Очевидно, например, что ставка налога на доходы физических лиц применяется не к валовому доходу (предмет налогообложения) и даже не к чистому доходу (экономическое основание), а к налогооблагаемому доходу, т.е. чистому доходу с учетом различных льгот (изъятие из числа налогоплательщиков, изъятие из объекта налогообложения, вычеты и т.п.).
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2024, N 2)Вследствие неточности законодательных определений возник неоправданный разрыв во взаимосвязи "объект - база - ставка". Очевидно, например, что ставка налога на доходы физических лиц применяется не к валовому доходу (предмет налогообложения) и даже не к чистому доходу (экономическое основание), а к налогооблагаемому доходу, т.е. чистому доходу с учетом различных льгот (изъятие из числа налогоплательщиков, изъятие из объекта налогообложения, вычеты и т.п.).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм в 2019 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)В целях совершенствования процедуры отбора налогоплательщиков и проведения ППА начиная с 10 апреля 2019 года <16> введена в промышленную эксплуатацию прикладная подсистема "ППА-Отбор" АИС "Налог-3" (далее - ПП "ППА-Отбор", система "ППА-Отбор"). Она реализует автоматизацию формирования риск-рейтинга налогоплательщиков <17> для проведения ППА на основании сформированных риск-баллов, присвоенных установленным "разрывным" <18> и "маркерным" <19> рискам (критериям), свидетельствующим о возможном нарушении налогоплательщиком налогового законодательства по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ, имущественным налогам и т.д.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)В целях совершенствования процедуры отбора налогоплательщиков и проведения ППА начиная с 10 апреля 2019 года <16> введена в промышленную эксплуатацию прикладная подсистема "ППА-Отбор" АИС "Налог-3" (далее - ПП "ППА-Отбор", система "ППА-Отбор"). Она реализует автоматизацию формирования риск-рейтинга налогоплательщиков <17> для проведения ППА на основании сформированных риск-баллов, присвоенных установленным "разрывным" <18> и "маркерным" <19> рискам (критериям), свидетельствующим о возможном нарушении налогоплательщиком налогового законодательства по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ, имущественным налогам и т.д.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Развитие технологий создало широкие возможности для дистанционной работы - без посещения специально выделенного рабочего места. Техника взимания НДФЛ предполагает, что налог удерживается налоговым агентом и перечисляется в бюджет по месту постановки на налоговый учет работодателя. Дистанционная работа разрывает территориальную связь работника с местом работы, и теперь работник может находиться в другом субъекте Федерации, нежели налоговый агент. Действующая модель взимания НДФЛ приводит к тому, что в условиях отсутствия территориальной связи работника и работодателя доходы получает бюджет субъекта РФ по месту нахождения последнего как налогового агента, а не по месту жительства работника. Представляется, что достижения Федеральной налоговой службы в развитии технологий могут и должны быть использованы в том числе на благо справедливого распределения налоговых поступлений.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Развитие технологий создало широкие возможности для дистанционной работы - без посещения специально выделенного рабочего места. Техника взимания НДФЛ предполагает, что налог удерживается налоговым агентом и перечисляется в бюджет по месту постановки на налоговый учет работодателя. Дистанционная работа разрывает территориальную связь работника с местом работы, и теперь работник может находиться в другом субъекте Федерации, нежели налоговый агент. Действующая модель взимания НДФЛ приводит к тому, что в условиях отсутствия территориальной связи работника и работодателя доходы получает бюджет субъекта РФ по месту нахождения последнего как налогового агента, а не по месту жительства работника. Представляется, что достижения Федеральной налоговой службы в развитии технологий могут и должны быть использованы в том числе на благо справедливого распределения налоговых поступлений.
Статья: ЕФС-1 по договорам ГПХ, когда фактические и документальные сроки расходятся
(Усачева Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 12)ЕФС-1 компании не нужно подавать, если в соответствии с договором бизнесу не нужно платить НДФЛ, об этом говорится в пункте 4 статьи 420 Налогового кодекса. Для компаний это значит, что не требуется заполнять и подавать ЕФС, если гражданско-правовой договор заключен с самозанятым или индивидуальным предпринимателем.
(Усачева Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 12)ЕФС-1 компании не нужно подавать, если в соответствии с договором бизнесу не нужно платить НДФЛ, об этом говорится в пункте 4 статьи 420 Налогового кодекса. Для компаний это значит, что не требуется заполнять и подавать ЕФС, если гражданско-правовой договор заключен с самозанятым или индивидуальным предпринимателем.
Статья: Налоговые проверки. Мнения
(Артамонов А., Кострыкина Н., Никитин К., Шубин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)В части дальнейшей работы хотелось бы обратить внимание Счетной палаты на проблему применения института единого налогового счета, который начал внедряться ФНС России с 1 января 2023 года. В Комитет поступает много обращений субъектов Российской Федерации, указывающих на несовершенство данного механизма и необходимость его доработки. Так, применение единого налогового счета привело к существенному снижению в 2023 году налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты и возникновению временных кассовых разрывов в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это связано главным образом с порядком определения принадлежности денежных средств, перечисленных и признаваемых в качестве единого налогового платежа, когда поступления от налога на доходы физических лиц, который является главным доходным источником бюджетов муниципальных образований, используются для погашения задолженности по налоговым платежам, зачисляемым в федеральный бюджет.
(Артамонов А., Кострыкина Н., Никитин К., Шубин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)В части дальнейшей работы хотелось бы обратить внимание Счетной палаты на проблему применения института единого налогового счета, который начал внедряться ФНС России с 1 января 2023 года. В Комитет поступает много обращений субъектов Российской Федерации, указывающих на несовершенство данного механизма и необходимость его доработки. Так, применение единого налогового счета привело к существенному снижению в 2023 году налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты и возникновению временных кассовых разрывов в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это связано главным образом с порядком определения принадлежности денежных средств, перечисленных и признаваемых в качестве единого налогового платежа, когда поступления от налога на доходы физических лиц, который является главным доходным источником бюджетов муниципальных образований, используются для погашения задолженности по налоговым платежам, зачисляемым в федеральный бюджет.
Статья: Вопросы, связанные с начислением заработной платы за первую половину месяца
(Логинова Е.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Обратите внимание! Минтруд в Письме от 12.11.2018 N 14-1/ООГ-8602 подчеркнул: ст. 136 ТК РФ носит императивный характер. Поэтому крайняя дата выплаты заработной платы, установленная правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором, не может быть перенесена ни по каким причинам. Для работника данная норма носит защитный характер, поскольку она направлена на уменьшение разрыва между выполнением работы и ее оплатой.
(Логинова Е.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Обратите внимание! Минтруд в Письме от 12.11.2018 N 14-1/ООГ-8602 подчеркнул: ст. 136 ТК РФ носит императивный характер. Поэтому крайняя дата выплаты заработной платы, установленная правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором, не может быть перенесена ни по каким причинам. Для работника данная норма носит защитный характер, поскольку она направлена на уменьшение разрыва между выполнением работы и ее оплатой.
Статья: Пояснения в налоговую к форме 6-НДФЛ в 2023 году: оснований стало меньше
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 2)В пояснениях нужно было указать, какие выплаты стали причиной разрыва. И бухгалтеры писали примерно следующее.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 2)В пояснениях нужно было указать, какие выплаты стали причиной разрыва. И бухгалтеры писали примерно следующее.
Статья: Особенности налоговых проверок при ликвидации юридического лица
(Шабанова И.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)- выявлены "налоговые разрывы" при камеральных проверках НДС;
(Шабанова И.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)- выявлены "налоговые разрывы" при камеральных проверках НДС;
Статья: ЕНС: нюансы новой системы администрирования и учета налоговых платежей
(Павленко С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 48)Так, изменение сроков уплаты налогов и установление единого срока их уплаты привело к кассовым разрывам бюджетов бюджетной системы и в конечном итоге - к необходимости введения двух сроков уплаты НДФЛ - добровольных в 2023 г. и обязательных с 2024 г., а также к введению механизма автоматического зачета сумм положительного сальдо в счет предстоящей обязанности по уплате НДФЛ и страховых взносов на следующий день после представления уведомлений.
(Павленко С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 48)Так, изменение сроков уплаты налогов и установление единого срока их уплаты привело к кассовым разрывам бюджетов бюджетной системы и в конечном итоге - к необходимости введения двух сроков уплаты НДФЛ - добровольных в 2023 г. и обязательных с 2024 г., а также к введению механизма автоматического зачета сумм положительного сальдо в счет предстоящей обязанности по уплате НДФЛ и страховых взносов на следующий день после представления уведомлений.