Налоговый контроль трансфертного ценообрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый контроль трансфертного ценообрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Необходима комплексная реформа налогового законодательства для минимизации процесса дробления бизнеса
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Общие нормы в целях "деформализации" лишь формально соответствующих закону налоговых схем предусматривают крайне широкое усмотрение правоприменителя (неслучайно их прозвали "резиновыми"). Такие нормы должны применяться в качестве резервных, то есть только тогда, когда нет специальных норм (Specific Anti-Avoidance Rules, SAAR). К последним традиционно относят, например, правила недостаточной капитализации (ст. 269 НК РФ), правила налогового контроля трансфертного ценообразования (раздел V.1 НК РФ), правила налогообложения доходов КИК (глава 3.4 НК РФ).
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Общие нормы в целях "деформализации" лишь формально соответствующих закону налоговых схем предусматривают крайне широкое усмотрение правоприменителя (неслучайно их прозвали "резиновыми"). Такие нормы должны применяться в качестве резервных, то есть только тогда, когда нет специальных норм (Specific Anti-Avoidance Rules, SAAR). К последним традиционно относят, например, правила недостаточной капитализации (ст. 269 НК РФ), правила налогового контроля трансфертного ценообразования (раздел V.1 НК РФ), правила налогообложения доходов КИК (глава 3.4 НК РФ).
Готовое решение: Как определяется рыночная цена сделки в целях налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик обязан документально обосновать выбранный метод и расчет рыночной цены. Если он этого не сделал, налоговый орган вправе применить иной метод (Обзор судебных споров в отношении налогового контроля в области трансфертного ценообразования, направленный Письмом ФНС России от 02.09.2019 N СА-4-7/17555@).
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик обязан документально обосновать выбранный метод и расчет рыночной цены. Если он этого не сделал, налоговый орган вправе применить иной метод (Обзор судебных споров в отношении налогового контроля в области трансфертного ценообразования, направленный Письмом ФНС России от 02.09.2019 N СА-4-7/17555@).
Нормативные акты
"Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества"
(Подписан в г. Минске 10.10.2014)42. Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств-членов Евразийского экономического сообщества от 6 июня 2006 года.
(Подписан в г. Минске 10.10.2014)42. Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств-членов Евразийского экономического сообщества от 6 июня 2006 года.
Статья: Использование документации по трансфертному ценообразованию в спорах с таможенными органами
(Ким А., Халикова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 30)Если компания осуществляет импорт товаров на территорию ЕАЭС, она должна поддерживать свою рентабельность не только выше минимального рыночного уровня (чтобы избежать налоговых доначислений), но и ниже максимально допустимых значений (чтобы не вызвать подозрений таможни в занижении стоимости ввозимых товаров). Двойственность требований со стороны контролирующих органов создает сложную задачу балансирования между двумя видами рисков. Рассмотрим, как документация по трансфертному ценообразованию (ТЦО), используемая для целей налогового контроля, становится ключевым инструментом в таможенных спорах для доказывания рыночного уровня цен и отсутствия манипуляций в сделках между взаимосвязанными лицами.
(Ким А., Халикова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 30)Если компания осуществляет импорт товаров на территорию ЕАЭС, она должна поддерживать свою рентабельность не только выше минимального рыночного уровня (чтобы избежать налоговых доначислений), но и ниже максимально допустимых значений (чтобы не вызвать подозрений таможни в занижении стоимости ввозимых товаров). Двойственность требований со стороны контролирующих органов создает сложную задачу балансирования между двумя видами рисков. Рассмотрим, как документация по трансфертному ценообразованию (ТЦО), используемая для целей налогового контроля, становится ключевым инструментом в таможенных спорах для доказывания рыночного уровня цен и отсутствия манипуляций в сделках между взаимосвязанными лицами.
Статья: Общие и специальные налоговые антиуклонительные меры в налоговом праве РФ: использование чужого опыта
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2024, N 11)Вопросы борьбы с налоговым уклонением остаются в центре внимания налоговых специалистов разных стран. Количество налоговых споров по этой тематике стабильно держится на высоком уровне. Для современных стран характерно наличие систем налоговых антиуклонительных норм, которые постоянно развиваются. Как показала практика, в сложных экономических условиях, когда темпы роста недостаточны, страны, пытаясь справиться с бюджетными проблемами, начинают максимально широко применять различные налоговые инструменты: контроль за трансфертным ценообразованием, особые правила в отношении контролируемых иностранных компаний и тонкой капитализации <1>.
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2024, N 11)Вопросы борьбы с налоговым уклонением остаются в центре внимания налоговых специалистов разных стран. Количество налоговых споров по этой тематике стабильно держится на высоком уровне. Для современных стран характерно наличие систем налоговых антиуклонительных норм, которые постоянно развиваются. Как показала практика, в сложных экономических условиях, когда темпы роста недостаточны, страны, пытаясь справиться с бюджетными проблемами, начинают максимально широко применять различные налоговые инструменты: контроль за трансфертным ценообразованием, особые правила в отношении контролируемых иностранных компаний и тонкой капитализации <1>.
Статья: Правовые основы выбора метода трансфертного ценообразования
(Абрамов К.К.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)<1> Письмо ФНС России от 2 сентября 2019 г. N СА-4-7/17555@ "О направлении Обзора судебных споров в отношении налогового контроля в области трансфертного ценообразования" // СПС "КонсультантПлюс".
(Абрамов К.К.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)<1> Письмо ФНС России от 2 сентября 2019 г. N СА-4-7/17555@ "О направлении Обзора судебных споров в отношении налогового контроля в области трансфертного ценообразования" // СПС "КонсультантПлюс".
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)С 1 января 2012 г. в НК РФ введены положения, касающиеся налогового контроля за трансфертным ценообразованием.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)С 1 января 2012 г. в НК РФ введены положения, касающиеся налогового контроля за трансфертным ценообразованием.
Статья: Специальные антиуклонительные правила в международном налогообложении: правовая природа и перспективы развития
(Мачехин В.А.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Для проекта БЭПС основное - это налогообложение доходов транснациональных компаний (далее - ТНК). Основная непосредственно заявленная цель проекта БЭПС - борьба с размыванием налоговой базы и переносом прибыли именно применительно к ТНК. В то же время ОЭСР не хотела бы одобрять ведение такой борьбы любыми средствами. Так, ОЭСР недвусмысленно и даже цинично высказывает свои опасения относительно того, что некоторые государства могут отреагировать на применение налогоплательщиками агрессивных схем изменением сегодняшних нормативных правил, основанных на консенсусе, что может привести к мировому налоговому хаосу и возрождению двойного налогообложения, а отсутствие согласованных действий государств может инициировать односторонние государственные меры по защите налоговой базы и бесконечное двойное налогообложение <1>. Это подтверждает О.С. Иванов, который отмечает, что в сложных экономических условиях, когда темпы роста недостаточны, страны, пытаясь справиться с бюджетными проблемами, начинают максимально широко применять различные налоговые инструменты: контроль за трансфертным ценообразованием, особые правила в отношении контролируемых иностранных компаний и тонкой капитализации, сужать льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, что выступило дестабилизирующим фактором в сложившихся между странами международных налоговых отношениях в части их права на обложение деятельности ТНК <2>. Можно сделать вывод о том, что ОЭСР старается не допустить перехода к неконтролируемому изменению правил налогообложения для ТНК отдельными странами, а в проект БЭПС изначально заложен в качестве основополагающего элемент защиты интересов ТНК, так как непосредственной жертвой наступления международного налогового хаоса станут именно они.
(Мачехин В.А.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Для проекта БЭПС основное - это налогообложение доходов транснациональных компаний (далее - ТНК). Основная непосредственно заявленная цель проекта БЭПС - борьба с размыванием налоговой базы и переносом прибыли именно применительно к ТНК. В то же время ОЭСР не хотела бы одобрять ведение такой борьбы любыми средствами. Так, ОЭСР недвусмысленно и даже цинично высказывает свои опасения относительно того, что некоторые государства могут отреагировать на применение налогоплательщиками агрессивных схем изменением сегодняшних нормативных правил, основанных на консенсусе, что может привести к мировому налоговому хаосу и возрождению двойного налогообложения, а отсутствие согласованных действий государств может инициировать односторонние государственные меры по защите налоговой базы и бесконечное двойное налогообложение <1>. Это подтверждает О.С. Иванов, который отмечает, что в сложных экономических условиях, когда темпы роста недостаточны, страны, пытаясь справиться с бюджетными проблемами, начинают максимально широко применять различные налоговые инструменты: контроль за трансфертным ценообразованием, особые правила в отношении контролируемых иностранных компаний и тонкой капитализации, сужать льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, что выступило дестабилизирующим фактором в сложившихся между странами международных налоговых отношениях в части их права на обложение деятельности ТНК <2>. Можно сделать вывод о том, что ОЭСР старается не допустить перехода к неконтролируемому изменению правил налогообложения для ТНК отдельными странами, а в проект БЭПС изначально заложен в качестве основополагающего элемент защиты интересов ТНК, так как непосредственной жертвой наступления международного налогового хаоса станут именно они.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- взаимозависимость контроль налоговых органов за трансфертным ценообразованием и возможность доначисления налогов, исходя из рыночной цены сделок между взаимозависимыми лицами.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- взаимозависимость контроль налоговых органов за трансфертным ценообразованием и возможность доначисления налогов, исходя из рыночной цены сделок между взаимозависимыми лицами.
Статья: Международное налогообложение в начале XXI века: новая реальность
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2023, N 11)Ключевая заявленная цель проекта БЭПС - борьба с размыванием налоговой базы и переносом прибыли в другую юрисдикцию, но нельзя не отметить, что ОЭСР не хотела бы допустить ведение такой борьбы любыми средствами. Организация четко и несколько цинично высказывает свои опасения относительно того, что некоторые государства могут отреагировать на применение налогоплательщиками агрессивных схем изменением сегодняшних нормативных правил, основанных на консенсусе, что может привести к мировому налоговому хаосу и возрождению двойного налогообложения, а отсутствие согласованных действий государств может инициировать односторонние государственные меры по защите налоговой базы <23>. Подтверждение этому опасению находим у О.С. Иванова, который считает, что в сложных экономических условиях, когда темпы роста недостаточны, страны, пытаясь справиться с бюджетными проблемами, начинают максимально широко применять различные налоговые инструменты: контроль за трансфертным ценообразованием, особые правила в отношении контролируемых иностранных компаний и тонкой капитализации, сужение льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения. Все это является дестабилизирующим фактором в сложившихся между странами международных налоговых отношениях в части их права на обложение деятельности ТНК <24>.
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2023, N 11)Ключевая заявленная цель проекта БЭПС - борьба с размыванием налоговой базы и переносом прибыли в другую юрисдикцию, но нельзя не отметить, что ОЭСР не хотела бы допустить ведение такой борьбы любыми средствами. Организация четко и несколько цинично высказывает свои опасения относительно того, что некоторые государства могут отреагировать на применение налогоплательщиками агрессивных схем изменением сегодняшних нормативных правил, основанных на консенсусе, что может привести к мировому налоговому хаосу и возрождению двойного налогообложения, а отсутствие согласованных действий государств может инициировать односторонние государственные меры по защите налоговой базы <23>. Подтверждение этому опасению находим у О.С. Иванова, который считает, что в сложных экономических условиях, когда темпы роста недостаточны, страны, пытаясь справиться с бюджетными проблемами, начинают максимально широко применять различные налоговые инструменты: контроль за трансфертным ценообразованием, особые правила в отношении контролируемых иностранных компаний и тонкой капитализации, сужение льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения. Все это является дестабилизирующим фактором в сложившихся между странами международных налоговых отношениях в части их права на обложение деятельности ТНК <24>.