Налогообложение микрофинансовых организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение микрофинансовых организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов и страхования: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций
(КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать: В части привлечения микрофинансовых организаций, ломбардов и кредитных (в т.ч. сельскохозяйственных) потребкооперативов за отдельные целевые операции с наличной выручкой независимо от суммы актуально для отношений, возникших до 27.04.2020.
(КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать: В части привлечения микрофинансовых организаций, ломбардов и кредитных (в т.ч. сельскохозяйственных) потребкооперативов за отдельные целевые операции с наличной выручкой независимо от суммы актуально для отношений, возникших до 27.04.2020.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19.7.3 "Непредставление информации в Банк России" КоАП РФ"ООО "Микрокредитная компания "Кредит-Эксперт", согласно специфики своей деятельности, сдает бухгалтерский баланс и налоговую отчетность за отчетные периоды в ИФНС, внебюджетные фонды (4-ФСС), Банк России и Росстат согласно российскому законодательству. Кроме того, в соответствии с Указаниями Банка России от 09.07.2015 N 3719-У и от 13.01.2017 N 4263 микрофинансовая организация в виде микрокредитной компании ежемесячно предоставляет в ЦБ РФ отчетность об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О резервах на возможные потери по займам, создаваемых микрофинансовыми организациями, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 11.04.2024 N 03-03-06/2/33269)Вопрос: О резервах на возможные потери по займам, создаваемых микрофинансовыми организациями, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 11.04.2024 N 03-03-06/2/33269)Вопрос: О резервах на возможные потери по займам, создаваемых микрофинансовыми организациями, в целях налога на прибыль.
Вопрос: О формировании микрофинансовыми организациями резерва на возможные потери по займам в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 01.11.2023 N 03-03-06/2/104126)Согласно пункту 2 статьи 297.3 НК РФ суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" и Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
(Письмо Минфина России от 01.11.2023 N 03-03-06/2/104126)Согласно пункту 2 статьи 297.3 НК РФ суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" и Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О потребительском кредите (займе)"4.3. Кредитные организации, микрофинансовые организации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, взаимодействуют в целях получения кредитными организациями, микрофинансовыми организациями информации, необходимой для исполнения возложенных на них положениями части 4.1 настоящей статьи обязанностей.
(ред. от 23.07.2025)
"О потребительском кредите (займе)"4.3. Кредитные организации, микрофинансовые организации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, взаимодействуют в целях получения кредитными организациями, микрофинансовыми организациями информации, необходимой для исполнения возложенных на них положениями части 4.1 настоящей статьи обязанностей.
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"8. Субъект Российской Федерации не осуществляет погашение в 2025 - 2029 годах двух третей задолженности по бюджетным кредитам, а направляет в 2025 - 2029 годах высвобождаемые средства на реализацию инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая инфраструктурные проекты по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах), на реализацию инфраструктурных проектов, направленных на обновление подвижного состава общественного транспорта общего пользования, на реализацию инфраструктурных проектов по развитию опорных населенных пунктов, на реализацию новых инвестиционных проектов, на компенсацию снижения доходов бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с инвестиционным налоговым вычетом юридическому лицу, заключившему соглашение о реализации инвестиционного проекта, информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, на оказание финансовой поддержки организациям, осуществляющим управление территориями с преференциальными налоговыми режимами, а также на финансовое обеспечение докапитализации фондов развития промышленности субъектов Российской Федерации, гарантийных и микрофинансовых организаций в целях реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"8. Субъект Российской Федерации не осуществляет погашение в 2025 - 2029 годах двух третей задолженности по бюджетным кредитам, а направляет в 2025 - 2029 годах высвобождаемые средства на реализацию инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая инфраструктурные проекты по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах), на реализацию инфраструктурных проектов, направленных на обновление подвижного состава общественного транспорта общего пользования, на реализацию инфраструктурных проектов по развитию опорных населенных пунктов, на реализацию новых инвестиционных проектов, на компенсацию снижения доходов бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с инвестиционным налоговым вычетом юридическому лицу, заключившему соглашение о реализации инвестиционного проекта, информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, на оказание финансовой поддержки организациям, осуществляющим управление территориями с преференциальными налоговыми режимами, а также на финансовое обеспечение докапитализации фондов развития промышленности субъектов Российской Федерации, гарантийных и микрофинансовых организаций в целях реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вопрос: О передаче микрофинансовой организацией в БКИ сведений о статусе ИП или статусе лица, применяющего НПД, при предоставлении займов.
(Письмо Банка России от 22.08.2025 N 44-19/5983)2) возникает ли у микрофинансовой организации при предоставлении лицу, применяющему специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", займа для целей осуществления им соответствующей деятельности обязанность проверять, собирать и передавать в БКИ сведения о наличии у него статуса индивидуального предпринимателя, если для принятия решения о предоставлении такого займа наличие статуса индивидуального предпринимателя значения не имеет (продукт предоставляется самозанятым);
(Письмо Банка России от 22.08.2025 N 44-19/5983)2) возникает ли у микрофинансовой организации при предоставлении лицу, применяющему специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", займа для целей осуществления им соответствующей деятельности обязанность проверять, собирать и передавать в БКИ сведения о наличии у него статуса индивидуального предпринимателя, если для принятия решения о предоставлении такого займа наличие статуса индивидуального предпринимателя значения не имеет (продукт предоставляется самозанятым);
Вопрос: О вопросах по применению норм, регулирующих порядок и сроки рассмотрения микрофинансовой организацией обращений физлиц или юрлиц.
(Письмо Банка России от 18.01.2024 N 59-8-1/1735)Исходя из ст. 11, п. 3 ч. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места для осуществления юридическим лицом своей деятельности, о котором российское юридическое лицо как налогоплательщик обязано сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения.
(Письмо Банка России от 18.01.2024 N 59-8-1/1735)Исходя из ст. 11, п. 3 ч. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места для осуществления юридическим лицом своей деятельности, о котором российское юридическое лицо как налогоплательщик обязано сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения.
Статья: Специальный правовой режим партнерского финансирования: правовые пробелы и пути совершенствования
(Шахов Д.В.)
("Банковское право", 2025, N 3)Отметим важность предоставления участникам Эксперимента права на создание резервов под возможные потери по операциям партнерского финансирования аналогично механизму для микрофинансовых организаций. Это позволит учитывать такие расходы при расчете налога на прибыль, что особенно актуально в условиях повышенных кредитных рисков.
(Шахов Д.В.)
("Банковское право", 2025, N 3)Отметим важность предоставления участникам Эксперимента права на создание резервов под возможные потери по операциям партнерского финансирования аналогично механизму для микрофинансовых организаций. Это позволит учитывать такие расходы при расчете налога на прибыль, что особенно актуально в условиях повышенных кредитных рисков.
Статья: Когда возникает право обратиться в суд о банкротстве
(Федоров Ю.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 8)Следует заметить, что производство по делу о банкротстве, возбужденное без предварительного установления задолженности в исковом порядке, будет приостановлено судом, если возникнет спор о праве. Например, нередки случаи, когда участники или акционеры должника оспаривают действительность кредитного обязательства или должник оспаривает размер налоговой задолженности/доначислений, установленных при проведении проверки.
(Федоров Ю.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 8)Следует заметить, что производство по делу о банкротстве, возбужденное без предварительного установления задолженности в исковом порядке, будет приостановлено судом, если возникнет спор о праве. Например, нередки случаи, когда участники или акционеры должника оспаривают действительность кредитного обязательства или должник оспаривает размер налоговой задолженности/доначислений, установленных при проведении проверки.
Вопрос: Вправе ли организация сразу после перехода с нового года с УСН ("доходы минус расходы") на ОСН применять кассовый метод для расчета налога на прибыль, если за каждый из предыдущих четырех кварталов сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС в среднем не превысила 1 млн руб.?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Организация (за исключением отдельных налогоплательщиков) после перехода с УСН на ОСН может применять кассовый метод для целей исчисления налога на прибыль.
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Организация (за исключением отдельных налогоплательщиков) после перехода с УСН на ОСН может применять кассовый метод для целей исчисления налога на прибыль.
Статья: Уголовная ответственность за незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц: комментарий законодательных новелл
(Скрипченко Н.Ю.)
("Уголовное право", 2023, N 11)<6> См.: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" в части установления государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности" // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4179.
(Скрипченко Н.Ю.)
("Уголовное право", 2023, N 11)<6> См.: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" в части установления государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности" // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4179.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам и включать их в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода. Это положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам и включать их в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода. Это положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций.
Статья: Совершенствование методики учета налога на добавленную стоимость в экономических субъектах ломбардной деятельности
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)Выводы. Учитывая отраслевые особенности функционирования организаций микрофинансовой отрасли, предложены учетно-аналитические процедуры систематизации и распределения сумм НДС в условиях одновременного осуществления облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость видов деятельности, что позволит повысить качество учетно-аналитического аппарата бухгалтерии ломбардов и других субъектов микрофинансовой отрасли.
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)Выводы. Учитывая отраслевые особенности функционирования организаций микрофинансовой отрасли, предложены учетно-аналитические процедуры систематизации и распределения сумм НДС в условиях одновременного осуществления облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость видов деятельности, что позволит повысить качество учетно-аналитического аппарата бухгалтерии ломбардов и других субъектов микрофинансовой отрасли.
Вопрос: О получении плательщиком НПД ипотечного займа и об ограничениях при выдаче МФО займов физлицу.
(Письмо Минфина России от 22.03.2024 N 03-11-11/26093)Кроме того, Законом N 151-ФЗ установлены иные ограничения на деятельность микрофинансовой организации.
(Письмо Минфина России от 22.03.2024 N 03-11-11/26093)Кроме того, Законом N 151-ФЗ установлены иные ограничения на деятельность микрофинансовой организации.