Налог на прибыль организаций изменения с 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на прибыль организаций изменения с 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 139.3 "Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")По итогам выездной налоговой проверки налоговый орган вынес решение от 06.08.2021, которым доначислил налог на прибыль и НДС, а также привлек налогоплательщика к налоговой ответственности. Затем налоговый орган вынес решение от 07.06.2023, которым изменил первоначальное решение в части уменьшения сумм доначисленного налога, а также пеней и штрафов. Изменение заключалось в том, что при расчете доначислений были учтены ранее уплаченные обществом суммы налога по УСН. После этого налогоплательщик в судебном порядке обжаловал решение от 06.08.2021 в редакции решения от 07.06.2023, полагая, что срок давности обращения в суд не истек, поскольку его исчисление должно начинаться с даты принятия решения от 07.06.2023. Суд не согласился с позицией общества и указал, что решение об уменьшении начисленных сумм может быть самостоятельным предметом обжалования, но только в части оснований такого уменьшения. При этом доводы налогоплательщика направлены на оспаривание именно первоначального решения от 06.08.2021 и не связаны с изменением сумм начислений по налогу. Налогоплательщик пытается преодолеть установленные законодательством требования по ограничению сроков обращения в суд. Следовательно, в данном случае срок должен исчисляться с момента принятия первоначального решения от 06.08.2021.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")По итогам выездной налоговой проверки налоговый орган вынес решение от 06.08.2021, которым доначислил налог на прибыль и НДС, а также привлек налогоплательщика к налоговой ответственности. Затем налоговый орган вынес решение от 07.06.2023, которым изменил первоначальное решение в части уменьшения сумм доначисленного налога, а также пеней и штрафов. Изменение заключалось в том, что при расчете доначислений были учтены ранее уплаченные обществом суммы налога по УСН. После этого налогоплательщик в судебном порядке обжаловал решение от 06.08.2021 в редакции решения от 07.06.2023, полагая, что срок давности обращения в суд не истек, поскольку его исчисление должно начинаться с даты принятия решения от 07.06.2023. Суд не согласился с позицией общества и указал, что решение об уменьшении начисленных сумм может быть самостоятельным предметом обжалования, но только в части оснований такого уменьшения. При этом доводы налогоплательщика направлены на оспаривание именно первоначального решения от 06.08.2021 и не связаны с изменением сумм начислений по налогу. Налогоплательщик пытается преодолеть установленные законодательством требования по ограничению сроков обращения в суд. Следовательно, в данном случае срок должен исчисляться с момента принятия первоначального решения от 06.08.2021.
Перспективы и риски арбитражного спора: Налог на прибыль: Налоговый орган доначислил налог на прибыль из-за претензии к определению амортизационной группы бывшего в употреблении ОС
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.04.2023 N Ф09-1186/23 по делу N А60-68063/2021
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.04.2023 N Ф09-1186/23 по делу N А60-68063/2021
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Вместе с тем, как было указано выше, поскольку корректировка нераспределенной прибыли производится только "на 31 декабря 2021 г.", то, по нашему мнению, изменение показателя нераспределенной прибыли и отложенного налога "за 2021 год" (строки 2520 "Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода" и 2530 "Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль периода") найдет свое отражение только в качестве сравнительного показателя в годовом отчете о прибыли и убытках, составляемом за 2022 год.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Вместе с тем, как было указано выше, поскольку корректировка нераспределенной прибыли производится только "на 31 декабря 2021 г.", то, по нашему мнению, изменение показателя нераспределенной прибыли и отложенного налога "за 2021 год" (строки 2520 "Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода" и 2530 "Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль периода") найдет свое отражение только в качестве сравнительного показателя в годовом отчете о прибыли и убытках, составляемом за 2022 год.
Статья: Исправляем ошибки по налогам, входящим в состав ЕНП: 6 главных вопросов
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 12)Хотим подать уточненки по налогам, которые надо было платить в 2021 - 2022 гг.: НДС, налог на прибыль и УСН (по второй нашей компании). Где в личном кабинете отразится изменение наших расчетов с бюджетом? Эти суммы возникли еще до того, как появились ЕНП и ЕНС. Так что, как я понимаю, на сальдо ЕНС никак не должны сказаться такие уточненки, ведь на начало 2023 г. сальдо у нас выверено и не может быть изменено.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 12)Хотим подать уточненки по налогам, которые надо было платить в 2021 - 2022 гг.: НДС, налог на прибыль и УСН (по второй нашей компании). Где в личном кабинете отразится изменение наших расчетов с бюджетом? Эти суммы возникли еще до того, как появились ЕНП и ЕНС. Так что, как я понимаю, на сальдо ЕНС никак не должны сказаться такие уточненки, ведь на начало 2023 г. сальдо у нас выверено и не может быть изменено.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Цифровые налоги или новая архитектура международного налогообложения?
(Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Начатая в 2019 г. работа над проблемами международного налогообложения в условиях цифровизации мировой экономики привела к новым результатам в июле 2021 г. Совместная рабочая группа ОЭСР/G20 в рамках проекта по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (сокращенно проект обычно называют "проект BEPS") выпустила заявление <1> с предложениями по изменению "международной налоговой архитектуры", а именно: предлагается изменить подход к экономической привязке в концепции налоговой юрисдикции <2>, к понятию источника доходов, ввести глобальную ставку обложения доходов в 15% и т.д. <3> Государствам рекомендуют отказаться от специальных налогов на цифровые мультинациональные компании и внедрить новые правила международного налогообложения.
(Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Начатая в 2019 г. работа над проблемами международного налогообложения в условиях цифровизации мировой экономики привела к новым результатам в июле 2021 г. Совместная рабочая группа ОЭСР/G20 в рамках проекта по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (сокращенно проект обычно называют "проект BEPS") выпустила заявление <1> с предложениями по изменению "международной налоговой архитектуры", а именно: предлагается изменить подход к экономической привязке в концепции налоговой юрисдикции <2>, к понятию источника доходов, ввести глобальную ставку обложения доходов в 15% и т.д. <3> Государствам рекомендуют отказаться от специальных налогов на цифровые мультинациональные компании и внедрить новые правила международного налогообложения.
Статья: Классификация источников финансового права: дискуссионные вопросы
(Кононов А.М.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Думается, что теоретические проблемы проведения классификации источников финансового права и определения ее критериев во многом связаны со сложностями идентификации конкретных способов выражения финансово-правовых норм. В теории финансового права к его источникам традиционно относят нормативные правовые акты, в которых содержатся финансово-правовые нормы, рассматриваемые в совокупности как финансовое законодательство <8>, а включение в систему источников, например актов Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), является дискуссионным <9>. Подробнее остановимся на этой проблеме. Так, практика КС РФ по вопросу признания актов финансового законодательства не соответствующими Конституции РФ позволяет установить, что в отдельных случаях КС РФ в своих постановлениях формулирует финансово-правовые нормы, действующие до внесения законодателем предписанных КС РФ изменений в нормативные правовые акты. Например, в силу неопределенности порядка исполнения государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества КС РФ в Постановлении от 22 июня 2009 г. N 10-П <10> признал положения ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации <11> (далее - НК РФ) и абз. 2 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации <12> (далее - БК РФ) не соответствующими Конституции РФ. До внесения законодателем изменений КС РФ предписал данным субъектам уплачивать налог на прибыль организаций в соответствии с порядком, определяемым с учетом разъяснений уполномоченных федеральных органов по данному вопросу. В Постановлении от 15 июля 2021 г. N 37-П <13> КС РФ для обеспечения возможности исполнения судебных актов, вынесенных в отношении органа государственной власти, у которого отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства, до урегулирования данного вопроса законодателем, предписал судам по заявлению взыскателя привлекать к субсидиарной ответственности вышестоящий по отношению к должнику орган государственной власти, имеющий лицевой счет.
(Кононов А.М.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Думается, что теоретические проблемы проведения классификации источников финансового права и определения ее критериев во многом связаны со сложностями идентификации конкретных способов выражения финансово-правовых норм. В теории финансового права к его источникам традиционно относят нормативные правовые акты, в которых содержатся финансово-правовые нормы, рассматриваемые в совокупности как финансовое законодательство <8>, а включение в систему источников, например актов Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), является дискуссионным <9>. Подробнее остановимся на этой проблеме. Так, практика КС РФ по вопросу признания актов финансового законодательства не соответствующими Конституции РФ позволяет установить, что в отдельных случаях КС РФ в своих постановлениях формулирует финансово-правовые нормы, действующие до внесения законодателем предписанных КС РФ изменений в нормативные правовые акты. Например, в силу неопределенности порядка исполнения государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества КС РФ в Постановлении от 22 июня 2009 г. N 10-П <10> признал положения ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации <11> (далее - НК РФ) и абз. 2 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации <12> (далее - БК РФ) не соответствующими Конституции РФ. До внесения законодателем изменений КС РФ предписал данным субъектам уплачивать налог на прибыль организаций в соответствии с порядком, определяемым с учетом разъяснений уполномоченных федеральных органов по данному вопросу. В Постановлении от 15 июля 2021 г. N 37-П <13> КС РФ для обеспечения возможности исполнения судебных актов, вынесенных в отношении органа государственной власти, у которого отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства, до урегулирования данного вопроса законодателем, предписал судам по заявлению взыскателя привлекать к субсидиарной ответственности вышестоящий по отношению к должнику орган государственной власти, имеющий лицевой счет.
Статья: Динамика управления в современном обществе
(Тихомиров Ю.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)На состоявшемся 3 - 4 сентября 2021 г. Восточном экономическом форуме отмечалась необходимость подготовки и реализации программы ускоренного развития Дальнего Востока <14>. Ее содержание предполагает стимулирование бизнеса (приостановление уплаты налогов на прибыль, имущество, земельный участок, уменьшение страховых взносов). Потребуется изменение трудового и градостроительного законодательства. Таково комплексное правовое обеспечение стратегического управления.
(Тихомиров Ю.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)На состоявшемся 3 - 4 сентября 2021 г. Восточном экономическом форуме отмечалась необходимость подготовки и реализации программы ускоренного развития Дальнего Востока <14>. Ее содержание предполагает стимулирование бизнеса (приостановление уплаты налогов на прибыль, имущество, земельный участок, уменьшение страховых взносов). Потребуется изменение трудового и градостроительного законодательства. Таково комплексное правовое обеспечение стратегического управления.
Статья: Подход государств БРИКС к толкованию понятия "постоянное представительство сервисного типа"
(Захаров Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 5)<7> Подробнее см.: Rocha S.A. Brazil's International Tax Policy // Brazil's International Tax Policy, Editora Lumen Juris. 2017. P. 43. URL: https://ssrn.com/abstract=3048899 (дата обращения: 21.03.2021).
(Захаров Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 5)<7> Подробнее см.: Rocha S.A. Brazil's International Tax Policy // Brazil's International Tax Policy, Editora Lumen Juris. 2017. P. 43. URL: https://ssrn.com/abstract=3048899 (дата обращения: 21.03.2021).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговый кодекс РФ предусматривает также весьма специфические случаи, когда организации не признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. В соответствии с п. 4 ст. 246 НК РФ не признаются плательщиками налога на прибыль UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, определенные Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговый кодекс РФ предусматривает также весьма специфические случаи, когда организации не признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. В соответствии с п. 4 ст. 246 НК РФ не признаются плательщиками налога на прибыль UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, определенные Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: 8 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)С 2017 года по 31 декабря 2021 года в налоговом законодательстве действует ограничение по размеру убытка, на который можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, а именно - не более 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). То есть, простыми словами, налоговую базу можно уменьшить только наполовину. С оставшейся половины нужно платить налог на прибыль. Внесенные изменения (начнут действовать с 01.01.2022) лишь увеличили срок действия данного ограничения до 2024 года <1>.
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)С 2017 года по 31 декабря 2021 года в налоговом законодательстве действует ограничение по размеру убытка, на который можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, а именно - не более 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). То есть, простыми словами, налоговую базу можно уменьшить только наполовину. С оставшейся половины нужно платить налог на прибыль. Внесенные изменения (начнут действовать с 01.01.2022) лишь увеличили срок действия данного ограничения до 2024 года <1>.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)<2> Субъекты РФ своими законами могут понизить ставку налога на прибыль на доходы от предоставления прав пользования в части, зачисляемой в их бюджеты. См.: п. 41 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 05.07.2021. N 27 (часть I). Ст. 5133; п. 1.8-3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СЗ РФ. 07.08.2000. N 32. Ст. 3340.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)<2> Субъекты РФ своими законами могут понизить ставку налога на прибыль на доходы от предоставления прав пользования в части, зачисляемой в их бюджеты. См.: п. 41 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 05.07.2021. N 27 (часть I). Ст. 5133; п. 1.8-3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СЗ РФ. 07.08.2000. N 32. Ст. 3340.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль страхового возмещения ущерба (гибели) имущества и расходов при терактах на объектах организаций магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
(Письмо Минфина России от 12.05.2025 N 03-03-06/1/46192)Применение такого подхода обоснованно и в периоды изменения для налогоплательщика ставок налога на прибыль, поскольку одномоментное отражение расходов и доходов не создает для налогоплательщика необоснованных налоговых потерь или выгод. Указанные доходы и расходы являются последствиями одних и тех же событий - результатами единых фактов хозяйственной жизни, не зависящих от воли налогоплательщика.
(Письмо Минфина России от 12.05.2025 N 03-03-06/1/46192)Применение такого подхода обоснованно и в периоды изменения для налогоплательщика ставок налога на прибыль, поскольку одномоментное отражение расходов и доходов не создает для налогоплательщика необоснованных налоговых потерь или выгод. Указанные доходы и расходы являются последствиями одних и тех же событий - результатами единых фактов хозяйственной жизни, не зависящих от воли налогоплательщика.
Вопрос: Об НДС при передаче имущества участнику хозяйственного общества при его ликвидации, если стоимость передаваемого участнику имущества превышает первоначальный взнос участника.
(Письмо Минфина России от 10.04.2025 N 03-07-11/35715)С момента ввода в эксплуатацию Объекта прошло более 15 лет. В течение всего времени Объект использовался в деятельности по ОКВЭД 68.20.2 - Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, - облагаемой НДС. В случае ликвидации Общества после передачи Объекта государственной корпорации он будет использоваться в не облагаемой НДС деятельности. Также государственная корпорация не является плательщиком налога на прибыль. В 2021 г. Объект был модернизирован и с начала 2022 г. учитывается в соответствии с ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и не амортизируется.
(Письмо Минфина России от 10.04.2025 N 03-07-11/35715)С момента ввода в эксплуатацию Объекта прошло более 15 лет. В течение всего времени Объект использовался в деятельности по ОКВЭД 68.20.2 - Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, - облагаемой НДС. В случае ликвидации Общества после передачи Объекта государственной корпорации он будет использоваться в не облагаемой НДС деятельности. Также государственная корпорация не является плательщиком налога на прибыль. В 2021 г. Объект был модернизирован и с начала 2022 г. учитывается в соответствии с ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и не амортизируется.
Вопрос: Если обеспечительный платеж будет уплачен в большем размере, чем половина налоговой базы по налогу на сверхприбыль (уточненные декларации не подаются, базы не меняются, например, ошибка в расчетах), вправе ли банк в дальнейшем подать заявление о возврате/зачете образовавшейся переплаты по налогу на сверхприбыль?
(Консультация эксперта, 2024)5) если по результатам налоговой проверки по налогу на прибыль организаций (или при подаче банком уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций) будет доначислена сумма налога на прибыль за 2021 или 2022 г. (например, в размере 15 млн руб. за 2022 г.), то в соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона N 414-ФЗ сумма налоговой базы по налогу за соответствующий год подлежит увеличению на величину 75 млн руб. (15 млн руб. x 5). Как следствие, в связи с изменением налоговой базы после 30.11.2023 обязательство банка по уплате налога увеличится на 3,75 млн руб. (сумма доначисления налога = 0,1 x 75 млн руб. / 2).
(Консультация эксперта, 2024)5) если по результатам налоговой проверки по налогу на прибыль организаций (или при подаче банком уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций) будет доначислена сумма налога на прибыль за 2021 или 2022 г. (например, в размере 15 млн руб. за 2022 г.), то в соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона N 414-ФЗ сумма налоговой базы по налогу за соответствующий год подлежит увеличению на величину 75 млн руб. (15 млн руб. x 5). Как следствие, в связи с изменением налоговой базы после 30.11.2023 обязательство банка по уплате налога увеличится на 3,75 млн руб. (сумма доначисления налога = 0,1 x 75 млн руб. / 2).