Налоговые доходы местного бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые доходы местного бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налог на профессиональный доход - пять лет эксперимента: промежуточные итоги
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)<10> По данным Министерства финансов РФ в 2022 г. 64,2% всех налоговых доходов местных бюджетов составлял НДФЛ. См.: Результаты мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2022 год // Министерство финансов РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local?id_38=302619-rezultaty_monitoringa_ispolneniya_mestnykh_byudzhetov_i_mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_v_subektakh_rossiiskoi_federatsii_na_regionalnom_i_munitsipalnom_urovnyakh_za_2022_god (дата обращения: 10.10.2023).
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)<10> По данным Министерства финансов РФ в 2022 г. 64,2% всех налоговых доходов местных бюджетов составлял НДФЛ. См.: Результаты мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2022 год // Министерство финансов РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local?id_38=302619-rezultaty_monitoringa_ispolneniya_mestnykh_byudzhetov_i_mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_v_subektakh_rossiiskoi_federatsii_na_regionalnom_i_munitsipalnom_urovnyakh_za_2022_god (дата обращения: 10.10.2023).
Статья: К вопросу об отрицательных субсидиях
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)1. Может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта РФ из местных бюджетов, в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)1. Может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта РФ из местных бюджетов, в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О государственной кадастровой оценке"22.1. Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
(ред. от 23.07.2025)
"О государственной кадастровой оценке"22.1. Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Статья: Тенденции развития местного самоуправления в свете конституционной реформы
(Третьяк И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Необходимо отметить финансовое состояние муниципальных образований, в котором они встретили конституционную реформу. По данным Министерства финансов Российской Федерации, собственные доходы местных бюджетов увеличились в 2019 г. по сравнению с предыдущим годом на 13,8%. Основными причинами роста явились увеличение налоговых доходов на 5,2% и рост объемов субсидий на 17,2%, дотаций на 7,9% и иных межбюджетных трансфертов на 11,9%. Основным бюджетообразующим налогом для местных бюджетов традиционно является федеральный НДФЛ, доля которого в налоговых доходах местных бюджетов в 2019 г. составила 63,4%. Значительную часть доходов местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты, доля которых составляет 66,0% (в 2018 г. - 64,5%) <9>.
(Третьяк И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Необходимо отметить финансовое состояние муниципальных образований, в котором они встретили конституционную реформу. По данным Министерства финансов Российской Федерации, собственные доходы местных бюджетов увеличились в 2019 г. по сравнению с предыдущим годом на 13,8%. Основными причинами роста явились увеличение налоговых доходов на 5,2% и рост объемов субсидий на 17,2%, дотаций на 7,9% и иных межбюджетных трансфертов на 11,9%. Основным бюджетообразующим налогом для местных бюджетов традиционно является федеральный НДФЛ, доля которого в налоговых доходах местных бюджетов в 2019 г. составила 63,4%. Значительную часть доходов местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты, доля которых составляет 66,0% (в 2018 г. - 64,5%) <9>.
Статья: Smart-технологии и муниципальный бюджет - курс на оптимизацию расходов
(Евплова К.А., Головкин Р.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Стоит отметить, что налоговые доходы местных бюджетов в 2021 г. составили 1 569,8 млрд рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 6,5%, или 95,9 млрд рублей. По сравнению с 2020 г., налоговые доходы муниципальных образований выросли в общей сумме на 165,3 млрд рублей, или на 11,8%.
(Евплова К.А., Головкин Р.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Стоит отметить, что налоговые доходы местных бюджетов в 2021 г. составили 1 569,8 млрд рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 6,5%, или 95,9 млрд рублей. По сравнению с 2020 г., налоговые доходы муниципальных образований выросли в общей сумме на 165,3 млрд рублей, или на 11,8%.
Статья: Комплексные кадастровые работы как инструмент актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В статье анализируются результаты комплексных кадастровых работ (ККР), выполненных на территории Самарской области. Исходя из результатов анализа авторы предлагают рекомендации по совершенствованию технологии проведения ККР, следование которым будет способствовать повышению эффективности вовлечения объектов недвижимости в гражданский оборот, увеличению налоговых доходов местных бюджетов и актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости.
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В статье анализируются результаты комплексных кадастровых работ (ККР), выполненных на территории Самарской области. Исходя из результатов анализа авторы предлагают рекомендации по совершенствованию технологии проведения ККР, следование которым будет способствовать повышению эффективности вовлечения объектов недвижимости в гражданский оборот, увеличению налоговых доходов местных бюджетов и актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Статья: Имущество супругов как объект налогообложения: российские реалии и зарубежные практики
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Использование коллективного подхода в имущественном налогообложении супругов в исследованных зарубежных странах обусловлено конструированием имущественного налога "от нужд бюджета". Поскольку имущественное налогообложение является преимущественной налоговой основой местного самоуправления, то определение ставки налога может быть обусловлено расчетом необходимого прогнозируемого объема налоговых доходов местных бюджетов.
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Использование коллективного подхода в имущественном налогообложении супругов в исследованных зарубежных странах обусловлено конструированием имущественного налога "от нужд бюджета". Поскольку имущественное налогообложение является преимущественной налоговой основой местного самоуправления, то определение ставки налога может быть обусловлено расчетом необходимого прогнозируемого объема налоговых доходов местных бюджетов.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 22.1 комментируемой статьи предусмотрено, что решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 22.1 комментируемой статьи предусмотрено, что решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В первую очередь следует отметить существенное падение роли и значения налога на землю в формировании собственной финансовой базы муниципальных бюджетов. Если в 2010 г. доля данного налога в общей сумме доходов местных бюджетов составляла 3,9%, то в последующие годы наметилась четкая тенденция к ее снижению и, судя по отчету за 2022 г., она составила всего 2,55%. Та же самая тенденция имеет место и в соотношении сумм поступлений налога на землю и общей суммы налоговых доходов местных бюджетов. За указанный период доля налога на землю снизилась с 12,7 до 9,3%. Обращает также на себя внимание тот факт, что за этот период рост поступлений налога обеспечивался в основном за счет увеличения налоговой нагрузки на население. В 2022 г. физическими лицами было уплачено в местные бюджеты 44,4 млрд руб. земельного налога, что ровно в 3 раза превысило данный показатель 2010 г. В то же время поступления налога от организаций выросли лишь на 38%. Таким образом, налог на землю, несмотря на все принимаемые меры, так и не стал стабильным источником доходов бюджетов местного самоуправления.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В первую очередь следует отметить существенное падение роли и значения налога на землю в формировании собственной финансовой базы муниципальных бюджетов. Если в 2010 г. доля данного налога в общей сумме доходов местных бюджетов составляла 3,9%, то в последующие годы наметилась четкая тенденция к ее снижению и, судя по отчету за 2022 г., она составила всего 2,55%. Та же самая тенденция имеет место и в соотношении сумм поступлений налога на землю и общей суммы налоговых доходов местных бюджетов. За указанный период доля налога на землю снизилась с 12,7 до 9,3%. Обращает также на себя внимание тот факт, что за этот период рост поступлений налога обеспечивался в основном за счет увеличения налоговой нагрузки на население. В 2022 г. физическими лицами было уплачено в местные бюджеты 44,4 млрд руб. земельного налога, что ровно в 3 раза превысило данный показатель 2010 г. В то же время поступления налога от организаций выросли лишь на 38%. Таким образом, налог на землю, несмотря на все принимаемые меры, так и не стал стабильным источником доходов бюджетов местного самоуправления.
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Положение ч. 1 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, устанавливающее общий порядок оспаривания органами местного самоуправления результатов определения кадастровой стоимости, который предусматривает возможность такого оспаривания в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, не противоречит Конституции РФ. Вместе с тем положение указанной нормы не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории. Речь идет о случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, что может затронуть права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Положение ч. 1 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, устанавливающее общий порядок оспаривания органами местного самоуправления результатов определения кадастровой стоимости, который предусматривает возможность такого оспаривания в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, не противоречит Конституции РФ. Вместе с тем положение указанной нормы не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории. Речь идет о случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, что может затронуть права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Положение ч. 1 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, устанавливающее общий порядок оспаривания органами местного самоуправления результатов определения кадастровой стоимости, который предусматривает возможность такого оспаривания в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, не противоречит Конституции РФ. Вместе с тем положение указанной нормы не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории. Речь идет о случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, что может затронуть права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Положение ч. 1 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, устанавливающее общий порядок оспаривания органами местного самоуправления результатов определения кадастровой стоимости, который предусматривает возможность такого оспаривания в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, не противоречит Конституции РФ. Вместе с тем положение указанной нормы не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории. Речь идет о случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, что может затронуть права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
Статья: Последствия уплаты НДФЛ обособленного подразделения по месту головной организации
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Согласно порядку формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов налоговые доходы от НДФЛ подлежат зачислению в бюджеты субъектов, в бюджеты поселений и в бюджеты муниципальных районов в соответствующих процентах. Все поступления в виде уплаты налогов зачисляются на счета органов федерального казначейства и распределяются указанными органами между бюджетами соответствующих уровней в соответствии с действующими нормативами отчислений. Таким образом, неуплата организацией НДФЛ по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление налога в местный и региональный бюджеты субъекта РФ, на территории которого расположено это обособленное подразделение.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Согласно порядку формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов налоговые доходы от НДФЛ подлежат зачислению в бюджеты субъектов, в бюджеты поселений и в бюджеты муниципальных районов в соответствующих процентах. Все поступления в виде уплаты налогов зачисляются на счета органов федерального казначейства и распределяются указанными органами между бюджетами соответствующих уровней в соответствии с действующими нормативами отчислений. Таким образом, неуплата организацией НДФЛ по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление налога в местный и региональный бюджеты субъекта РФ, на территории которого расположено это обособленное подразделение.