Налог на землю организаций изменения с 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на землю организаций изменения с 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество в 2020 году владело на праве собственности земельными участками с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", один из участков был размежеван, вновь образованные участки реализованы физическим лицам по договорам купли-продажи. Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик необоснованно при исчислении земельного налога за 2020 год применил пониженную ставку земельного налога 0,3 процента, предусмотренную абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, и доначислил земельный налог по ставке 1,5 процента. Суд признал доначисление правомерным. Суд отметил, что с 01.01.2020 подп. "а" п. 75 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ в абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ внесены изменения, льготная налоговая ставка не применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности. Коммерческие организации не вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации впоследствии построенных объектов гражданам, тем более они не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п. Начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения пониженной ставки, предусмотренной абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество в 2020 году владело на праве собственности земельными участками с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", один из участков был размежеван, вновь образованные участки реализованы физическим лицам по договорам купли-продажи. Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик необоснованно при исчислении земельного налога за 2020 год применил пониженную ставку земельного налога 0,3 процента, предусмотренную абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, и доначислил земельный налог по ставке 1,5 процента. Суд признал доначисление правомерным. Суд отметил, что с 01.01.2020 подп. "а" п. 75 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ в абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ внесены изменения, льготная налоговая ставка не применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности. Коммерческие организации не вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации впоследствии построенных объектов гражданам, тем более они не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п. Начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения пониженной ставки, предусмотренной абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О влиянии цифровизации на институт налоговой ответственности организаций за неуплату транспортного и земельного налогов
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Одной из новелл законодательства о налогах и сборах является изменение администрирования по имущественным налогам организаций. В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ <1> за налоговый период 2020 г. и последующие периоды налоговые декларации по транспортному и земельному налогам в налоговые органы не представляются. Статьи 398 и 363.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс), предусматривавшие ранее соответствующую обязанность налогоплательщиков-организаций, утратили силу. Начиная с 2021 г. налоговые инспекции будут направлять в адрес организаций сообщения об исчисленной сумме налога. Всю необходимую информацию для этого налоговые органы получают от регистрирующих органов без контактов с налогоплательщиками. В случае уплаты налогоплательщиком налога в меньшем размере, чем исчислил налоговый орган и указал в сообщении, налогоплательщику направят требование об уплате недоимки и пени.
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Одной из новелл законодательства о налогах и сборах является изменение администрирования по имущественным налогам организаций. В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ <1> за налоговый период 2020 г. и последующие периоды налоговые декларации по транспортному и земельному налогам в налоговые органы не представляются. Статьи 398 и 363.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс), предусматривавшие ранее соответствующую обязанность налогоплательщиков-организаций, утратили силу. Начиная с 2021 г. налоговые инспекции будут направлять в адрес организаций сообщения об исчисленной сумме налога. Всю необходимую информацию для этого налоговые органы получают от регистрирующих органов без контактов с налогоплательщиками. В случае уплаты налогоплательщиком налога в меньшем размере, чем исчислил налоговый орган и указал в сообщении, налогоплательщику направят требование об уплате недоимки и пени.
Статья: Уменьшение кадастровой стоимости земли как основание перерасчета земельного налога
(Волконитин А.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)Как видно, возможность перерасчета земельного налога за прошлый период сформировалась в результате ряда судебных решений, т.е. в результате борьбы граждан и организаций за возможность такого перерасчета. Но последние изменения законодательства могут свести на нет все достижения по данному вопросу.
(Волконитин А.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)Как видно, возможность перерасчета земельного налога за прошлый период сформировалась в результате ряда судебных решений, т.е. в результате борьбы граждан и организаций за возможность такого перерасчета. Но последние изменения законодательства могут свести на нет все достижения по данному вопросу.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 14.01.2021 N ЕД-7-21/9@
"Об утверждении форм документа о выявлении оснований, препятствующих применению порядка представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации, документа о выявлении оснований, препятствующих применению налогового вычета в соответствии с уведомлением о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, документа о выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, уведомления о прекращении исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2021 N 62464)В соответствии с пунктом 4 статьи 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2019, N 39, ст. 5375), пунктом 1.1 статьи 386, пунктом 6.1 статьи 391, пунктом 7 статьи 407, пунктом 2.1 статьи 408 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2020, N 48, ст. 7627), на основании подпункта 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), в целях организации рассмотрения налоговыми органами уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц, а также в связи с принятием Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7627) приказываю:
"Об утверждении форм документа о выявлении оснований, препятствующих применению порядка представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации, документа о выявлении оснований, препятствующих применению налогового вычета в соответствии с уведомлением о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, документа о выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, уведомления о прекращении исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2021 N 62464)В соответствии с пунктом 4 статьи 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2019, N 39, ст. 5375), пунктом 1.1 статьи 386, пунктом 6.1 статьи 391, пунктом 7 статьи 407, пунктом 2.1 статьи 408 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2020, N 48, ст. 7627), на основании подпункта 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), в целях организации рассмотрения налоговыми органами уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц, а также в связи с принятием Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7627) приказываю:
Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"3) продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"3) продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
Вопрос: Об определении налоговой базы по земельному налогу в 2023 г. и установлении ставок и льгот по нему, в частности, для организаций.
(Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-05-04-02/1111)Минфин России рассмотрел обращение от 28.11.2022 о распространении положений пункта 17 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на организации, являющиеся плательщиками земельного налога, и сообщает.
(Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-05-04-02/1111)Минфин России рассмотрел обращение от 28.11.2022 о распространении положений пункта 17 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на организации, являющиеся плательщиками земельного налога, и сообщает.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)133. Дружиловская Т.Ю. Совершенствование Программ разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 - 2021 гг. и их соотношение с системами международных стандартов / Т.Ю. Дружиловская, Э.С. Дружиловская // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2019. N 12. С. 2 - 12.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)133. Дружиловская Т.Ю. Совершенствование Программ разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 - 2021 гг. и их соотношение с системами международных стандартов / Т.Ю. Дружиловская, Э.С. Дружиловская // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2019. N 12. С. 2 - 12.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм в 2019 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)Установлена несвоевременность внесения изменений в систему критериев риска. Например, заявка по корректировке источников расчета критериев риска <36> в связи с отменой деклараций по транспортному и земельному налогам организаций с 2020 года подана только 3 июня 2022 года. Заявка о добавлении КБК 18210102080010000110, направленная для корректного расчета критерия риска по НДФЛ (сумма начисленного налога не совпадает с суммой уплаченного по данным КРСБ налогоплательщика) при расчете показателя "Поступления НДФЛ" начиная с 2021 года, направлена 7 июня 2022 года.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)Установлена несвоевременность внесения изменений в систему критериев риска. Например, заявка по корректировке источников расчета критериев риска <36> в связи с отменой деклараций по транспортному и земельному налогам организаций с 2020 года подана только 3 июня 2022 года. Заявка о добавлении КБК 18210102080010000110, направленная для корректного расчета критерия риска по НДФЛ (сумма начисленного налога не совпадает с суммой уплаченного по данным КРСБ налогоплательщика) при расчете показателя "Поступления НДФЛ" начиная с 2021 года, направлена 7 июня 2022 года.