Налогообложение благотворительная помощь юридическому лицу
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение благотворительная помощь юридическому лицу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Благотворительная организация оказывает проживающим за рубежом соотечественникам содействие в защите их прав, в том числе путем выделения средств на оплату адвокатов. Данная помощь будет оказываться в соответствии с законодательством РФ о благотворительной деятельности. Облагается ли НДФЛ такая благотворительная помощь?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Если благотворительная организация, зарегистрированная в установленном порядке, оказывает проживающим за рубежом соотечественникам поддержку в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности, то такая помощь не подлежит налогообложению НДФЛ.
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Если благотворительная организация, зарегистрированная в установленном порядке, оказывает проживающим за рубежом соотечественникам поддержку в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности, то такая помощь не подлежит налогообложению НДФЛ.
Статья: Энтропия законодательства в сфере благотворительности
(Макарова К.Б.)
("Юрист", 2023, N 6)Одной из форм поощрения выступает наличие налоговых льгот для субъектов, осуществляющих благотворительную деятельность. Государство возвращает физическим лицам НДФЛ, а юридических лиц освобождает от НДС <12>.
(Макарова К.Б.)
("Юрист", 2023, N 6)Одной из форм поощрения выступает наличие налоговых льгот для субъектов, осуществляющих благотворительную деятельность. Государство возвращает физическим лицам НДФЛ, а юридических лиц освобождает от НДС <12>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"5. Индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.
(ред. от 07.07.2025)
"О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"5. Индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.
"Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал"
(Заключена в г. Эр-Рияде 11.02.2007)
(вместе с "Протоколом" (Подписан в г. Эр-Рияде 11.02.2007))юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Договаривающегося Государства, которое обычно освобождено от налогообложения в этом Государстве и которое создано и существует в этом Государстве либо:
(Заключена в г. Эр-Рияде 11.02.2007)
(вместе с "Протоколом" (Подписан в г. Эр-Рияде 11.02.2007))юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Договаривающегося Государства, которое обычно освобождено от налогообложения в этом Государстве и которое создано и существует в этом Государстве либо:
Статья: Общетеоретическая модель правосубъектного фонда в контексте двух дихотомий
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)Подход же, в рамках которого организация не обладает имманентным статусом, предопределенным своей организационно-правовой формой, но подпадает под особое правовое регулирование в зависимости от фактической деятельности, известен налоговому праву. Наряду с запретом на распределение для получения соответствующего режима требуется и осуществление деятельности в определенных целях, как правило, общественно полезных (, public benefit) или благотворительных (, oharitable), перечень которых установлен на уровне налогового законодательства <141>, равно как и соблюдение ряда ограничений <142>. При соблюдении соответствующих требований организация вправе получить те или иные налоговые привилегии и льготы. Такой режим при этом может быть доступен в отдельных правопорядках юридическому лицу любой организационно-правовой формы (для таких "некоммерческих" целей может создаваться и общество с ограниченной ответственностью ( GmbH) ввиду свободы учредителей в выборе целей такой организации <143>), а равно и не юридическим лицам (например, трастам).
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)Подход же, в рамках которого организация не обладает имманентным статусом, предопределенным своей организационно-правовой формой, но подпадает под особое правовое регулирование в зависимости от фактической деятельности, известен налоговому праву. Наряду с запретом на распределение для получения соответствующего режима требуется и осуществление деятельности в определенных целях, как правило, общественно полезных (, public benefit) или благотворительных (, oharitable), перечень которых установлен на уровне налогового законодательства <141>, равно как и соблюдение ряда ограничений <142>. При соблюдении соответствующих требований организация вправе получить те или иные налоговые привилегии и льготы. Такой режим при этом может быть доступен в отдельных правопорядках юридическому лицу любой организационно-правовой формы (для таких "некоммерческих" целей может создаваться и общество с ограниченной ответственностью ( GmbH) ввиду свободы учредителей в выборе целей такой организации <143>), а равно и не юридическим лицам (например, трастам).
Вопрос: О получении социального вычета по НДФЛ при перечислении пожертвований детскому саду.
(Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-04-05/944)При этом согласно статье 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
(Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-04-05/944)При этом согласно статье 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ установлен социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований. При этом согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ установлен социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований. При этом согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Статья: Особенности правового регулирования оказания социальных услуг в фонде как унитарной некоммерческой организации
(Калинина О.Е.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)В 2023 году Россия заняла шестое место в мире по количеству пожертвований от граждан и юридических лиц по отношению к размеру ВВП в некоммерческие благотворительные организации, которые оказывают социальные услуги населению <1>. Большую часть данных организаций составляют учреждения и фонды, действующие на принципах прозрачности (на сайте Федеральной налоговой службы РФ доступна информационная база бухгалтерской отчетности НКО), открытости (все больше фондов публикуют на своем сайте годовые отчеты о финансовых результатах, аудиторские заключения), быстрого реагирования на запросы конкретных граждан и общества <2>. Повышение доверия граждан к некоммерческим организациям, социально-экономическая ситуация, изменения нормативно-правовой базы оказания социальных услуг позволяют расширять сферу деятельности унитарных некоммерческих организаций и получать различные виды поддержки от органов государственной власти и местного самоуправления.
(Калинина О.Е.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)В 2023 году Россия заняла шестое место в мире по количеству пожертвований от граждан и юридических лиц по отношению к размеру ВВП в некоммерческие благотворительные организации, которые оказывают социальные услуги населению <1>. Большую часть данных организаций составляют учреждения и фонды, действующие на принципах прозрачности (на сайте Федеральной налоговой службы РФ доступна информационная база бухгалтерской отчетности НКО), открытости (все больше фондов публикуют на своем сайте годовые отчеты о финансовых результатах, аудиторские заключения), быстрого реагирования на запросы конкретных граждан и общества <2>. Повышение доверия граждан к некоммерческим организациям, социально-экономическая ситуация, изменения нормативно-правовой базы оказания социальных услуг позволяют расширять сферу деятельности унитарных некоммерческих организаций и получать различные виды поддержки от органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья: Современное состояние системы страхования вкладов в России
(Романова М.В.)
("Финансы", 2023, N 2)Таким образом, ССВ защищаются вклады не только физических лиц, но и счета индивидуальных предпринимателей (ИП). Возмещение по вкладу в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается ИП в размере 100% суммы вклада в банке, но не более 1,4 млн руб., если иное не установлено Законом N 177-ФЗ [1]. Также застрахованы и средства на счетах юридических лиц, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП) и внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) [2], потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, религиозных и благотворительных организаций. Критерии малых предприятий, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в части численности работников и величины дохода, приведены в табл. 1. Среднесписочная численность установлена в п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ [1], а предельная величина дохода установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 [3].
(Романова М.В.)
("Финансы", 2023, N 2)Таким образом, ССВ защищаются вклады не только физических лиц, но и счета индивидуальных предпринимателей (ИП). Возмещение по вкладу в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается ИП в размере 100% суммы вклада в банке, но не более 1,4 млн руб., если иное не установлено Законом N 177-ФЗ [1]. Также застрахованы и средства на счетах юридических лиц, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП) и внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) [2], потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, религиозных и благотворительных организаций. Критерии малых предприятий, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в части численности работников и величины дохода, приведены в табл. 1. Среднесписочная численность установлена в п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ [1], а предельная величина дохода установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 [3].
Вопрос: Организация запускает в продажу десерт, часть средств с продажи которого будет переводиться благотворительному фонду. Стоимость десерта - 750 руб., из которых 250 руб. будут направлены благотворительному фонду. Налоговой базой по НДС будет полная стоимость реализации либо за минусом благотворительного взноса?
(Консультация эксперта, 2025)Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ч. 1 ст. 1 Закона N 135-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ч. 1 ст. 1 Закона N 135-ФЗ).
Статья: Создание наследственных фондов в России: положительные и отрицательные стороны
(Байдаева В.О.)
("Наследственное право", 2021, N 2)В соответствии с законопроектом личным фондом будет признаваться учрежденная гражданином или после его смерти нотариусом и преследующая цели управления имуществом фонда при жизни такого гражданина и (или) после его смерти унитарная некоммерческая организация. При этом фонды, учреждаемые гражданами и (или) юридическими лицами и преследующие благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели, получают наименование "общественно полезные фонды" и будут противопоставлены личным фондам.
(Байдаева В.О.)
("Наследственное право", 2021, N 2)В соответствии с законопроектом личным фондом будет признаваться учрежденная гражданином или после его смерти нотариусом и преследующая цели управления имуществом фонда при жизни такого гражданина и (или) после его смерти унитарная некоммерческая организация. При этом фонды, учреждаемые гражданами и (или) юридическими лицами и преследующие благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели, получают наименование "общественно полезные фонды" и будут противопоставлены личным фондам.
Вопрос: О получении социального вычета по НДФЛ при перечислении пожертвований; об учете в целях налога на прибыль расходов в виде денежных средств, направляемых на нужды Вооруженных Сил РФ и СВО.
(Письмо Минфина России от 10.02.2023 N 03-03-07/10942)Статьей 1 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
(Письмо Минфина России от 10.02.2023 N 03-03-07/10942)Статьей 1 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Статья: Проблемы регулирования и пути стимулирования уплаты инициативных платежей
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)В данной статье содержится анализ поправок в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающихся регулирования вопросов инициативного бюджетирования на федеральном уровне. Автором были исследованы причины модификации Закона о местном самоуправлении, главной из которых стало наличие большого количества региональных практик поддержки местных инициатив. Отмечается важность закрепления в федеральном законодательстве категории инициативных платежей. Однако внедрение этого способа финансирования инициативных проектов столкнулось с определенными проблемами. Среди них: разные подходы к правовому регулированию на региональном уровне, соотношение с категорией средств самообложения граждан и низкий уровень использования инициативных платежей для пополнения местных бюджетов. Автором были выдвинуты предложения по совершенствованию института инициативных платежей. Во-первых, организация системы контроля со стороны жителей муниципального образования за реализацией инициативных проектов, в частности за направлениями расходов уплаченных инициативных платежей. Во-вторых, предлагается распространить налоговые льготы, предусмотренные для лиц, занимающихся благотворительной деятельностью, на плательщиков указанных платежей. Данные решения будут направлены на мотивацию физических и юридических лиц к их уплате.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)В данной статье содержится анализ поправок в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающихся регулирования вопросов инициативного бюджетирования на федеральном уровне. Автором были исследованы причины модификации Закона о местном самоуправлении, главной из которых стало наличие большого количества региональных практик поддержки местных инициатив. Отмечается важность закрепления в федеральном законодательстве категории инициативных платежей. Однако внедрение этого способа финансирования инициативных проектов столкнулось с определенными проблемами. Среди них: разные подходы к правовому регулированию на региональном уровне, соотношение с категорией средств самообложения граждан и низкий уровень использования инициативных платежей для пополнения местных бюджетов. Автором были выдвинуты предложения по совершенствованию института инициативных платежей. Во-первых, организация системы контроля со стороны жителей муниципального образования за реализацией инициативных проектов, в частности за направлениями расходов уплаченных инициативных платежей. Во-вторых, предлагается распространить налоговые льготы, предусмотренные для лиц, занимающихся благотворительной деятельностью, на плательщиков указанных платежей. Данные решения будут направлены на мотивацию физических и юридических лиц к их уплате.
Вопрос: Об отношениях, регулируемых законодательством о закупках отдельными видами юрлиц и законодательством о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
(Письмо Минфина России от 19.01.2024 N 03-11-11/3945)В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
(Письмо Минфина России от 19.01.2024 N 03-11-11/3945)В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.