Налоговая нагрузка по НДС 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая нагрузка по НДС 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2025 N 13АП-16432/2024 по делу N А56-129267/2023
Категория спора: НДС.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным решения о доначислении НДС, пени.
Обстоятельства: Налоговый орган указал на действия налогоплательщика по искажению сведений о фактах хозяйственной жизни, объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности по хозяйственным операциям с контрагентами, которые привели к занижению налоговой базы и неуплате НДС в полном объеме.
Решение: Отказано.Отражение контрагентами в налоговых декларациях за 1-3 кварталы 2018 года показателей реализации товаров с нулевой либо минимальной налоговой нагрузкой не является достаточным для вывода о реальном ведении указанными организациями хозяйственной деятельности, тем более это не свидетельствует о наличии между данными обществами и налогоплательщиком реальных договорных отношений. Налоговые декларации по НДС были представлены с высоким удельным весом налоговых вычетов по отношению к общей сумме исчисленного налога. Кроме того, ООО "Деметр" представило 08.10.2020 уточненные декларации по НДС за 1 квартал 2018 года (корректировка N 2), за 2 квартал 2018 года (корректировка N 4) с нулевыми показателями (подробное описание показателей представленных контрагентами деклараций содержится на стр. 17, 59, 90 оспариваемого Решения).
Категория спора: НДС.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным решения о доначислении НДС, пени.
Обстоятельства: Налоговый орган указал на действия налогоплательщика по искажению сведений о фактах хозяйственной жизни, объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности по хозяйственным операциям с контрагентами, которые привели к занижению налоговой базы и неуплате НДС в полном объеме.
Решение: Отказано.Отражение контрагентами в налоговых декларациях за 1-3 кварталы 2018 года показателей реализации товаров с нулевой либо минимальной налоговой нагрузкой не является достаточным для вывода о реальном ведении указанными организациями хозяйственной деятельности, тем более это не свидетельствует о наличии между данными обществами и налогоплательщиком реальных договорных отношений. Налоговые декларации по НДС были представлены с высоким удельным весом налоговых вычетов по отношению к общей сумме исчисленного налога. Кроме того, ООО "Деметр" представило 08.10.2020 уточненные декларации по НДС за 1 квартал 2018 года (корректировка N 2), за 2 квартал 2018 года (корректировка N 4) с нулевыми показателями (подробное описание показателей представленных контрагентами деклараций содержится на стр. 17, 59, 90 оспариваемого Решения).
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 N 11АП-4511/2023 по делу N А65-25995/2022
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО.
Решение: Требование удовлетворено.Аналогичную правовую позицию указала Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 14.05.2020 N 307-ЭС19-27597 по делу N А42-7695/2017, из которой следует: достоверность налоговой отчетности, представленной контрагентом налогоплательщика, не может опровергаться лишь незначительностью итоговой суммы НДС, исчисленной к уплате в бюджет, значительной долей заявленных поставщиком налоговых вычетов. Формулируя вывод об отсутствии экономического источника для вычета (возмещения) НДС, налоговый орган не установил того, что за незначительным налоговым бременем поставщика может стоять неполнота уплаты налогов и контрагент общества должен был исчислить НДС к уплате в большей сумме. Таким образом, минимальная налоговая нагрузка не имеет правового значения для оценки обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды, и не может свидетельствовать о невозможности осуществления спорным контрагентом финансово-хозяйственной деятельности.
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО.
Решение: Требование удовлетворено.Аналогичную правовую позицию указала Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 14.05.2020 N 307-ЭС19-27597 по делу N А42-7695/2017, из которой следует: достоверность налоговой отчетности, представленной контрагентом налогоплательщика, не может опровергаться лишь незначительностью итоговой суммы НДС, исчисленной к уплате в бюджет, значительной долей заявленных поставщиком налоговых вычетов. Формулируя вывод об отсутствии экономического источника для вычета (возмещения) НДС, налоговый орган не установил того, что за незначительным налоговым бременем поставщика может стоять неполнота уплаты налогов и контрагент общества должен был исчислить НДС к уплате в большей сумме. Таким образом, минимальная налоговая нагрузка не имеет правового значения для оценки обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды, и не может свидетельствовать о невозможности осуществления спорным контрагентом финансово-хозяйственной деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменение модели правового регулирования НДС в Российской Федерации (исследование практик государств БРИКС и инициатив отечественного законодателя)
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Весьма скромные корректировки в сфере правового регулирования налогообложения добавленной стоимости предприняты в Российской Федерации и Южной Африке. Для Российской Федерации, решающей задачи поддержания макроэкономической стабильности и национальной безопасности, они явно недостаточны. Тем более неприемлем высокий уровень налогообложения добавленной стоимости (увеличенный с 18 до 20% накануне пандемии) в условиях общей стагнации российской экономики. Сопоставление со странами БРИКС, а также с другими зарубежными государствами свидетельствует о необходимости применения масштабных мер по ослаблению налоговой нагрузки в сфере НДС. При этом правовое регулирование налогообложения добавленной стоимости обнаруживает способность эффективно содействовать достижению целей финансовой политики государства в сложных условиях форс-мажорных ограничений.
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Весьма скромные корректировки в сфере правового регулирования налогообложения добавленной стоимости предприняты в Российской Федерации и Южной Африке. Для Российской Федерации, решающей задачи поддержания макроэкономической стабильности и национальной безопасности, они явно недостаточны. Тем более неприемлем высокий уровень налогообложения добавленной стоимости (увеличенный с 18 до 20% накануне пандемии) в условиях общей стагнации российской экономики. Сопоставление со странами БРИКС, а также с другими зарубежными государствами свидетельствует о необходимости применения масштабных мер по ослаблению налоговой нагрузки в сфере НДС. При этом правовое регулирование налогообложения добавленной стоимости обнаруживает способность эффективно содействовать достижению целей финансовой политики государства в сложных условиях форс-мажорных ограничений.
Нормативные акты
"Перечень поручений по итогам заседания Госсовета"
(утв. Президентом РФ 13.02.2020 N Пр-234ГС)применение налогоплательщиками ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в отношении операций по реализации продукции пушного звероводства;
(утв. Президентом РФ 13.02.2020 N Пр-234ГС)применение налогоплательщиками ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в отношении операций по реализации продукции пушного звероводства;
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
Статья: Критерии налоговых доначислений в части претензий по дроблению бизнеса
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)3) регулирование финансовых потоков из единого центра (распределение выручки среди компаний на спецрежиме для соблюдения лимита дохода, сдача уточненных налоговых деклараций по цепочке контрагентов в результате получения информации от налоговых органов о наличии разрывов по НДС и т.д.);
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)3) регулирование финансовых потоков из единого центра (распределение выручки среди компаний на спецрежиме для соблюдения лимита дохода, сдача уточненных налоговых деклараций по цепочке контрагентов в результате получения информации от налоговых органов о наличии разрывов по НДС и т.д.);
Статья: Налоговое регулирование малого и среднего предпринимательства: опыт применения упрощенной системы налогообложения
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Одним из эффективных инструментов в механизме поддержки и развития микро- и малого бизнеса считается возможность применения малым бизнесом специальных режимов налогообложения, в том числе упрощенной системы налогообложения (УСН) <4>: по данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ФНС России), налоговая нагрузка при уплате единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2,5 раза ниже, чем нагрузка при работе на общей системе налогообложения <5>.
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Одним из эффективных инструментов в механизме поддержки и развития микро- и малого бизнеса считается возможность применения малым бизнесом специальных режимов налогообложения, в том числе упрощенной системы налогообложения (УСН) <4>: по данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ФНС России), налоговая нагрузка при уплате единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2,5 раза ниже, чем нагрузка при работе на общей системе налогообложения <5>.
Вопрос: Об изменениях налогового законодательства РФ в части НДС и акцизов в целях уведомления в рамках Договора между РФ и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам.
(Письмо Минфина России от 26.12.2023 N 03-00-05/126572)Внесение указанных изменений в Кодекс направлено на актуализацию перечня детских товаров, при реализации (ввозе) которых применяется ставка НДС в размере 10 процентов, в целях снижения налоговой нагрузки предприятий индустрии детских товаров, поддержки потребительского спроса, а также поддержки семей, имеющих детей
(Письмо Минфина России от 26.12.2023 N 03-00-05/126572)Внесение указанных изменений в Кодекс направлено на актуализацию перечня детских товаров, при реализации (ввозе) которых применяется ставка НДС в размере 10 процентов, в целях снижения налоговой нагрузки предприятий индустрии детских товаров, поддержки потребительского спроса, а также поддержки семей, имеющих детей
Статья: Развитие методического инструментария оценки налоговой нагрузки
(Хайруллина О.И., Снигирева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)<2> Хайруллина О.И. Современное состояние налогообложения сельскохозяйственных производителей // Экономика АПК Предуралья. 2017. N S2. С. 114 - 118; Хайруллина О.И., Снигирева О.Ю. Налоговые риски компаний: интерпретация и опыт управления // Налоги. 2020. N 3. С. 17 - 21.
(Хайруллина О.И., Снигирева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)<2> Хайруллина О.И. Современное состояние налогообложения сельскохозяйственных производителей // Экономика АПК Предуралья. 2017. N S2. С. 114 - 118; Хайруллина О.И., Снигирева О.Ю. Налоговые риски компаний: интерпретация и опыт управления // Налоги. 2020. N 3. С. 17 - 21.
Статья: О необходимости реформирования налогообложения малого и среднего предпринимательства
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Одним из эффективных инструментов в механизме поддержки и развития микро- и малого бизнеса считается возможность применения малым бизнесом специальных режимов налогообложения, в том числе упрощенной (УСН) и патентной (ПСН) систем налогообложения <3>: по данным Федеральной налоговой службы, налоговая нагрузка при уплате единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2,5 раза ниже, чем нагрузка при работе на общей системе налогообложения <4>.
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Одним из эффективных инструментов в механизме поддержки и развития микро- и малого бизнеса считается возможность применения малым бизнесом специальных режимов налогообложения, в том числе упрощенной (УСН) и патентной (ПСН) систем налогообложения <3>: по данным Федеральной налоговой службы, налоговая нагрузка при уплате единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2,5 раза ниже, чем нагрузка при работе на общей системе налогообложения <4>.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)В итоге суд указал на отсутствие объекта налогообложения НДС, подчеркнув, что спорная сумма вычетов по НДС - это плата публичного партнера по соглашению, которая не является выручкой от реализации объектов (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2020 N Ф02-1340/2020 по делу N А58-2573/2019).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)В итоге суд указал на отсутствие объекта налогообложения НДС, подчеркнув, что спорная сумма вычетов по НДС - это плата публичного партнера по соглашению, которая не является выручкой от реализации объектов (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2020 N Ф02-1340/2020 по делу N А58-2573/2019).
Статья: Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)<8> Леднева Ю.В. "Стабилизационная оговорка" в налоговом праве // Финансовое право. 2020. N 6.
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)<8> Леднева Ю.В. "Стабилизационная оговорка" в налоговом праве // Финансовое право. 2020. N 6.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В то же время судьи АС Уральского округа в Постановлении от 27.01.2020 N А71-5923/2019 указали относительно налоговой оговорки следующее: если налоговая инспекция отказала в вычете, налогоплательщику следует оспаривать решение налоговой инспекции, а не взыскивать сумму НДС с контрагента.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В то же время судьи АС Уральского округа в Постановлении от 27.01.2020 N А71-5923/2019 указали относительно налоговой оговорки следующее: если налоговая инспекция отказала в вычете, налогоплательщику следует оспаривать решение налоговой инспекции, а не взыскивать сумму НДС с контрагента.
Статья: Современные тенденции правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в финансовом секторе экономики государств БРИКС
(Бачурин Д.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 8)<27> См.: Бачурин Д.Г. Современное состояние правового регулирования НДС в Федеративной Республике Бразилия. На пороге налоговой реформы // Международное публичное и частное право. 2020. N 4 (115). С. 30 - 35.
(Бачурин Д.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 8)<27> См.: Бачурин Д.Г. Современное состояние правового регулирования НДС в Федеративной Республике Бразилия. На пороге налоговой реформы // Международное публичное и частное право. 2020. N 4 (115). С. 30 - 35.