Налоговая проверка ИП
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая проверка ИП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, направляя дело на новое рассмотрение, при составлении протокола в связи с первоначальным рассмотрением акта и дополнения к акту выездной налоговой проверки представитель ИП указал телефон для связи с ним и предпринимателем, который по указанному в протоколе телефону не извещался.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, направляя дело на новое рассмотрение, при составлении протокола в связи с первоначальным рассмотрением акта и дополнения к акту выездной налоговой проверки представитель ИП указал телефон для связи с ним и предпринимателем, который по указанному в протоколе телефону не извещался.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки потребовал у индивидуального предпринимателя представить путевые листы с указанием конкретной даты и конкретного регистрационного номера транспортного средства (Х329ВМ) на основании ст. 93 НК РФ. Налогоплательщик не представил запрашиваемые документы в установленный законом срок, в связи с чем был привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. Предприниматель оспорил привлечение к ответственности, поскольку указанное в требовании транспортное средство не находится в его собственности либо ином пользовании, предпринимательская деятельность осуществлялась им на транспортном средстве со схожим, но не идентичным номером (Х329ВВ), в отношении которого какие-либо документы не запрашивались. Суд признал неправомерным привлечение предпринимателя к ответственности, указав, что неясность и неточность требования налогового органа в части указания номера транспортного средства не позволяла налогоплательщику точно и недвусмысленно установить перечень запрашиваемых документов, в связи с чем его вина во вменяемом налоговом правонарушении отсутствует.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки потребовал у индивидуального предпринимателя представить путевые листы с указанием конкретной даты и конкретного регистрационного номера транспортного средства (Х329ВМ) на основании ст. 93 НК РФ. Налогоплательщик не представил запрашиваемые документы в установленный законом срок, в связи с чем был привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. Предприниматель оспорил привлечение к ответственности, поскольку указанное в требовании транспортное средство не находится в его собственности либо ином пользовании, предпринимательская деятельность осуществлялась им на транспортном средстве со схожим, но не идентичным номером (Х329ВВ), в отношении которого какие-либо документы не запрашивались. Суд признал неправомерным привлечение предпринимателя к ответственности, указав, что неясность и неточность требования налогового органа в части указания номера транспортного средства не позволяла налогоплательщику точно и недвусмысленно установить перечень запрашиваемых документов, в связи с чем его вина во вменяемом налоговом правонарушении отсутствует.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ10. ОСОБЕННОСТИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Вопрос: Налоговый орган в ходе налоговой проверки признал применение ИП ПСН неправомерным и доначислил налог по УСН с полученных доходов. Должен ли налоговый орган пересчитать налог по ПСН? Можно ли вернуть уплаченные суммы по патенту?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Вопрос: Налоговый орган в ходе налоговой проверки признал применение ИП ПСН неправомерным и доначислил налог по УСН с полученных доходов. Должен ли налоговый орган пересчитать налог по ПСН? Можно ли вернуть уплаченные суммы по патенту?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Вопрос: Налоговый орган в ходе налоговой проверки признал применение ИП ПСН неправомерным и доначислил налог по УСН с полученных доходов. Должен ли налоговый орган пересчитать налог по ПСН? Можно ли вернуть уплаченные суммы по патенту?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)По результатам проведенных налоговых проверок представленных индивидуальным предпринимателем расчетов по страховым взносам и налогу на доходы физических лиц (далее также - НДФЛ) за 2021 год налоговым органом вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым предпринимателю начислены страховые взносы, взыскан штраф по пункту 3 статьи 122 НК РФ, начислен НДФЛ как налоговому агенту и взыскан штраф по пункту 1 статьи 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление налоговым агентом в установленный срок НДФЛ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)По результатам проведенных налоговых проверок представленных индивидуальным предпринимателем расчетов по страховым взносам и налогу на доходы физических лиц (далее также - НДФЛ) за 2021 год налоговым органом вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым предпринимателю начислены страховые взносы, взыскан штраф по пункту 3 статьи 122 НК РФ, начислен НДФЛ как налоговому агенту и взыскан штраф по пункту 1 статьи 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление налоговым агентом в установленный срок НДФЛ.
Приказ ФНС России от 02.08.2023 N СД-7-4/516@
"Об утверждении Карты коррупционных рисков и мер по их минимизации Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов"2. Осуществление камеральной налоговой проверки деклараций (расчетов), представленных индивидуальными предпринимателями, юридическими и физическими лицами
"Об утверждении Карты коррупционных рисков и мер по их минимизации Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов"2. Осуществление камеральной налоговой проверки деклараций (расчетов), представленных индивидуальными предпринимателями, юридическими и физическими лицами
Статья: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства: опыт и совершенствование
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Также важной проблемой выступает признание расходов при налогообложении доходов, уменьшенных на сумму расходов [2]. При использовании УСН перечень расходов, сокращающих налоговую базу строго ограничен закрытым перечнем, установленным ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Именно поэтому на данный момент в судебной практике существует немало примеров споров относительно признания тех или иных расходов. Например, по результатам налоговой проверки декларации ИП налоговый орган исключил расходы в виде вознаграждения, которое было выплачено налогоплательщиком в качестве цессионария за приобретение прав дольщика по договорам долевого участия в строительстве жилых помещений из налогооблагаемой базы, поскольку данный вид расходов не указан в закрытом перечне расходов, установленном п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Данное решение налогового органа не устроило индивидуального предпринимателя, вследствие чего он решил оспорить решение в арбитражном суде. Однако суд не удовлетворил данный иск, руководствуясь перечнем расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, поскольку этот перечень не предусматривает расходы, связанные с приобретением имущественных прав <7>.
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Также важной проблемой выступает признание расходов при налогообложении доходов, уменьшенных на сумму расходов [2]. При использовании УСН перечень расходов, сокращающих налоговую базу строго ограничен закрытым перечнем, установленным ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Именно поэтому на данный момент в судебной практике существует немало примеров споров относительно признания тех или иных расходов. Например, по результатам налоговой проверки декларации ИП налоговый орган исключил расходы в виде вознаграждения, которое было выплачено налогоплательщиком в качестве цессионария за приобретение прав дольщика по договорам долевого участия в строительстве жилых помещений из налогооблагаемой базы, поскольку данный вид расходов не указан в закрытом перечне расходов, установленном п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Данное решение налогового органа не устроило индивидуального предпринимателя, вследствие чего он решил оспорить решение в арбитражном суде. Однако суд не удовлетворил данный иск, руководствуясь перечнем расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, поскольку этот перечень не предусматривает расходы, связанные с приобретением имущественных прав <7>.
Статья: Налоговая реконструкция при искусственном дроблении бизнеса отменяется? Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18 октября 2021 года N 309-ЭС21-11163
(Овсянников С.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Из материалов дела следует, что налоговый орган провел выездную налоговую проверку в отношении индивидуального предпринимателя К.В. Павлоса (далее - ИП Павлос К.В.), по итогам которой сделан вывод о создании предпринимателем схемы дробления бизнеса, распределения его выручки между взаимозависимыми лицами (его работниками) с целью создания формальных оснований для применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Решением налогового органа ИП Павлосу К.В. доначислены налоги по общей системе налогообложения исходя из выручки (доходов) всех участников указанной схемы. Одним из таких участников была К.В. Гуторова, которая, работая у ИП Павлоса К.В. продавцом, зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП Гуторова К.В.), применяла УСН и уплачивала единый налог.
(Овсянников С.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Из материалов дела следует, что налоговый орган провел выездную налоговую проверку в отношении индивидуального предпринимателя К.В. Павлоса (далее - ИП Павлос К.В.), по итогам которой сделан вывод о создании предпринимателем схемы дробления бизнеса, распределения его выручки между взаимозависимыми лицами (его работниками) с целью создания формальных оснований для применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Решением налогового органа ИП Павлосу К.В. доначислены налоги по общей системе налогообложения исходя из выручки (доходов) всех участников указанной схемы. Одним из таких участников была К.В. Гуторова, которая, работая у ИП Павлоса К.В. продавцом, зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП Гуторова К.В.), применяла УСН и уплачивала единый налог.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам2.1. Вправе ли налоговый орган в ходе камеральной проверки истребовать у ИП документы, подтверждающие профессиональный вычет по НДФЛ?
Путеводитель по судебной практике: Розничная купля-продажа.
Является ли оптовой куплей-продажей приобретение бюджетными учреждениями товаров для обеспечения уставной деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ИП Ложкиным П.Л. уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2014 год, результаты которой отразила в акте от 18.09.2015 N 1061.
Является ли оптовой куплей-продажей приобретение бюджетными учреждениями товаров для обеспечения уставной деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ИП Ложкиным П.Л. уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2014 год, результаты которой отразила в акте от 18.09.2015 N 1061.
Статья: Порядок и пределы возмещения сумм, затраченных на обращение за квалифицированной юридической помощью в уголовном процессе
(Килина И.В., Кипнис Н.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Первый критерий, сформулированный Конституционным Судом РФ: причинно-следственная связь как conditio sine qua non (непременное условие) обязательства возместить причиненный вред (п. 3.2 Постановления КС РФ N 41-П). В силу указанного критерия "возмещению подлежат фактические расходы реабилитированного, которые непосредственно находятся в причинно-следственной связи с оказанием ему юридической помощи". По настоянию КС РФ сумма возмещения может быть уменьшена, если часть расходов, предъявленных к возмещению, обусловлена явно иными обстоятельствами, нежели получение такой помощи непосредственно в связи с защитой реабилитированного от уголовного преследования. Справедливость данного тезиса вряд ли способна вызвать возражения. Позитивным примером неформального подхода суда к установлению причинно-следственной связи между затратами на юридическую помощь и реабилитацией выступает Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в котором вышестоящая инстанция не согласилась с тем, что затраты на работу адвоката по оспариванию в арбитражном суде акта выездной налоговой проверки обвиняемого - индивидуального предпринимателя не находятся в причинной связи с оправданием гражданина по обвинению в совершении налогового преступления. Суд проверочной инстанции акцентировал внимание на том, что "в обоснование выводов об отсутствии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ, следователь ссылается на решения Арбитражного суда Пермского края об отмене решения налогового органа" <5>.
(Килина И.В., Кипнис Н.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Первый критерий, сформулированный Конституционным Судом РФ: причинно-следственная связь как conditio sine qua non (непременное условие) обязательства возместить причиненный вред (п. 3.2 Постановления КС РФ N 41-П). В силу указанного критерия "возмещению подлежат фактические расходы реабилитированного, которые непосредственно находятся в причинно-следственной связи с оказанием ему юридической помощи". По настоянию КС РФ сумма возмещения может быть уменьшена, если часть расходов, предъявленных к возмещению, обусловлена явно иными обстоятельствами, нежели получение такой помощи непосредственно в связи с защитой реабилитированного от уголовного преследования. Справедливость данного тезиса вряд ли способна вызвать возражения. Позитивным примером неформального подхода суда к установлению причинно-следственной связи между затратами на юридическую помощь и реабилитацией выступает Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в котором вышестоящая инстанция не согласилась с тем, что затраты на работу адвоката по оспариванию в арбитражном суде акта выездной налоговой проверки обвиняемого - индивидуального предпринимателя не находятся в причинной связи с оправданием гражданина по обвинению в совершении налогового преступления. Суд проверочной инстанции акцентировал внимание на том, что "в обоснование выводов об отсутствии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ, следователь ссылается на решения Арбитражного суда Пермского края об отмене решения налогового органа" <5>.
Готовое решение: Как прекращается деятельность в качестве индивидуального предпринимателя
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, сохраняются неисполненные обязательства перед кредиторами и обязанность уплатить налоги за период до прекращения деятельности, если они не были уплачены. Кроме того, налоговые органы сохраняют право осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус ИП, за период их деятельности в качестве ИП. Налоговые органы также могут принудительно взыскать задолженность, возникшую в связи с ведением такой деятельности. Порядок взыскания может различаться в зависимости от того, принял налоговый орган соответствующее решение в период, когда гражданин имел статус ИП или когда уже отказался от него (Письма УФНС России по Московской обл. от 16.06.2022 N 09-11/040466@, Минфина России от 27.04.2017 N 03-03-06/1/25384, от 14.12.2016 N 03-04-05/74868, от 23.01.2012 N 03-02-08/6, п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.06.2022 N 26-П, п. 1 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, сохраняются неисполненные обязательства перед кредиторами и обязанность уплатить налоги за период до прекращения деятельности, если они не были уплачены. Кроме того, налоговые органы сохраняют право осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус ИП, за период их деятельности в качестве ИП. Налоговые органы также могут принудительно взыскать задолженность, возникшую в связи с ведением такой деятельности. Порядок взыскания может различаться в зависимости от того, принял налоговый орган соответствующее решение в период, когда гражданин имел статус ИП или когда уже отказался от него (Письма УФНС России по Московской обл. от 16.06.2022 N 09-11/040466@, Минфина России от 27.04.2017 N 03-03-06/1/25384, от 14.12.2016 N 03-04-05/74868, от 23.01.2012 N 03-02-08/6, п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.06.2022 N 26-П, п. 1 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В акте налоговой проверки должны быть указаны обязательные реквизиты, перечисленные в п. 3 ст. 100 НК РФ, в частности дата акта налоговой проверки, наименование налогоплательщика, период, за который проведена проверка, и т.д. Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В акте налоговой проверки должны быть указаны обязательные реквизиты, перечисленные в п. 3 ст. 100 НК РФ, в частности дата акта налоговой проверки, наименование налогоплательщика, период, за который проведена проверка, и т.д. Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.
Вопрос: По результатам налоговой проверки за прошлый год договор организации с ИП переквалифицирован в трудовой, организации доначислен НДФЛ. Как ИП вернуть налог по УСН за прошлый год, если весь доход был только по договору с организацией?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: По результатам налоговой проверки за прошлый год договор организации с ИП переквалифицирован в трудовой, организации доначислен НДФЛ. Как ИП вернуть налог по УСН за прошлый год, если весь доход был только по договору с организацией?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: По результатам налоговой проверки за прошлый год договор организации с ИП переквалифицирован в трудовой, организации доначислен НДФЛ. Как ИП вернуть налог по УСН за прошлый год, если весь доход был только по договору с организацией?
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)На налоговые проверки не действуют ограничения, которые устанавливает Закон о защите прав юридических лиц и ИП (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 этого Закона). Нормы Закона о государственном и муниципальном контроле также не применяются к этим проверкам (п. 1 ч. 5 ст. 2 этого Закона).
(КонсультантПлюс, 2025)На налоговые проверки не действуют ограничения, которые устанавливает Закон о защите прав юридических лиц и ИП (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 этого Закона). Нормы Закона о государственном и муниципальном контроле также не применяются к этим проверкам (п. 1 ч. 5 ст. 2 этого Закона).