Налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 52 "Порядок исчисления налога, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В августе налогоплательщик направил предпринимателю налоговое уведомление, в котором произвел расчет налога на имущество физических лиц за 2019 год, исходя из ставки 0,5 процента. Установив, что принадлежащие предпринимателю объекты недвижимого имущества с 01.01.2019 включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в октябре 2020 года налоговый орган произвел перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 год, применив ставку 2 процента. Налогоплательщик полагал ввиду наличия у него переплаты по иным налогам на дату выставления первого уведомления, что налог на имущество считается уплаченным на дату формирования уведомления, его размер не мог быть увеличен в силу п. 2.1 ст. 52 НК РФ. Суд признал правомерным направление налогоплательщику второго уведомления. Суд отметил, что второе уведомление соответствовало налоговой обязанности предпринимателя, на дату его направления налог предпринимателем уплачен не был, предприниматель уплатил налог по первому уведомлению только после получения второго. Суд отклонил довод предпринимателя о наличии у налогового органа обязанности самостоятельно осуществить зачет имеющейся у предпринимателя переплаты на момент формирования первого налогового уведомления на основании положений абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ. Суд указал, что абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2021 года, то есть после направления предпринимателю как первого, так и второго налогового уведомления. В период после направления первого уведомления и до даты формирования второго предприниматель не направлял в налоговый орган заявления о зачете имеющейся переплаты в счет уплаты платежей по налогу на имущество, кроме того, после получения первого уведомления предприниматель обращался в налоговый орган с заявлением о возврате НДФЛ, которое было исполнено налоговым органом. Поскольку налог подлежал уплате до 01.12.2020, у налогового органа до этой даты отсутствовали законные основания для принятия принудительных мер в отношении сумм налога на имущество, подлежащих уплате налогоплательщиком за 2019 год, в том числе для направления переплаты по иным налогам в счет погашения недоимки по налогу на имущество.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В августе налогоплательщик направил предпринимателю налоговое уведомление, в котором произвел расчет налога на имущество физических лиц за 2019 год, исходя из ставки 0,5 процента. Установив, что принадлежащие предпринимателю объекты недвижимого имущества с 01.01.2019 включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в октябре 2020 года налоговый орган произвел перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 год, применив ставку 2 процента. Налогоплательщик полагал ввиду наличия у него переплаты по иным налогам на дату выставления первого уведомления, что налог на имущество считается уплаченным на дату формирования уведомления, его размер не мог быть увеличен в силу п. 2.1 ст. 52 НК РФ. Суд признал правомерным направление налогоплательщику второго уведомления. Суд отметил, что второе уведомление соответствовало налоговой обязанности предпринимателя, на дату его направления налог предпринимателем уплачен не был, предприниматель уплатил налог по первому уведомлению только после получения второго. Суд отклонил довод предпринимателя о наличии у налогового органа обязанности самостоятельно осуществить зачет имеющейся у предпринимателя переплаты на момент формирования первого налогового уведомления на основании положений абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ. Суд указал, что абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2021 года, то есть после направления предпринимателю как первого, так и второго налогового уведомления. В период после направления первого уведомления и до даты формирования второго предприниматель не направлял в налоговый орган заявления о зачете имеющейся переплаты в счет уплаты платежей по налогу на имущество, кроме того, после получения первого уведомления предприниматель обращался в налоговый орган с заявлением о возврате НДФЛ, которое было исполнено налоговым органом. Поскольку налог подлежал уплате до 01.12.2020, у налогового органа до этой даты отсутствовали законные основания для принятия принудительных мер в отношении сумм налога на имущество, подлежащих уплате налогоплательщиком за 2019 год, в том числе для направления переплаты по иным налогам в счет погашения недоимки по налогу на имущество.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 406 "Налоговые ставки" главы 32 "Налог на имущество физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган, обнаружив, что налогоплательщик уплачивает налог на имущество физических лиц в отношении принадлежащих ему на праве собственности зданий по ставке 1,5 процента вместо 2 процентов, направил уведомления о доначислении сумм налога, подлежащих уплате. Предприниматель оспорил уведомления, указав, что решение органа местного самоуправления не содержит положений о возобновлении действия ставки 2 процента, поэтому должна применяться ставка 1,5 процента. Налоговый орган настаивал на том, что действие налоговой преференции прямо ограничено положениями решения органа местного самоуправления. Как установил суд, в 2019 году действовала налоговая преференция на уплату налога на имущество физических лиц, согласно которой в отношении объектов недвижимости применялась пониженная ставка 1,5 процента. Однако исходя из буквального толкования нормы пониженная ставка действовала только до 31.12.2019. Соответственно, после истечения срока действия налоговой преференции автоматически возобновилась действующая ранее ставка. Суд признал правомерным исчисление налоговым органом налога на имущество по ставке 2 процента и направление налоговых уведомлений.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган, обнаружив, что налогоплательщик уплачивает налог на имущество физических лиц в отношении принадлежащих ему на праве собственности зданий по ставке 1,5 процента вместо 2 процентов, направил уведомления о доначислении сумм налога, подлежащих уплате. Предприниматель оспорил уведомления, указав, что решение органа местного самоуправления не содержит положений о возобновлении действия ставки 2 процента, поэтому должна применяться ставка 1,5 процента. Налоговый орган настаивал на том, что действие налоговой преференции прямо ограничено положениями решения органа местного самоуправления. Как установил суд, в 2019 году действовала налоговая преференция на уплату налога на имущество физических лиц, согласно которой в отношении объектов недвижимости применялась пониженная ставка 1,5 процента. Однако исходя из буквального толкования нормы пониженная ставка действовала только до 31.12.2019. Соответственно, после истечения срока действия налоговой преференции автоматически возобновилась действующая ранее ставка. Суд признал правомерным исчисление налоговым органом налога на имущество по ставке 2 процента и направление налоговых уведомлений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предоставлении отсрочки и рассрочки по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога в Шебекинском городском округе.
(Письмо Минфина России от 07.10.2024 N 03-05-06-01/96518)Например, согласно пункту 5 Решения Совета депутатов Шебекинского городского округа от 26.11.2018 N 58 "Об установлении налога на имущество физических лиц с 2019 года" в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (в частности, жилых домов, гаражей) предусмотрена налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в размере 0% на налоговый период 2022 - 2023 годов на территории, где введен режим "чрезвычайная ситуация".
(Письмо Минфина России от 07.10.2024 N 03-05-06-01/96518)Например, согласно пункту 5 Решения Совета депутатов Шебекинского городского округа от 26.11.2018 N 58 "Об установлении налога на имущество физических лиц с 2019 года" в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (в частности, жилых домов, гаражей) предусмотрена налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в размере 0% на налоговый период 2022 - 2023 годов на территории, где введен режим "чрезвычайная ситуация".
Статья: О налогообложении земельных участков и дачного имущества в Москве и Московской области
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 3)<9> См.: Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 5 ноября 2019 г. N 6/10 "О налоге на имущество физических лиц на территории Одинцовского городского округа Московской области" // Одинцовская неделя. 2019. 8 ноября (спецвыпуск).
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 3)<9> См.: Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 5 ноября 2019 г. N 6/10 "О налоге на имущество физических лиц на территории Одинцовского городского округа Московской области" // Одинцовская неделя. 2019. 8 ноября (спецвыпуск).
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2019 года"Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они служат нормативным основанием для определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и обусловленного применяемым способом определения налоговой базы размера налоговой ставки в тех субъектах Российской Федерации, в которых продолжает применяться инвентаризационная стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2019 года"Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они служат нормативным основанием для определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и обусловленного применяемым способом определения налоговой базы размера налоговой ставки в тех субъектах Российской Федерации, в которых продолжает применяться инвентаризационная стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения.
<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N 7-8-04/0005@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>В силу подпункта 1.5.1 пункта 1.5 Положения о местных налогах на территории города Красноярска, утвержденного решением Красноярского городского Совета от 1 июля 1997 года N 5-32, - в редакции решения Красноярского городского Совета депутатов от 14 октября 2014 года N 571, действовавшей с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года, - ставка налога на имущество физических лиц на такие объекты налогообложения, как жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), зависела от их суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), и составляла 0,4% при указанной стоимости свыше 1 млн руб. до 2 млн руб. и 1,5% при стоимости свыше 3 млн. руб. до 5 млн. руб.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>В силу подпункта 1.5.1 пункта 1.5 Положения о местных налогах на территории города Красноярска, утвержденного решением Красноярского городского Совета от 1 июля 1997 года N 5-32, - в редакции решения Красноярского городского Совета депутатов от 14 октября 2014 года N 571, действовавшей с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года, - ставка налога на имущество физических лиц на такие объекты налогообложения, как жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), зависела от их суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), и составляла 0,4% при указанной стоимости свыше 1 млн руб. до 2 млн руб. и 1,5% при стоимости свыше 3 млн. руб. до 5 млн. руб.
Вопрос: Была ли в России судебная практика по вопросу налогообложения дохода нерезидента России от продажи недвижимости в России, которой он владел менее 5 лет?
("Жилищное право", 2021, N 5)Ранее это условие действовало только для резидентов. Нерезидент мог продать недвижимость в РФ с налогом по ставке 30%.
("Жилищное право", 2021, N 5)Ранее это условие действовало только для резидентов. Нерезидент мог продать недвижимость в РФ с налогом по ставке 30%.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)2.6. Налог на имущество физических лиц
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)2.6. Налог на имущество физических лиц
Статья: Налог на недвижимое богатство: перспективы введения и оценка фискального потенциала
(Корытин А.В.)
("Финансы", 2023, N 3)Налог на богатство предполагается в качестве меры для смягчения имущественного неравенства как между физическими лицами, так и между регионами страны, поэтому он должен взиматься на федеральном уровне. Значит, некоторые местные бюджеты потеряют ту часть своих доходов, которая приходится на НИФЛ в отношении объектов, стоимость которых превышает 300 млн руб. Исходя из имеющихся данных <3> число таких объектов в России составляет около 5,5 тыс. ед., а их налоговая база не превышает 1,95 трлн руб., причем более 80% дорогой недвижимости расположено в престижных районах Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. В местностях, относящихся к менее благополучным, настолько дорогих объектов, как правило, нет. Следовательно, в этих условиях выпадающие доходы из-за указанного выравнивания ставки НИФЛ составят около 33,2 млрд руб. Эти потери в основном касаются богатых регионов и муниципалитетов, которые в настоящее время получают преимущества из-за несовершенного устройства НИФЛ.
(Корытин А.В.)
("Финансы", 2023, N 3)Налог на богатство предполагается в качестве меры для смягчения имущественного неравенства как между физическими лицами, так и между регионами страны, поэтому он должен взиматься на федеральном уровне. Значит, некоторые местные бюджеты потеряют ту часть своих доходов, которая приходится на НИФЛ в отношении объектов, стоимость которых превышает 300 млн руб. Исходя из имеющихся данных <3> число таких объектов в России составляет около 5,5 тыс. ед., а их налоговая база не превышает 1,95 трлн руб., причем более 80% дорогой недвижимости расположено в престижных районах Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. В местностях, относящихся к менее благополучным, настолько дорогих объектов, как правило, нет. Следовательно, в этих условиях выпадающие доходы из-за указанного выравнивания ставки НИФЛ составят около 33,2 млрд руб. Эти потери в основном касаются богатых регионов и муниципалитетов, которые в настоящее время получают преимущества из-за несовершенного устройства НИФЛ.
Ситуация: Как облагаются налогом на имущество физических лиц хозяйственные постройки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размеры налоговых ставок устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус"). Так, в г. Москве ставки налога на имущество физических лиц установлены Законом г. Москвы от 19.11.2014 N 51.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размеры налоговых ставок устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус"). Так, в г. Москве ставки налога на имущество физических лиц установлены Законом г. Москвы от 19.11.2014 N 51.
Статья: Правовая регламентация дифференцированных налоговых ставок по имущественным налогам в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 6)2. Зрелов А. Налог на имущество физических лиц: парад коллизий / А. Зрелов // Налоговый вестник. 2014. N 12. С. 66 - 79.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 6)2. Зрелов А. Налог на имущество физических лиц: парад коллизий / А. Зрелов // Налоговый вестник. 2014. N 12. С. 66 - 79.
Статья: Имущественное налогообложение в контексте интеграционных процессов субъектов Российской Федерации
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)В Российской Федерации представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями в отношении установления ставок по налогу на имущество физических лиц <2> и земельному налогу <3> в пределах величин, установленных Налоговым кодексом РФ. Полномочия представительных органов муниципальных образований распространяются на установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков земельного налога <4>.
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)В Российской Федерации представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями в отношении установления ставок по налогу на имущество физических лиц <2> и земельному налогу <3> в пределах величин, установленных Налоговым кодексом РФ. Полномочия представительных органов муниципальных образований распространяются на установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков земельного налога <4>.