Налог на имущество постановка на учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество постановка на учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 375 "Налоговая база" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик приобрел земельные участки и объекты незавершенного строительства. Указанные объекты незавершенного строительства были зарегистрированы 25.08.2014. В период с 26.10.2018 по 25.01.2019 данное имущество было поставлено на учет на счета 41 и 4. Поскольку до 2018 года объекты на учет поставлены не были, налог на имущество не уплачивался, налоговый орган доначислил налог на имущество. Налогоплательщик оспорил решение налогового органа, указав, что спорные объекты не соответствовали требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, являлись объектами незавершенного строительства, были приняты к учету как вложения во внеоборотные активы (счет 08), но не учитывались в качестве основных средств до 26.10.2018. Суд признал решение налогового органа законным, отметив, что если жилые помещения учитываются в качестве основных средств, то налог на имущество организаций уплачивается исходя из среднегодовой стоимости имущества, при этом жилые помещения, учитываемые на бухгалтерском счете 41 "Товары", подлежат налогообложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества. Объекты незавершенного строительства являются активами, несмотря на невозможность использовать их в качестве жилья, поскольку такие объекты имеют стоимостную оценку, возможно их отчуждение по частям, формирование бюджета за счет средств дольщиков.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик приобрел земельные участки и объекты незавершенного строительства. Указанные объекты незавершенного строительства были зарегистрированы 25.08.2014. В период с 26.10.2018 по 25.01.2019 данное имущество было поставлено на учет на счета 41 и 4. Поскольку до 2018 года объекты на учет поставлены не были, налог на имущество не уплачивался, налоговый орган доначислил налог на имущество. Налогоплательщик оспорил решение налогового органа, указав, что спорные объекты не соответствовали требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, являлись объектами незавершенного строительства, были приняты к учету как вложения во внеоборотные активы (счет 08), но не учитывались в качестве основных средств до 26.10.2018. Суд признал решение налогового органа законным, отметив, что если жилые помещения учитываются в качестве основных средств, то налог на имущество организаций уплачивается исходя из среднегодовой стоимости имущества, при этом жилые помещения, учитываемые на бухгалтерском счете 41 "Товары", подлежат налогообложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества. Объекты незавершенного строительства являются активами, несмотря на невозможность использовать их в качестве жилья, поскольку такие объекты имеют стоимостную оценку, возможно их отчуждение по частям, формирование бюджета за счет средств дольщиков.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о неправомерном исключении налогоплательщиком из расчета элементы солнечных электростанций вследствие отнесения их к движимому имуществу. Данное имущество было принято обществом к учету как отдельные инвентарные объекты, им присвоен код Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) из раздела "Машины и оборудование", вследствие чего они исключены из расчета налога на имущество организаций. Суд установил, что солнечные электростанции поставлены на кадастровый учет и на них зарегистрированы права собственности в Едином государственном реестре недвижимости как на объекты недвижимого имущества с присвоением кадастровых номеров. Налогоплательщик учитывал в качестве движимого имущества следующие элементы электростанций: генератор (с опорными конструкциями), автоматизированную информационно-измерительную систему коммерческого учета, трансформаторное оборудование, фотоэлектрические модули, инвенторное оборудование, коммутационное оборудование, систему безопасности, кабельные сети. Верховный Суд РФ указал, что ни факт использования имущества по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества налогоплательщика в имущественный комплекс для целей совершения сделок с ним (купли-продажи, передачи в залог и т.п.) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно сочлененного объекта, как объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. Имущество, правомерно учтенное налогоплательщиком в качестве самостоятельных инвентарных объектов движимого имущества (машины и оборудование), в том числе объекты, не являющиеся частями зданий и сооружений либо выступающие частями зданий и сооружений, но не подлежащие учету в составе комплекса конструктивно сочлененных предметов (требующие периодического обновления в силу существенно меньшего срока предполагаемой эксплуатации в сравнении со сроком полезного использования всего здания или сооружения и (или) не вносящие существенного вклада в стоимость соответствующего комплекса), не облагается налогом на имущество организаций. Верховный Суд РФ признал неправомерным доначисление налога на имущество.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о неправомерном исключении налогоплательщиком из расчета элементы солнечных электростанций вследствие отнесения их к движимому имуществу. Данное имущество было принято обществом к учету как отдельные инвентарные объекты, им присвоен код Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) из раздела "Машины и оборудование", вследствие чего они исключены из расчета налога на имущество организаций. Суд установил, что солнечные электростанции поставлены на кадастровый учет и на них зарегистрированы права собственности в Едином государственном реестре недвижимости как на объекты недвижимого имущества с присвоением кадастровых номеров. Налогоплательщик учитывал в качестве движимого имущества следующие элементы электростанций: генератор (с опорными конструкциями), автоматизированную информационно-измерительную систему коммерческого учета, трансформаторное оборудование, фотоэлектрические модули, инвенторное оборудование, коммутационное оборудование, систему безопасности, кабельные сети. Верховный Суд РФ указал, что ни факт использования имущества по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества налогоплательщика в имущественный комплекс для целей совершения сделок с ним (купли-продажи, передачи в залог и т.п.) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно сочлененного объекта, как объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. Имущество, правомерно учтенное налогоплательщиком в качестве самостоятельных инвентарных объектов движимого имущества (машины и оборудование), в том числе объекты, не являющиеся частями зданий и сооружений либо выступающие частями зданий и сооружений, но не подлежащие учету в составе комплекса конструктивно сочлененных предметов (требующие периодического обновления в силу существенно меньшего срока предполагаемой эксплуатации в сравнении со сроком полезного использования всего здания или сооружения и (или) не вносящие существенного вклада в стоимость соответствующего комплекса), не облагается налогом на имущество организаций. Верховный Суд РФ признал неправомерным доначисление налога на имущество.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 31.03.2025 N 03-05-05-01/31291 <Налог на имущество организаций: объекты налогообложения и порядок расчета>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)Независимо от того, было ли имущество, подлежащее налогообложению, поставлено на учет не в начале отчетного периода или было выведено из эксплуатации в течение этого периода, это не оказывает влияния на формулу расчета авансовых платежей или налога.
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)Независимо от того, было ли имущество, подлежащее налогообложению, поставлено на учет не в начале отчетного периода или было выведено из эксплуатации в течение этого периода, это не оказывает влияния на формулу расчета авансовых платежей или налога.
Готовое решение: Плательщики налога на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Когда иностранные организации - плательщики налога на имущество организаций должны встать на учет в налоговых органах
(КонсультантПлюс, 2025)Когда иностранные организации - плательщики налога на имущество организаций должны встать на учет в налоговых органах
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ
(ред. от 29.07.2004)
"О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Статья 9.2. В том случае, когда подлежащие налогообложению недвижимое имущество или транспортные средства зарегистрированы налогоплательщиком до 1 января 1999 года, заявление организации о постановке на учет в соответствии с пунктом 4 статьи 83 части первой Кодекса подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества до 1 января 2000 года.
(ред. от 29.07.2004)
"О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Статья 9.2. В том случае, когда подлежащие налогообложению недвижимое имущество или транспортные средства зарегистрированы налогоплательщиком до 1 января 1999 года, заявление организации о постановке на учет в соответствии с пунктом 4 статьи 83 части первой Кодекса подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества до 1 января 2000 года.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
(ред. от 17.11.2025)3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Статья: Малоимущность и освобождение от платы за наем по договору социального найма: законодательство, доктрина и судебная практика
(Безик Н.В., Суслова С.И.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Таким образом, следует констатировать, что правовое регулирование данного вопроса в настоящее время нельзя признать удовлетворительным как на федеральном, так на региональном и местном уровнях. Получается, что указание в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ на цели Кодекса как основу для определения малоимущности граждан (в том числе для применения ст. 156 ЖК РФ) и установление соответствующего порядка порождают сложности в реализации права. Критерии, подлежащие учету согласно этой статье (доход и имущество, подлежащее налогообложению), логично использовать для постановки на учет в целях предоставления жилого помещения, однако использование такого же порядка для освобождения от платы нецелесообразно, поскольку обременяет гражданина сложной процедурой сбора необходимых документов и длительностью процесса установления такого факта.
(Безик Н.В., Суслова С.И.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Таким образом, следует констатировать, что правовое регулирование данного вопроса в настоящее время нельзя признать удовлетворительным как на федеральном, так на региональном и местном уровнях. Получается, что указание в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ на цели Кодекса как основу для определения малоимущности граждан (в том числе для применения ст. 156 ЖК РФ) и установление соответствующего порядка порождают сложности в реализации права. Критерии, подлежащие учету согласно этой статье (доход и имущество, подлежащее налогообложению), логично использовать для постановки на учет в целях предоставления жилого помещения, однако использование такого же порядка для освобождения от платы нецелесообразно, поскольку обременяет гражданина сложной процедурой сбора необходимых документов и длительностью процесса установления такого факта.
Статья: Россиян хотят обязать оформлять дом в собственность сразу после постройки
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В целях оптимизации организации и осуществления контрольных (надзорных) мероприятий федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля законопроектом предусматривается возможность выдачи предписания об устранении выявленного нарушения по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований. Внесение изменений в законодательство в сфере недвижимого имущества и земельного права направлено на сокращение незарегистрированных объектов недвижимого имущества, формирование четкого учета объектов недвижимого имущества, постановку на учет объектов недвижимого имущества, увеличение доходов от налогообложения недвижимого имущества.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В целях оптимизации организации и осуществления контрольных (надзорных) мероприятий федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля законопроектом предусматривается возможность выдачи предписания об устранении выявленного нарушения по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований. Внесение изменений в законодательство в сфере недвижимого имущества и земельного права направлено на сокращение незарегистрированных объектов недвижимого имущества, формирование четкого учета объектов недвижимого имущества, постановку на учет объектов недвижимого имущества, увеличение доходов от налогообложения недвижимого имущества.