Налогообложение фармацевтическая деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение фармацевтическая деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.08.2024 по делу N 66а-2144/2024 (УИД 77OS0000-02-2021-023035-31)
Об отмене решения Московского городского суда от 28.02.2023 в части и отказе в признании недействующим пункта 491 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 24.11.2020 N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП".Ввиду данных обстоятельств, суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного иска, указал на факт наличия у арендаторов лицензии на фармацевтическую деятельность, которая не относится к видам деятельности, критерии которых установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Об отмене решения Московского городского суда от 28.02.2023 в части и отказе в признании недействующим пункта 491 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 24.11.2020 N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП".Ввиду данных обстоятельств, суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного иска, указал на факт наличия у арендаторов лицензии на фармацевтическую деятельность, которая не относится к видам деятельности, критерии которых установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как предпринимателю заниматься фармацевтической деятельностью на патенте
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Для индивидуального предпринимателя выгодным режимом налогообложения является патентная система. Ее может выбрать и предприниматель, занимающийся фармацевтической деятельностью, но только если соответствующий закон принят на территории, где он ведет эту деятельность.
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Для индивидуального предпринимателя выгодным режимом налогообложения является патентная система. Ее может выбрать и предприниматель, занимающийся фармацевтической деятельностью, но только если соответствующий закон принят на территории, где он ведет эту деятельность.
Статья: Льгота по налогу на имущество при производстве ветеринарных иммунобиологических препаратов
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В Письме Минфина России от 19.04.2019 N 03-03-05/28292 отмечается, что одним из мероприятий, направленных на решение общехозяйственных задач, является предоставление льготы по налогу на имущество организациям, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В Письме Минфина России от 19.04.2019 N 03-03-05/28292 отмечается, что одним из мероприятий, направленных на решение общехозяйственных задач, является предоставление льготы по налогу на имущество организациям, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)10) для страхователей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению;
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)10) для страхователей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению;
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)наличие сведений о неисполнении принятого в соответствии с законодательством о налогах и сборах решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, превышающем 300 тысяч рублей, в отношении организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по производству этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), по производству, хранению и поставкам произведенного этилового спирта (за исключением этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового и винодельческой продукции) или по производству, хранению и поставкам произведенной алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам (за исключением винодельческой продукции), либо юридических лиц, входящих в одну группу лиц или аффилированных с такой организацией и имевших лицензию на один из видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, в течение пяти лет, предшествующих дате принятия указанного решения о взыскании задолженности, или имеющих данную лицензию;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)наличие сведений о неисполнении принятого в соответствии с законодательством о налогах и сборах решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, превышающем 300 тысяч рублей, в отношении организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по производству этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), по производству, хранению и поставкам произведенного этилового спирта (за исключением этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового и винодельческой продукции) или по производству, хранению и поставкам произведенной алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам (за исключением винодельческой продукции), либо юридических лиц, входящих в одну группу лиц или аффилированных с такой организацией и имевших лицензию на один из видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, в течение пяти лет, предшествующих дате принятия указанного решения о взыскании задолженности, или имеющих данную лицензию;
Вопрос: О применении ПСН при реализации лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
(Письмо Минфина России от 18.12.2024 N 03-11-11/128067)В соответствии с подпунктом 38 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ПСН применяется в отношении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, осуществляемой лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности, за исключением реализации лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 18.12.2024 N 03-11-11/128067)В соответствии с подпунктом 38 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ПСН применяется в отношении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, осуществляемой лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности, за исключением реализации лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ).
Вопрос: Об акцизах на фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) с 1 января 2025 г. и выдаче свидетельства на производство фармацевтической продукции.
(Письмо Минфина России от 26.12.2024 N 03-13-10/131816)Полученное производителем фармацевтической продукции Свидетельство либо ранее выданное свидетельство в период его действия определяет применение таким налогоплательщиком соответствующего особого порядка исчисления и уплаты акциза в отношении приобретаемого (оприходуемого) подакцизного этилового спирта (с 1 января 2025 г. - фармсубстанции) с учетом его целевого использования. Указанные документы выдаются налоговым органом в заявительном порядке и не являются разрешением на осуществление производства фармацевтической продукции как вида деятельности.
(Письмо Минфина России от 26.12.2024 N 03-13-10/131816)Полученное производителем фармацевтической продукции Свидетельство либо ранее выданное свидетельство в период его действия определяет применение таким налогоплательщиком соответствующего особого порядка исчисления и уплаты акциза в отношении приобретаемого (оприходуемого) подакцизного этилового спирта (с 1 января 2025 г. - фармсубстанции) с учетом его целевого использования. Указанные документы выдаются налоговым органом в заявительном порядке и не являются разрешением на осуществление производства фармацевтической продукции как вида деятельности.
Статья: Лицензирование фармацевтической деятельности: изменения в 2023 году
(Петрова Н.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12
(Петрова Н.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12
Статья: О правовых аспектах цифровой трансформации медицинских и фармацевтических исследований
(Пекшев А.В.)
("Медицинское право", 2024, N 2)Следует указывать, в чем именно заключается инновационная составляющая ЛПМП, с обозначением стадий процесса производства, на которых она возникает или используется, что позволит корректно определить лиц - налоговых резидентов России, обеспечивших появление инновационного ЛПМП и в связи с этим претендующих на государственную поддержку.
(Пекшев А.В.)
("Медицинское право", 2024, N 2)Следует указывать, в чем именно заключается инновационная составляющая ЛПМП, с обозначением стадий процесса производства, на которых она возникает или используется, что позволит корректно определить лиц - налоговых резидентов России, обеспечивших появление инновационного ЛПМП и в связи с этим претендующих на государственную поддержку.
Вопрос: О ставке НДС при реализации лекарственных средств, если на упаковке указано недействующее национальное регистрационное удостоверение, но выдано и действует регистрационное удостоверение ЕАЭС.
(Письмо Минфина России от 06.08.2025 N 03-07-07/76586)Коды лекарственных средств (лекарственных препаратов) в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) перечислены в разделе I "Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями" Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, утвержденного постановлением N 688 (далее - Перечень).
(Письмо Минфина России от 06.08.2025 N 03-07-07/76586)Коды лекарственных средств (лекарственных препаратов) в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) перечислены в разделе I "Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями" Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, утвержденного постановлением N 688 (далее - Перечень).
Вопрос: Об акцизах при реализации и изготовлении лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 9% аптечными организациями (ветеринарными аптечными организациями).
(Письмо Минфина России от 03.04.2025 N 03-13-10/32933)На основании подпункта 28 пункта 1 статьи 183 Кодекса освобождаются от налогообложения акцизами реализация на территории Российской Федерации изготовленных по рецептам на лекарственные препараты, по требованиям медицинских организаций (ветеринарных организаций или организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих разведение, выращивание и содержание животных) в соответствии с правилами изготовления и отпуска лекарственных препаратов, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, лекарственных препаратов аптечными организациями (ветеринарными аптечными организациями), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
(Письмо Минфина России от 03.04.2025 N 03-13-10/32933)На основании подпункта 28 пункта 1 статьи 183 Кодекса освобождаются от налогообложения акцизами реализация на территории Российской Федерации изготовленных по рецептам на лекарственные препараты, по требованиям медицинских организаций (ветеринарных организаций или организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих разведение, выращивание и содержание животных) в соответствии с правилами изготовления и отпуска лекарственных препаратов, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, лекарственных препаратов аптечными организациями (ветеринарными аптечными организациями), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Статья: Правовое регулирование клинических испытаний лекарственного препарата с участием несовершеннолетних в Российской Федерации
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 7)Подводя итог вышесказанному, отметим, что перед государством стоит непростая задача соблюдения баланса интересов маленьких пациентов, их родителей/законных представителей, фармацевтических компаний и общества в целом. Бесспорной представляется необходимость неукоснительного соблюдения рассмотренных принципов как гарантии прав несовершеннолетних. Однако в интересах развития науки и в конечном счете общества клинические исследования лекарственных препаратов необходимы как инструмент обеспечения эффективными и безопасными препаратами нуждающихся. Без них невозможны движение вперед, предоставление качественной медицинской помощи. Здесь также стоит иметь в виду, что детские формы лекарств, как правило, не приводят к существенному росту продаж, доход от которых мог бы покрыть расходы на разработку, проведение испытаний и регистрации лекарственного препарата <22>. Для краткосрочного решения проблемы отсутствия необходимых лекарств используется законодательное допущение включения в клинические рекомендации препараты off-label. Однако такой подход несет в себе определенные риски ввиду отсутствия должной доказательности безопасности и эффективности применения такого лекарственного препарата. Потому представляется необходимым разработать комплекс мер, направленных на стимулирование деятельности фармацевтических компаний в этом направлении. Например, могут использоваться такие меры, как налоговые льготы для компаний, занимающихся разработкой педиатрических лекарств.
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 7)Подводя итог вышесказанному, отметим, что перед государством стоит непростая задача соблюдения баланса интересов маленьких пациентов, их родителей/законных представителей, фармацевтических компаний и общества в целом. Бесспорной представляется необходимость неукоснительного соблюдения рассмотренных принципов как гарантии прав несовершеннолетних. Однако в интересах развития науки и в конечном счете общества клинические исследования лекарственных препаратов необходимы как инструмент обеспечения эффективными и безопасными препаратами нуждающихся. Без них невозможны движение вперед, предоставление качественной медицинской помощи. Здесь также стоит иметь в виду, что детские формы лекарств, как правило, не приводят к существенному росту продаж, доход от которых мог бы покрыть расходы на разработку, проведение испытаний и регистрации лекарственного препарата <22>. Для краткосрочного решения проблемы отсутствия необходимых лекарств используется законодательное допущение включения в клинические рекомендации препараты off-label. Однако такой подход несет в себе определенные риски ввиду отсутствия должной доказательности безопасности и эффективности применения такого лекарственного препарата. Потому представляется необходимым разработать комплекс мер, направленных на стимулирование деятельности фармацевтических компаний в этом направлении. Например, могут использоваться такие меры, как налоговые льготы для компаний, занимающихся разработкой педиатрических лекарств.
Готовое решение: Налоговые льготы по налогу на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)недвижимость религиозных организаций, которую они используют в религиозной деятельности;
(КонсультантПлюс, 2025)недвижимость религиозных организаций, которую они используют в религиозной деятельности;
Статья: Особенности фармацевтической деятельности в новых регионах
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4
Статья: Сравнительно-правовой анализ отношений налоговой ответственности за налоговые, финансовые и административные правонарушения
(Артемов Н.М., Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)В порядке обособленного регулирования налоговых отношений законодатель формализовал и в исчерпывающем порядке описал составы налоговых правонарушений. Редко какой из них носит оценочный характер. Ответственное поведение налогоплательщика вполне обеспечивает надлежащее исполнение налоговой обязанности и предотвращение спора. Важным элементом, который следует учитывать при анализе, является то, что многие виды деятельности с объектами, которые могут создавать неизвестные риски, такими как генетически измененные организмы, конкретные фармацевтические препараты или инструменты по борьбе с изменением климата (например, улавливание и хранение углерода), не только создают риски, но и могут иметь полезные аспекты для общества. Эти полезные аспекты называются позитивными внешними факторами. Цель деликтного права состоит не только в том, чтобы сдерживать потенциальный ущерб, обусловленный (неизвестными) рисками (негативными внешними факторами), но и в том, чтобы в равной степени поощрять и защищать эти выгоды (позитивные внешние факторы) и для общества. Если деликтное право будет расширяться до такой степени, что интенсивность хозяйственной деятельности будет снижаться, то существует опасность того, что позитивные внешние эффекты будут потеряны и для общества. Налоговая ответственность как вид юридической ответственности, безусловно, обладает сходными целями, но ее реализация находится в специфической области - сфере публичных финансов.
(Артемов Н.М., Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)В порядке обособленного регулирования налоговых отношений законодатель формализовал и в исчерпывающем порядке описал составы налоговых правонарушений. Редко какой из них носит оценочный характер. Ответственное поведение налогоплательщика вполне обеспечивает надлежащее исполнение налоговой обязанности и предотвращение спора. Важным элементом, который следует учитывать при анализе, является то, что многие виды деятельности с объектами, которые могут создавать неизвестные риски, такими как генетически измененные организмы, конкретные фармацевтические препараты или инструменты по борьбе с изменением климата (например, улавливание и хранение углерода), не только создают риски, но и могут иметь полезные аспекты для общества. Эти полезные аспекты называются позитивными внешними факторами. Цель деликтного права состоит не только в том, чтобы сдерживать потенциальный ущерб, обусловленный (неизвестными) рисками (негативными внешними факторами), но и в том, чтобы в равной степени поощрять и защищать эти выгоды (позитивные внешние факторы) и для общества. Если деликтное право будет расширяться до такой степени, что интенсивность хозяйственной деятельности будет снижаться, то существует опасность того, что позитивные внешние эффекты будут потеряны и для общества. Налоговая ответственность как вид юридической ответственности, безусловно, обладает сходными целями, но ее реализация находится в специфической области - сфере публичных финансов.