Налоговая амнистия по страховым взносам
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая амнистия по страховым взносам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 25.10.2024 N 03-02-08/103734 <Ответственности за дробление бизнеса можно избежать>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 1)Минфин России напомнил о пределах осуществления плательщиками прав по исчислению налоговой базы, суммы налога, сбора, страховых взносов, а также об амнистии по дроблению бизнеса.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 1)Минфин России напомнил о пределах осуществления плательщиками прав по исчислению налоговой базы, суммы налога, сбора, страховых взносов, а также об амнистии по дроблению бизнеса.
Вопрос: Когда задолженность организации по страховым взносам признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию?
(Консультация эксперта, 2025)В связи с передачей функций по налоговому администрированию страховых взносов налоговым органам были приняты законы, направленные на так называемую налоговую амнистию. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ (за период до 31.12.2022 включительно) или органами СФР (начиная с 01.01.2023), подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) в утверждаемом порядке (ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)В связи с передачей функций по налоговому администрированию страховых взносов налоговым органам были приняты законы, направленные на так называемую налоговую амнистию. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ (за период до 31.12.2022 включительно) или органами СФР (начиная с 01.01.2023), подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) в утверждаемом порядке (ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)6. Изменение порядок применения плательщиками страховых взносов, признаваемыми субъектами малого или среднего предпринимательства, пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 15 процентов в отношении выплат в пользу физического лица (с 1 МРОТ до 1,5 МРОТ).
(разработаны Минфином России)6. Изменение порядок применения плательщиками страховых взносов, признаваемыми субъектами малого или среднего предпринимательства, пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 15 процентов в отношении выплат в пользу физического лица (с 1 МРОТ до 1,5 МРОТ).
Обзор: "Налоговая реформа РФ: обзор последних новостей"
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговая амнистия при дроблении бизнеса
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговая амнистия при дроблении бизнеса
Статья: Нравственное невежество как основа государственной девиантной деятельности
(Трофимова Г.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)<7> Так, с 1 января 2019 г. страховой взнос на обязательное пенсионное страхование стал 22% вместо ранее имевшегося в 26%. См.: Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" // СПС "КонсультантПлюс".
(Трофимова Г.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)<7> Так, с 1 января 2019 г. страховой взнос на обязательное пенсионное страхование стал 22% вместо ранее имевшегося в 26%. См.: Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Однако с правовой точки зрения не менее очевидна несостоятельность и правовая порочность не только аргументации в пользу введения налогового режима и его расширения, но и самих положений, его регламентирующих. Отсутствие фискальной цели в принципе невозможно в силу чисто фискальной функции налога как правовой категории и в силу конечной цели самой легализации, о чем говорят приведенные выше данные. Легализация, предоставляющая возможность "выйти из тени" на условиях полной амнистии, уплаты налога по простой схеме и по сниженной ставке налога, бесконтактно, без осуществления мероприятий налогового контроля, без применения онлайн касс, без обязанности уплачивать страховые взносы, с условием действия всех перечисленных условий до 2028 г., на языке закона означает фактическое наделение неплательщиков правом неисполнения налоговой обязанности в силу непредоставления условий, их удовлетворяющих в части размера налогового платежа, порядка его исчисления, уплаты и в вопросах налогового контроля, и без убедительных гарантий последующего неусиления налогового гнета. Особое внимание обращает на себя тот факт, насколько государство озабочено страхами неплательщиков перед скорой возможностью оказаться в условиях иного режима налогообложения в случае их легализации: оно гарантирует им минимум 10-летний период сохранения всех первоначальных условий налогообложения. При этом действующее законодательство не содержит и намека на возможность наделения плательщиков такими широкомасштабными льготами в обмен на надлежащее исполнение налоговой обязанности.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Однако с правовой точки зрения не менее очевидна несостоятельность и правовая порочность не только аргументации в пользу введения налогового режима и его расширения, но и самих положений, его регламентирующих. Отсутствие фискальной цели в принципе невозможно в силу чисто фискальной функции налога как правовой категории и в силу конечной цели самой легализации, о чем говорят приведенные выше данные. Легализация, предоставляющая возможность "выйти из тени" на условиях полной амнистии, уплаты налога по простой схеме и по сниженной ставке налога, бесконтактно, без осуществления мероприятий налогового контроля, без применения онлайн касс, без обязанности уплачивать страховые взносы, с условием действия всех перечисленных условий до 2028 г., на языке закона означает фактическое наделение неплательщиков правом неисполнения налоговой обязанности в силу непредоставления условий, их удовлетворяющих в части размера налогового платежа, порядка его исчисления, уплаты и в вопросах налогового контроля, и без убедительных гарантий последующего неусиления налогового гнета. Особое внимание обращает на себя тот факт, насколько государство озабочено страхами неплательщиков перед скорой возможностью оказаться в условиях иного режима налогообложения в случае их легализации: оно гарантирует им минимум 10-летний период сохранения всех первоначальных условий налогообложения. При этом действующее законодательство не содержит и намека на возможность наделения плательщиков такими широкомасштабными льготами в обмен на надлежащее исполнение налоговой обязанности.
Статья: Теперь не заплатить налогов можно много, но директора не посадят?
(Пластинина Н.)
("Административное право", 2021, N 1)Согласно примечанию к ст. 199 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
(Пластинина Н.)
("Административное право", 2021, N 1)Согласно примечанию к ст. 199 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Статья: Контуры будущей амнистии по дроблению
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Одна из важнейших целей, которую обсуждали все заинтересованные стороны предстоящей амнистии, - создание таких условий работы бизнеса, при которых дробление становится предпринимателям неинтересно. Ведь если бы все текущие условия работы сохранились, то после амнистии могли появиться коммерсанты, которые вновь захотели бы разделить свой бизнес.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Одна из важнейших целей, которую обсуждали все заинтересованные стороны предстоящей амнистии, - создание таких условий работы бизнеса, при которых дробление становится предпринимателям неинтересно. Ведь если бы все текущие условия работы сохранились, то после амнистии могли появиться коммерсанты, которые вновь захотели бы разделить свой бизнес.
Вопрос: Об отсрочке и рассрочке по уплате налогов и сборов и списании задолженности, признанной безнадежной к взысканию.
(Письмо Минфина России от 09.06.2025 N 03-02-08/56452)В этой связи в рамках установленной компетенции отмечаем, что введение "налоговой амнистии" Кодексом не предусмотрено.
(Письмо Минфина России от 09.06.2025 N 03-02-08/56452)В этой связи в рамках установленной компетенции отмечаем, что введение "налоговой амнистии" Кодексом не предусмотрено.
Статья: Дробление бизнеса: понятие, признаки, доказательства и доказывание
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Спустя некоторое время Перечень N Пр-616 пополнился пп. "б" п. 15, в силу которого Правительству Российской Федерации поручено определить параметры налоговой амнистии для налогоплательщиков, которые применяли специальные налоговые режимы и при фактическом росте бизнеса использовали его дробление для сохранения права на применение таких режимов в целях уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, предусмотрев исключение возможности доначисления налогов, начисления пеней и штрафов, а также привлечения таких налогоплательщиков к уголовной ответственности.
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Спустя некоторое время Перечень N Пр-616 пополнился пп. "б" п. 15, в силу которого Правительству Российской Федерации поручено определить параметры налоговой амнистии для налогоплательщиков, которые применяли специальные налоговые режимы и при фактическом росте бизнеса использовали его дробление для сохранения права на применение таких режимов в целях уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, предусмотрев исключение возможности доначисления налогов, начисления пеней и штрафов, а также привлечения таких налогоплательщиков к уголовной ответственности.
Интервью: Лучшая оптимизация - не переплачивать налоги
("Закон", 2024, N 11)Но в деталях я ее критикую. Мне кажется, можно было бы расширить круг случаев, которые под нее подпадают. Предлагали ввести амнистию и по техническим кампаниям, и по переквалификации сделок. Провести такую жирную черту и сказать: забываем все, что было, и с 1 января работаем по-новому. Тем более и поводов для этого предостаточно: пандемия, поправка в Конституцию. Сам бог велел провести хорошую полноценную амнистию по налогам. Например, провели амнистию капитала, и получилось, что тем, кто ушел из России, вывел деньги, - прощается, а тем, кто работал в России, никуда активы не выводил, инвестировал в экономику и создавал рабочие места, - нет. Это несправедливо. Я не понимаю, зачем ограничивать амнистию решениями, не вступившими в силу на 12 июля? Зачем надо было ограничить периоды 2022 - 2024 годами, почему 2021 год не вошел? Еще важно, что амнистируется не все дробление, а только то, которое использовалось для целей применения специального налогового режима УСН или для доступа к 15%-ной ставке по страховым взносам. А если, например, дробление используется для пониженной базы по налогу на добычу полезных ископаемых, то амнистия на него не распространяется.
("Закон", 2024, N 11)Но в деталях я ее критикую. Мне кажется, можно было бы расширить круг случаев, которые под нее подпадают. Предлагали ввести амнистию и по техническим кампаниям, и по переквалификации сделок. Провести такую жирную черту и сказать: забываем все, что было, и с 1 января работаем по-новому. Тем более и поводов для этого предостаточно: пандемия, поправка в Конституцию. Сам бог велел провести хорошую полноценную амнистию по налогам. Например, провели амнистию капитала, и получилось, что тем, кто ушел из России, вывел деньги, - прощается, а тем, кто работал в России, никуда активы не выводил, инвестировал в экономику и создавал рабочие места, - нет. Это несправедливо. Я не понимаю, зачем ограничивать амнистию решениями, не вступившими в силу на 12 июля? Зачем надо было ограничить периоды 2022 - 2024 годами, почему 2021 год не вошел? Еще важно, что амнистируется не все дробление, а только то, которое использовалось для целей применения специального налогового режима УСН или для доступа к 15%-ной ставке по страховым взносам. А если, например, дробление используется для пониженной базы по налогу на добычу полезных ископаемых, то амнистия на него не распространяется.
Вопрос: О признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, сформировавшей отрицательное сальдо ЕНС.
(Письмо Минфина России от 16.01.2025 N 03-02-08/2848)В этой связи в рамках установленной компетенции сообщает, что в Кодексе понятие "амнистия по налогам" отсутствует.
(Письмо Минфина России от 16.01.2025 N 03-02-08/2848)В этой связи в рамках установленной компетенции сообщает, что в Кодексе понятие "амнистия по налогам" отсутствует.
Статья: Какие поправки в НК РФ внесет Правительство по поручению Президента РФ
(Соколова А.И.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 4)Теперь же для МСП, работающих на УСН, которые прибегали к дроблению бизнеса с целью сохранить право на применение этого спецрежима, Правительству поручено разработать условия амнистии.
(Соколова А.И.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 4)Теперь же для МСП, работающих на УСН, которые прибегали к дроблению бизнеса с целью сохранить право на применение этого спецрежима, Правительству поручено разработать условия амнистии.
Вопрос: Об исчислении налоговой базы и (или) суммы налога (сбора, страховых взносов).
(Письмо Минфина России от 11.04.2025 N 03-02-06/36377)Вопрос: Об исчислении налоговой базы и (или) суммы налога (сбора, страховых взносов).
(Письмо Минфина России от 11.04.2025 N 03-02-06/36377)Вопрос: Об исчислении налоговой базы и (или) суммы налога (сбора, страховых взносов).