Налоговые доходы бюджета субъекта РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые доходы бюджета субъекта РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 217.1 "Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ как не позволяющего налогоплательщику для целей освобождения от налогообложения при продаже объекта недвижимого имущества применить установленный законом субъекта РФ сокращенный срок владения таким имуществом, находящимся в этом же субъекте РФ, в случае, если налогоплательщик зарегистрирован по месту жительства в другом субъекте РФ, в котором подобное сокращение срока не предусмотрено в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся на территории иных субъектов РФ. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения при исчислении НДФЛ должен определяться законодательством того субъекта РФ, в котором физическое лицо состоит на налоговом учете по месту жительства в момент государственной регистрации перехода права собственности к покупателю, а не того, на территории которого находится объект недвижимого имущества. КС РФ отметил, что вне зависимости от места нахождения проданного налогоплательщиком имущества налог будет зачислен в бюджет того региона, в котором налогоплательщик поставлен на налоговый учет по соответствующему основанию, поэтому распространение сокращенного субъектом РФ минимального предельного срока владения в отношении недвижимого имущества, расположенного на его территории, но принадлежащего налогоплательщику, уплачивающему налоги в другом регионе, влекло бы недопустимое распоряжение налоговыми доходами, которые причитаются бюджетам иных субъектов РФ. КС РФ отметил, что такой порядок применения льготы не свидетельствует о ее дискриминационном характере и не нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ как не позволяющего налогоплательщику для целей освобождения от налогообложения при продаже объекта недвижимого имущества применить установленный законом субъекта РФ сокращенный срок владения таким имуществом, находящимся в этом же субъекте РФ, в случае, если налогоплательщик зарегистрирован по месту жительства в другом субъекте РФ, в котором подобное сокращение срока не предусмотрено в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся на территории иных субъектов РФ. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения при исчислении НДФЛ должен определяться законодательством того субъекта РФ, в котором физическое лицо состоит на налоговом учете по месту жительства в момент государственной регистрации перехода права собственности к покупателю, а не того, на территории которого находится объект недвижимого имущества. КС РФ отметил, что вне зависимости от места нахождения проданного налогоплательщиком имущества налог будет зачислен в бюджет того региона, в котором налогоплательщик поставлен на налоговый учет по соответствующему основанию, поэтому распространение сокращенного субъектом РФ минимального предельного срока владения в отношении недвижимого имущества, расположенного на его территории, но принадлежащего налогоплательщику, уплачивающему налоги в другом регионе, влекло бы недопустимое распоряжение налоговыми доходами, которые причитаются бюджетам иных субъектов РФ. КС РФ отметил, что такой порядок применения льготы не свидетельствует о ее дискриминационном характере и не нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 217.1 "Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим письма Федеральной налоговой службы от 25.10.2022 N БС-4-11/14345@. Оспариваемое письмо содержит разъяснения по вопросу определения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от обложения НДФЛ, основанные на положениях п. п. 2 - 4, подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ. В письме содержится вывод, что в случае, если налогоплательщик зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте РФ, а недвижимое имущество находится в другом, минимальный срок владения имуществом в целях освобождения от НДФЛ необходимо определять на основании законодательства по месту жительства налогоплательщика, а не по месту нахождения имущества. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, поскольку изложенные в письме разъяснения не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах. Верховный Суд РФ указал, что для целей исчисления НДФЛ определяющим является место постановки на учет налогоплательщика, а не местонахождение его имущества, при этом приоритетным местом постановки физического лица на учет в налоговом органе является его место жительства, поскольку общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается по месту жительства. Кроме того, связь уплаты НДФЛ физическим лицом с местом учета в налоговом органе по месту своего жительства, а не по месту нахождения проданного объекта недвижимого имущества обусловлена также бюджетным законодательством Российской Федерации. Субъект РФ своим законом может уменьшить минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в п. 4 ст. 217.1 НК РФ, только применительно к тем налогам на доходы физических лиц, которые в качестве налогового дохода подлежат зачислению в бюджет этого субъекта РФ и бюджеты входящих в него муниципальных образований, в противном случае субъект РФ получил бы возможность распоряжения налоговыми доходами, причитающимися иным получателям.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим письма Федеральной налоговой службы от 25.10.2022 N БС-4-11/14345@. Оспариваемое письмо содержит разъяснения по вопросу определения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от обложения НДФЛ, основанные на положениях п. п. 2 - 4, подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ. В письме содержится вывод, что в случае, если налогоплательщик зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте РФ, а недвижимое имущество находится в другом, минимальный срок владения имуществом в целях освобождения от НДФЛ необходимо определять на основании законодательства по месту жительства налогоплательщика, а не по месту нахождения имущества. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, поскольку изложенные в письме разъяснения не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах. Верховный Суд РФ указал, что для целей исчисления НДФЛ определяющим является место постановки на учет налогоплательщика, а не местонахождение его имущества, при этом приоритетным местом постановки физического лица на учет в налоговом органе является его место жительства, поскольку общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается по месту жительства. Кроме того, связь уплаты НДФЛ физическим лицом с местом учета в налоговом органе по месту своего жительства, а не по месту нахождения проданного объекта недвижимого имущества обусловлена также бюджетным законодательством Российской Федерации. Субъект РФ своим законом может уменьшить минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в п. 4 ст. 217.1 НК РФ, только применительно к тем налогам на доходы физических лиц, которые в качестве налогового дохода подлежат зачислению в бюджет этого субъекта РФ и бюджеты входящих в него муниципальных образований, в противном случае субъект РФ получил бы возможность распоряжения налоговыми доходами, причитающимися иным получателям.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О зачислении сумм налога на прибыль в доходную часть бюджетов субъектов РФ и формировании и исполнении "бюджета одного гражданина".
(Письмо Минфина России от 12.09.2024 N 06-10-10/86970)Вопрос: О зачислении сумм налога на прибыль в доходную часть бюджетов субъектов РФ и формировании и исполнении "бюджета одного гражданина".
(Письмо Минфина России от 12.09.2024 N 06-10-10/86970)Вопрос: О зачислении сумм налога на прибыль в доходную часть бюджетов субъектов РФ и формировании и исполнении "бюджета одного гражданина".
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)<20> Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта РФ // Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ". Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)<20> Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта РФ // Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ". Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Бюджетно-правовой договор: вопросы идентификации
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Во-первых, положения БК РФ могут предусматривать основания, при которых бюджетно-правовой договор должен быть обязательно заключен. Так, в случае непрерывного превышения просроченной задолженности субъекта РФ (муниципального образования) по долговым обязательствам и (или) бюджетным обязательствам субъекта РФ (муниципального образования) в течение трех месяцев 10% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в последнем отчетном финансовом году положения подп. 2 п. 4 ст. 168.4 БК РФ предписывают высшему должностному лицу субъекта РФ (главе муниципального образования) заключить соглашение с Министерством финансов РФ (финансовым органом субъекта РФ) о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), содержащее обязательства субъекта РФ (муниципального образования).
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Во-первых, положения БК РФ могут предусматривать основания, при которых бюджетно-правовой договор должен быть обязательно заключен. Так, в случае непрерывного превышения просроченной задолженности субъекта РФ (муниципального образования) по долговым обязательствам и (или) бюджетным обязательствам субъекта РФ (муниципального образования) в течение трех месяцев 10% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в последнем отчетном финансовом году положения подп. 2 п. 4 ст. 168.4 БК РФ предписывают высшему должностному лицу субъекта РФ (главе муниципального образования) заключить соглашение с Министерством финансов РФ (финансовым органом субъекта РФ) о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), содержащее обязательства субъекта РФ (муниципального образования).
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Сумма превышения инвестиционного налогового вычета над предельной его величиной в текущем налоговом (отчетном) периоде может уменьшать суммы налога (авансового платежа), уплачиваемого в доходы бюджетов субъектов РФ, в последующих налоговых (отчетных) периодах (абз. 2 п. 9 ст. 286.1 НК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Сумма превышения инвестиционного налогового вычета над предельной его величиной в текущем налоговом (отчетном) периоде может уменьшать суммы налога (авансового платежа), уплачиваемого в доходы бюджетов субъектов РФ, в последующих налоговых (отчетных) периодах (абз. 2 п. 9 ст. 286.1 НК РФ).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
Статья: Правовые позиции судов, взятые на вооружение налоговиками
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 9)В пункте 6 Обзора налоговики указали, что субъект РФ своим законом может уменьшить минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в п. 4 ст. 217.1 НК РФ, только применительно к тем налогам на доходы физических лиц, которые в качестве налогового дохода подлежат зачислению в бюджет этого субъекта РФ и бюджеты входящих в него муниципальных образований.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 9)В пункте 6 Обзора налоговики указали, что субъект РФ своим законом может уменьшить минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в п. 4 ст. 217.1 НК РФ, только применительно к тем налогам на доходы физических лиц, которые в качестве налогового дохода подлежат зачислению в бюджет этого субъекта РФ и бюджеты входящих в него муниципальных образований.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Между тем установление дифференцированных нормативов отчислений от налогов является отступлением от принципа равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, согласно которому формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов осуществляются в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ (ст. 31.1). Согласно данному принципу дифференциация нормативов отчислений как альтернатива установления единых нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты должна сопровождаться выработкой объективных критериев, в соответствии с которыми отдельные публично-правовые образования могут быть поставлены в лучшее положение по сравнению с иными. Дискреционное полномочие органов государственной власти субъектов РФ по установлению дифференцированных нормативов отчислений должно опираться на объективные критерии, установленные федеральным или региональным законодателем, поскольку данный вопрос находится в поле конкуренции Российской Федерации и регионов.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Между тем установление дифференцированных нормативов отчислений от налогов является отступлением от принципа равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, согласно которому формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов осуществляются в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ (ст. 31.1). Согласно данному принципу дифференциация нормативов отчислений как альтернатива установления единых нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты должна сопровождаться выработкой объективных критериев, в соответствии с которыми отдельные публично-правовые образования могут быть поставлены в лучшее положение по сравнению с иными. Дискреционное полномочие органов государственной власти субъектов РФ по установлению дифференцированных нормативов отчислений должно опираться на объективные критерии, установленные федеральным или региональным законодателем, поскольку данный вопрос находится в поле конкуренции Российской Федерации и регионов.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ) означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ) означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
Статья: Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях
(Шевелева Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Налоговые преференции не получают оформления в виде налоговых льгот, представляют собой экономическую выгоду - уменьшение размера налогового обязательства, в этом проявляется современная политика государства, предпочитающего не увлекаться собственно налоговыми льготами, а использовать иные преференциальные режимы. Налоговая выгода в юридическом аспекте образуется в результате воздействия на иные элементы состава налога - налоговую базу или налоговые ставки, в частности в результате реализации организацией права на пониженные, в том числе нулевые, ставки <6>. Особенности налоговых преференций по налогу на прибыль организаций, кроме наиболее значительного эффекта для налогоплательщиков, заключаются и в том, что налог на прибыль организаций, являясь федеральным налогом, признается налоговым доходом бюджетов субъектов РФ, что приводит к усложнению правового регулирования и появлению несовпадающих интересов казны федеральной и региональной.
(Шевелева Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Налоговые преференции не получают оформления в виде налоговых льгот, представляют собой экономическую выгоду - уменьшение размера налогового обязательства, в этом проявляется современная политика государства, предпочитающего не увлекаться собственно налоговыми льготами, а использовать иные преференциальные режимы. Налоговая выгода в юридическом аспекте образуется в результате воздействия на иные элементы состава налога - налоговую базу или налоговые ставки, в частности в результате реализации организацией права на пониженные, в том числе нулевые, ставки <6>. Особенности налоговых преференций по налогу на прибыль организаций, кроме наиболее значительного эффекта для налогоплательщиков, заключаются и в том, что налог на прибыль организаций, являясь федеральным налогом, признается налоговым доходом бюджетов субъектов РФ, что приводит к усложнению правового регулирования и появлению несовпадающих интересов казны федеральной и региональной.
Статья: Экологизация налоговой системы России: перенос налоговой нагрузки с труда на экологию
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)<9> Дадашев А.З., Топчи Ю.А. Структурные изменения в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и в механизме их распределения между региональными и местными бюджетами // Финансы и кредит. 2014. Т. 20. Вып. 39. С. 30 - 36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnye-izmeneniya-v-nalogovyh-dohodah-konsolidirovannyh-byudzhetov-subektov-rossiyskoy-federatsii-i-v-mehanizme-ih-raspredeleniya.
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)<9> Дадашев А.З., Топчи Ю.А. Структурные изменения в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и в механизме их распределения между региональными и местными бюджетами // Финансы и кредит. 2014. Т. 20. Вып. 39. С. 30 - 36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnye-izmeneniya-v-nalogovyh-dohodah-konsolidirovannyh-byudzhetov-subektov-rossiyskoy-federatsii-i-v-mehanizme-ih-raspredeleniya.