Налоговая администрирует страховые взносы
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая администрирует страховые взносы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")С расчетных счетов индивидуального предпринимателя в 2016 году на основании решений Пенсионного фонда РФ по инкассовым поручениям списаны страховые взносы. В 2021 году с его расчетного счета повторно списана такая же сумма страховых взносов на основании тех же решений Пенсионного фонда РФ. Предприниматель обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм. Фонд отказал в возврате страховых взносов, поскольку после 2016 года произведена смена КБК, в связи с чем у Фонда нет возможности установить наличие оплаты на лицевых счетах расчетов с бюджетом. Предприниматель направил в налоговый орган заявление с просьбой провести розыск произведенных списанных с его счета платежей, а также их отражение в расчетах с бюджетом. Налоговый орган известил предпринимателя о принятых решениях об уточнении платежей. Предприниматель вновь обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате переплаты. Фонд отказал в возврате, указав, что предприниматель должен обращаться в налоговый орган. Налоговый орган перенаправил заявление предпринимателя в Пенсионный фонд РФ, так как страховые взносы начислены до 01.01.2017, Фонд снова отказал в возврате платежей, сославшись на отсутствие переплаты. Предприниматель обратился в суд с требованием о взыскании излишне уплаченных страховых взносов. Суд указал, что если в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговому органу возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда РФ, то именно Фонд должен принять соответствующие решения и передать их на исполнение в налоговый орган. Суд учел, что в 2021 году у предпринимателя отсутствовала недоимка по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, и удовлетворил его требования. Также суд обратил внимание на то, что списанные со счетов предпринимателя в 2021 году денежные средства не разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Помимо этого, сроки взыскания недоимки за 2016 год по состоянию на 2021 год истекли.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")С расчетных счетов индивидуального предпринимателя в 2016 году на основании решений Пенсионного фонда РФ по инкассовым поручениям списаны страховые взносы. В 2021 году с его расчетного счета повторно списана такая же сумма страховых взносов на основании тех же решений Пенсионного фонда РФ. Предприниматель обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм. Фонд отказал в возврате страховых взносов, поскольку после 2016 года произведена смена КБК, в связи с чем у Фонда нет возможности установить наличие оплаты на лицевых счетах расчетов с бюджетом. Предприниматель направил в налоговый орган заявление с просьбой провести розыск произведенных списанных с его счета платежей, а также их отражение в расчетах с бюджетом. Налоговый орган известил предпринимателя о принятых решениях об уточнении платежей. Предприниматель вновь обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате переплаты. Фонд отказал в возврате, указав, что предприниматель должен обращаться в налоговый орган. Налоговый орган перенаправил заявление предпринимателя в Пенсионный фонд РФ, так как страховые взносы начислены до 01.01.2017, Фонд снова отказал в возврате платежей, сославшись на отсутствие переплаты. Предприниматель обратился в суд с требованием о взыскании излишне уплаченных страховых взносов. Суд указал, что если в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговому органу возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда РФ, то именно Фонд должен принять соответствующие решения и передать их на исполнение в налоговый орган. Суд учел, что в 2021 году у предпринимателя отсутствовала недоимка по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, и удовлетворил его требования. Также суд обратил внимание на то, что списанные со счетов предпринимателя в 2021 году денежные средства не разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Помимо этого, сроки взыскания недоимки за 2016 год по состоянию на 2021 год истекли.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ обратилось в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление предпринимателем в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ. Установив факт непредставления указанных сведений в срок, суд тем не менее отказал во взыскании штрафа, указав, что с 01.01.2017 в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). О факте нарушения предпринимателем срока представления сведений Отделение должно было узнать на следующий день после истечения установленного срока их представления. Фактически акт о выявлении правонарушения был составлен только через два месяца, решение вынесено через четыре месяца, требование об уплате санкции выставлено через пять месяцев с момента совершения правонарушения, заявление в суд направлено через три с половиной года после истечения срока исполнения требования об уплате, следовательно, на дату направления в суд заявления срок для взыскания штрафа в судебном порядке пропущен.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ обратилось в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление предпринимателем в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ. Установив факт непредставления указанных сведений в срок, суд тем не менее отказал во взыскании штрафа, указав, что с 01.01.2017 в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). О факте нарушения предпринимателем срока представления сведений Отделение должно было узнать на следующий день после истечения установленного срока их представления. Фактически акт о выявлении правонарушения был составлен только через два месяца, решение вынесено через четыре месяца, требование об уплате санкции выставлено через пять месяцев с момента совершения правонарушения, заявление в суд направлено через три с половиной года после истечения срока исполнения требования об уплате, следовательно, на дату направления в суд заявления срок для взыскания штрафа в судебном порядке пропущен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как исчислить и отразить в отчетности страховые взносы при удержании за неотработанные дни отпуска в случае увольнения работника?
(Консультация эксперта, 2025)Корректировка страховых взносов, администрируемых налоговыми органами
(Консультация эксперта, 2025)Корректировка страховых взносов, администрируемых налоговыми органами
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2025, N 3)Сейчас эти выплаты не облагаются взносами на травматизм в полной сумме, закрепленной в ЛНА, а указанные лимиты установлены только для страховых взносов, администрируемых ФНС, и налога на прибыль.
("Главная книга", 2025, N 3)Сейчас эти выплаты не облагаются взносами на травматизм в полной сумме, закрепленной в ЛНА, а указанные лимиты установлены только для страховых взносов, администрируемых ФНС, и налога на прибыль.
Статья: Комментарий к Приказу Министерства финансов РФ от 30.12.2022 N 199н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 4)Статус "01" должны указывать налогоплательщики (плательщики сборов, страховых взносов и платежей, администрируемых налоговыми органами), составившие распоряжения (платежные поручения) о переводе денежных средств. Это те, кто перечисляет ЕНП, в т.ч. по налогам, не входящим в ЕНП:
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 4)Статус "01" должны указывать налогоплательщики (плательщики сборов, страховых взносов и платежей, администрируемых налоговыми органами), составившие распоряжения (платежные поручения) о переводе денежных средств. Это те, кто перечисляет ЕНП, в т.ч. по налогам, не входящим в ЕНП:
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением налогов, сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов, иных платежей, администрируемых налоговыми органами, и таможенных, и иных платежей, администрируемых таможенными органами);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением налогов, сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов, иных платежей, администрируемых налоговыми органами, и таможенных, и иных платежей, администрируемых таможенными органами);
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Новая редакция абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ вступила в силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4176.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Новая редакция абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ вступила в силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4176.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за октябрь - ноябрь 2020 г.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Соответствует Конституции РФ то, что переплата по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 не подлежит зачету налоговым органом в счет уплаты страховых взносов за периоды после 01.01.2017, поскольку налоговые органы не администрируют страховые взносы за периоды до 01.01.2017.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Соответствует Конституции РФ то, что переплата по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 не подлежит зачету налоговым органом в счет уплаты страховых взносов за периоды после 01.01.2017, поскольку налоговые органы не администрируют страховые взносы за периоды до 01.01.2017.
Готовое решение: Уголовная ответственность за неуплату налогов, страховых взносов и сборов
(КонсультантПлюс, 2025)Налог (страховые взносы, сбор) считается не уплаченным в крупном размере, если его размер превышает 18 750 000 руб. за три финансовых года подряд (п. 1 примечаний к ст. 199 УК РФ). Этот размер определяется сложением всех видов неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов, администрируемых ФНС России (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 48).
(КонсультантПлюс, 2025)Налог (страховые взносы, сбор) считается не уплаченным в крупном размере, если его размер превышает 18 750 000 руб. за три финансовых года подряд (п. 1 примечаний к ст. 199 УК РФ). Этот размер определяется сложением всех видов неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов, администрируемых ФНС России (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 48).
Статья: Место страховых взносов в налоговой системе Российской Федерации
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)С момента введения в 2001 г. в НК РФ ЕСН началась, по сути, история налогового администрирования страховых взносов. ЕСН был внесен в НК РФ и относился к уровню федеральных налогов и сборов. Он представлял собой целевой регулирующий налог, уплачиваемый частично в федеральный бюджет, с отчислением установленных законом частей данного платежа в государственные внебюджетные фонды. Такими фондами являлись Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Введение ЕСН носило, безусловно, преимущественный и новационный характер, по сравнению с уплачиваемыми ранее разрозненными страховыми взносами. Самым основным преимуществом для плательщиков взносов явилось приведение к общей единой форме составляемой и подаваемой в Министерство по налогам и сборам налоговой (финансовой) отчетности. Прежняя финансовая отчетность стала налоговой отчетностью и уже подлежала налоговым проверкам МНС РФ.
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)С момента введения в 2001 г. в НК РФ ЕСН началась, по сути, история налогового администрирования страховых взносов. ЕСН был внесен в НК РФ и относился к уровню федеральных налогов и сборов. Он представлял собой целевой регулирующий налог, уплачиваемый частично в федеральный бюджет, с отчислением установленных законом частей данного платежа в государственные внебюджетные фонды. Такими фондами являлись Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Введение ЕСН носило, безусловно, преимущественный и новационный характер, по сравнению с уплачиваемыми ранее разрозненными страховыми взносами. Самым основным преимуществом для плательщиков взносов явилось приведение к общей единой форме составляемой и подаваемой в Министерство по налогам и сборам налоговой (финансовой) отчетности. Прежняя финансовая отчетность стала налоговой отчетностью и уже подлежала налоговым проверкам МНС РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)89. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)89. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".