Налоговая льгота на земельный участок
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая льгота на земельный участок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил решение об отмене льготы по уплате земельного налога, поскольку полагал, что факт размещения на участке объекта физкультуры и спорта налогоплательщиком подтвержден, т.е. соблюден критерий по фактическому характеру использования земельного участка. Настаивая на правомерности применения льготы, установленной п. 2 ч. 3-3 ст. 11-7-1 закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах", общество указало, что в законе не предусмотрен запрет на передачу земельного участка в аренду. Суд установил, что общество использовало объект недвижимости, расположенный на земельном участке, для получения прибыли путем сдачи его в аренду. Поскольку в рассматриваемом случае имела место передача объекта недвижимости (по частям) в аренду, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения льготы по земельному налогу в силу положений п. 4 ст. 11-7-1 закона N 81-11, согласно которому налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в отношении земельного участка при условии, что указанный земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества не переданы в аренду (пользование). Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил решение об отмене льготы по уплате земельного налога, поскольку полагал, что факт размещения на участке объекта физкультуры и спорта налогоплательщиком подтвержден, т.е. соблюден критерий по фактическому характеру использования земельного участка. Настаивая на правомерности применения льготы, установленной п. 2 ч. 3-3 ст. 11-7-1 закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах", общество указало, что в законе не предусмотрен запрет на передачу земельного участка в аренду. Суд установил, что общество использовало объект недвижимости, расположенный на земельном участке, для получения прибыли путем сдачи его в аренду. Поскольку в рассматриваемом случае имела место передача объекта недвижимости (по частям) в аренду, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения льготы по земельному налогу в силу положений п. 4 ст. 11-7-1 закона N 81-11, согласно которому налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в отношении земельного участка при условии, что указанный земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества не переданы в аренду (пользование). Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд поддержал вывод налогового органа о неправомерном применении обществом в 2020 году пониженной ставки земельного налога в отношении участка с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Делая вывод о необходимости применять ставку 1,5 процента, суд указал, что общество, являясь коммерческой организацией, не вправе было применять налоговую ставку 0,04 процента при исчислении земельного налога за 2020 год, поскольку с 01.01.2020 пониженные ставки земельного налога для индивидуального жилищного строительства устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей. Предусмотренная актом органа местного самоуправления налоговая ставка 0,3 процента по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования земельных участков по их прямому назначению, налогоплательщик не представил доказательств фактического использования земельного участка для строительства жилья в личных и семейных целях, индивидуального жилищного строительства и малоэтажной многоквартирной жилой застройки, частично используемых для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд поддержал вывод налогового органа о неправомерном применении обществом в 2020 году пониженной ставки земельного налога в отношении участка с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Делая вывод о необходимости применять ставку 1,5 процента, суд указал, что общество, являясь коммерческой организацией, не вправе было применять налоговую ставку 0,04 процента при исчислении земельного налога за 2020 год, поскольку с 01.01.2020 пониженные ставки земельного налога для индивидуального жилищного строительства устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей. Предусмотренная актом органа местного самоуправления налоговая ставка 0,3 процента по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования земельных участков по их прямому назначению, налогоплательщик не представил доказательств фактического использования земельного участка для строительства жилья в личных и семейных целях, индивидуального жилищного строительства и малоэтажной многоквартирной жилой застройки, частично используемых для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Уточнены условия налоговой льготы для земельных участков
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Уточнены условия налоговой льготы для земельных участков
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет,
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет,
Статья: Налоговые преференции для резидентов международных ТОР
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 28)Для определения правового режима, стимулирующего привлечение иностранных инвестиций, создание производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, проведен анализ мировой практики функционирования международных экономических зон (Китайско-Белорусский индустриальный парк "Великий Камень", Китайско-Сингапурский индустриальный парк Сучжоу). Экспертами также проанализированы преференциальные режимы, действующие в РФ, в том числе режим территорий опережающего развития (далее - ТОР). Режим ТОР является одним из наиболее востребованных преференциальных режимов в России. В рамках режима ТОР инвесторам предоставляется широкий перечень мер государственной поддержки (налоговые льготы, упрощенное предоставление земельных участков, обеспечение инфраструктурой, таможенные преференции и другие). Вместе с тем для достижения целей представляется целесообразным внести в законодательство РФ изменения, направленные на совершенствование режима ТОР. Анализ деятельности резидентов ТОР показал, что в рамках преференциальных режимов Дальневосточного федерального округа крайне ограниченно представлены проекты, направленные на производство продукции с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичной продукции). Такая тенденция связана с необходимостью осуществления больших и длительных капитальных вложений.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 28)Для определения правового режима, стимулирующего привлечение иностранных инвестиций, создание производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, проведен анализ мировой практики функционирования международных экономических зон (Китайско-Белорусский индустриальный парк "Великий Камень", Китайско-Сингапурский индустриальный парк Сучжоу). Экспертами также проанализированы преференциальные режимы, действующие в РФ, в том числе режим территорий опережающего развития (далее - ТОР). Режим ТОР является одним из наиболее востребованных преференциальных режимов в России. В рамках режима ТОР инвесторам предоставляется широкий перечень мер государственной поддержки (налоговые льготы, упрощенное предоставление земельных участков, обеспечение инфраструктурой, таможенные преференции и другие). Вместе с тем для достижения целей представляется целесообразным внести в законодательство РФ изменения, направленные на совершенствование режима ТОР. Анализ деятельности резидентов ТОР показал, что в рамках преференциальных режимов Дальневосточного федерального округа крайне ограниченно представлены проекты, направленные на производство продукции с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичной продукции). Такая тенденция связана с необходимостью осуществления больших и длительных капитальных вложений.
Готовое решение: Порядок постановки на учет в налоговом органе собственника земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)организации - сообщение по форме, содержащейся в Приказе ФНС России от 10.08.2022 N ЕД-7-21/741@. В срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, вы должны предоставить информацию об объектах недвижимого имущества, которые являются объектами налогообложения, если вы никогда не получали по ним сообщения об исчисленных суммах налога и не подавали заявление о предоставлении налоговой льготы по этому земельному участку (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). Сообщение не нужно подавать до того, как истекут сроки, предусмотренные п. 4 ст. 363 НК РФ для передачи (направления) организации сообщения об исчисленных суммах налога (п. 5 ст. 397 НК РФ). Вместе с сообщением о наличии объектов недвижимого имущества вы можете подать заявление о передаче сообщения об исчисленных суммах налога, указав способ его получения (лично в инспекции, по почте, по ТКС);
(КонсультантПлюс, 2025)организации - сообщение по форме, содержащейся в Приказе ФНС России от 10.08.2022 N ЕД-7-21/741@. В срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, вы должны предоставить информацию об объектах недвижимого имущества, которые являются объектами налогообложения, если вы никогда не получали по ним сообщения об исчисленных суммах налога и не подавали заявление о предоставлении налоговой льготы по этому земельному участку (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). Сообщение не нужно подавать до того, как истекут сроки, предусмотренные п. 4 ст. 363 НК РФ для передачи (направления) организации сообщения об исчисленных суммах налога (п. 5 ст. 397 НК РФ). Вместе с сообщением о наличии объектов недвижимого имущества вы можете подать заявление о передаче сообщения об исчисленных суммах налога, указав способ его получения (лично в инспекции, по почте, по ТКС);
Статья: К вопросу о договорном возложении инфраструктурной нагрузки на девелоперов
(Шемякин К.Н.)
("Закон", 2025, N 3)Вместе с тем осенью 2023 года Конституционный Суд РФ отметил <11>, что в соглашении может быть установлена обязанность органа публичной власти выдать инвестору разрешение (лицензию, одобрение и т.п.) осуществить отвод земельного участка, предоставить налоговую льготу, передать права владения и пользования имуществом, оказать содействие, но исполнение такой обязанности должно быть обусловлено особенностями публичного образования, прежде всего его структурой и полномочиями.
(Шемякин К.Н.)
("Закон", 2025, N 3)Вместе с тем осенью 2023 года Конституционный Суд РФ отметил <11>, что в соглашении может быть установлена обязанность органа публичной власти выдать инвестору разрешение (лицензию, одобрение и т.п.) осуществить отвод земельного участка, предоставить налоговую льготу, передать права владения и пользования имуществом, оказать содействие, но исполнение такой обязанности должно быть обусловлено особенностями публичного образования, прежде всего его структурой и полномочиями.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены по земельному налогу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако данные налоговые льготы не распространяются на земельные участки, сдаваемые в аренду (ч. 3 ст. 3.1 Закона N 74).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако данные налоговые льготы не распространяются на земельные участки, сдаваемые в аренду (ч. 3 ст. 3.1 Закона N 74).
Вопрос: Об определении государственных автомобильных дорог общего пользования в целях применения организацией льготы при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, занятых такими дорогами.
(Письмо Минфина России от 09.02.2024 N 03-05-06-02/11154)Вопрос: Об определении государственных автомобильных дорог общего пользования в целях применения организацией льготы при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, занятых такими дорогами.
(Письмо Минфина России от 09.02.2024 N 03-05-06-02/11154)Вопрос: Об определении государственных автомобильных дорог общего пользования в целях применения организацией льготы при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, занятых такими дорогами.
Статья: Вопросы приобретения права частной собственности на заброшенный земельный участок по российскому законодательству
(Ульянов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)По сути, в механизмах предоставления (государственных и муниципальных) участков по земельному законодательству в полной мере реализуется презумпция возмездности договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Между тем возмездность договора еще не означает и не предполагает непременно встречное предоставление от сторон по договору <23> - уплату денег или передачу иного имущества взамен приобретаемого участка. Путем ретроактивного действия договора в счет оплаты участка могли бы засчитываться ранее произведенные расходы на его освоение, коль скоро будущий собственник или землепользователь осуществлял полезные действия в публичных интересах. Такими же мотивами возможно оправдать предоставление обладателю вещного права на земельный участок налоговых льгот, например в форме вычета расходов на освоение из налоговой базы по земельному налогу или освобождение от уплаты данного налога за налоговые периоды, в течение которых совершалось освоение участка.
(Ульянов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)По сути, в механизмах предоставления (государственных и муниципальных) участков по земельному законодательству в полной мере реализуется презумпция возмездности договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Между тем возмездность договора еще не означает и не предполагает непременно встречное предоставление от сторон по договору <23> - уплату денег или передачу иного имущества взамен приобретаемого участка. Путем ретроактивного действия договора в счет оплаты участка могли бы засчитываться ранее произведенные расходы на его освоение, коль скоро будущий собственник или землепользователь осуществлял полезные действия в публичных интересах. Такими же мотивами возможно оправдать предоставление обладателю вещного права на земельный участок налоговых льгот, например в форме вычета расходов на освоение из налоговой базы по земельному налогу или освобождение от уплаты данного налога за налоговые периоды, в течение которых совершалось освоение участка.
Готовое решение: Налоговые льготы
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме налоговых льгот есть отдельные послабления. В частности, из объектов налогообложения исключены земельные участки, которые указаны в п. 2 ст. 389 НК РФ. Например, участки из состава земель лесного фонда (пп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме налоговых льгот есть отдельные послабления. В частности, из объектов налогообложения исключены земельные участки, которые указаны в п. 2 ст. 389 НК РФ. Например, участки из состава земель лесного фонда (пп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ).
Статья: О начислении земельного налога по одному участку с применением разных ставок - льготной и базовой
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3
Вопрос: Является ли пониженная ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка, установленная московским законодательством, налоговой льготой? Нужно ли организации подавать заявление о ее предоставлении?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Является ли пониженная ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка, установленная московским законодательством, налоговой льготой? Нужно ли организации подавать заявление о ее предоставлении?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Является ли пониженная ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка, установленная московским законодательством, налоговой льготой? Нужно ли организации подавать заявление о ее предоставлении?
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Вместе с тем 03.10.2023 КС РФ в Постановлении N 46-П отметил, что такие обязанности могут иметь место быть, но с учетом требований публичного права (тем самым открывая широкую дискуссию о наличии "публичных договоров"): "Между тем в подписанном сторонами в форме единого документа соглашении, например о строительстве и обслуживании социально значимого объекта, может быть установлена обязанность органа публичной власти выдать инвестору разрешение (лицензию, одобрение и т.п.), осуществить отвод земельного участка, предоставить налоговую льготу, передать права владения и пользования имуществом, оказать содействие и т.д. Не исключено и закрепление подобного рода обязанностей не в одном документе, определяющем всю совокупность отношений между сторонами, но в нескольких, определяющих договоренности по различным аспектам совместной реализации инвестиционного проекта. Очевидно, что соответствующее соглашение должно исполняться с учетом требований, относящихся к области публичного права, а при оценке действий или бездействия органа публичной власти может встать вопрос, например, об их причинах (в том числе об уважительности причин неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности), обусловленных структурой такого органа, его полномочиями и т.п.".
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Вместе с тем 03.10.2023 КС РФ в Постановлении N 46-П отметил, что такие обязанности могут иметь место быть, но с учетом требований публичного права (тем самым открывая широкую дискуссию о наличии "публичных договоров"): "Между тем в подписанном сторонами в форме единого документа соглашении, например о строительстве и обслуживании социально значимого объекта, может быть установлена обязанность органа публичной власти выдать инвестору разрешение (лицензию, одобрение и т.п.), осуществить отвод земельного участка, предоставить налоговую льготу, передать права владения и пользования имуществом, оказать содействие и т.д. Не исключено и закрепление подобного рода обязанностей не в одном документе, определяющем всю совокупность отношений между сторонами, но в нескольких, определяющих договоренности по различным аспектам совместной реализации инвестиционного проекта. Очевидно, что соответствующее соглашение должно исполняться с учетом требований, относящихся к области публичного права, а при оценке действий или бездействия органа публичной власти может встать вопрос, например, об их причинах (в том числе об уважительности причин неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности), обусловленных структурой такого органа, его полномочиями и т.п.".