Налог на землю под многоквартирным домом
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на землю под многоквартирным домом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: НДС: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Суммы, полученные из бюджета на ремонт общего имущества в многоквартирных домах
(КонсультантПлюс, 2025)Суммы, полученные из бюджета на ремонт общего имущества в многоквартирных домах
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 389 "Объект налогообложения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению общества, часть земельного участка, относящаяся к многоквартирным жилым домам, не должна облагаться земельным налогом (подп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению общества, часть земельного участка, относящаяся к многоквартирным жилым домам, не должна облагаться земельным налогом (подп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об уплате земельного налога на земельный участок под многоквартирным домом.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 03-05-06-03/52038)Вопрос: Об уплате земельного налога на земельный участок под многоквартирным домом.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 03-05-06-03/52038)Вопрос: Об уплате земельного налога на земельный участок под многоквартирным домом.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
(ред. от 17.11.2025)6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Статья: Земельный участок для целей строительства и эксплуатации - константа или переменная?
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)Однако после внесения изменений в налоговое законодательство <26>, согласно которым на основании подп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ земельные участки, входящие в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с 1 марта 2015 года не признаются объектом налогообложения и, соответственно, собственники помещений в МКД освобождаются от уплаты земельного налога, публичному собственнику стало невыгодно передавать в общую долевую собственность весь земельный участок, предоставленный ранее для целей строительства.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)Однако после внесения изменений в налоговое законодательство <26>, согласно которым на основании подп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ земельные участки, входящие в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с 1 марта 2015 года не признаются объектом налогообложения и, соответственно, собственники помещений в МКД освобождаются от уплаты земельного налога, публичному собственнику стало невыгодно передавать в общую долевую собственность весь земельный участок, предоставленный ранее для целей строительства.
Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД, не облагаются земельным налогом (пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД, не облагаются земельным налогом (пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ).
Вопрос: Об НДС в отношении нежилых помещений в МКД; о земельном налоге при изменении характеристик земельного участка; о предложениях в законодательство по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций.
(Письмо ФНС России от 16.07.2024 N СД-4-3/8056@)Вопрос: Об НДС в отношении нежилых помещений в МКД; о земельном налоге при изменении характеристик земельного участка; о предложениях в законодательство по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций.
(Письмо ФНС России от 16.07.2024 N СД-4-3/8056@)Вопрос: Об НДС в отношении нежилых помещений в МКД; о земельном налоге при изменении характеристик земельного участка; о предложениях в законодательство по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций.
Вопрос: О земельном налоге в отношении земельного участка, на котором располагается многоквартирный дом - объект долевого строительства.
(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-05-06-02/25856)Вопрос: О земельном налоге в отношении земельного участка, на котором располагается многоквартирный дом - объект долевого строительства.
(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-05-06-02/25856)Вопрос: О земельном налоге в отношении земельного участка, на котором располагается многоквартирный дом - объект долевого строительства.
Готовое решение: Что вы можете, должны и за что отвечаете как собственник нежилого помещения
(КонсультантПлюс, 2025)Конкретный перечень прав и обязанностей зависит от того, где находится ваше помещение - в многоквартирном доме или нежилом здании. Например, в многоквартирном доме не нужно платить налог за землю под домом.
(КонсультантПлюс, 2025)Конкретный перечень прав и обязанностей зависит от того, где находится ваше помещение - в многоквартирном доме или нежилом здании. Например, в многоквартирном доме не нужно платить налог за землю под домом.
Статья: Земельные ресурсы. Мнения
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Второй повод для полемики касается земель научных организаций. Так, в отчете отмечается, что прекращение прав на земельные участки научных организаций осуществляется "только при условии принятия отдельного решения Президентом Российской Федерации, что удлиняет процедуру вовлечения в оборот федеральных земель". Однако введение ограничений абсолютно правомерно, если принять во внимание методику оценки эффективности использования земли, которая применяется с большим успехом для изъятия используемых сельскохозяйственных угодий в хозяйствах с высокой культурой производства - учхозах и опытных хозяйствах. Эта методика не оценивает факт использования участка в сельскохозяйственных целях. Участок может быть интенсивно используемым и способами, не наносящими вреда почве. Методика не оценивает плодородие участка. Участок может быть высокоплодородным. Методика не оценивает последствия для добросовестного пользователя участка в случае прекращения прав пользования землей без оснований, предусмотренных ЗК РФ. Абсолютное большинство решений Правительственной комиссии <1> по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, о прекращении прав пользования землей учхозов и опытных хозяйств, например, было принято на основе двух пунктов методики. Первое основание: земли использовались неэффективно, так как использовались третьими лицами без оснований (один из критериев эффективности земли, используемый Правительственной комиссией для принятия решения о прекращении права). Третьими лицами выступали учхозы и опытные хозяйства, которые использовали землю на основании пункта устава ФГУП, утвержденного федеральными ведомствами. По записи в уставе ФГУП земля в постоянном бессрочном пользовании аграрного вуза передавалась учхозу, например, для ведения сельскохозяйственной деятельности, обучения студентов, научной работы. При этом на момент утверждения уставов ФГУП права распоряжаться землей (передавать ее учхозу) у аграрного вуза уже не было (норма действовала ранее). То есть факт использования без оснований был обусловлен действиями представителей государства. Второе основание: при прекращении прав добросовестного пользователя возможно повышение доходов от использования недвижимого имущества. До прекращения прав пользования с сельскохозяйственной земли платился налог по низкой ставке. После изменения категории земли ставка налога потенциально могла увеличиться. Однако после передачи участков плодородных сельхозугодий под застройку и возведения многоквартирных домов земельный налог вообще прекращал взиматься и поступать в местные бюджеты. Такая политика изъятия земли из сельского хозяйства в немалой степени способствовала разрушению системы учебных и опытных хозяйств, которые располагались возле городов. Это создало риски снижения качества подготовки специалистов, импортозамещения в сельском хозяйстве, так как эти хозяйства занимались разведением породного скота, новыми сортами. Так что усложнение действующей процедуры изъятия земли из сельского хозяйства правомерно. Наоборот, логичнее бы выглядела рекомендация о внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О содействии жилищному строительству" с целью исключения возможности принудительного прекращения прав на землю в отношении плодородных сельскохозяйственных угодий "без оснований, предусмотренных в Земельном кодексе Российской Федерации".
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Второй повод для полемики касается земель научных организаций. Так, в отчете отмечается, что прекращение прав на земельные участки научных организаций осуществляется "только при условии принятия отдельного решения Президентом Российской Федерации, что удлиняет процедуру вовлечения в оборот федеральных земель". Однако введение ограничений абсолютно правомерно, если принять во внимание методику оценки эффективности использования земли, которая применяется с большим успехом для изъятия используемых сельскохозяйственных угодий в хозяйствах с высокой культурой производства - учхозах и опытных хозяйствах. Эта методика не оценивает факт использования участка в сельскохозяйственных целях. Участок может быть интенсивно используемым и способами, не наносящими вреда почве. Методика не оценивает плодородие участка. Участок может быть высокоплодородным. Методика не оценивает последствия для добросовестного пользователя участка в случае прекращения прав пользования землей без оснований, предусмотренных ЗК РФ. Абсолютное большинство решений Правительственной комиссии <1> по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, о прекращении прав пользования землей учхозов и опытных хозяйств, например, было принято на основе двух пунктов методики. Первое основание: земли использовались неэффективно, так как использовались третьими лицами без оснований (один из критериев эффективности земли, используемый Правительственной комиссией для принятия решения о прекращении права). Третьими лицами выступали учхозы и опытные хозяйства, которые использовали землю на основании пункта устава ФГУП, утвержденного федеральными ведомствами. По записи в уставе ФГУП земля в постоянном бессрочном пользовании аграрного вуза передавалась учхозу, например, для ведения сельскохозяйственной деятельности, обучения студентов, научной работы. При этом на момент утверждения уставов ФГУП права распоряжаться землей (передавать ее учхозу) у аграрного вуза уже не было (норма действовала ранее). То есть факт использования без оснований был обусловлен действиями представителей государства. Второе основание: при прекращении прав добросовестного пользователя возможно повышение доходов от использования недвижимого имущества. До прекращения прав пользования с сельскохозяйственной земли платился налог по низкой ставке. После изменения категории земли ставка налога потенциально могла увеличиться. Однако после передачи участков плодородных сельхозугодий под застройку и возведения многоквартирных домов земельный налог вообще прекращал взиматься и поступать в местные бюджеты. Такая политика изъятия земли из сельского хозяйства в немалой степени способствовала разрушению системы учебных и опытных хозяйств, которые располагались возле городов. Это создало риски снижения качества подготовки специалистов, импортозамещения в сельском хозяйстве, так как эти хозяйства занимались разведением породного скота, новыми сортами. Так что усложнение действующей процедуры изъятия земли из сельского хозяйства правомерно. Наоборот, логичнее бы выглядела рекомендация о внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О содействии жилищному строительству" с целью исключения возможности принудительного прекращения прав на землю в отношении плодородных сельскохозяйственных угодий "без оснований, предусмотренных в Земельном кодексе Российской Федерации".
Вопрос: О моменте, с которого земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не признается объектом налогообложения по земельному налогу.
(Письмо Минфина России от 24.06.2021 N 03-05-05-02/49666)Вопрос: О моменте, с которого земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не признается объектом налогообложения по земельному налогу.
(Письмо Минфина России от 24.06.2021 N 03-05-05-02/49666)Вопрос: О моменте, с которого земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не признается объектом налогообложения по земельному налогу.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Напомним: земельный участок, входящий в состав общего имущества МКД, не признается объектом обложения земельным налогом с 01.01.2015 (пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ). Обязанность по уплате земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен МКД, прекращается с момента его формирования, проведения государственного кадастрового учета и перехода в общую долевую собственность собственников помещений в доме (Письма Минфина России от 24.06.2021 N 03-05-05-02/49673, N 03-05-05-02/49666, от 15.03.2021 N 03-05-06-02/18102). Поэтому собственники жилых и нежилых помещений в МКД в отношении земельного участка под домом не являются плательщиками земельного налога вне зависимости от того, для каких целей используются помещения (Письма Минфина России от 18.07.2019 N 03-05-06-02/53399, от 17.09.2019 N 03-05-06-02/71307). Как следствие, организации - собственнику помещения в МКД не нужно представлять в налоговый орган декларацию по земельному налогу в отношении земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД (Письмо ФНС России от 28.08.2019 N БС-4-21/17113@). Начиная с налогового периода за 2020 год обязанность представления организациями - плательщиками земельного налога деклараций отменена. Также у организации отсутствует обязанность представлять в налоговый орган сообщение о наличии объекта налогообложения в отношении земельного участка под МКД (Письмо ФНС России от 26.02.2021 N БС-4-21/2441@).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Напомним: земельный участок, входящий в состав общего имущества МКД, не признается объектом обложения земельным налогом с 01.01.2015 (пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ). Обязанность по уплате земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен МКД, прекращается с момента его формирования, проведения государственного кадастрового учета и перехода в общую долевую собственность собственников помещений в доме (Письма Минфина России от 24.06.2021 N 03-05-05-02/49673, N 03-05-05-02/49666, от 15.03.2021 N 03-05-06-02/18102). Поэтому собственники жилых и нежилых помещений в МКД в отношении земельного участка под домом не являются плательщиками земельного налога вне зависимости от того, для каких целей используются помещения (Письма Минфина России от 18.07.2019 N 03-05-06-02/53399, от 17.09.2019 N 03-05-06-02/71307). Как следствие, организации - собственнику помещения в МКД не нужно представлять в налоговый орган декларацию по земельному налогу в отношении земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД (Письмо ФНС России от 28.08.2019 N БС-4-21/17113@). Начиная с налогового периода за 2020 год обязанность представления организациями - плательщиками земельного налога деклараций отменена. Также у организации отсутствует обязанность представлять в налоговый орган сообщение о наличии объекта налогообложения в отношении земельного участка под МКД (Письмо ФНС России от 26.02.2021 N БС-4-21/2441@).