Налог на имущество подъездные пути
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество подъездные пути (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2004 год: Глава 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "Налоговая помощь")Согласно подп. "г" ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость железнодорожных путей сообщения. При этом из подп. "г" ст. 6 Инструкции Госналогслужбы РФ N 33 <*> следует, что от налога на имущество предприятия освобождаются железнодорожные пути сообщения, в том числе подъездные пути, принадлежащие РАО "Российские железные дороги". В связи с этим акционерное общество не вправе уменьшить стоимость имущества, исчисленную для целей налогообложения, на балансовую стоимость железнодорожных подъездных путей, переездов, стрелочных переводов, мачт осветительных и мостов железобетонных, принадлежащих обществу на праве собственности.
(Юридическая компания "Налоговая помощь")Согласно подп. "г" ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость железнодорожных путей сообщения. При этом из подп. "г" ст. 6 Инструкции Госналогслужбы РФ N 33 <*> следует, что от налога на имущество предприятия освобождаются железнодорожные пути сообщения, в том числе подъездные пути, принадлежащие РАО "Российские железные дороги". В связи с этим акционерное общество не вправе уменьшить стоимость имущества, исчисленную для целей налогообложения, на балансовую стоимость железнодорожных подъездных путей, переездов, стрелочных переводов, мачт осветительных и мостов железобетонных, принадлежащих обществу на праве собственности.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.08.2016 N 66-АПГ16-10
Об отмене решения Иркутского областного суда от 04.03.2016 и об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 29.10.2015 N 299-СПР "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ПАО "Иркутскэнерго" (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях".Согласно дополнению к экспертному заключению Службы по тарифам эксперт счел возможным принять расходы на аренду имущества в размере 10 305 тыс. руб. исходя из первоначальной балансовой стоимости имущества по данным ФГУП "Кристалл", сроков полезного использования имущества в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1, и налога на имущество.
Об отмене решения Иркутского областного суда от 04.03.2016 и об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 29.10.2015 N 299-СПР "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ПАО "Иркутскэнерго" (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях".Согласно дополнению к экспертному заключению Службы по тарифам эксперт счел возможным принять расходы на аренду имущества в размере 10 305 тыс. руб. исходя из первоначальной балансовой стоимости имущества по данным ФГУП "Кристалл", сроков полезного использования имущества в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1, и налога на имущество.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Функциональная возможность вещи как признак недвижимости
(Предеин К.Н.)
("Юрист", 2022, N 7)Фактически таким же критерием (функциональная принадлежность, функциональная возможность вещи) руководствуется правоприменитель при решении вопроса отнесения имущества к движимому или недвижимому в целях налогообложения. Так, если функциональное предназначение движимых вещей является неотъемлемой частью функционирования здания или сооружения, то данная совокупность вещей есть единый объект недвижимого имущества, и наоборот <20>. Судебная практика идет по тому же пути. Например, железнодорожные подъездные пути были квалифицированы в одном из судебных постановлений в качестве недвижимого имущества, так как это имущество в силу функционального предназначения прочно связано с землей <21>.
(Предеин К.Н.)
("Юрист", 2022, N 7)Фактически таким же критерием (функциональная принадлежность, функциональная возможность вещи) руководствуется правоприменитель при решении вопроса отнесения имущества к движимому или недвижимому в целях налогообложения. Так, если функциональное предназначение движимых вещей является неотъемлемой частью функционирования здания или сооружения, то данная совокупность вещей есть единый объект недвижимого имущества, и наоборот <20>. Судебная практика идет по тому же пути. Например, железнодорожные подъездные пути были квалифицированы в одном из судебных постановлений в качестве недвижимого имущества, так как это имущество в силу функционального предназначения прочно связано с землей <21>.
Статья: Нахождение субъекта хозяйствования / налогового агента под следствием как фактор, дискредитирующий его деловую репутацию
(Бажанов С.В.)
("Безопасность бизнеса", 2020, N 6)Иногда рекомендуется проводить следственный осмотр жилых и служебных помещений, участков местности, транспортных средств, тары и упаковки в целях обнаружения неучтенного сырья, оборудования и транспортных средств, не отраженных на балансе, а также сбор данных о сроках и объемах имевшей место коммерческой активности. Одновременно выясняется емкость складских, торговых и иных помещений, грузовых площадок, подъездных путей, что позволяет определить количество хранившегося там имущества, сокрытого от налогообложения.
(Бажанов С.В.)
("Безопасность бизнеса", 2020, N 6)Иногда рекомендуется проводить следственный осмотр жилых и служебных помещений, участков местности, транспортных средств, тары и упаковки в целях обнаружения неучтенного сырья, оборудования и транспортных средств, не отраженных на балансе, а также сбор данных о сроках и объемах имевшей место коммерческой активности. Одновременно выясняется емкость складских, торговых и иных помещений, грузовых площадок, подъездных путей, что позволяет определить количество хранившегося там имущества, сокрытого от налогообложения.
Нормативные акты
Постановление Марийского УФАС России от 17.11.2022 по делу N 012/04/14.31-756/2022
Нарушение: ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке).
Решение: Назначен штраф.В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях предприятиями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, утвержденными приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли РМЭ от 20.07.2021 N 38т (далее -Методические рекомендации) устанавливается тариф за пропуск вагонов по подъездным путям от станции примыкания на фронта погрузки (выгрузки) или обратно по району обслуживания. В соответствии с указанными Методическими рекомендациями (пункт 26) тариф устанавливается с учетом экономически обоснованного размера арендной платы в отношении основных производственных фондов, участвующих в перевозке грузов (верхнее строение путей, локомотивный парк, силовое оборудование и иные основные фонды), определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы. Экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, и других обязательных платежей собственника, передаваемого в аренду (лизинг).
Нарушение: ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке).
Решение: Назначен штраф.В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях предприятиями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, утвержденными приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли РМЭ от 20.07.2021 N 38т (далее -Методические рекомендации) устанавливается тариф за пропуск вагонов по подъездным путям от станции примыкания на фронта погрузки (выгрузки) или обратно по району обслуживания. В соответствии с указанными Методическими рекомендациями (пункт 26) тариф устанавливается с учетом экономически обоснованного размера арендной платы в отношении основных производственных фондов, участвующих в перевозке грузов (верхнее строение путей, локомотивный парк, силовое оборудование и иные основные фонды), определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы. Экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, и других обязательных платежей собственника, передаваемого в аренду (лизинг).
Вопрос: Нужно ли уплачивать налог на имущество организаций с железнодорожных подъездных путей?
(Консультация эксперта, 2021)Вопрос: Нужно ли уплачивать налог на имущество организаций с железнодорожных подъездных путей?
(Консультация эксперта, 2021)Вопрос: Нужно ли уплачивать налог на имущество организаций с железнодорожных подъездных путей?
"Обзор арбитражной практики по применению налогового законодательства (июль - сентябрь 2004 года)"
(Группа авторов ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Однако данным Определением нельзя истолковать понятие "железнодорожные пути сообщения", упоминаемое в подп. "г" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", более того, данное понятие не содержится и в транспортном уставе железных дорог. Таким образом, понятие "железнодорожные пути сообщения" подлежит толкованию в соответствии с общими принципами налогового законодательства. Суд указал, что толкование данного понятия по аналогии с понятием "железнодорожные пути общего пользования", данным в Федеральном законе от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", может привести к изменению объекта налогообложения и ограничить право налогоплательщиков, не являющихся государственными унитарными предприятиями железной дороги, на использование льготы по налогообложению налогом на имущество подъездных путей.
(Группа авторов ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Однако данным Определением нельзя истолковать понятие "железнодорожные пути сообщения", упоминаемое в подп. "г" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", более того, данное понятие не содержится и в транспортном уставе железных дорог. Таким образом, понятие "железнодорожные пути сообщения" подлежит толкованию в соответствии с общими принципами налогового законодательства. Суд указал, что толкование данного понятия по аналогии с понятием "железнодорожные пути общего пользования", данным в Федеральном законе от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", может привести к изменению объекта налогообложения и ограничить право налогоплательщиков, не являющихся государственными унитарными предприятиями железной дороги, на использование льготы по налогообложению налогом на имущество подъездных путей.
Интервью: Налог на имущество предприятий
("Учет. Налоги. Право", 2003, N 33)- На балансе нашей организации есть подъездной железнодорожный путь. Скажите, правы ли мы, считая, что можем не облагать его остаточную стоимость налогом на имущество на основании пп."г" ст.5 Закона о налоге на имущество?
("Учет. Налоги. Право", 2003, N 33)- На балансе нашей организации есть подъездной железнодорожный путь. Скажите, правы ли мы, считая, что можем не облагать его остаточную стоимость налогом на имущество на основании пп."г" ст.5 Закона о налоге на имущество?
Статья: Налог на имущество предприятий (Продолжение)
(Скрябина О.)
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 19)У предприятий, имеющих на балансе автомобильные, проселочные дороги или подъездные пути железных дорог, часто возникает вопрос: могут они применить эту льготу или нет. Минфин России в Письмах от 19.10.1998 N 04-05-06/144 и от 05.10.1999 N 01-02-03/04-973 разъяснил, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения (работ, услуг). Законом N 2030-1 предусмотрено освобождение от налогообложения лишь путей сообщения, принадлежащих железной дороге, как по назначению, так и по функциям в процессе производства. Такой вывод делается на основе положений ст.2 Закона Российской Федерации от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", согласно которой железная дорога - основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно - хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав, а железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, грузобагажа и багажа и обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы. Таким образом, освобождению от налога на имущество предприятий подлежат пути сообщения, принадлежащие только железной дороге (в том числе и подъездные).
(Скрябина О.)
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 19)У предприятий, имеющих на балансе автомобильные, проселочные дороги или подъездные пути железных дорог, часто возникает вопрос: могут они применить эту льготу или нет. Минфин России в Письмах от 19.10.1998 N 04-05-06/144 и от 05.10.1999 N 01-02-03/04-973 разъяснил, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения (работ, услуг). Законом N 2030-1 предусмотрено освобождение от налогообложения лишь путей сообщения, принадлежащих железной дороге, как по назначению, так и по функциям в процессе производства. Такой вывод делается на основе положений ст.2 Закона Российской Федерации от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", согласно которой железная дорога - основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно - хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав, а железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, грузобагажа и багажа и обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы. Таким образом, освобождению от налога на имущество предприятий подлежат пути сообщения, принадлежащие только железной дороге (в том числе и подъездные).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам: 2003 год
(Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Юсупов М.Т., Штромвассер И.Р., Труфанов А.Н., Губанова Л.Р., Байгозин К.И., Грин А.Д., Салахетдинов Р.Н., Рыжова О.В., Абрамовский А.А.)
("Налоги и финансовое право", 2004, N 3)6. Налогоплательщик правомерно пользовался налоговой льготы по пп."г" ст.5 Федерального закона "О налоге на имущество" в связи с наличием у общества подъездных путей. Из содержания указанного следует, что льгота предоставляется предприятиям, имеющим на своем балансе железнодорожные пути. С учетом п.7 ст.3 НК РФ данное положение Закона универсально в отношении всех предприятий, в том числе и тех, кто имеет подъездные железнодорожные пути (Постановление ФАС УО от 04.11.2003 N Ф09-3724/03-АК).
(Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Юсупов М.Т., Штромвассер И.Р., Труфанов А.Н., Губанова Л.Р., Байгозин К.И., Грин А.Д., Салахетдинов Р.Н., Рыжова О.В., Абрамовский А.А.)
("Налоги и финансовое право", 2004, N 3)6. Налогоплательщик правомерно пользовался налоговой льготы по пп."г" ст.5 Федерального закона "О налоге на имущество" в связи с наличием у общества подъездных путей. Из содержания указанного следует, что льгота предоставляется предприятиям, имеющим на своем балансе железнодорожные пути. С учетом п.7 ст.3 НК РФ данное положение Закона универсально в отношении всех предприятий, в том числе и тех, кто имеет подъездные железнодорожные пути (Постановление ФАС УО от 04.11.2003 N Ф09-3724/03-АК).
Статья: Новости от 06.07.2009
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 7)Организация приобрела на торгах в непригодном для эксплуатации техническом состоянии комплексное здание, котельную, склад, гараж, артезианскую и насосную скважины. Вместе с тем между земельным участком, необходимым для эксплуатации данных объектов, и прилегающим к нему участком отсутствуют границы. В целях доведения данных объектов до состояния, пригодного для использования, необходимо оформить земельные участки в соответствии с действующим законодательством, после чего осуществить работы по реконструкции объектов и организовать подъездные пути. Вправе ли организация до приведения объектов в пригодное для использования состояние отражать данные объекты в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и, соответственно, не уплачивать налог на имущество организаций?
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 7)Организация приобрела на торгах в непригодном для эксплуатации техническом состоянии комплексное здание, котельную, склад, гараж, артезианскую и насосную скважины. Вместе с тем между земельным участком, необходимым для эксплуатации данных объектов, и прилегающим к нему участком отсутствуют границы. В целях доведения данных объектов до состояния, пригодного для использования, необходимо оформить земельные участки в соответствии с действующим законодательством, после чего осуществить работы по реконструкции объектов и организовать подъездные пути. Вправе ли организация до приведения объектов в пригодное для использования состояние отражать данные объекты в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и, соответственно, не уплачивать налог на имущество организаций?
Статья: О льготе по налогу на имущество
(Дурново Д.В.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4)Освобождение от обложения налогом на имущество согласно п. 11 ст. 381 НК РФ применяется в отношении железнодорожных путей общего пользования. Таковыми признаются пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"). Что касается путей необщего пользования, таковыми являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для оказания определенным пользователям услуг железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. На балансе предприятий промышленности, как правило, числятся железнодорожные пути необщего пользования, поэтому льготу по налогу на имущество в отношении этих объектов применять нельзя. Если же освобождение все-таки будет использовано, налоговый орган в результате проверки доначислит налог и соответствующие пени, а суды согласятся с ним (примеры - Постановления ФАС ДВО от 09.02.2010 N Ф03-99/2010, N Ф03-120/2010, N Ф03-119/2010, от 08.02.2010 N Ф03-101/2010).
(Дурново Д.В.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4)Освобождение от обложения налогом на имущество согласно п. 11 ст. 381 НК РФ применяется в отношении железнодорожных путей общего пользования. Таковыми признаются пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"). Что касается путей необщего пользования, таковыми являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для оказания определенным пользователям услуг железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. На балансе предприятий промышленности, как правило, числятся железнодорожные пути необщего пользования, поэтому льготу по налогу на имущество в отношении этих объектов применять нельзя. Если же освобождение все-таки будет использовано, налоговый орган в результате проверки доначислит налог и соответствующие пени, а суды согласятся с ним (примеры - Постановления ФАС ДВО от 09.02.2010 N Ф03-99/2010, N Ф03-120/2010, N Ф03-119/2010, от 08.02.2010 N Ф03-101/2010).
Вопрос: ...Завод производит электротехнический фарфор и товары народно-художественного промысла. На его балансе находится подъездной железнодорожный путь, который используется в производственных целях. Может ли завод использовать льготу по налогу на имущество в части стоимости подъездного железнодорожного пути в соответствии с п."г" ст.5 Закона РФ N 2030-1?
("Налоговые известия Московского региона", 2003, N 11)"Налоговые известия Московского региона", N 11, 2003
("Налоговые известия Московского региона", 2003, N 11)"Налоговые известия Московского региона", N 11, 2003
"Обзор арбитражной практики по применению налогового законодательства (сентябрь - декабрь 2003 года). Часть I"
(Группа авторов ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004)Однако суд признал неправомерным указанный подход налогового органа, поскольку фактически такое толкование формулировки подп. "г" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" сводилось к изменению объекта налогообложения, ограничивающему право налогоплательщиков (не являющихся государственными унитарными предприятиями железной дороги) на использование льготы по налогообложению налогом на имущество подъездных путей, что прямо противоречит положениям п. 1 ст. 4 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми ведомственные нормативные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
(Группа авторов ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004)Однако суд признал неправомерным указанный подход налогового органа, поскольку фактически такое толкование формулировки подп. "г" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" сводилось к изменению объекта налогообложения, ограничивающему право налогоплательщиков (не являющихся государственными унитарными предприятиями железной дороги) на использование льготы по налогообложению налогом на имущество подъездных путей, что прямо противоречит положениям п. 1 ст. 4 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми ведомственные нормативные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Вопрос: Каким образом облагается налогом на имущество предприятий стоимость подъездных путей, находящихся на балансе предприятий, не входящих в систему железных дорог?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2001)Вопрос: Каким образом облагается налогом на имущество предприятий стоимость подъездных путей, находящихся на балансе предприятий, не входящих в систему железных дорог?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2001)Вопрос: Каким образом облагается налогом на имущество предприятий стоимость подъездных путей, находящихся на балансе предприятий, не входящих в систему железных дорог?