Налоги пострадавшим от коронавируса
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоги пострадавшим от коронавируса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.20 "Налоговые ставки" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, предприниматель необоснованно применил пониженную ставку налога по УСН, предусмотренную для отраслей, пострадавших в связи с коронавирусной инфекцией.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, предприниматель необоснованно применил пониженную ставку налога по УСН, предусмотренную для отраслей, пострадавших в связи с коронавирусной инфекцией.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, "коронавирусный" мораторий не распространяется на налогоплательщиков, не относящихся к наиболее пострадавшим отраслям либо к системообразующим или стратегическим организациям.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, "коронавирусный" мораторий не распространяется на налогоплательщиков, не относящихся к наиболее пострадавшим отраслям либо к системообразующим или стратегическим организациям.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и страховых взносов в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Правительство РФ установило дополнительные основания для отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и взносов тем, чей бизнес пострадал от коронавируса.
(КонсультантПлюс, 2025)Правительство РФ установило дополнительные основания для отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и взносов тем, чей бизнес пострадал от коронавируса.
Готовое решение: Перенос сроков уплаты налогов и страховых взносов в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Для организаций и ИП, которые на 1 марта 2020 г. включены в реестр СМСП и заняты в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях, продлили отдельные сроки уплаты налогов и авансовых платежей (пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409). Если их деятельность указана в специальном Перечне из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, сроки для них продлены дополнительно (пп. "г" п. 1 указанного Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)Для организаций и ИП, которые на 1 марта 2020 г. включены в реестр СМСП и заняты в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях, продлили отдельные сроки уплаты налогов и авансовых платежей (пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409). Если их деятельность указана в специальном Перечне из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, сроки для них продлены дополнительно (пп. "г" п. 1 указанного Постановления).
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576) к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576) к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2023 N 5-П
"По делу о проверке конституционности статьи 1, пункта 1 статьи 2 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Налевой"Аналогичного подхода придерживается и Верховный Суд Российской Федерации. Об этом свидетельствует Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утвержден его Президиумом 17 февраля 2021 года). В Обзоре отмечено, что Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года N 576), в соответствии со статьей 1 и пунктом 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации к актам законодательства о налогах и сборах не относятся, а потому установленный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный (административный) порядок урегулирования споров в отношении требований об оспаривании отказа налоговых органов в предоставлении субсидии, а также бездействия налоговых органов в отношении заявлений о ее предоставлении не применяется (вопрос 14).
"По делу о проверке конституционности статьи 1, пункта 1 статьи 2 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Налевой"Аналогичного подхода придерживается и Верховный Суд Российской Федерации. Об этом свидетельствует Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утвержден его Президиумом 17 февраля 2021 года). В Обзоре отмечено, что Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года N 576), в соответствии со статьей 1 и пунктом 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации к актам законодательства о налогах и сборах не относятся, а потому установленный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный (административный) порядок урегулирования споров в отношении требований об оспаривании отказа налоговых органов в предоставлении субсидии, а также бездействия налоговых органов в отношении заявлений о ее предоставлении не применяется (вопрос 14).
Статья: Устойчивое развитие рыночной экономики и предпринимательства: вопросы права
(Губин Е.П.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Наибольшее внимание мы уделяем сегодня зеленому праву, оно стоит первым в повестке дня, но не меньшее значение имеет и иное законодательство об устойчивом развитии. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ, предоставлен ряд мер поддержки, в том числе, например, субъектам малого и среднего предпринимательства продлены сроки уплаты ряда налогов, страховых взносов, отменено применение налоговых санкций по ряду статей Налогового кодекса РФ и др.
(Губин Е.П.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Наибольшее внимание мы уделяем сегодня зеленому праву, оно стоит первым в повестке дня, но не меньшее значение имеет и иное законодательство об устойчивом развитии. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ, предоставлен ряд мер поддержки, в том числе, например, субъектам малого и среднего предпринимательства продлены сроки уплаты ряда налогов, страховых взносов, отменено применение налоговых санкций по ряду статей Налогового кодекса РФ и др.
Готовое решение: Получение до 31 декабря 2022 г. включительно отсрочки или рассрочки по уплате налогов и страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2022)стратегические и градообразующие организации, работающие в иных сферах деятельности и пострадавшие от распространения коронавируса (кто к ним относится, определяется решениями Правительства РФ).
(КонсультантПлюс, 2022)стратегические и градообразующие организации, работающие в иных сферах деятельности и пострадавшие от распространения коронавируса (кто к ним относится, определяется решениями Правительства РФ).
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
Вопрос: О сроке действия освобождения от налога на имущество организаций в отношении капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов транспортной инфраструктуры.
(Письмо Минфина России от 21.04.2023 N 03-05-05-01/36514)Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, занятые в сферах деятельности, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции и введения санкций недружественными государствами, получают адресную поддержку на основании отдельно принимаемых нормативных правовых актов.
(Письмо Минфина России от 21.04.2023 N 03-05-05-01/36514)Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, занятые в сферах деятельности, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции и введения санкций недружественными государствами, получают адресную поддержку на основании отдельно принимаемых нормативных правовых актов.
Статья: Трансформации института несостоятельности в условиях пандемии COVID-19 в России и некоторых странах Европы
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Безусловно, внесение поправок в законодательство о банкротстве не является панацеей и оптимальным решением проблем хозяйствующих субъектов, пострадавших от экономических последствий COVID-19. Для максимальной поддержки требуются разноплановые меры, которые будут включать в себя не только правовые средства, но и экономические, финансовые и налоговые стимулы. Учитывая наступление так называемой второй волны пандемии COVID-19 в октябре - декабре 2020 г., принятые государствами меры либо подтвердят свою эффективность, либо просигнализируют о необходимости выработки следующего "рецепта" для выздоровления мировой экономики.
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Безусловно, внесение поправок в законодательство о банкротстве не является панацеей и оптимальным решением проблем хозяйствующих субъектов, пострадавших от экономических последствий COVID-19. Для максимальной поддержки требуются разноплановые меры, которые будут включать в себя не только правовые средства, но и экономические, финансовые и налоговые стимулы. Учитывая наступление так называемой второй волны пандемии COVID-19 в октябре - декабре 2020 г., принятые государствами меры либо подтвердят свою эффективность, либо просигнализируют о необходимости выработки следующего "рецепта" для выздоровления мировой экономики.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Государственная помощь должна быть адресной и адекватной для устранения сбоев в функционировании рынка. В связи с негативными последствиями пандемии COVID-19 Европейская комиссия временно разрешила государствам-членам принимать дополнительные меры государственной помощи для поддержки пострадавшего бизнеса, включая прямые гранты, налоговые льготы, субсидируемые гарантии, а также кредиты и страхование экспортных кредитов <1>.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Государственная помощь должна быть адресной и адекватной для устранения сбоев в функционировании рынка. В связи с негативными последствиями пандемии COVID-19 Европейская комиссия временно разрешила государствам-членам принимать дополнительные меры государственной помощи для поддержки пострадавшего бизнеса, включая прямые гранты, налоговые льготы, субсидируемые гарантии, а также кредиты и страхование экспортных кредитов <1>.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)ИП и включенные в единый реестр СМСП организации, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях. В этот реестр они должны быть включены в связи с созданием в период с 01.12.2018 по 29.02.2020 или на основании налоговой отчетности за 2018 г.;
(КонсультантПлюс, 2025)ИП и включенные в единый реестр СМСП организации, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях. В этот реестр они должны быть включены в связи с созданием в период с 01.12.2018 по 29.02.2020 или на основании налоговой отчетности за 2018 г.;
Статья: Налоговые пени в период моратория на банкротство
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 9)- с 06.04.2020 по 07.01.2021 - он распространялся в том числе на организации и ИП, у которых код основного вида деятельности был указан в Перечне отраслей, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса <1>;
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 9)- с 06.04.2020 по 07.01.2021 - он распространялся в том числе на организации и ИП, у которых код основного вида деятельности был указан в Перечне отраслей, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса <1>;
Статья: Влияние пандемии COVID-19 на налоговую политику государства в нефтяной отрасли
(Горбунова Е.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Пандемия COVID-19 продолжает проверять на прочность все отрасли российской экономики. Нефтяная отрасль не стала исключением. Именно нефтяная отрасль пострадала в большей части из-за ограничений, введенных пандемией COVID-19. В таких условиях государство вынуждено идти на принятие новых изменений в налоговой политике при налогообложении нефтяной отрасли.
(Горбунова Е.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Пандемия COVID-19 продолжает проверять на прочность все отрасли российской экономики. Нефтяная отрасль не стала исключением. Именно нефтяная отрасль пострадала в большей части из-за ограничений, введенных пандемией COVID-19. В таких условиях государство вынуждено идти на принятие новых изменений в налоговой политике при налогообложении нефтяной отрасли.
Последние изменения: Взыскание задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение - когда должник не относится к налогоплательщикам, наиболее пострадавшим от коронавируса, и непринятие мер взыскания может повлечь сокрытие активов и (или) совершение иных действий, препятствующих взысканию. В этом случае требуется согласование с руководителем вышестоящего налогового органа.
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение - когда должник не относится к налогоплательщикам, наиболее пострадавшим от коронавируса, и непринятие мер взыскания может повлечь сокрытие активов и (или) совершение иных действий, препятствующих взысканию. В этом случае требуется согласование с руководителем вышестоящего налогового органа.