Налогообложение автоприцепов
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение автоприцепов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 73 "Залог имущества" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Автомобильный прицеп, принадлежащий обществу, находится в залоге у налогового органа. Уполномоченный орган обратился в суд с требованием об обращении взыскания на заложенное имущество, так как предпринимаемые меры взыскания результата не достигли. Налогоплательщик указал на невозможность предоставления прицепа по причине его утилизации в связи с повреждением в процессе эксплуатации. Суд удовлетворил требования налогового органа, поскольку налогоплательщик не представил достоверных доказательств гибели прицепа. Суд отметил, что с момента регистрации права на прицеп до составления акта об утилизации прошло чуть больше месяца, но общество не предоставило информацию об обстоятельствах существенного повреждения имущества. Обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение имущества были приняты спустя три года после составления акта об утилизации прицепа, но общество не известило налоговый орган об утилизации прицепа, не представило по его запросу данные об актуальном состоянии имущества, на момент судебного разбирательства прицеп все еще зарегистрирован за обществом.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Автомобильный прицеп, принадлежащий обществу, находится в залоге у налогового органа. Уполномоченный орган обратился в суд с требованием об обращении взыскания на заложенное имущество, так как предпринимаемые меры взыскания результата не достигли. Налогоплательщик указал на невозможность предоставления прицепа по причине его утилизации в связи с повреждением в процессе эксплуатации. Суд удовлетворил требования налогового органа, поскольку налогоплательщик не представил достоверных доказательств гибели прицепа. Суд отметил, что с момента регистрации права на прицеп до составления акта об утилизации прошло чуть больше месяца, но общество не предоставило информацию об обстоятельствах существенного повреждения имущества. Обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение имущества были приняты спустя три года после составления акта об утилизации прицепа, но общество не известило налоговый орган об утилизации прицепа, не представило по его запросу данные об актуальном состоянии имущества, на момент судебного разбирательства прицеп все еще зарегистрирован за обществом.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2025 по делу N А56-33113/2024
Категория: 1) НДС; 2) Споры о привлечении к налоговой ответственности по главе 16 НК РФ.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным решения о доначислении НДС, штрафа.
Обстоятельства: В ходе проверки налоговый орган пришел к выводам об умышленном занижении налогоплательщиком налоговых обязательств и создании формального документооборота в отсутствие реальных взаимоотношений с контрагентами.
Решение: Отказано.Одновременно регистрация прицепов, указанных в транспортных накладных, не подтверждается сведениями, имеющимся в распоряжении налогового органа, а сами прицепы никогда не принадлежали установленным собственникам автомобилей.
Категория: 1) НДС; 2) Споры о привлечении к налоговой ответственности по главе 16 НК РФ.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным решения о доначислении НДС, штрафа.
Обстоятельства: В ходе проверки налоговый орган пришел к выводам об умышленном занижении налогоплательщиком налоговых обязательств и создании формального документооборота в отсутствие реальных взаимоотношений с контрагентами.
Решение: Отказано.Одновременно регистрация прицепов, указанных в транспортных накладных, не подтверждается сведениями, имеющимся в распоряжении налогового органа, а сами прицепы никогда не принадлежали установленным собственникам автомобилей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая спецтехника облагается транспортным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, не нужно. Прицеп является несамоходным наземным транспортным средством и не относится к объектам обложения транспортным налогом, которые перечислены в п. 1 ст. 358 НК РФ (Письмо Минфина России от 16.02.2011 N 03-05-05-04/03).
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, не нужно. Прицеп является несамоходным наземным транспортным средством и не относится к объектам обложения транспортным налогом, которые перечислены в п. 1 ст. 358 НК РФ (Письмо Минфина России от 16.02.2011 N 03-05-05-04/03).
Статья: Амортизация по незарегистрированным авто
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 23)Компания, занимающаяся вывозом леса, в 2016 г. приобрела у другой организации несколько бывших в эксплуатации грузовых автомобилей и прицепы к ним. В налоговом учете она начисляла по ним амортизацию.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 23)Компания, занимающаяся вывозом леса, в 2016 г. приобрела у другой организации несколько бывших в эксплуатации грузовых автомобилей и прицепы к ним. В налоговом учете она начисляла по ним амортизацию.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 01.12.2021 N ЕД-7-3/1044@
"Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2022 N 67686)1. Настоящий формат описывает требования к XML файлам (далее - файл обмена) передачи в электронной форме расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов в налоговые органы.
"Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2022 N 67686)1. Настоящий формат описывает требования к XML файлам (далее - файл обмена) передачи в электронной форме расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов в налоговые органы.
Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81
(ред. от 13.02.2025)
"Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора")"33. В случае принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю направляется решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, приведенное в приложении N 6, в течение 5 рабочих дней со дня принятия налоговым или таможенным органом такого решения.";
(ред. от 13.02.2025)
"Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора")"33. В случае принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю направляется решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, приведенное в приложении N 6, в течение 5 рабочих дней со дня принятия налоговым или таможенным органом такого решения.";
Ситуация: Как заполнить пассажирскую таможенную декларацию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Путем проставления знака "x" или "v" укажите в соответствующих полях графы 5 сведения о наличии авто- и мототранспортного средства для личного пользования и (или) прицепа к нему, а также о ввозе транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (абз. 3, 4 п. 22, абз. 3, 4 п. 29 Порядка N 124).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Путем проставления знака "x" или "v" укажите в соответствующих полях графы 5 сведения о наличии авто- и мототранспортного средства для личного пользования и (или) прицепа к нему, а также о ввозе транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (абз. 3, 4 п. 22, абз. 3, 4 п. 29 Порядка N 124).
Статья: Законные и публичные интересы в административном судопроизводстве в России: проблемы толкования
(Павлова М.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 5)Рассматривая сферу административного судопроизводства, допустимо привести пример, связанный с особенностями налогообложения при взимании утилизационного сбора. В деле о признании частично недействующим пункта 15 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора истец усматривает нарушение своих прав и законных интересов в том, что оспариваемые положения были применены к нему с нарушением норм материального права, что повлекло за собой нарушение гарантируемых Конституцией Российской Федерации принципов равенства и справедливости налогообложения, применимых и к обязательным публичным (фискальным) платежам, в том числе к утилизационному сбору <24>. В данном случае речь идет о гарантированных законом правах и законных интересах субъекта в сфере справедливости налогообложения.
(Павлова М.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 5)Рассматривая сферу административного судопроизводства, допустимо привести пример, связанный с особенностями налогообложения при взимании утилизационного сбора. В деле о признании частично недействующим пункта 15 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора истец усматривает нарушение своих прав и законных интересов в том, что оспариваемые положения были применены к нему с нарушением норм материального права, что повлекло за собой нарушение гарантируемых Конституцией Российской Федерации принципов равенства и справедливости налогообложения, применимых и к обязательным публичным (фискальным) платежам, в том числе к утилизационному сбору <24>. В данном случае речь идет о гарантированных законом правах и законных интересах субъекта в сфере справедливости налогообложения.
Вопрос: О налоге на имущество физлиц в отношении прицепа.
(Письмо Минфина России от 02.09.2024 N 03-05-06-01/82691)Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прицеп определяется как несамоходное устройство, которое спроектировано и изготовлено для его буксировки транспортным средством.
(Письмо Минфина России от 02.09.2024 N 03-05-06-01/82691)Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прицеп определяется как несамоходное устройство, которое спроектировано и изготовлено для его буксировки транспортным средством.
Вопрос: О вопросах по перемещению физлицами транспортных средств для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, об уплате таможенных платежей и утилизационного сбора.
(Письмо Минфина России от 22.02.2024 N 27-01-28/15499)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
(Письмо Минфина России от 22.02.2024 N 27-01-28/15499)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
Вопрос: О ввозе иностранным физлицом, переселившимся на постоянное место жительства в РФ, на таможенную территорию ЕАЭС транспортного средства для личного пользования.
(Письмо Минфина России от 01.07.2024 N 27-01-28/61080)Так, иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на основании пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и части 6 статьи 190 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов бывшие в потреблении авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
(Письмо Минфина России от 01.07.2024 N 27-01-28/61080)Так, иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на основании пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и части 6 статьи 190 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов бывшие в потреблении авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
Вопрос: Об условиях освобождения от таможенных платежей при ввозе иностранными физлицами, переселяющимися в РФ, товаров и транспортных средств для личного пользования.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 27-01-28/13511)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении условий, установленных подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона N 289-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 27-01-28/13511)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении условий, установленных подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона N 289-ФЗ.
Статья: Проблемы взаимодействия участников электронного документооборота в сфере нотариата
(Курова Н.Н., Строганова Н.К.)
("Наследственное право", 2021, N 1)В свою очередь, нотариусы обязаны сообщать в ФНС о выданных свидетельствах о праве на наследство на недвижимое имущество, на транспортные средства (не прицепы) и об удостоверенных договорах дарения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения (п. 6 ст. 85 Налогового кодекса РФ) <11>. Как правило, уведомления отправляются в тот же день, когда было совершено нотариальное действие, путем заполнения формы в разделе Единой информационной системы нотариата (ЕИСН) и отправки ее за электронной подписью нотариуса.
(Курова Н.Н., Строганова Н.К.)
("Наследственное право", 2021, N 1)В свою очередь, нотариусы обязаны сообщать в ФНС о выданных свидетельствах о праве на наследство на недвижимое имущество, на транспортные средства (не прицепы) и об удостоверенных договорах дарения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения (п. 6 ст. 85 Налогового кодекса РФ) <11>. Как правило, уведомления отправляются в тот же день, когда было совершено нотариальное действие, путем заполнения формы в разделе Единой информационной системы нотариата (ЕИСН) и отправки ее за электронной подписью нотариуса.
Вопрос: Об отдельных вопросах, касающихся перемещения физлицами транспортных средств для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в связи с принятием в РФ новых субъектов.
(Письмо Минфина России от 04.03.2024 N 27-01-28/19249)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
(Письмо Минфина России от 04.03.2024 N 27-01-28/19249)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
Вопрос: О ввозе иностранным физлицом на таможенную территорию ЕАЭС транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного в государстве - не члене ЕАЭС, и взимании утилизационного сбора.
(Письмо Минфина России от 02.04.2024 N 27-01-28/29607)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
(Письмо Минфина России от 02.04.2024 N 27-01-28/29607)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
Вопрос: О вопросах, касающихся перемещения физлицами транспортных средств для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в связи с принятием в РФ новых субъектов.
(Письмо Минфина России от 08.07.2024 N 27-01-28/63452)Иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов транспортное средство для личного пользования и прицеп к нему в количестве не более 1 единицы при одновременном соблюдении соответствующих условий <2>.
(Письмо Минфина России от 08.07.2024 N 27-01-28/63452)Иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов транспортное средство для личного пользования и прицеп к нему в количестве не более 1 единицы при одновременном соблюдении соответствующих условий <2>.