Налоговая база по транспортному налогу
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая база по транспортному налогу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 362 "Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу" главы 28 "Транспортный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество полагало, что транспортный налог подлежит исчислению исходя из мощности двигателей вертолетов в номинальном режиме работы, а не во взлетном режиме, как рассчитал налоговый орган. Суд указал, что принятие для расчета транспортного налога номинальной мощности двигателя вертолета противоречит п. 1 ст. 362 НК РФ, где прямо указан источник информации для исчисления транспортного налога - на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством РФ. Инспекция при определении налоговой базы по транспортному налогу для вертолетов обоснованно руководствовалась сведениями, предоставленными Федеральным агентством воздушного транспорта.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество полагало, что транспортный налог подлежит исчислению исходя из мощности двигателей вертолетов в номинальном режиме работы, а не во взлетном режиме, как рассчитал налоговый орган. Суд указал, что принятие для расчета транспортного налога номинальной мощности двигателя вертолета противоречит п. 1 ст. 362 НК РФ, где прямо указан источник информации для исчисления транспортного налога - на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством РФ. Инспекция при определении налоговой базы по транспортному налогу для вертолетов обоснованно руководствовалась сведениями, предоставленными Федеральным агентством воздушного транспорта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Транспортный налог: расчет, уплата, отчетность
(Издательство "Главная книга", 2025)Расчет: мощность двигателя каждого автомобиля (налоговую базу) умножают на налоговую ставку. Авансовый платеж за квартал - 1/4 годового налога. Налог к уплате за год считают за вычетом авансов. Например, при ставке 25 руб/л. с. за автомобиль с мощностью двигателя 105 л. с. надо заплатить 2 625 руб. в год: за 1, 2 и 3 кварталы по 656 руб. и к уплате за год - 657 руб. (ст. ст. 359, 362 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Расчет: мощность двигателя каждого автомобиля (налоговую базу) умножают на налоговую ставку. Авансовый платеж за квартал - 1/4 годового налога. Налог к уплате за год считают за вычетом авансов. Например, при ставке 25 руб/л. с. за автомобиль с мощностью двигателя 105 л. с. надо заплатить 2 625 руб. в год: за 1, 2 и 3 кварталы по 656 руб. и к уплате за год - 657 руб. (ст. ст. 359, 362 НК РФ).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 359. Налоговая база
(ред. от 17.11.2025)Статья 359. Налоговая база
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 25.04.2024 N 03-05-06-04/39015 <Когда не нужно платить транспортный налог>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Как определяется налоговая база по транспортному налогу
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Как определяется налоговая база по транспортному налогу
Статья: Имущественное налогообложение в контексте интеграционных процессов субъектов Российской Федерации
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)В соответствии с законодательством ДНР <10> налоговая база по транспортному налогу до 1 января 2024 г. определялась как объем двигателя транспортного средства в кубических сантиметрах (это был единственный регион России, где налоговая база привязана к объему двигателя, а не его мощности). С 1 января 2024 г. налоговая база определяется, исходя из мощности двигателя.
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)В соответствии с законодательством ДНР <10> налоговая база по транспортному налогу до 1 января 2024 г. определялась как объем двигателя транспортного средства в кубических сантиметрах (это был единственный регион России, где налоговая база привязана к объему двигателя, а не его мощности). С 1 января 2024 г. налоговая база определяется, исходя из мощности двигателя.
Вопрос: Об определении налоговой базы и ставки по транспортному налогу в отношении автотранспортного средства, имеющего несколько двигателей.
(Письмо Минфина России от 29.07.2024 N 03-05-06-04/70524)Вопрос: Об определении налоговой базы и ставки по транспортному налогу в отношении автотранспортного средства, имеющего несколько двигателей.
(Письмо Минфина России от 29.07.2024 N 03-05-06-04/70524)Вопрос: Об определении налоговой базы и ставки по транспортному налогу в отношении автотранспортного средства, имеющего несколько двигателей.
Готовое решение: Ставки транспортного налога для юридических лиц
(КонсультантПлюс, 2025)1. Размеры базовых ставок транспортного налога, установленных НК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Размеры базовых ставок транспортного налога, установленных НК РФ
Статья: Особенности территориального налогового стимулирования ускорения экономического роста
(Богачев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 4)Так, в результате ковидных ограничений наиболее серьезные изменения произошли с налогом на прибыль организаций (его доля снизилась на 4 п. п. в 2020 г. по сравнению с 2019 г. и составила 29,16%) и НДФЛ (его доля увеличилась на 3,31 п. п. в 2020 г. по сравнению с 2019 г. и составила 42,37%), в то время как доля имущественных налогов находилась на стабильном уровне (она выросла всего на 0,19 п. п. и составила 13,51% в 2020 г. против 13,32% в 2019 г.). Именно поэтому важной представляется точность определения налоговых расходов (выпадающих доходов) бюджета в результате предоставления льгот территориального налогового стимулирования экономического роста по имущественным налогам. Соглашаясь с методическими положениями об идентификации и оценке налоговых расходов, предложенными И.А. Майбуровым [15], Е.М. Поповой и Г.М. Гусейновой [16], следует обратить внимание на то, что для обеспечения точности расчетов выпадающих доходов бюджета за счет предоставления льгот по имущественным налогам необходимо усовершенствовать их администрирование и контроль. В частности, для налога на имущество организаций целесообразно не только перейти на кадастровую стоимость, которая более точно отражает стоимость имущества организации, участвующего в хозяйственном обороте, но и согласиться с предложением Н.Ю. Ковалева о шкале повышающих и понижающих коэффициентов для различных регионов по объектам, облагаемым налогом на имущество организаций, в зависимости от площади, стоимости, срока, времени эксплуатации и местоположения [17]. Для более точного администрирования транспортного налога необходимо обеспечить согласование базы налоговых органов и ГИБДД, поэтому следует поддержать предложение М.В. Кашириной и Г.М. Салихова об использовании налоговых карточек владельцев транспортных средств [18]. Администрирование земельного налога во многом зависит от межевания земель, наличия правоустанавливающих документов на землю, а также необходимости оценки земельного участка и его отдаленности от инфраструктуры [19]. Решению указанных проблем содействует внедрение цифровых технологий, в частности геоинформационных систем при ведении кадастров земли и недвижимости, а также переход на платформу блокчейн. Блокчейн позволяет обеспечить безопасность данных кадастра, снижает риск человеческой ошибки при постановке на учет, проведении кадастровой оценки, начислении налогов и уведомлений налогоплательщика [20]. Использование информационных технологий также целесообразно и для согласования баз налоговых органов с базами ГИБДД по транспортному налогу. Предлагаемые меры по совершенствованию администрирования имущественных налогов и внедрению информационных технологий позволят повысить точность и обеспечить оперативность расчетов налоговых расходов, возникающих в процессе территориального налогового стимулирования.
(Богачев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 4)Так, в результате ковидных ограничений наиболее серьезные изменения произошли с налогом на прибыль организаций (его доля снизилась на 4 п. п. в 2020 г. по сравнению с 2019 г. и составила 29,16%) и НДФЛ (его доля увеличилась на 3,31 п. п. в 2020 г. по сравнению с 2019 г. и составила 42,37%), в то время как доля имущественных налогов находилась на стабильном уровне (она выросла всего на 0,19 п. п. и составила 13,51% в 2020 г. против 13,32% в 2019 г.). Именно поэтому важной представляется точность определения налоговых расходов (выпадающих доходов) бюджета в результате предоставления льгот территориального налогового стимулирования экономического роста по имущественным налогам. Соглашаясь с методическими положениями об идентификации и оценке налоговых расходов, предложенными И.А. Майбуровым [15], Е.М. Поповой и Г.М. Гусейновой [16], следует обратить внимание на то, что для обеспечения точности расчетов выпадающих доходов бюджета за счет предоставления льгот по имущественным налогам необходимо усовершенствовать их администрирование и контроль. В частности, для налога на имущество организаций целесообразно не только перейти на кадастровую стоимость, которая более точно отражает стоимость имущества организации, участвующего в хозяйственном обороте, но и согласиться с предложением Н.Ю. Ковалева о шкале повышающих и понижающих коэффициентов для различных регионов по объектам, облагаемым налогом на имущество организаций, в зависимости от площади, стоимости, срока, времени эксплуатации и местоположения [17]. Для более точного администрирования транспортного налога необходимо обеспечить согласование базы налоговых органов и ГИБДД, поэтому следует поддержать предложение М.В. Кашириной и Г.М. Салихова об использовании налоговых карточек владельцев транспортных средств [18]. Администрирование земельного налога во многом зависит от межевания земель, наличия правоустанавливающих документов на землю, а также необходимости оценки земельного участка и его отдаленности от инфраструктуры [19]. Решению указанных проблем содействует внедрение цифровых технологий, в частности геоинформационных систем при ведении кадастров земли и недвижимости, а также переход на платформу блокчейн. Блокчейн позволяет обеспечить безопасность данных кадастра, снижает риск человеческой ошибки при постановке на учет, проведении кадастровой оценки, начислении налогов и уведомлений налогоплательщика [20]. Использование информационных технологий также целесообразно и для согласования баз налоговых органов с базами ГИБДД по транспортному налогу. Предлагаемые меры по совершенствованию администрирования имущественных налогов и внедрению информационных технологий позволят повысить точность и обеспечить оперативность расчетов налоговых расходов, возникающих в процессе территориального налогового стимулирования.
Корреспонденция счетов: Как рассчитать и отразить в учете бюджетного учреждения транспортный налог за налоговый период (год) и авансовые платежи по нему в отношении легкового автомобиля, учтенного в составе основных средств и зарегистрированного в органах ГИБДД 20 января?..
(Консультация эксперта, 2025)Базовые ставки транспортного налога приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Базовые ставки транспортного налога приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).
Вопрос: Об определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении транспортного средства, имеющего несколько двигателей.
(Письма Минфина России от 13.08.2024 N 03-05-06-04/75551, от 15.02.2024 N 03-05-06-04/13260, от 10.01.2024 N 03-05-06-04/472)Вопрос: Об определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении транспортного средства, имеющего несколько двигателей.
(Письма Минфина России от 13.08.2024 N 03-05-06-04/75551, от 15.02.2024 N 03-05-06-04/13260, от 10.01.2024 N 03-05-06-04/472)Вопрос: Об определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении транспортного средства, имеющего несколько двигателей.
Статья: Льготы по транспортному налогу: новые поводы для дискуссии
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)У подобного стоимостного подхода к развитию правового регулирования транспортного налогообложения, безусловно, имеются сторонники. Например, И.Б. Лагутин, исследуя вопросы регионального налогообложения, в том числе указывал, что поскольку транспортный налог является имущественным, то и налоговая база должна выражаться в стоимостных характеристиках <8>.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)У подобного стоимостного подхода к развитию правового регулирования транспортного налогообложения, безусловно, имеются сторонники. Например, И.Б. Лагутин, исследуя вопросы регионального налогообложения, в том числе указывал, что поскольку транспортный налог является имущественным, то и налоговая база должна выражаться в стоимостных характеристиках <8>.
Вопрос: Об определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении автотранспортных средств, имеющих двигатели.
(Письмо ФНС России от 22.11.2024 N БС-2-21/17600@)Вопрос: Об определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении автотранспортных средств, имеющих двигатели.
(Письмо ФНС России от 22.11.2024 N БС-2-21/17600@)Вопрос: Об определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении автотранспортных средств, имеющих двигатели.
Вопрос: Как определяется налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих два двигателя?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024