Налоговая требует невозможного
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая требует невозможного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 73 "Залог имущества" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция обратилась в суд с требованием об обращении взыскания на заложенное имущество налогоплательщика путем реализации с публичных торгов его транспортного средства. Налогоплательщик возражал, указав, что у налогового органа не было достаточных оснований полагать, что непринятие мер в виде применения в отношении общества обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение вынесенного решения. Суд удовлетворил требования налогового органа, так как при уклонении налогоплательщика от исполнения обязанности по уплате налогов и пеней инспекция вправе требовать обращения взыскания на заложенное в силу закона имущество (транспортное средство) в судебном порядке путем продажи с публичных торгов и в данном случае она приняла полный комплекс мер, предусмотренных ст. ст. 46, 47 НК РФ и направленных на взыскание имеющейся у общества задолженности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция обратилась в суд с требованием об обращении взыскания на заложенное имущество налогоплательщика путем реализации с публичных торгов его транспортного средства. Налогоплательщик возражал, указав, что у налогового органа не было достаточных оснований полагать, что непринятие мер в виде применения в отношении общества обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение вынесенного решения. Суд удовлетворил требования налогового органа, так как при уклонении налогоплательщика от исполнения обязанности по уплате налогов и пеней инспекция вправе требовать обращения взыскания на заложенное в силу закона имущество (транспортное средство) в судебном порядке путем продажи с публичных торгов и в данном случае она приняла полный комплекс мер, предусмотренных ст. ст. 46, 47 НК РФ и направленных на взыскание имеющейся у общества задолженности.
Важнейшая практика по ст. 424 ГК РФДоговорная цена не пересматривается только из-за того, что у продавца (исполнителя) изменился объем налоговых обязательств >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые преступления: тонкая настройка ответственности в 2022 году и на перспективу
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 11)Данное преступление может совершаться как в связи с проведенной налоговой проверкой и выявленной недоимкой, так и в более простой ситуации неуплаты правильно исчисленных налогов. Объективная сторона состава преступления описывается в законе как сокрытие в крупном размере денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам. Соответственно, преступление совершается путем как искажения сумм подлежащих уплате налогов, так и простой неуплаты задекларированных налогов <10>. И в обоих случаях в силу п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 года N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления" предполагается наличие требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Иными словами, механизм вменения ст. 199.2 УК РФ рассогласован документационно и по срокам с п. 3 ст. 32 НК РФ, и требовать здесь всегда предшествующей налоговой проверки невозможно просто потому, что сокрытие возможно и в отношении тех налогов, которые подлежат простой уплате. В этой ситуации объективная сторона состава ст. 199.2 УК РФ будет выполнена, однако налоговая проверка как повод к возбуждению уголовного дела будет невозможна.
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 11)Данное преступление может совершаться как в связи с проведенной налоговой проверкой и выявленной недоимкой, так и в более простой ситуации неуплаты правильно исчисленных налогов. Объективная сторона состава преступления описывается в законе как сокрытие в крупном размере денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам. Соответственно, преступление совершается путем как искажения сумм подлежащих уплате налогов, так и простой неуплаты задекларированных налогов <10>. И в обоих случаях в силу п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 года N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления" предполагается наличие требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Иными словами, механизм вменения ст. 199.2 УК РФ рассогласован документационно и по срокам с п. 3 ст. 32 НК РФ, и требовать здесь всегда предшествующей налоговой проверки невозможно просто потому, что сокрытие возможно и в отношении тех налогов, которые подлежат простой уплате. В этой ситуации объективная сторона состава ст. 199.2 УК РФ будет выполнена, однако налоговая проверка как повод к возбуждению уголовного дела будет невозможна.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)1. По общему правилу плательщиком НДФЛ является физическое лицо (а не налоговый агент - организация, начислившая и выплачивающая доход). Невозможно требовать от налогоплательщика уплаты налога ранее даты фактического получения им денежных средств. Поэтому дата получения дохода - день выплаты (в том числе перечисления на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках) денежных средств, признаваемых доходом физического лица (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)1. По общему правилу плательщиком НДФЛ является физическое лицо (а не налоговый агент - организация, начислившая и выплачивающая доход). Невозможно требовать от налогоплательщика уплаты налога ранее даты фактического получения им денежных средств. Поэтому дата получения дохода - день выплаты (в том числе перечисления на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках) денежных средств, признаваемых доходом физического лица (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 25.02.2016 N ММВ-7-6/97@
(ред. от 26.12.2016)
"Об утверждении Регламента взаимодействия территориальных органов ФНС России и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России при реализации функций по обработке налоговых документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и проведения мероприятий в отношении взаимозависимых лиц и контролируемых сделок, представляемых налогоплательщиками (их представителями) в территориальные органы ФНС России на бумажных носителях"9.2.3. Формирование в СЭОД реестра возврата не введенных налоговых документов, требующих уточнений, влечет за собой перевод не введенного документа в состояние "ввод невозможен". После принятия мер по уточнению данных налогового документа и получения уточненного налогового документа сотрудник НО должен зарегистрировать уточненный налоговый документ с новым регистрационным номером.
(ред. от 26.12.2016)
"Об утверждении Регламента взаимодействия территориальных органов ФНС России и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России при реализации функций по обработке налоговых документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и проведения мероприятий в отношении взаимозависимых лиц и контролируемых сделок, представляемых налогоплательщиками (их представителями) в территориальные органы ФНС России на бумажных носителях"9.2.3. Формирование в СЭОД реестра возврата не введенных налоговых документов, требующих уточнений, влечет за собой перевод не введенного документа в состояние "ввод невозможен". После принятия мер по уточнению данных налогового документа и получения уточненного налогового документа сотрудник НО должен зарегистрировать уточненный налоговый документ с новым регистрационным номером.
"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(разработан Минэкономразвития России)Экономика Дальневосточного региона базируется в основном на добыче полезных ископаемых и использовании транзитных возможностей региона в силу его экономико-географического положения, что определяет структуру ВРП. В структуре ВРП округа на долю добычи полезных ископаемых приходится 24,7%, на долю транспорта - 13,4%, в южных регионах - Приморском крае, Амурской области - на долю транспорта и связи приходится 22% ВРП. Слишком высокая доля первичного сектора в экономике Дальнего Востока влечет за собой недополучение добавленной стоимости, невыгодные условия экспортно-импортного обмена, занижение налоговой базы субъектов федерации, усиление диспропорций в уровне социально-экономического развития отдельных территорий. Кроме того, высокая капиталоемкость первичного сектора требует крупномасштабных инвестиций в его модернизацию, которые невозможно профинансировать за счет внутренних ресурсов региона. Это усиливает зависимость восточных территорий России от притока капитала извне.
(разработан Минэкономразвития России)Экономика Дальневосточного региона базируется в основном на добыче полезных ископаемых и использовании транзитных возможностей региона в силу его экономико-географического положения, что определяет структуру ВРП. В структуре ВРП округа на долю добычи полезных ископаемых приходится 24,7%, на долю транспорта - 13,4%, в южных регионах - Приморском крае, Амурской области - на долю транспорта и связи приходится 22% ВРП. Слишком высокая доля первичного сектора в экономике Дальнего Востока влечет за собой недополучение добавленной стоимости, невыгодные условия экспортно-импортного обмена, занижение налоговой базы субъектов федерации, усиление диспропорций в уровне социально-экономического развития отдельных территорий. Кроме того, высокая капиталоемкость первичного сектора требует крупномасштабных инвестиций в его модернизацию, которые невозможно профинансировать за счет внутренних ресурсов региона. Это усиливает зависимость восточных территорий России от притока капитала извне.
Статья: Налоговая оговорка, гражданское право и налоговый суверенитет
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)Кроме того, судебная практика свидетельствует, что некоторые суды, понимая, что гражданские обязательственные отношения не возникают из публичных правоотношений как юридических фактов, требуют от покупателя, заключившего договор "налоговой оговорки", представить индивидуальный правовой акт налогового органа, устанавливающий неуплату налога налогоплательщиком-продавцом, ибо гражданские правоотношения могут возникать из актов органов исполнительной власти (ст. 8 ГК РФ). Нередко такой акт представляется в суд. Однако взыскание убытков по такому акту по налоговой оговорке невозможно с учетом следующего. Во-первых, в соответствии со ст. 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей являются акты государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Как известно, акты налоговых органов, подтверждающих неуплату налога налогоплательщиком-продавцом, в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей не предусмотрены. Во-вторых, в соответствии с гражданско-правовой доктриной такие акты в своем содержании должны быть непосредственно направлены на возникновение прав и обязанностей у конкретного субъекта - адресата акта <15>. Иначе говоря, гражданское правоотношение у конкретного субъекта должно возникать на основе этого акта, предусмотренного законом и ему адресованного. Индивидуальный правовой акт налогового органа не может порождать никакие права и обязанности у налогоплательщика, так как не предусмотрен законом как акт, порождающий правовые последствия.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)Кроме того, судебная практика свидетельствует, что некоторые суды, понимая, что гражданские обязательственные отношения не возникают из публичных правоотношений как юридических фактов, требуют от покупателя, заключившего договор "налоговой оговорки", представить индивидуальный правовой акт налогового органа, устанавливающий неуплату налога налогоплательщиком-продавцом, ибо гражданские правоотношения могут возникать из актов органов исполнительной власти (ст. 8 ГК РФ). Нередко такой акт представляется в суд. Однако взыскание убытков по такому акту по налоговой оговорке невозможно с учетом следующего. Во-первых, в соответствии со ст. 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей являются акты государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Как известно, акты налоговых органов, подтверждающих неуплату налога налогоплательщиком-продавцом, в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей не предусмотрены. Во-вторых, в соответствии с гражданско-правовой доктриной такие акты в своем содержании должны быть непосредственно направлены на возникновение прав и обязанностей у конкретного субъекта - адресата акта <15>. Иначе говоря, гражданское правоотношение у конкретного субъекта должно возникать на основе этого акта, предусмотренного законом и ему адресованного. Индивидуальный правовой акт налогового органа не может порождать никакие права и обязанности у налогоплательщика, так как не предусмотрен законом как акт, порождающий правовые последствия.
Статья: О распространении на самозанятых антимонопольного регулирования
(Полуян Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Следует принять во внимание, во-первых, что из-за указанных ограничений, особенно в отношении доходов, самозанятые предприниматели ограничены в своей возможности расширять свой бизнес и вынуждены оставаться в масштабе сверхмалого предпринимательства, контролируя объемы товаров, которые вводят в оборот, чтобы не превысить установленные пределы доходов. Более того, самозанятые платят налог со своего дохода, а не прибыли, что препятствует появлению самозанятых на рынках, требующих крупных капиталовложений, поскольку их затраты будет невозможно покрыть при существующем ограничении доходов. Самозанятые в основном работают на местных или нишевых рынках, обслуживая устойчивую клиентскую базу. Ограниченность ресурсов приводит к снижению способности доминировать на рынке или участвовать в антиконкурентной практике, способной нанести вред потребителям и конкуренции. Самозанятые постоянно сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны других малых предпринимателей и крупных фирм. Эта конкурентная среда действует как естественная проверка их рыночной значимости, они должны постоянно внедрять инновации, обеспечивать конкурентоспособные цены и предлагать высококачественные товары и услуги клиентам. В такой среде риск антиконкурентного поведения незначителен.
(Полуян Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Следует принять во внимание, во-первых, что из-за указанных ограничений, особенно в отношении доходов, самозанятые предприниматели ограничены в своей возможности расширять свой бизнес и вынуждены оставаться в масштабе сверхмалого предпринимательства, контролируя объемы товаров, которые вводят в оборот, чтобы не превысить установленные пределы доходов. Более того, самозанятые платят налог со своего дохода, а не прибыли, что препятствует появлению самозанятых на рынках, требующих крупных капиталовложений, поскольку их затраты будет невозможно покрыть при существующем ограничении доходов. Самозанятые в основном работают на местных или нишевых рынках, обслуживая устойчивую клиентскую базу. Ограниченность ресурсов приводит к снижению способности доминировать на рынке или участвовать в антиконкурентной практике, способной нанести вред потребителям и конкуренции. Самозанятые постоянно сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны других малых предпринимателей и крупных фирм. Эта конкурентная среда действует как естественная проверка их рыночной значимости, они должны постоянно внедрять инновации, обеспечивать конкурентоспособные цены и предлагать высококачественные товары и услуги клиентам. В такой среде риск антиконкурентного поведения незначителен.
Статья: Обеспечительные меры в налоговом праве: вопросы баланса частных и публичных интересов в условиях неопределенности
(Загайнов М.Р., Слепко Г.Е., Слепцова М.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 12)В соответствии с положениями ст. ст. 90, 91, 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд вправе удовлетворить заявление об обеспечении иска, если непринятие указанных мер может ухудшить имущественное положение заявителя и затруднит либо сделает невозможным исполнение судебного акта. Как видим, нормы арбитражно-процессуального законодательства и законодательства о налогах и сборах требуют обоснованного применения обеспечительных мер. Как указывает Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заявление о применении обеспечительных мер обоснованно только в том случае, если имеются доказательства, подтверждающие наличие одного из оснований, закрепленных в ст. 90 АПК РФ (п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 55 <5>).
(Загайнов М.Р., Слепко Г.Е., Слепцова М.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 12)В соответствии с положениями ст. ст. 90, 91, 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд вправе удовлетворить заявление об обеспечении иска, если непринятие указанных мер может ухудшить имущественное положение заявителя и затруднит либо сделает невозможным исполнение судебного акта. Как видим, нормы арбитражно-процессуального законодательства и законодательства о налогах и сборах требуют обоснованного применения обеспечительных мер. Как указывает Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заявление о применении обеспечительных мер обоснованно только в том случае, если имеются доказательства, подтверждающие наличие одного из оснований, закрепленных в ст. 90 АПК РФ (п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 55 <5>).
Статья: Почему Налоговый кодекс перестал быть настольной книгой инспектора?
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2021, N 5)С 2012 г. ценовому контролю подлежит закрытый перечень опасных с точки зрения трансфертного манипулирования ценой сделок, установленный в ст. 105.14 НК РФ. Тем не менее налоговые органы со ссылкой на письмо Минфина от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, выпущенное по запросу налоговой службы, продолжили проверять и пересматривать цены в сделках, не включенных в перечень контролируемых. Верховный Суд РФ поддержал такую практику <3>, что было вполне ожидаемо, ведь иной подход противоречил бы принципу полноты налогового контроля со стороны государства <4>. Но в результате подобного ведомственно-судебного нормотворчества налогоплательщики, совершающие, казалось бы, неконтролируемые сделки, лишились многочисленных гарантий, доступных тем, кто совершает контролируемые сделки. Это влечет не только дискриминацию, но и взимание налогов в размере большем, нежели требует закон, поскольку симметричная корректировка цен невозможна. Решением проблемы может быть распространение на "неконтролируемые контролируемые сделки" позитивных положений, предусмотренных разделом V.1 НК РФ. Сделать это нетрудно - и законодательными поправками, и официальным разъяснением высшего судебного органа или ФНС России. Но воз и ныне там.
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2021, N 5)С 2012 г. ценовому контролю подлежит закрытый перечень опасных с точки зрения трансфертного манипулирования ценой сделок, установленный в ст. 105.14 НК РФ. Тем не менее налоговые органы со ссылкой на письмо Минфина от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, выпущенное по запросу налоговой службы, продолжили проверять и пересматривать цены в сделках, не включенных в перечень контролируемых. Верховный Суд РФ поддержал такую практику <3>, что было вполне ожидаемо, ведь иной подход противоречил бы принципу полноты налогового контроля со стороны государства <4>. Но в результате подобного ведомственно-судебного нормотворчества налогоплательщики, совершающие, казалось бы, неконтролируемые сделки, лишились многочисленных гарантий, доступных тем, кто совершает контролируемые сделки. Это влечет не только дискриминацию, но и взимание налогов в размере большем, нежели требует закон, поскольку симметричная корректировка цен невозможна. Решением проблемы может быть распространение на "неконтролируемые контролируемые сделки" позитивных положений, предусмотренных разделом V.1 НК РФ. Сделать это нетрудно - и законодательными поправками, и официальным разъяснением высшего судебного органа или ФНС России. Но воз и ныне там.
Статья: Судебные ориентиры для бухгалтера: ключевые позиции высших судов по налоговым спорам в I квартале 2025 г.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 29)1. НДФЛ: при переквалификации обязанность исчислить, удержать и перечислить НДФЛ ложится на налогового агента (ИП), который платит доначисленный налог за счет собственных средств (п. 10 ст. 226 НК РФ). ВС РФ указал, что конституционные принципы не допускают двойного налогообложения и требуют установления реального размера недоимки. Налоговый орган при доначислении обязан исследовать вопрос о возможности учета сумм НПД, уплаченных физлицами (подавали ли они заявления на корректировку/возврат?). Автоматический зачет переплаты по НПД в счет НДФЛ невозможен без волеизъявления физлица, но игнорирование этого факта при расчете доначислений может сделать их необоснованными.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 29)1. НДФЛ: при переквалификации обязанность исчислить, удержать и перечислить НДФЛ ложится на налогового агента (ИП), который платит доначисленный налог за счет собственных средств (п. 10 ст. 226 НК РФ). ВС РФ указал, что конституционные принципы не допускают двойного налогообложения и требуют установления реального размера недоимки. Налоговый орган при доначислении обязан исследовать вопрос о возможности учета сумм НПД, уплаченных физлицами (подавали ли они заявления на корректировку/возврат?). Автоматический зачет переплаты по НПД в счет НДФЛ невозможен без волеизъявления физлица, но игнорирование этого факта при расчете доначислений может сделать их необоснованными.
Статья: Имущественные налоги физических лиц: анализ особенностей уплаты в связи с переходом на использование единого налогового счета в 2023 году
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)3. Перестает существовать ситуация одновременной переплаты и недоимки по налогам. Представить ситуацию переплаты физического лица по имущественным налогам сложно, так как они исчисляются ФНС и уплачиваются по реквизитам, указанным ФНС. Однако существовали ситуации, когда налоги ошибочно исчислялись налоговыми органами <7>. В практике приходилось сталкиваться с ситуациями, когда физическое лицо получало, например, транспортный налог к уплате на угнанное транспортное средство, находящееся в розыске, что противоречит подп. 7 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ (НК РФ) <8>. Для того чтобы оспорить данное начисление, необходимо было предоставить справку из МВД об угоне, что требует времени. С применением ЕНС будет невозможно оплатить одни налоги и отложить оплату других, пока идет выяснение правомерности их начисления. По истечении срока уплаты недоимка будет пропорционально распределена по всем обязательствам налогоплательщика, в том числе по обязательствам индивидуального предпринимателя.
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)3. Перестает существовать ситуация одновременной переплаты и недоимки по налогам. Представить ситуацию переплаты физического лица по имущественным налогам сложно, так как они исчисляются ФНС и уплачиваются по реквизитам, указанным ФНС. Однако существовали ситуации, когда налоги ошибочно исчислялись налоговыми органами <7>. В практике приходилось сталкиваться с ситуациями, когда физическое лицо получало, например, транспортный налог к уплате на угнанное транспортное средство, находящееся в розыске, что противоречит подп. 7 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ (НК РФ) <8>. Для того чтобы оспорить данное начисление, необходимо было предоставить справку из МВД об угоне, что требует времени. С применением ЕНС будет невозможно оплатить одни налоги и отложить оплату других, пока идет выяснение правомерности их начисления. По истечении срока уплаты недоимка будет пропорционально распределена по всем обязательствам налогоплательщика, в том числе по обязательствам индивидуального предпринимателя.
Вопрос: О критериях, руководствуясь которыми налоговые органы трактуют предпринимательскую деятельность как "дробление бизнеса".
(Письмо ФНС России от 09.08.2024 N СД-4-7/9113)При доказывании "дробления бизнеса", как и в иных случаях превышения пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, требуются исследование и оценка всех фактических обстоятельств и индивидуальных особенностей ведения хозяйственной деятельности конкретным налогоплательщиком, особенностей корпоративной структуры (истории создания взаимозависимых лиц, причин их реорганизации и др.), практики принятия управленческих решений внутри группы взаимозависимых лиц, фактов использования общих трудовых и производственных ресурсов, особенностей гражданско-правовых отношений внутри группы. Выработка универсального стандарта доказывания (закрытого перечня формальных признаков "дробления бизнеса)" в таких условиях невозможна. Более того, любое определение формальных параметров допустимого или недопустимого структурирования бизнеса создает новые возможности для обхода закона недобросовестными налогоплательщиками.
(Письмо ФНС России от 09.08.2024 N СД-4-7/9113)При доказывании "дробления бизнеса", как и в иных случаях превышения пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, требуются исследование и оценка всех фактических обстоятельств и индивидуальных особенностей ведения хозяйственной деятельности конкретным налогоплательщиком, особенностей корпоративной структуры (истории создания взаимозависимых лиц, причин их реорганизации и др.), практики принятия управленческих решений внутри группы взаимозависимых лиц, фактов использования общих трудовых и производственных ресурсов, особенностей гражданско-правовых отношений внутри группы. Выработка универсального стандарта доказывания (закрытого перечня формальных признаков "дробления бизнеса)" в таких условиях невозможна. Более того, любое определение формальных параметров допустимого или недопустимого структурирования бизнеса создает новые возможности для обхода закона недобросовестными налогоплательщиками.
Статья: Методы стимулирования оборота цифровых прав как нового вида имущества, используемого при международных расчетах
(Сафонова Т.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 2, 3)Как следует из формулировок Закона о цифровых финансовых активах, законодатель видит их как новые самостоятельные финансовые продукты, однако Банк России предлагает учитывать их по аналогии с правами, лежащими в их основе, а налоговые органы требует формирования по ним отдельной налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку виды получаемых по ним доходов законодательно не определены, а формирование их цены имеет нерыночный характер. Такое противоречие понятно - всегда хочется применить к новому старые методы, но все же и законодателю, и регуляторам придется принять соответствующие однозначные решения, поскольку без этого невозможно принятие императивных норм для регулирования оборота и налогообложения различных видов цифровых прав.
(Сафонова Т.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 2, 3)Как следует из формулировок Закона о цифровых финансовых активах, законодатель видит их как новые самостоятельные финансовые продукты, однако Банк России предлагает учитывать их по аналогии с правами, лежащими в их основе, а налоговые органы требует формирования по ним отдельной налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку виды получаемых по ним доходов законодательно не определены, а формирование их цены имеет нерыночный характер. Такое противоречие понятно - всегда хочется применить к новому старые методы, но все же и законодателю, и регуляторам придется принять соответствующие однозначные решения, поскольку без этого невозможно принятие императивных норм для регулирования оборота и налогообложения различных видов цифровых прав.
Статья: О продлении дачной амнистии: проблемы применения
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Под садовым домом понимается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (ст. 3 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ)). Все садовые дома, которые значились в ЕГРН как нежилые строения, после 1 января 2019 г. остались садовыми (дачными) домами, однако те, которые значились в ЕГРН как жилые строения, стали жилыми домами с присущим им правовым статусом. Стоит отметить, что в случае превращения дачного строения в жилое граждане, имеющие городскую квартиру, считаются собственниками уже двух равнозначных жилых объектов, что позволяет в случае банкротства гражданина обратить взыскание на городскую квартиру, оставив ему в качестве единственного жилья дачу. Ровно так же для собственников, имеющих льготу по налогообложению, исключается из налоговой базы более дорогой объект, в то время как получить льготу на второй объект (жилой дом = дача) уже становится невозможным. Для того чтобы вернуть дачной постройке статус садового дома, требуется пройти определенную процедуру, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации <8>.
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Под садовым домом понимается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (ст. 3 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ)). Все садовые дома, которые значились в ЕГРН как нежилые строения, после 1 января 2019 г. остались садовыми (дачными) домами, однако те, которые значились в ЕГРН как жилые строения, стали жилыми домами с присущим им правовым статусом. Стоит отметить, что в случае превращения дачного строения в жилое граждане, имеющие городскую квартиру, считаются собственниками уже двух равнозначных жилых объектов, что позволяет в случае банкротства гражданина обратить взыскание на городскую квартиру, оставив ему в качестве единственного жилья дачу. Ровно так же для собственников, имеющих льготу по налогообложению, исключается из налоговой базы более дорогой объект, в то время как получить льготу на второй объект (жилой дом = дача) уже становится невозможным. Для того чтобы вернуть дачной постройке статус садового дома, требуется пройти определенную процедуру, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации <8>.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Другой пример. В соответствии с подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. Деятельность организаций отдыха не требует лицензирования, поэтому для освобождения от НДС услуг организаций отдыха, оформленных путевками (курсовками), являющимися бланками строгой отчетности, лицензия не требуется (Письмо ФНС России от 20.06.2018 N ММВ-17-3/151@).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Другой пример. В соответствии с подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. Деятельность организаций отдыха не требует лицензирования, поэтому для освобождения от НДС услуг организаций отдыха, оформленных путевками (курсовками), являющимися бланками строгой отчетности, лицензия не требуется (Письмо ФНС России от 20.06.2018 N ММВ-17-3/151@).