Налогообложение реализации маркированного товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение реализации маркированного товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 09.07.2025 N 03-13-05/66667 <Вычет акциза по подакцизным товарам при их возврате>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)Таким образом, при определении налоговой базы объем реализованной алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, не уменьшается на объем возвращенной продукции.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)Таким образом, при определении налоговой базы объем реализованной алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, не уменьшается на объем возвращенной продукции.
Вопрос: Об акцизах в случае возврата покупателем производителю алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками.
(Письмо Минфина России от 09.07.2025 N 03-13-05/66667)Таким образом, при определении налоговой базы объем реализованной алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, не уменьшается на объем возвращенной продукции.
(Письмо Минфина России от 09.07.2025 N 03-13-05/66667)Таким образом, при определении налоговой базы объем реализованной алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, не уменьшается на объем возвращенной продукции.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)обеспечивать конфиденциальность фискальных данных. При этом передача фискальных данных в налоговые органы, а также направление запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара оператору информационных систем маркировки не признается нарушением конфиденциальности;
(ред. от 24.06.2025)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)обеспечивать конфиденциальность фискальных данных. При этом передача фискальных данных в налоговые органы, а также направление запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара оператору информационных систем маркировки не признается нарушением конфиденциальности;
Постановление Правительства РФ от 11.08.2016 N 787
(ред. от 08.04.2023)
"Об утверждении Правил маркировки меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками"з) стоимость маркированного товара (с учетом налога на добавленную стоимость, если продажа облагается таким налогом) согласно первичным документам (в случае реализации (продажи) товара);
(ред. от 08.04.2023)
"Об утверждении Правил маркировки меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками"з) стоимость маркированного товара (с учетом налога на добавленную стоимость, если продажа облагается таким налогом) согласно первичным документам (в случае реализации (продажи) товара);
Вопрос: Можно ли ИП на ПСН, оказывая ветеринарные услуги, использовать в процессе оказания ветеринарных услуг маркированные ветеринарные препараты? Имеет ли такой ИП право применять ПСН на ветеринарные услуги?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: При правильном документальном оформлении в отношении доходов, полученных от оказания ветеринарных услуг, можно применять ПСН, так как такая деятельность не относится к розничной торговле по реализации маркированного товара.
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: При правильном документальном оформлении в отношении доходов, полученных от оказания ветеринарных услуг, можно применять ПСН, так как такая деятельность не относится к розничной торговле по реализации маркированного товара.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Одновременно Законом о самозанятых определен перечень субъектов, которые не вправе применять специальный налоговый режим; к ним, в частности, относятся лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых, лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона о самозанятых.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Одновременно Законом о самозанятых определен перечень субъектов, которые не вправе применять специальный налоговый режим; к ним, в частности, относятся лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых, лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона о самозанятых.
Вопрос: Какие есть особенности исчисления и уплаты акцизов на спирт и алкогольную продукцию?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)В налоговой базе, исчисленной налогоплательщиком по операциям реализации произведенной им алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, объем указанной продукции, возвращенной покупателем, не учитывается (п. 14 ст. 187 НК РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)В налоговой базе, исчисленной налогоплательщиком по операциям реализации произведенной им алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, объем указанной продукции, возвращенной покупателем, не учитывается (п. 14 ст. 187 НК РФ).
Вопрос: О представлении оператором фискальных данных сведений по запросам судей, органов, должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
(Письмо Минфина России от 13.10.2023 N 30-01-15/97318)ОФД обязан обеспечивать конфиденциальность фискальных данных. При этом передача фискальных данных в налоговые органы, а также направление запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара оператору информационных систем маркировки не признаются нарушением конфиденциальности (пункт 2 статьи 4.5 Федерального закона N 54-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 13.10.2023 N 30-01-15/97318)ОФД обязан обеспечивать конфиденциальность фискальных данных. При этом передача фискальных данных в налоговые органы, а также направление запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара оператору информационных систем маркировки не признаются нарушением конфиденциальности (пункт 2 статьи 4.5 Федерального закона N 54-ФЗ).
Вопрос: Об акцизах при возврате покупателем производителю алкогольной продукции, маркируемой федеральными марками.
(Письмо Минфина России от 01.07.2025 N 03-13-12/64392)Таким образом, при определении налоговой базы объем реализованной алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, не уменьшается на объем возвращенной продукции.
(Письмо Минфина России от 01.07.2025 N 03-13-12/64392)Таким образом, при определении налоговой базы объем реализованной алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, не уменьшается на объем возвращенной продукции.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Так, в соответствии с § 370 и 374 AO уголовно наказуемым является уклонение от уплаты налогов и сборов, в том числе при получении, хранении, продаже (реализации) подакцизных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством, а равно содействие в совершении указанных актов противоправного поведения, если такие действия позволили лицу облегчить налоговое бремя или получить необоснованные налоговые льготы для себя или для другого лица. Данное деяние наказывается лишением свободы на срок до 5 лет или денежным штрафом. В особо тяжких случаях совершение данного преступления влечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 10 лет. В контексте анализируемого блока преступлений таковыми являются, например, совершенное в крупном размере умышленное уклонение от уплаты налогов и сборов, многократное занижение налоговой базы или получение необоснованных налоговых льгот с использованием фальсифицированных или поддельных документов (акцизов, марок, знаков). Налоги считаются заниженными, в частности, если они не были начислены вообще, в полном объеме или в срок. Покушение наказуемо.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Так, в соответствии с § 370 и 374 AO уголовно наказуемым является уклонение от уплаты налогов и сборов, в том числе при получении, хранении, продаже (реализации) подакцизных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством, а равно содействие в совершении указанных актов противоправного поведения, если такие действия позволили лицу облегчить налоговое бремя или получить необоснованные налоговые льготы для себя или для другого лица. Данное деяние наказывается лишением свободы на срок до 5 лет или денежным штрафом. В особо тяжких случаях совершение данного преступления влечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 10 лет. В контексте анализируемого блока преступлений таковыми являются, например, совершенное в крупном размере умышленное уклонение от уплаты налогов и сборов, многократное занижение налоговой базы или получение необоснованных налоговых льгот с использованием фальсифицированных или поддельных документов (акцизов, марок, знаков). Налоги считаются заниженными, в частности, если они не были начислены вообще, в полном объеме или в срок. Покушение наказуемо.
Статья: Правовое регулирование налога на профессиональный доход в России
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Соответствующий перечень содержит как общие для всех специальных налоговых режимов случаи, исключающие их применение налогоплательщиками, так и специальные, характерные только для НПД. Так, к первой группе можно отнести случаи, когда налогоплательщик осуществляет реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации <13>. Применительно к подакцизным товарам невозможность перехода лица, реализующего их, на специальные налоговые режимы в целом и НПД в частности, служит дестимулирующей мерой, которая направлена на сокращение распространения вредной в общественном потреблении продукции. Кроме того, реализация подакцизной и иной маркируемой продукции сопровождается усиленными мерами государственного контроля (включая, например, применение Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, Государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них <14> и т.д.), что также исключает применение рассматриваемого специального налогового режима. Как было разъяснено финансовым органом, соответствующее правило, помимо всего прочего, распространяется на ювелиров-художников, если изготавливаемая ими продукция подлежит обязательной маркировке <15>. При этом по общему правилу ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней должны иметь уникальный идентификационный номер, а также цифровую фотографию изделия. Исключение составляют ювелирные изделия, заявленные в качестве остатков <16>.
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Соответствующий перечень содержит как общие для всех специальных налоговых режимов случаи, исключающие их применение налогоплательщиками, так и специальные, характерные только для НПД. Так, к первой группе можно отнести случаи, когда налогоплательщик осуществляет реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации <13>. Применительно к подакцизным товарам невозможность перехода лица, реализующего их, на специальные налоговые режимы в целом и НПД в частности, служит дестимулирующей мерой, которая направлена на сокращение распространения вредной в общественном потреблении продукции. Кроме того, реализация подакцизной и иной маркируемой продукции сопровождается усиленными мерами государственного контроля (включая, например, применение Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, Государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них <14> и т.д.), что также исключает применение рассматриваемого специального налогового режима. Как было разъяснено финансовым органом, соответствующее правило, помимо всего прочего, распространяется на ювелиров-художников, если изготавливаемая ими продукция подлежит обязательной маркировке <15>. При этом по общему правилу ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней должны иметь уникальный идентификационный номер, а также цифровую фотографию изделия. Исключение составляют ювелирные изделия, заявленные в качестве остатков <16>.
Статья: Проблемные аспекты распространения специального налогового режима: налогово-правовые критерии
(Лукьянов К.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 2)4. Ограничение направлений деятельности. Для самозанятости приняты определенные ограничения в рамках основного направления деятельности. Так, запрещено вести деятельность в форме самозанятого при добыче и реализации полезных ископаемых, перепродаже товаров, реализации подакцизных товаров, которые в обязательном порядке должны быть маркированы. Если деятельность гражданина связана с одной из перечисленных выше сфер, использование специального налогового режима, а также регистрация как самозанятого лица невозможны.
(Лукьянов К.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 2)4. Ограничение направлений деятельности. Для самозанятости приняты определенные ограничения в рамках основного направления деятельности. Так, запрещено вести деятельность в форме самозанятого при добыче и реализации полезных ископаемых, перепродаже товаров, реализации подакцизных товаров, которые в обязательном порядке должны быть маркированы. Если деятельность гражданина связана с одной из перечисленных выше сфер, использование специального налогового режима, а также регистрация как самозанятого лица невозможны.
Статья: Уточнение правил маркировки лекарственных средств
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Соответствующее изменение внесено также в п. 4.4 ст. 4.1 данного Закона, в котором перечисляются обязательные реквизиты, включаемые в уведомление о реализации маркированного товара.
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Соответствующее изменение внесено также в п. 4.4 ст. 4.1 данного Закона, в котором перечисляются обязательные реквизиты, включаемые в уведомление о реализации маркированного товара.
Статья: Как предпринимателю заниматься фармацевтической деятельностью на патенте
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)<1> Реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в данном контексте не относится к реализации прочих товаров и в любом случае подлежит налогообложению в рамках другого режима.
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)<1> Реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в данном контексте не относится к реализации прочих товаров и в любом случае подлежит налогообложению в рамках другого режима.