Налогообложение полученных субсидий
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение полученных субсидий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.15 "Порядок определения доходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, полученная налогоплательщиком субсидия на обеспечение наружными инженерными сетями объектов капитального строительства подлежала учету в составе доходов для целей УСН.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, полученная налогоплательщиком субсидия на обеспечение наружными инженерными сетями объектов капитального строительства подлежала учету в составе доходов для целей УСН.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Возврат переплаты по дивидендам
(КонсультантПлюс, 2025)...Полученные... субсидии учтены обществом... в составе прочих доходов... Отчета о финансовых результатах... согласно которому прибыль общества... до налогообложения составила 44792000 руб.
(КонсультантПлюс, 2025)...Полученные... субсидии учтены обществом... в составе прочих доходов... Отчета о финансовых результатах... согласно которому прибыль общества... до налогообложения составила 44792000 руб.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ определены условия для невключения в налоговую базу доходов в виде полученного налогоплательщиком целевого финансирования, а также случаи, когда целевое финансирование, произведенное с соблюдением указанных выше условий, не подлежит учету для целей налогообложения в качестве дохода. В частности, не подлежит налогообложению доход в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в статье 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в пункте 5 статьи 270 НК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ определены условия для невключения в налоговую базу доходов в виде полученного налогоплательщиком целевого финансирования, а также случаи, когда целевое финансирование, произведенное с соблюдением указанных выше условий, не подлежит учету для целей налогообложения в качестве дохода. В частности, не подлежит налогообложению доход в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в статье 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в пункте 5 статьи 270 НК РФ).
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с антикризисными мерами"
(КонсультантПлюс, 2025)ВС РФ признал недействительным решение налогового органа о доначислении налога по УСН, взыскании штрафа с российского международного автомобильного перевозчика за невключение в облагаемые доходы суммы субсидии, полученной им в качестве компенсации ущерба за незаконное изъятие транспортных средств и груза на территории недружественного государства. Суды указали, что такая субсидия прямо не поименована в ст. 251 НК РФ. Однако, ВС РФ пришел к выводу, что получение такой субсидии не образует доход. В ситуации, когда установление виновников незаконного изъятия (хищения) имущества и (или) предъявление к ним требования о возмещении ущерба существенно затруднено или невозможно, а получатель субсидии не учитывает расходы в силу избранного им режима налогообложения, полученная субсидия не влечет для такого налогоплательщика возникновение внереализационного дохода.
(КонсультантПлюс, 2025)ВС РФ признал недействительным решение налогового органа о доначислении налога по УСН, взыскании штрафа с российского международного автомобильного перевозчика за невключение в облагаемые доходы суммы субсидии, полученной им в качестве компенсации ущерба за незаконное изъятие транспортных средств и груза на территории недружественного государства. Суды указали, что такая субсидия прямо не поименована в ст. 251 НК РФ. Однако, ВС РФ пришел к выводу, что получение такой субсидии не образует доход. В ситуации, когда установление виновников незаконного изъятия (хищения) имущества и (или) предъявление к ним требования о возмещении ущерба существенно затруднено или невозможно, а получатель субсидии не учитывает расходы в силу избранного им режима налогообложения, полученная субсидия не влечет для такого налогоплательщика возникновение внереализационного дохода.
Статья: Налоговые стимулы разработки отечественного программного обеспечения
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)5. Учитывая действующую норму подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ о невключении в налогооблагаемые доходы субсидий, полученных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, предлагаем распространить аналогичные положения также на субсидии, получаемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере разработки ПО.
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)5. Учитывая действующую норму подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ о невключении в налогооблагаемые доходы субсидий, полученных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, предлагаем распространить аналогичные положения также на субсидии, получаемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере разработки ПО.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС1.5. Включаются ли в налоговую базу по НДС субсидии, полученные в рамках программы по утилизации автомобилей?
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль субсидий, полученных коммерческими организациями на финансирование расходов на технологическое присоединение к инженерным сетям.
(Письмо Минфина России от 08.11.2024 N 03-03-06/1/110188)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль субсидий, полученных коммерческими организациями на финансирование расходов на технологическое присоединение к инженерным сетям.
(Письмо Минфина России от 08.11.2024 N 03-03-06/1/110188)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль субсидий, полученных коммерческими организациями на финансирование расходов на технологическое присоединение к инженерным сетям.
Статья: Необлагаемый минимум в дизайне НДФЛ: опыт и перспективы
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)У данного подхода есть основания. По данным ФНС России за 2018 г., около 15 млн человек получили налоговый вычет на первого ребенка, а это значит, что он охватывает большинство населения, признаваемого малоимущим. Однако следует учитывать, что содействие семьям с детьми и помощь материально нуждающимся гражданам - это разные цели налоговой политики, которые образуют отдельные основания для снижения налоговой нагрузки и должны воплощаться в самостоятельно действующих вычетах. Это легко доказывается тем, что и сегодня вычет на ребенка предоставляется независимо от права на получение других, личных стандартных вычетов и не подменяет их, тогда как одинокие налогоплательщики при нуждаемости платят налог на доходы в полном объеме, без каких бы то ни было исключений. Тем самым налоговая нагрузка может быть снижена исходя из состава семьи, но низкий доход не является достаточным критерием для корректировки налоговых обязательств. Более того, если одновременно рассматривать вычет на ребенка как инструмент борьбы с бедностью, а экономию от его применения - в качестве налоговой субсидии семье, то получится, что вся налоговая выгода, возникающая из вычета, на самом деле поглощается суммой налога, которую должен уплатить малообеспеченный налогоплательщик. Иными словами, источником такой субсидии являются денежные средства самого налогоплательщика, поскольку, как отметил Минфин России в письме от 27 марта 2020 г. N 03-04-05/24526, доход родителя, который не превышает прожиточного минимума, не освобождается от налогообложения.
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)У данного подхода есть основания. По данным ФНС России за 2018 г., около 15 млн человек получили налоговый вычет на первого ребенка, а это значит, что он охватывает большинство населения, признаваемого малоимущим. Однако следует учитывать, что содействие семьям с детьми и помощь материально нуждающимся гражданам - это разные цели налоговой политики, которые образуют отдельные основания для снижения налоговой нагрузки и должны воплощаться в самостоятельно действующих вычетах. Это легко доказывается тем, что и сегодня вычет на ребенка предоставляется независимо от права на получение других, личных стандартных вычетов и не подменяет их, тогда как одинокие налогоплательщики при нуждаемости платят налог на доходы в полном объеме, без каких бы то ни было исключений. Тем самым налоговая нагрузка может быть снижена исходя из состава семьи, но низкий доход не является достаточным критерием для корректировки налоговых обязательств. Более того, если одновременно рассматривать вычет на ребенка как инструмент борьбы с бедностью, а экономию от его применения - в качестве налоговой субсидии семье, то получится, что вся налоговая выгода, возникающая из вычета, на самом деле поглощается суммой налога, которую должен уплатить малообеспеченный налогоплательщик. Иными словами, источником такой субсидии являются денежные средства самого налогоплательщика, поскольку, как отметил Минфин России в письме от 27 марта 2020 г. N 03-04-05/24526, доход родителя, который не превышает прожиточного минимума, не освобождается от налогообложения.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 18.02.2023 N 03-03-06/1/15751 <Об НДС и налоге на прибыль при получении российскими международными автомобильными перевозчиками субсидий для компенсации ущерба от незаконного изъятия ТС и грузов недружественными государствами>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)Минфиновцы также разъяснили, как учитывать полученную субсидию в целях налога на прибыль и как амортизировать основное средство, купленное за счет субсидии.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)Минфиновцы также разъяснили, как учитывать полученную субсидию в целях налога на прибыль и как амортизировать основное средство, купленное за счет субсидии.
Статья: Цифровые экосистемы: необходимость и содержание законодательного регулирования
(Бурова А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)В-третьих, заинтересованность государства в стимулировании деятельности экосистем, особенно компаний, занимающихся развитием технологических и инновационных направлений: определяются условия, при которых компании имеют право на получение субсидий, налоговых льгот.
(Бурова А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)В-третьих, заинтересованность государства в стимулировании деятельности экосистем, особенно компаний, занимающихся развитием технологических и инновационных направлений: определяются условия, при которых компании имеют право на получение субсидий, налоговых льгот.