Налогообложение земель лесного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение земель лесного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 389 "Объект налогообложения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ"Учитывая, что решением Истринского городского суда Московской области от 28 октября 2021 года, вступившем в законную силу 16 мая 2022 года, установлено, что ФИО1 незаконно владел земельными участками с захватом земель лесного фонда, земельные участки были поставлены на кадастровый учет, относились к категории земель промышленности, энергетики, имели разрешенное использование - для размещения промышленных объектов, для строительства агропромышленного комплекса и жилых домов, основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате земельного налога за налоговый период 2020 год, и применения положений ст. 389 Налогового Кодекса РФ, отсутствуют."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О земельном налоге в отношении участков из земель лесного фонда, в том числе предоставленных определенному лицу.
(Письмо ФНС России от 23.09.2022 N БС-4-21/12685@)Вопрос: О земельном налоге в отношении участков из земель лесного фонда, в том числе предоставленных определенному лицу.
(Письмо ФНС России от 23.09.2022 N БС-4-21/12685@)Вопрос: О земельном налоге в отношении участков из земель лесного фонда, в том числе предоставленных определенному лицу.
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Во-первых, федеральным законодательством одновременно с чисто налоговыми льготами установлен достаточно широкий перечень земельных участков, которые не могут быть объектами налогообложения и их пользователи, соответственно, не входят в число лиц, получивших налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в число освобожденных от уплаты налога на землю включены земельные участки, изъятые из оборота, а также ограниченные в обороте в связи с тем, что они заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. Не признаны в качестве объектов налогообложения также и земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, а также некоторые иные земельные участки.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Во-первых, федеральным законодательством одновременно с чисто налоговыми льготами установлен достаточно широкий перечень земельных участков, которые не могут быть объектами налогообложения и их пользователи, соответственно, не входят в число лиц, получивших налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в число освобожденных от уплаты налога на землю включены земельные участки, изъятые из оборота, а также ограниченные в обороте в связи с тем, что они заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. Не признаны в качестве объектов налогообложения также и земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, а также некоторые иные земельные участки.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. Не признаются объектом налогообложения:
(ред. от 17.11.2025)2. Не признаются объектом налогообложения:
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)<9> Государственные учетные системы по управлению и развитию территорий Российской Федерации (кадастры, реестры, регистры): учеб. пособ. / под ред. А.П. Сизова. М., 2016; Симонова К.В. Противоречия переходных положений об учете лесных участков в составе земель лесного фонда // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2010. N 10 (70). С. 69 - 72; Современные проблемы и актуальные направления развития землеустройства и кадастров: монография / под ред. С.В. Богомазова, А.И. Чурсина, А.А. Галиуллина. Пенза, 2019.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)<9> Государственные учетные системы по управлению и развитию территорий Российской Федерации (кадастры, реестры, регистры): учеб. пособ. / под ред. А.П. Сизова. М., 2016; Симонова К.В. Противоречия переходных положений об учете лесных участков в составе земель лесного фонда // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2010. N 10 (70). С. 69 - 72; Современные проблемы и актуальные направления развития землеустройства и кадастров: монография / под ред. С.В. Богомазова, А.И. Чурсина, А.А. Галиуллина. Пенза, 2019.
Статья: Земельные ресурсы. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Махтина Ю., Проскурина С., Пинтяшина С., Кривилев И., Мезенцева Ю.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)В процессе согласования границ населенных пунктов, расположенных в ЦЭЗ БПТ, по многим земельным участкам, расположенным на землях лесного фонда, ведутся судебные споры. По большинству из них имелись решения судов об истребовании земельных участков, признании права отсутствующим и сносе находящихся на них строений.
(Махтина Ю., Проскурина С., Пинтяшина С., Кривилев И., Мезенцева Ю.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)В процессе согласования границ населенных пунктов, расположенных в ЦЭЗ БПТ, по многим земельным участкам, расположенным на землях лесного фонда, ведутся судебные споры. По большинству из них имелись решения судов об истребовании земельных участков, признании права отсутствующим и сносе находящихся на них строений.
Статья: "Зеленые" финансы: понятие и система
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)- фискальные сборы (плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, за пользование водными объектами, за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, утилизационные сборы, разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, предусмотренных в лицензии, регулярные платежи за пользование недрами и др.);
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)- фискальные сборы (плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, за пользование водными объектами, за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, утилизационные сборы, разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, предусмотренных в лицензии, регулярные платежи за пользование недрами и др.);
Статья: Земля в аренде и в оперативном управлении в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)- из состава земель лесного фонда;
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)- из состава земель лесного фонда;
Статья: Предпосылки принудительного изъятия земель в связи с неиспользованием по целевому назначению
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Модель восполнения данного пробела видится следующей. При отсутствии потенциальных приобретателей и с учетом необходимости обеспечения безопасности таких земель и организации землепользования на них полагаем, что изъятые земельные участки должны переходить в управление органов публичной власти. Круг возможностей по включению таких земель в хозяйственный оборот у публичных субъектов более широк. Например, последние могут стимулировать спрос на такие участки посредством налоговых или иных экономических преференций, изменить целевое назначение невостребованных земель (перевести их из земель населенных пунктов в земли лесного фонда; организовать рекультивацию или иные мероприятия по улучшению почвенного покрова и т.д.). Законодательные примеры передачи изымаемых объектов в публичную собственность имеются. Так, в ст. 240 ГК РФ в отношении бесхозяйственно содержимых культурных ценностей предусмотрено, что такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. В ст. 239.1 ГК РФ установлено, что если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несостоявшимися, такой объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по его начальной цене. Аналогичным последней норме положением предлагаем дополнить и ст. 286 ГК РФ.
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Модель восполнения данного пробела видится следующей. При отсутствии потенциальных приобретателей и с учетом необходимости обеспечения безопасности таких земель и организации землепользования на них полагаем, что изъятые земельные участки должны переходить в управление органов публичной власти. Круг возможностей по включению таких земель в хозяйственный оборот у публичных субъектов более широк. Например, последние могут стимулировать спрос на такие участки посредством налоговых или иных экономических преференций, изменить целевое назначение невостребованных земель (перевести их из земель населенных пунктов в земли лесного фонда; организовать рекультивацию или иные мероприятия по улучшению почвенного покрова и т.д.). Законодательные примеры передачи изымаемых объектов в публичную собственность имеются. Так, в ст. 240 ГК РФ в отношении бесхозяйственно содержимых культурных ценностей предусмотрено, что такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. В ст. 239.1 ГК РФ установлено, что если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несостоявшимися, такой объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по его начальной цене. Аналогичным последней норме положением предлагаем дополнить и ст. 286 ГК РФ.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 3) земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 3) земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)в) отнесенные к землям лесного фонда?
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)в) отнесенные к землям лесного фонда?
Статья: Кадастровая стоимость земли и земельный налог в 2025 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 3)- из состава земель лесного фонда;
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 3)- из состава земель лесного фонда;
Статья: Земельный участок как объект земельных правоотношений
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2021, N 11)Правовой режим земельного участка - базовая категория земельного права в том смысле, что он является способом определения содержания земельного правоотношения (по использованию и охране земель). В то же время это - межотраслевая категория, дифференцирующая содержание иных правоотношений, возникающих в сфере использования и охраны земель: налоговых, административных, имущественных и т.д. Например, принадлежность земельного участка к землям лесного фонда влечет за собой ограничение его оборотоспособности, ставка земельного налога различается в зависимости от правового режима земельного участка.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2021, N 11)Правовой режим земельного участка - базовая категория земельного права в том смысле, что он является способом определения содержания земельного правоотношения (по использованию и охране земель). В то же время это - межотраслевая категория, дифференцирующая содержание иных правоотношений, возникающих в сфере использования и охраны земель: налоговых, административных, имущественных и т.д. Например, принадлежность земельного участка к землям лесного фонда влечет за собой ограничение его оборотоспособности, ставка земельного налога различается в зависимости от правового режима земельного участка.