Налог на имущество в другом регионе
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество в другом регионе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 217.1 "Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ как не позволяющего налогоплательщику для целей освобождения от налогообложения при продаже объекта недвижимого имущества применить установленный законом субъекта РФ сокращенный срок владения таким имуществом, находящимся в этом же субъекте РФ, в случае, если налогоплательщик зарегистрирован по месту жительства в другом субъекте РФ, в котором подобное сокращение срока не предусмотрено в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся на территории иных субъектов РФ. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения при исчислении НДФЛ должен определяться законодательством того субъекта РФ, в котором физическое лицо состоит на налоговом учете по месту жительства в момент государственной регистрации перехода права собственности к покупателю, а не того, на территории которого находится объект недвижимого имущества. КС РФ отметил, что вне зависимости от места нахождения проданного налогоплательщиком имущества налог будет зачислен в бюджет того региона, в котором налогоплательщик поставлен на налоговый учет по соответствующему основанию, поэтому распространение сокращенного субъектом РФ минимального предельного срока владения в отношении недвижимого имущества, расположенного на его территории, но принадлежащего налогоплательщику, уплачивающему налоги в другом регионе, влекло бы недопустимое распоряжение налоговыми доходами, которые причитаются бюджетам иных субъектов РФ. КС РФ отметил, что такой порядок применения льготы не свидетельствует о ее дискриминационном характере и не нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ как не позволяющего налогоплательщику для целей освобождения от налогообложения при продаже объекта недвижимого имущества применить установленный законом субъекта РФ сокращенный срок владения таким имуществом, находящимся в этом же субъекте РФ, в случае, если налогоплательщик зарегистрирован по месту жительства в другом субъекте РФ, в котором подобное сокращение срока не предусмотрено в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся на территории иных субъектов РФ. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения при исчислении НДФЛ должен определяться законодательством того субъекта РФ, в котором физическое лицо состоит на налоговом учете по месту жительства в момент государственной регистрации перехода права собственности к покупателю, а не того, на территории которого находится объект недвижимого имущества. КС РФ отметил, что вне зависимости от места нахождения проданного налогоплательщиком имущества налог будет зачислен в бюджет того региона, в котором налогоплательщик поставлен на налоговый учет по соответствующему основанию, поэтому распространение сокращенного субъектом РФ минимального предельного срока владения в отношении недвижимого имущества, расположенного на его территории, но принадлежащего налогоплательщику, уплачивающему налоги в другом регионе, влекло бы недопустимое распоряжение налоговыми доходами, которые причитаются бюджетам иных субъектов РФ. КС РФ отметил, что такой порядок применения льготы не свидетельствует о ее дискриминационном характере и не нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В сентябре 2022 г. организация сменила адрес в связи с внесением изменений в закон об определении муниципальных границ, из-за этого сменился ОКТМО. Какой ОКТМО указывать в декларации по налогу на имущество за 2022 г.?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Таким образом, в отношении объектов, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости, следует заполнить два разд. 2 (и/или 2.2) налоговой декларации по налогу на имущество организаций (один с ОКТМО до изменения муниципального деления субъекта РФ, другой с ОКТМО после изменения муниципального деления субъекта РФ, с соответствующей среднегодовой стоимостью).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Таким образом, в отношении объектов, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости, следует заполнить два разд. 2 (и/или 2.2) налоговой декларации по налогу на имущество организаций (один с ОКТМО до изменения муниципального деления субъекта РФ, другой с ОКТМО после изменения муниципального деления субъекта РФ, с соответствующей среднегодовой стоимостью).
Статья: Особенности осуществления налогового контроля на территориях с особым статусом
(Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 3)Предмет и цель налогового контроля. Целью налогового контроля в отношении резидентов ТОС является правомерность применения налоговых льгот, использования "нулевых" и "пониженных" ставок, инвестиционных вычетов по налогу на прибыль, освобождения операций от НДС, льгот по земельному налогу, налогу на имущество организаций, страховым взносам. Предметом налогового контроля выступает выполнение условий, зафиксированных в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) (ведение раздельного учета, отсутствие обособленных подразделений в других субъектах Российской Федерации (далее - субъект РФ), количество льготных периодов и др.). Конкретизация условий, закрепленных в НК РФ, происходит в соглашениях, именно они определяют для конкретной организации разрешенные или предписанные виды деятельности, объемы и сроки капиталовложений и т.д.
(Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 3)Предмет и цель налогового контроля. Целью налогового контроля в отношении резидентов ТОС является правомерность применения налоговых льгот, использования "нулевых" и "пониженных" ставок, инвестиционных вычетов по налогу на прибыль, освобождения операций от НДС, льгот по земельному налогу, налогу на имущество организаций, страховым взносам. Предметом налогового контроля выступает выполнение условий, зафиксированных в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) (ведение раздельного учета, отсутствие обособленных подразделений в других субъектах Российской Федерации (далее - субъект РФ), количество льготных периодов и др.). Конкретизация условий, закрепленных в НК РФ, происходит в соглашениях, именно они определяют для конкретной организации разрешенные или предписанные виды деятельности, объемы и сроки капиталовложений и т.д.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 N 10-П
"По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой"По мнению заявительницы, статья 402 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статье 6 (часть 2), поскольку позволяет субъекту Российской Федерации создавать условия для исчисления суммы налога на имущество физических лиц в повышенном размере (за счет более высокого диапазона ставок налога, рассчитываемых исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости). В результате этого, как полагает О.Ф. Низамова, на граждан возлагается непосильная налоговая нагрузка, а также нарушается принцип равенства в налогообложении, поскольку в других субъектах Российской Федерации налог на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости с применением более низких налоговых ставок.
"По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой"По мнению заявительницы, статья 402 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статье 6 (часть 2), поскольку позволяет субъекту Российской Федерации создавать условия для исчисления суммы налога на имущество физических лиц в повышенном размере (за счет более высокого диапазона ставок налога, рассчитываемых исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости). В результате этого, как полагает О.Ф. Низамова, на граждан возлагается непосильная налоговая нагрузка, а также нарушается принцип равенства в налогообложении, поскольку в других субъектах Российской Федерации налог на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости с применением более низких налоговых ставок.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
Статья: Практические проблемы обложения объектов недвижимости налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости
(Григорьев В.В., Сосновский С.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Затем, поскольку налог региональный, субъекты Федерации выбирают, какое имущество из перечисленного в НК РФ будет облагаться по кадастровой стоимости, и закрепляют это в своем законе (устанавливая попутно другие элементы, включая налоговые ставки).
(Григорьев В.В., Сосновский С.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Затем, поскольку налог региональный, субъекты Федерации выбирают, какое имущество из перечисленного в НК РФ будет облагаться по кадастровой стоимости, и закрепляют это в своем законе (устанавливая попутно другие элементы, включая налоговые ставки).
Типовая ситуация: Налог на имущество: уплата, учет, отчетность
(Издательство "Главная книга", 2025)Налог надо платить только с недвижимости, кроме земли и других объектов, перечисленных в ст. 374 НК РФ. Движимое имущество, в том числе транспортные средства, налогом не облагается.
(Издательство "Главная книга", 2025)Налог надо платить только с недвижимости, кроме земли и других объектов, перечисленных в ст. 374 НК РФ. Движимое имущество, в том числе транспортные средства, налогом не облагается.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Таким образом, в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, учтенных на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта РФ, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Таким образом, в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, учтенных на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта РФ, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
Статья: О направлениях совершенствования правил налогообложения недвижимого имущества физических лиц
(Пономарева К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Во-первых, необходимо расширение налоговой базы посредством выявления объектов недвижимости, стоимость которых не была оценена должным образом, а также установление более тесного взаимодействия налоговых органов, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, органов прокуратуры и иных уполномоченных органов. Это позволит фиксировать новые объекты недвижимости или изменения в существующих атрибутах недвижимости (например, право собственности, тип постройки и вид использования). Расширение налоговой базы предполагает фиксацию объектов недвижимости сначала с помощью аэрофотосъемки, а затем с помощью физической проверки по месту нахождения объекта. Такой опыт успешно применяется в Московской области <17>. Картографирование объектов недвижимости позволит обеспечить учет всех объектов недвижимости в базе данных. В муниципальных образованиях, где нет подобной системы, целесообразно обеспечить совместимость данных по налогу на имущество, чтобы в будущем их можно было легко интегрировать в федеральную систему.
(Пономарева К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Во-первых, необходимо расширение налоговой базы посредством выявления объектов недвижимости, стоимость которых не была оценена должным образом, а также установление более тесного взаимодействия налоговых органов, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, органов прокуратуры и иных уполномоченных органов. Это позволит фиксировать новые объекты недвижимости или изменения в существующих атрибутах недвижимости (например, право собственности, тип постройки и вид использования). Расширение налоговой базы предполагает фиксацию объектов недвижимости сначала с помощью аэрофотосъемки, а затем с помощью физической проверки по месту нахождения объекта. Такой опыт успешно применяется в Московской области <17>. Картографирование объектов недвижимости позволит обеспечить учет всех объектов недвижимости в базе данных. В муниципальных образованиях, где нет подобной системы, целесообразно обеспечить совместимость данных по налогу на имущество, чтобы в будущем их можно было легко интегрировать в федеральную систему.
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении газопроводов, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства.
(Письмо Минфина России от 04.07.2025 N 03-05-04-01/65200)На основании пункта 2 статьи 372, подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных, в частности, для ведения садоводства.
(Письмо Минфина России от 04.07.2025 N 03-05-04-01/65200)На основании пункта 2 статьи 372, подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных, в частности, для ведения садоводства.
Статья: Правовая характеристика и новые аспекты перехода к налогообложению недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости в рамках налога на имущество организаций
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2024, NN 5, 6)<15> В указанном письме отмечается, что "основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов предусматривается совершенствование налогообложения имущества организаций путем постепенного перехода к налогообложению всего недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости (без учета формируемого субъектами Российской Федерации перечня объектов)".
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2024, NN 5, 6)<15> В указанном письме отмечается, что "основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов предусматривается совершенствование налогообложения имущества организаций путем постепенного перехода к налогообложению всего недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости (без учета формируемого субъектами Российской Федерации перечня объектов)".
Вопрос: Об установлении льгот по налогу на имущество организаций законодательными органами субъектов РФ.
(Письмо Минфина России от 02.07.2024 N 03-05-04-01/61577)Исходя из указанных положений Кодекса и применительно к описываемой ситуации законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать налоговые преимущества по налогу на имущество организаций в виде налоговых льгот.
(Письмо Минфина России от 02.07.2024 N 03-05-04-01/61577)Исходя из указанных положений Кодекса и применительно к описываемой ситуации законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать налоговые преимущества по налогу на имущество организаций в виде налоговых льгот.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Если в строке "Код вида имущества" стоит другой код, то:
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Если в строке "Код вида имущества" стоит другой код, то:
Статья: ЕНП-уведомления по имущественным налогам в ЛНР, ДНР, ХО и ЗО
("Главная книга", 2023, N 7)- региональные власти могут ввести налог на имущество организаций и транспортный налог;
("Главная книга", 2023, N 7)- региональные власти могут ввести налог на имущество организаций и транспортный налог;
Вопрос: О налоге на прибыль и НДС при безвозмездной передаче недвижимого имущества в казну субъекта или муниципального образования РФ.
(Письмо Минфина России от 08.08.2024 N 03-03-05/74414)В случае если передаваемые на безвозмездной основе в казну субъекта Российской Федерации либо муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования объекты недвижимого имущества не относятся к объектам социально-культурного назначения, то операции по передаче на безвозмездной основе таких объектов недвижимого имущества в казну субъекта Российской Федерации либо муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.
(Письмо Минфина России от 08.08.2024 N 03-03-05/74414)В случае если передаваемые на безвозмездной основе в казну субъекта Российской Федерации либо муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования объекты недвижимого имущества не относятся к объектам социально-культурного назначения, то операции по передаче на безвозмездной основе таких объектов недвижимого имущества в казну субъекта Российской Федерации либо муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.