Налогообложение посреднических услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение посреднических услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.15 "Порядок определения доходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В рамках посреднических договоров (агентирование, комиссия), заключенных между предпринимателем и маркетплейсами, осуществлялась продажа товаров от имени предпринимателя. Маркетплейсы перечисляли денежные средства, полученные от продажи товаров, предпринимателю, предварительно вычитая сумму вознаграждения за оказание посреднических услуг. Предприниматель, используя объект обложения "доходы", включал в налоговую базу денежные средства без учета вознаграждения, уплачиваемого маркетплейсам. Налоговый орган пришел к выводу о неверном определении налоговой базы. По мнению инспекции, поскольку при использовании объекта "доходы" не предусмотрен учет каких-либо расходов, вознаграждение посредникам необходимо включать в налоговую базу. Налогоплательщик настаивал на том, что включение в налоговую базу доходов, фактически не поступивших на счета налогоплательщика, не предусмотрено правилами применения УСН. Суд признал правомерным доначисление единого налога, подчеркнув, что в соответствии со ст. 251 НК РФ доходы налогоплательщика, применяющего УСН, не уменьшаются на сумму агентского вознаграждения, удерживаемого агентом из выручки от реализации товаров. В данном случае налогооблагаемым доходом является вся сумма поступлений от покупателя за товары, реализованные через маркетплейс.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В рамках посреднических договоров (агентирование, комиссия), заключенных между предпринимателем и маркетплейсами, осуществлялась продажа товаров от имени предпринимателя. Маркетплейсы перечисляли денежные средства, полученные от продажи товаров, предпринимателю, предварительно вычитая сумму вознаграждения за оказание посреднических услуг. Предприниматель, используя объект обложения "доходы", включал в налоговую базу денежные средства без учета вознаграждения, уплачиваемого маркетплейсам. Налоговый орган пришел к выводу о неверном определении налоговой базы. По мнению инспекции, поскольку при использовании объекта "доходы" не предусмотрен учет каких-либо расходов, вознаграждение посредникам необходимо включать в налоговую базу. Налогоплательщик настаивал на том, что включение в налоговую базу доходов, фактически не поступивших на счета налогоплательщика, не предусмотрено правилами применения УСН. Суд признал правомерным доначисление единого налога, подчеркнув, что в соответствии со ст. 251 НК РФ доходы налогоплательщика, применяющего УСН, не уменьшаются на сумму агентского вознаграждения, удерживаемого агентом из выручки от реализации товаров. В данном случае налогооблагаемым доходом является вся сумма поступлений от покупателя за товары, реализованные через маркетплейс.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению предпринимателя, решение о привлечении его к налоговой ответственности, доначислении налога по УСН и пени следует признать недействительным по причине непредоставления ему 15-дневного срока на подачу возражений на дополнение к акту налогового органа и ознакомление с перечнем приведенных мероприятий налогового контроля после проведения выездной проверки. Кроме того, налоговый орган не принял во внимание, что доходы ИП следовало рассчитывать с учетом того, что он оказывал посреднические услуги, за которые получал комиссионные.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению предпринимателя, решение о привлечении его к налоговой ответственности, доначислении налога по УСН и пени следует признать недействительным по причине непредоставления ему 15-дневного срока на подачу возражений на дополнение к акту налогового органа и ознакомление с перечнем приведенных мероприятий налогового контроля после проведения выездной проверки. Кроме того, налоговый орган не принял во внимание, что доходы ИП следовало рассчитывать с учетом того, что он оказывал посреднические услуги, за которые получал комиссионные.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС4.1. Определяется ли налоговая база по НДС на день передачи товара лицу, оказывающему посреднические услуги?
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. На операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 настоящего Кодекса.
(ред. от 17.11.2025)2. На операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 настоящего Кодекса.
Готовое решение: Как заказчику оформить счета-фактуры по посредническому договору и исчислить НДС, в том числе по услугам посредника
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, обязанности налогового агента у заказчика посреднических услуг в связи с приобретением посреднических услуг не возникают (п. 1 ст. 161 НК РФ). Это связано с тем, что территория РФ не признается местом реализации посреднических услуг, оказываемых иностранным контрагентом, а другие основания возникновения обязанностей налогового агента неприменимы к посредническому договору. Ведь место реализации посреднических услуг в общем случае определяется по месту государственной регистрации исполнителя, а при ее отсутствии - по месту, указанному в учредительных документах исполнителя; месту управления организацией-исполнителем; месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации-исполнителя (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ, Письма ФНС России от 02.04.2015 N ОА-4-17/5466@ (п. 2.1), Минфина России от 26.04.2019 N 03-07-08/31287, от 06.11.2019 N 03-03-06/1/85352, от 22.02.2018 N 03-07-08/11179, от 15.05.2017 N 03-07-08/28967).
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, обязанности налогового агента у заказчика посреднических услуг в связи с приобретением посреднических услуг не возникают (п. 1 ст. 161 НК РФ). Это связано с тем, что территория РФ не признается местом реализации посреднических услуг, оказываемых иностранным контрагентом, а другие основания возникновения обязанностей налогового агента неприменимы к посредническому договору. Ведь место реализации посреднических услуг в общем случае определяется по месту государственной регистрации исполнителя, а при ее отсутствии - по месту, указанному в учредительных документах исполнителя; месту управления организацией-исполнителем; месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации-исполнителя (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ, Письма ФНС России от 02.04.2015 N ОА-4-17/5466@ (п. 2.1), Минфина России от 26.04.2019 N 03-07-08/31287, от 06.11.2019 N 03-03-06/1/85352, от 22.02.2018 N 03-07-08/11179, от 15.05.2017 N 03-07-08/28967).
Готовое решение: Как определить налоговую базу по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Момент определения налоговой базы по НДС по посредническим услугам такой же, как и при оказании других услуг: на день получения предоплаты за посреднические услуги и на день оказания такой услуги (п. п. 1, 14 ст. 167 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Момент определения налоговой базы по НДС по посредническим услугам такой же, как и при оказании других услуг: на день получения предоплаты за посреднические услуги и на день оказания такой услуги (п. п. 1, 14 ст. 167 НК РФ).
Готовое решение: Как налоговому агенту рассчитать и уплатить НДС при сделках с нерезидентами
(КонсультантПлюс, 2025)Если же место реализации услуг - территория РФ, а иностранная организация состоит на учете в налоговых органах РФ и не относится к указанным в п. 1 ст. 161 НК РФ, то обязанности по НДС она должна исполнить сама (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Также иностранная организация, которая ведет предпринимательскую деятельность, участвуя в расчетах непосредственно с физлицами-потребителями, по оказанию услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, сама должна платить НДС с оказываемых физлицам посреднических услуг, которые относятся к электронным услугам и облагаются "налогом на Google" (п. п. 1, 3 ст. 174.2 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если же место реализации услуг - территория РФ, а иностранная организация состоит на учете в налоговых органах РФ и не относится к указанным в п. 1 ст. 161 НК РФ, то обязанности по НДС она должна исполнить сама (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Также иностранная организация, которая ведет предпринимательскую деятельность, участвуя в расчетах непосредственно с физлицами-потребителями, по оказанию услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, сама должна платить НДС с оказываемых физлицам посреднических услуг, которые относятся к электронным услугам и облагаются "налогом на Google" (п. п. 1, 3 ст. 174.2 НК РФ).
Статья: Практические аспекты определения налоговых последствий при реализации товаров между магазинами беспошлинной торговли
(Сидорова Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)<25> Письмо Минфина России от 4 марта 2009 г. N 03-07-08/51 "Об отсутствии оснований для предоставления освобождения от налогообложения НДС посреднических услуг по реализации товаров в магазине беспошлинной торговли, оказываемых российской организацией по договору комиссии, заключенному с иностранной организацией" // СПС "КонсультантПлюс".
(Сидорова Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)<25> Письмо Минфина России от 4 марта 2009 г. N 03-07-08/51 "Об отсутствии оснований для предоставления освобождения от налогообложения НДС посреднических услуг по реализации товаров в магазине беспошлинной торговли, оказываемых российской организацией по договору комиссии, заключенному с иностранной организацией" // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Как отразить в налоговом учете покупку автомобиля юридическим лицом
(КонсультантПлюс, 2025)Как в налоговом учете отражаются расходы на посреднические услуги при покупке автомобиля
(КонсультантПлюс, 2025)Как в налоговом учете отражаются расходы на посреднические услуги при покупке автомобиля
Статья: Современные тенденции правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в финансовом секторе экономики государств БРИКС
(Бачурин Д.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Судебная практика в отношении налоговых споров по данной тематике отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 ноября 1995 г. N 1573/95 <14>. В изложении подп. "е" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1, вступившего в силу с 1 апреля 1996 г., законодатель в целом освобождает банковские операции (кроме инкассации) от налога на добавленную стоимость, не выделяя отдельно вопроса обложения посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты у банков и тем самым оставляя однозначную трактовку такого обложения за пределами нормативного усмотрения.
(Бачурин Д.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Судебная практика в отношении налоговых споров по данной тематике отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 ноября 1995 г. N 1573/95 <14>. В изложении подп. "е" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1, вступившего в силу с 1 апреля 1996 г., законодатель в целом освобождает банковские операции (кроме инкассации) от налога на добавленную стоимость, не выделяя отдельно вопроса обложения посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты у банков и тем самым оставляя однозначную трактовку такого обложения за пределами нормативного усмотрения.
Статья: О многосторонних налоговых соглашениях: первый компонент ОЭСР и налоговая политика России
(Берберов А.Б., Волков М.С.)
("Закон", 2022, N 11)3.1. Распределение налоговых прав от оказания услуг
(Берберов А.Б., Волков М.С.)
("Закон", 2022, N 11)3.1. Распределение налоговых прав от оказания услуг
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)Минфин России при ответе на вопрос о налогообложении посреднических услуг, оказываемых иностранной компанией российской организации в рамках агентского договора, также пришел к выводу об отсутствии объекта обложения российским налогом на прибыль (Письмо от 18.03.2013 N 03-08-05/8179):
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)Минфин России при ответе на вопрос о налогообложении посреднических услуг, оказываемых иностранной компанией российской организации в рамках агентского договора, также пришел к выводу об отсутствии объекта обложения российским налогом на прибыль (Письмо от 18.03.2013 N 03-08-05/8179):
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Минфин РФ при ответе на вопрос о налогообложении посреднических услуг, оказываемых иностранной организацией российской организации в рамках агентского договора, указал следующее (Письмо от 18.03.2013 N 03-08-05/8179):
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Минфин РФ при ответе на вопрос о налогообложении посреднических услуг, оказываемых иностранной организацией российской организации в рамках агентского договора, указал следующее (Письмо от 18.03.2013 N 03-08-05/8179):