Налогообложение КФХ
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение КФХ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе" НК РФ"Из положений статьи 11 НК РФ главы крестьянских (фермерских) хозяйств в целях налогообложения относятся к индивидуальным предпринимателям."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.2 "Налогоплательщики" главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил главе КФХ налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод о несоблюдении им условия о доле доходов от сельскохозяйственной деятельности. Суд установил, что глава КФХ и федеральное казенное учреждение заключили государственные контракты на поставку сельскохозяйственной продукции и выполнение вспомогательных услуг (поставке семян, удобрений, выполнение работ по посадке, поливу, уборке). Налоговый орган полагал, что учреждение не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, в связи с чем нельзя отнести в доход налогоплательщика от сельскохозяйственной деятельности те доходы от реализации перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг, которые оказаны учреждению. Суд установил, что доходы учреждения от животноводства и растениеводства превысили 79 процентов общего дохода, следовательно, учреждение в соответствии с положениями подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлось сельскохозяйственным производителем, а глава КФХ оказывал ему услуги, предусмотренные подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Суд отклонил довод налогового органа о том, что статус учреждения не позволяет признать его сельскохозяйственным производителем, поскольку нормы гл. 26.1 НК РФ, в частности подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, не содержат положений, предусматривающих, что условием отнесения лица к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей является применение его заказчиком, также подпадающим согласно приведенным выше нормативным условиям к категории "сельскохозяйственный товаропроизводитель", специального налогового режима в виде ЕСХН. Казенное учреждение, отвечающее критериям, содержащимся в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, может быть признано сельскохозяйственным товаропроизводителем для налоговых целей. В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим в виде ЕСХН и оказывающие услуги казенным учреждениям, отвечающим статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, вправе в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) учитывать долю дохода от реализации казенным учреждениям перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг в числе условий для применения ЕСХН. Поскольку с учетом доходов, полученных от оказания услуг учреждению, доля доходов главы КФХ от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и от оказания сельскохозяйственному производителю услуг, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, составила 91,93 процента, глава КФХ в силу подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем и правомерно уплачивал ЕСХН, налоги по общей системе налогообложения доначислены ему неправомерно.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил главе КФХ налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод о несоблюдении им условия о доле доходов от сельскохозяйственной деятельности. Суд установил, что глава КФХ и федеральное казенное учреждение заключили государственные контракты на поставку сельскохозяйственной продукции и выполнение вспомогательных услуг (поставке семян, удобрений, выполнение работ по посадке, поливу, уборке). Налоговый орган полагал, что учреждение не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, в связи с чем нельзя отнести в доход налогоплательщика от сельскохозяйственной деятельности те доходы от реализации перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг, которые оказаны учреждению. Суд установил, что доходы учреждения от животноводства и растениеводства превысили 79 процентов общего дохода, следовательно, учреждение в соответствии с положениями подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлось сельскохозяйственным производителем, а глава КФХ оказывал ему услуги, предусмотренные подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Суд отклонил довод налогового органа о том, что статус учреждения не позволяет признать его сельскохозяйственным производителем, поскольку нормы гл. 26.1 НК РФ, в частности подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, не содержат положений, предусматривающих, что условием отнесения лица к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей является применение его заказчиком, также подпадающим согласно приведенным выше нормативным условиям к категории "сельскохозяйственный товаропроизводитель", специального налогового режима в виде ЕСХН. Казенное учреждение, отвечающее критериям, содержащимся в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, может быть признано сельскохозяйственным товаропроизводителем для налоговых целей. В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим в виде ЕСХН и оказывающие услуги казенным учреждениям, отвечающим статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, вправе в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) учитывать долю дохода от реализации казенным учреждениям перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг в числе условий для применения ЕСХН. Поскольку с учетом доходов, полученных от оказания услуг учреждению, доля доходов главы КФХ от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и от оказания сельскохозяйственному производителю услуг, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, составила 91,93 процента, глава КФХ в силу подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем и правомерно уплачивал ЕСХН, налоги по общей системе налогообложения доначислены ему неправомерно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налогообложение сельхозпроизводителей
(КонсультантПлюс, 2025)4. Какие налоги и страховые взносы платят крестьянско-фермерские хозяйства
(КонсультантПлюс, 2025)4. Какие налоги и страховые взносы платят крестьянско-фермерские хозяйства
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)5. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.
(ред. от 17.11.2025)5. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Вопрос: Об НДФЛ, страховых взносах, НДС, налоге на имущество физлиц, ЕСХН, налоге при УСН в отношении доходов крестьянского (фермерского) хозяйства.
(Письмо ФНС России от 23.07.2019 N СД-19-3/198)Вопрос: Об НДФЛ, страховых взносах, НДС, налоге на имущество физлиц, ЕСХН, налоге при УСН в отношении доходов крестьянского (фермерского) хозяйства.
(Письмо ФНС России от 23.07.2019 N СД-19-3/198)Вопрос: Об НДФЛ, страховых взносах, НДС, налоге на имущество физлиц, ЕСХН, налоге при УСН в отношении доходов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья: Государственная поддержка племенного животноводства
(Шевякова П.М.)
("Современное право", 2025, N 6)К общим налоговым льготам можно отнести введение специального налогового режима в виде Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), а также установление для отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговых льгот. Например, "в соответствии с п. 14 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств в течение пяти лет с года регистрации хозяйства не подлежат налогообложению. Кроме того, не подлежат налогообложению суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств в виде гранта и субсидии, предоставляемые им за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" [4, с. 42].
(Шевякова П.М.)
("Современное право", 2025, N 6)К общим налоговым льготам можно отнести введение специального налогового режима в виде Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), а также установление для отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговых льгот. Например, "в соответствии с п. 14 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств в течение пяти лет с года регистрации хозяйства не подлежат налогообложению. Кроме того, не подлежат налогообложению суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств в виде гранта и субсидии, предоставляемые им за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" [4, с. 42].
Готовое решение: Какие функции у налоговых органов
(КонсультантПлюс, 2025)Главная функция налоговых органов - это контроль за соблюдением налогового законодательства, но есть и другие, например госрегистрация юрлиц, ИП, КФХ, контроль за применением ККТ.
(КонсультантПлюс, 2025)Главная функция налоговых органов - это контроль за соблюдением налогового законодательства, но есть и другие, например госрегистрация юрлиц, ИП, КФХ, контроль за применением ККТ.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием "физическое лицо", составляют в настоящее время индивидуальные предприниматели. Ими являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ дает свое определение понятия "индивидуальный предприниматель", которое по своему значению несколько шире понятия, вытекающего из содержания действующего гражданского законодательства РФ. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Анализ действующего налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что налогообложение указанных лиц имеет свои особенности по сравнению с налогообложением физических лиц, не обладающих статусом предпринимателя. Например, ст. 227 НК РФ устанавливает особенности исчисления индивидуальными предпринимателями сумм налога на доходы.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием "физическое лицо", составляют в настоящее время индивидуальные предприниматели. Ими являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ дает свое определение понятия "индивидуальный предприниматель", которое по своему значению несколько шире понятия, вытекающего из содержания действующего гражданского законодательства РФ. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Анализ действующего налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что налогообложение указанных лиц имеет свои особенности по сравнению с налогообложением физических лиц, не обладающих статусом предпринимателя. Например, ст. 227 НК РФ устанавливает особенности исчисления индивидуальными предпринимателями сумм налога на доходы.
Статья: Досудебное обжалование решений государственного регистрирующего органа в процедуре государственной регистрации юридического лица
(Габов А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)19. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: Приказ Федеральной налоговой службы от 13 января 2020 года N ММВ-7-14/12@.
(Габов А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)19. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: Приказ Федеральной налоговой службы от 13 января 2020 года N ММВ-7-14/12@.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Характерной особенностью налогового регулирования в Республике является закрепление в отдельной главе Кодекса специальных правил налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, белорусской нотариальной палаты и ее организационных структур, государственных органов, иных государственных организаций. В частности, денежные средства, получаемые бюджетными организациями (включая государственные органы) в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи, а также Министерством спорта и туризма Республики Беларусь от заявочных взносов иностранных участников международных спортивных мероприятий и остающиеся в соответствии с законодательством в их распоряжении, не облагаются налогами и сборами (пошлинами) (ст. 330 НК РБ).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Характерной особенностью налогового регулирования в Республике является закрепление в отдельной главе Кодекса специальных правил налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, белорусской нотариальной палаты и ее организационных структур, государственных органов, иных государственных организаций. В частности, денежные средства, получаемые бюджетными организациями (включая государственные органы) в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи, а также Министерством спорта и туризма Республики Беларусь от заявочных взносов иностранных участников международных спортивных мероприятий и остающиеся в соответствии с законодательством в их распоряжении, не облагаются налогами и сборами (пошлинами) (ст. 330 НК РБ).
Вопрос: Об освобождении от уплаты НДФЛ в отношении доходов, полученных членами крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
(Письмо Минфина России от 24.12.2021 N 03-04-05/105800)Вопрос: Об освобождении от уплаты НДФЛ в отношении доходов, полученных членами крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
(Письмо Минфина России от 24.12.2021 N 03-04-05/105800)Вопрос: Об освобождении от уплаты НДФЛ в отношении доходов, полученных членами крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Статья: Применение налоговых льгот КФХ - участником СЭЗ
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)"Бухгалтер Крыма", 2023, N 3
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)"Бухгалтер Крыма", 2023, N 3
Статья: Крестьянское (фермерское) хозяйство как специализированная организационно-правовая форма агробизнеса
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)<12> Некоторые авторы прямо приравнивают к государственной регистрации КФХ внесение в ЕГРИП сведений о главе КФХ - см.: Анищенко А.В. Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение. М., 2017. Вып. 3.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)<12> Некоторые авторы прямо приравнивают к государственной регистрации КФХ внесение в ЕГРИП сведений о главе КФХ - см.: Анищенко А.В. Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение. М., 2017. Вып. 3.