Налог на пользование природными ресурсами
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на пользование природными ресурсами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 337 "Добытое полезное ископаемое" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ"Конституционный Суд Российской Федерации ранее по вопросу определения объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых указывал следующее. Правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах. В статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации термин "полезное ископаемое" используется для целей налогообложения в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества. Из данного регулирования во взаимосвязи с положениями статьи 339 названного Кодекса следует, что возникновение объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта (определения от 25 февраля 2013 года N 189-О, от 24 декабря 2013 года N 2059-О, от 25 июня 2019 года N 1517-О и др.)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О налогообложении недвижимого имущества и транспортных средств; об НДФЛ при дарении; о плате за пользование природными ресурсами; о декларировании доходов и расходов сенаторов и депутатов Госдумы РФ.
(Письмо Минфина России от 30.04.2025 N 03-05-06-01/43860)Вопрос: О налогообложении недвижимого имущества и транспортных средств; об НДФЛ при дарении; о плате за пользование природными ресурсами; о декларировании доходов и расходов сенаторов и депутатов Госдумы РФ.
(Письмо Минфина России от 30.04.2025 N 03-05-06-01/43860)Вопрос: О налогообложении недвижимого имущества и транспортных средств; об НДФЛ при дарении; о плате за пользование природными ресурсами; о декларировании доходов и расходов сенаторов и депутатов Госдумы РФ.
Статья: Понятие экологических ("зеленых") платежей
(Слатин Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации не предусмотрен отдельный экологический налог. Вместе с тем интересно отметить, что ранее действовавшим Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <11> плата за пользование природными ресурсами относилась к числу федеральных налогов (пп. "и" п. 1 ст. 19). В ходе проводившейся в конце 1990-х - начале 2000-х гг. налоговой реформы предполагалось установить налог экологического характера. Так, согласно первоначальной редакции ст. 13 НК РФ, среди федеральных налогов, помимо лесного налога, также выделялся экологический налог. При этом можно встретить несколько судебных решений, относящихся к переходному периоду становления нового на тот момент законодательства о налогах и сборах, которые фактически ставят знак равенства между платой за загрязнение окружающей среды, платой за пользование природными ресурсами и экологическим налогом <12>.
(Слатин Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации не предусмотрен отдельный экологический налог. Вместе с тем интересно отметить, что ранее действовавшим Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <11> плата за пользование природными ресурсами относилась к числу федеральных налогов (пп. "и" п. 1 ст. 19). В ходе проводившейся в конце 1990-х - начале 2000-х гг. налоговой реформы предполагалось установить налог экологического характера. Так, согласно первоначальной редакции ст. 13 НК РФ, среди федеральных налогов, помимо лесного налога, также выделялся экологический налог. При этом можно встретить несколько судебных решений, относящихся к переходному периоду становления нового на тот момент законодательства о налогах и сборах, которые фактически ставят знак равенства между платой за загрязнение окружающей среды, платой за пользование природными ресурсами и экологическим налогом <12>.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Требование "2 в 1": как быть, когда ИФНС просит и пояснения, и первичку
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 4)В таких ситуациях налоговые органы могут истребовать необходимые им для проверки документы в подтверждение вычетов, заявленной льготы или увеличенного убытка и т.д. Есть и другие случаи - например, когда проводится камеральная проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов <4>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 4)В таких ситуациях налоговые органы могут истребовать необходимые им для проверки документы в подтверждение вычетов, заявленной льготы или увеличенного убытка и т.д. Есть и другие случаи - например, когда проводится камеральная проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов <4>.
Статья: Экологизация налоговой системы России: перенос налоговой нагрузки с труда на экологию
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Кроме того, варьировать налоговую нагрузку в рамках финансовой политики, ориентированной на достижение целевых параметров экологической безопасности, следует исключительно с учетом целей и приоритетов государства, результативности и эффективности использования бюджетных средств. Это значит, что экологические налоги должны служить инструментом обеспечения устойчивого эколого-экономического развития страны, являющегося долгосрочной приоритетной задачей. Ее решения можно добиться, если экологические налоги, присутствующие в налоговой системе, будут отвечать не исключительно формальным признакам, реализуя функцию наполнения бюджета, которая должна исполняться с позиции налогового управления в отношении условно невозобновляемых ресурсов, использование которых не может быть прекращено по причине их значимости для стабильного функционирования социально-экономических систем государства и общества. Однако, по мнению ряда исследователей, к которым относятся, например, Д.А. Гриненко, С.Ю. Лутковская, Л.А. Мочалова, Н.Н. Яшалова, современные налоги, условно считающиеся в России экологическими, носят только фискальный характер, не выполняя иных функций. В связи с этим ставки налогов часто приравниваются к цене за право использования природных ресурсов или за право осуществлять на них негативное воздействие, а налоговые поступления приобретают для государства характер выручки от продажи благ и прав, главной целью становится их максимизация.
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Кроме того, варьировать налоговую нагрузку в рамках финансовой политики, ориентированной на достижение целевых параметров экологической безопасности, следует исключительно с учетом целей и приоритетов государства, результативности и эффективности использования бюджетных средств. Это значит, что экологические налоги должны служить инструментом обеспечения устойчивого эколого-экономического развития страны, являющегося долгосрочной приоритетной задачей. Ее решения можно добиться, если экологические налоги, присутствующие в налоговой системе, будут отвечать не исключительно формальным признакам, реализуя функцию наполнения бюджета, которая должна исполняться с позиции налогового управления в отношении условно невозобновляемых ресурсов, использование которых не может быть прекращено по причине их значимости для стабильного функционирования социально-экономических систем государства и общества. Однако, по мнению ряда исследователей, к которым относятся, например, Д.А. Гриненко, С.Ю. Лутковская, Л.А. Мочалова, Н.Н. Яшалова, современные налоги, условно считающиеся в России экологическими, носят только фискальный характер, не выполняя иных функций. В связи с этим ставки налогов часто приравниваются к цене за право использования природных ресурсов или за право осуществлять на них негативное воздействие, а налоговые поступления приобретают для государства характер выручки от продажи благ и прав, главной целью становится их максимизация.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, платежей за пользование природными ресурсами, водного налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями главы 26.4 НК РФ.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, платежей за пользование природными ресурсами, водного налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями главы 26.4 НК РФ.
Статья: Прямые, косвенные и иные федеральные налоги и их влияние на сущность налоговой системы России
(Бобринев Р.В.)
("Финансовое право", 2023, NN 11, 12)Вместе с тем все эти показатели немного меркнут в сравнении с результатом, продемонстрированным другой группой фискальных выплат, именуемой в отчете по форме N 1-НМ налогами, сборами и регулярными платежами за пользование природными ресурсами. За предыдущий год посредством таких выплат объединенный бюджет страны получил 12 705 780 691 тыс. руб., что соответствует 38,1% всех налоговых поступлений, администрируемых налоговой службой. При этом 12 660 600 221 тыс. руб. (99,6%) из этой суммы пришлось, но уже не на пару, а на тройку федеральных налогов (тройка "налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - водный налог - налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД)"). Рекордсменом по суммам поступлений выступил НДПИ. Благодаря ему консолидированный бюджет России записал в свой актив 10 970 890 920 тыс. руб., что соответствует 32,9% в совокупном налоговом доходе страны за 2022 г. Следующим идет НДД с результатом 1 685 045 657 тыс. руб. (5%), и замыкает группу водный налог с показателем в 4 663 644 тыс. руб. (0,02%).
(Бобринев Р.В.)
("Финансовое право", 2023, NN 11, 12)Вместе с тем все эти показатели немного меркнут в сравнении с результатом, продемонстрированным другой группой фискальных выплат, именуемой в отчете по форме N 1-НМ налогами, сборами и регулярными платежами за пользование природными ресурсами. За предыдущий год посредством таких выплат объединенный бюджет страны получил 12 705 780 691 тыс. руб., что соответствует 38,1% всех налоговых поступлений, администрируемых налоговой службой. При этом 12 660 600 221 тыс. руб. (99,6%) из этой суммы пришлось, но уже не на пару, а на тройку федеральных налогов (тройка "налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - водный налог - налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД)"). Рекордсменом по суммам поступлений выступил НДПИ. Благодаря ему консолидированный бюджет России записал в свой актив 10 970 890 920 тыс. руб., что соответствует 32,9% в совокупном налоговом доходе страны за 2022 г. Следующим идет НДД с результатом 1 685 045 657 тыс. руб. (5%), и замыкает группу водный налог с показателем в 4 663 644 тыс. руб. (0,02%).
Статья: Конституционная аксиология как фундаментальная основа формирования и развития природоресурсного законодательства
(Аверьянова Н.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Важной частью содержательной стороны конституционного права народов на землю и иные природные ресурсы является экономический критерий, обеспеченный конституционными экономическими правами. Возможность использовать природные ресурсы для предпринимательских целей, государственная поддержка предпринимательской деятельности, выраженная в том числе в снижении налоговой нагрузки за пользование природными ресурсами и т.д., является необходимым и неотъемлемым условием эффективной реализации указанного конституционного права.
(Аверьянова Н.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Важной частью содержательной стороны конституционного права народов на землю и иные природные ресурсы является экономический критерий, обеспеченный конституционными экономическими правами. Возможность использовать природные ресурсы для предпринимательских целей, государственная поддержка предпринимательской деятельности, выраженная в том числе в снижении налоговой нагрузки за пользование природными ресурсами и т.д., является необходимым и неотъемлемым условием эффективной реализации указанного конституционного права.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<63> Рентные платежи предполагают изъятие в бюджет у хозяйствующих субъектов части прибыли (сверхприбыли), являющейся не непосредственным результатом предпринимательской деятельности, а полученной в результате использования природного ресурса. Само слово "рента" имеет латинское происхождение и означает вид дохода, не требующий от его получателя затрат труда. Существуют различные мнения по проблеме распространения рентных отношений на те или иные виды природных ресурсов, а также разные точки зрения относительно возможности использования налоговых механизмов при взимании рентных платежей. В частности, см.: Петрунин В.В. Перспективы развития рентных платежей в сфере пользования природными ресурсами // Налоговый вестник. 2005. N 2. С. 3 - 9.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<63> Рентные платежи предполагают изъятие в бюджет у хозяйствующих субъектов части прибыли (сверхприбыли), являющейся не непосредственным результатом предпринимательской деятельности, а полученной в результате использования природного ресурса. Само слово "рента" имеет латинское происхождение и означает вид дохода, не требующий от его получателя затрат труда. Существуют различные мнения по проблеме распространения рентных отношений на те или иные виды природных ресурсов, а также разные точки зрения относительно возможности использования налоговых механизмов при взимании рентных платежей. В частности, см.: Петрунин В.В. Перспективы развития рентных платежей в сфере пользования природными ресурсами // Налоговый вестник. 2005. N 2. С. 3 - 9.
Статья: Неналоговые платежи бюджетной системы Российской Федерации
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Налоги на прибыль, доходы; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами определим к налоговым платежам исходя из четкого указания в названии принадлежности их к налогам. Вместе с тем отдельно рассмотрим сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, которые отнесены к налоговым поступлениям.
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Налоги на прибыль, доходы; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами определим к налоговым платежам исходя из четкого указания в названии принадлежности их к налогам. Вместе с тем отдельно рассмотрим сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, которые отнесены к налоговым поступлениям.