Налогообложение граждан еаэс
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение граждан еаэс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каковы особенности приема на работу граждан государств - членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения)
(КонсультантПлюс, 2025)4.1. Нужно ли уведомлять налоговую инспекцию и орган занятости о приеме на работу граждан государств - членов ЕАЭС
(КонсультантПлюс, 2025)4.1. Нужно ли уведомлять налоговую инспекцию и орган занятости о приеме на работу граждан государств - членов ЕАЭС
Статья: Перспективы гармонизации подоходного налогообложения физических лиц в ЕАЭС
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2025, N 6)Таким образом, в настоящее время отсутствует единый подход к толкованию ст. 73 Договора о ЕАЭС, что создает неопределенность в части налоговых последствий для тех граждан ЕАЭС, которые намереваются прибыть в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности. И хотя в п. 7 ст. 3 НК РФ закреплено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, на практике этот принцип не всегда реализуем.
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2025, N 6)Таким образом, в настоящее время отсутствует единый подход к толкованию ст. 73 Договора о ЕАЭС, что создает неопределенность в части налоговых последствий для тех граждан ЕАЭС, которые намереваются прибыть в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности. И хотя в п. 7 ст. 3 НК РФ закреплено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, на практике этот принцип не всегда реализуем.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам - гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
(ред. от 17.11.2025)Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам - гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам - гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам - гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ выплаты по гражданско-правовым договорам до 31 декабря 2024 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)Если по итогам года сотрудники - граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то, по мнению Минфина России, удержанный НДФЛ нужно пересчитать по ставке 30% (Письма от 04.07.2024 N 03-04-06/62411, от 29.04.2022 N 03-04-05/40093, от 22.09.2021 N 03-04-05/76856).
(КонсультантПлюс, 2024)Если по итогам года сотрудники - граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то, по мнению Минфина России, удержанный НДФЛ нужно пересчитать по ставке 30% (Письма от 04.07.2024 N 03-04-06/62411, от 29.04.2022 N 03-04-05/40093, от 22.09.2021 N 03-04-05/76856).
Готовое решение: Как облагается НДФЛ зарплата работников - иностранных граждан до 31 декабря 2024 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)Для иностранного работника - гражданина государства - члена ЕАЭС налоговая ставка определяется так же, как и для работников - налоговых резидентов.
(КонсультантПлюс, 2024)Для иностранного работника - гражданина государства - члена ЕАЭС налоговая ставка определяется так же, как и для работников - налоговых резидентов.
Статья: Налоговые факторы трудовой миграции населения
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2025, N 2)Особенности исчисления НДФЛ присутствуют и для граждан ЕАЭС. Учитывая положения ст. 73 Договора о ЕАЭС <4> и п. 1 ст. 224 НК РФ, доходы в связи с работой по найму, осуществляемой гражданами государств ЕАЭС, с 01.01.2025 подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13 - 22% начиная с первого дня их работы в России <5>. Однако по итогам налогового периода необходимо определить окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде. При этом, если по итогам налогового периода граждане государств ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов, суммы налога подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30% <6>. Есть и другой подход, согласно которому налог пересчитывать не требуется <7>. Он основан на том, что в ст. 73 Договора о ЕАЭС нет условия о том, что она применима лишь в случае приобретения статуса налогового резидента РФ по итогам года <8>. Однако данный подход не признается органами исполнительной власти Российской Федерации (Министерством финансов и Федеральной налоговой службой).
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2025, N 2)Особенности исчисления НДФЛ присутствуют и для граждан ЕАЭС. Учитывая положения ст. 73 Договора о ЕАЭС <4> и п. 1 ст. 224 НК РФ, доходы в связи с работой по найму, осуществляемой гражданами государств ЕАЭС, с 01.01.2025 подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13 - 22% начиная с первого дня их работы в России <5>. Однако по итогам налогового периода необходимо определить окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде. При этом, если по итогам налогового периода граждане государств ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов, суммы налога подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30% <6>. Есть и другой подход, согласно которому налог пересчитывать не требуется <7>. Он основан на том, что в ст. 73 Договора о ЕАЭС нет условия о том, что она применима лишь в случае приобретения статуса налогового резидента РФ по итогам года <8>. Однако данный подход не признается органами исполнительной власти Российской Федерации (Министерством финансов и Федеральной налоговой службой).
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ выплаты по гражданско-правовым договорам
(КонсультантПлюс, 2025)Если по итогам года сотрудники - граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то, по мнению Минфина России, удержанный НДФЛ нужно пересчитать по ставке 30% (Письма от 28.02.2025 N 03-04-06/19514, от 04.07.2024 N 03-04-06/62411, от 29.04.2022 N 03-04-05/40093, от 22.09.2021 N 03-04-05/76856).
(КонсультантПлюс, 2025)Если по итогам года сотрудники - граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то, по мнению Минфина России, удержанный НДФЛ нужно пересчитать по ставке 30% (Письма от 28.02.2025 N 03-04-06/19514, от 04.07.2024 N 03-04-06/62411, от 29.04.2022 N 03-04-05/40093, от 22.09.2021 N 03-04-05/76856).
Статья: Налогообложение доходов самозанятых в Республике Беларусь
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)В соответствии с российским законодательством о налогах и сборах граждане государств - членов ЕАЭС вправе вставать на учет в налоговых органах России в качестве самозанятых, т.е. применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Вместе с тем для целей настоящего исследования особый интерес представляет рассмотрение вопросов правового регулирования статуса самозанятых лиц и налогообложения их доходов в государствах - членах ЕАЭС. Это позволит, с одной стороны, выявить точки соприкосновения национальных подходов к налогообложению самозанятых лиц, с тем чтобы определить пути унификации налогового законодательства государств - членов ЕАЭС, а с другой стороны, оценить эффективность российской модели налогово-правового регулирования деятельности самозанятых граждан и, возможно, сформулировать рекомендации по заимствованию положительного зарубежного опыта в данной сфере. Особую актуальность изучение законодательства государств - членов ЕАЭС имеет в текущей сложной геополитической обстановке, когда перед Россией и ее партнерами стоит задача выработать собственную модель правового регулирования широкого спектра финансовых отношений, которая должна отвечать в первую очередь национальным интересам суверенной экономики. Полагаем, что это возможно только при условии учета исторической близости государств - членов ЕАЭС.
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)В соответствии с российским законодательством о налогах и сборах граждане государств - членов ЕАЭС вправе вставать на учет в налоговых органах России в качестве самозанятых, т.е. применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Вместе с тем для целей настоящего исследования особый интерес представляет рассмотрение вопросов правового регулирования статуса самозанятых лиц и налогообложения их доходов в государствах - членах ЕАЭС. Это позволит, с одной стороны, выявить точки соприкосновения национальных подходов к налогообложению самозанятых лиц, с тем чтобы определить пути унификации налогового законодательства государств - членов ЕАЭС, а с другой стороны, оценить эффективность российской модели налогово-правового регулирования деятельности самозанятых граждан и, возможно, сформулировать рекомендации по заимствованию положительного зарубежного опыта в данной сфере. Особую актуальность изучение законодательства государств - членов ЕАЭС имеет в текущей сложной геополитической обстановке, когда перед Россией и ее партнерами стоит задача выработать собственную модель правового регулирования широкого спектра финансовых отношений, которая должна отвечать в первую очередь национальным интересам суверенной экономики. Полагаем, что это возможно только при условии учета исторической близости государств - членов ЕАЭС.