Налог на имущество организаций по имуществу в оперативном управлении
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество организаций по имуществу в оперативном управлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 257 "Порядок определения стоимости амортизируемого имущества" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация города передала имущество (основные средства - объекты коммунального хозяйства) для эксплуатации в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия. Предприятие учло в расходах по налогу на прибыль организаций амортизационные начисления по переданному имуществу. Инспекция признала учет данных расходов неправомерным. Суд признал доначисление налога на прибыль правомерным, отметив, что амортизация начисляется унитарным предприятием не во всех случаях, а в ситуации, когда амортизируемое имущество, полученное в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то есть вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования. В данном случае налогоплательщик получил имущество безвозмездно, его реконструкция производилась за счет бюджетных средств, соответственно, у налогоплательщика отсутствовало право на учет в составе расходов начисленной амортизации основных средств.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация города передала имущество (основные средства - объекты коммунального хозяйства) для эксплуатации в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия. Предприятие учло в расходах по налогу на прибыль организаций амортизационные начисления по переданному имуществу. Инспекция признала учет данных расходов неправомерным. Суд признал доначисление налога на прибыль правомерным, отметив, что амортизация начисляется унитарным предприятием не во всех случаях, а в ситуации, когда амортизируемое имущество, полученное в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то есть вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования. В данном случае налогоплательщик получил имущество безвозмездно, его реконструкция производилась за счет бюджетных средств, соответственно, у налогоплательщика отсутствовало право на учет в составе расходов начисленной амортизации основных средств.
Перспективы и риски арбитражного спора: Налог на имущество организаций: Налоговый орган доначислил налог организации, которая отнесла объект к имуществу госоргана с военной или приравненной к ней службой
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик (организация, подведомственная госоргану) не уплатил налог на имущество, которое он отнес к имуществу госоргана с военной или приравненной к ней службой.
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик (организация, подведомственная госоргану) не уплатил налог на имущество, которое он отнес к имуществу госоргана с военной или приравненной к ней службой.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагается налогом на имущество недвижимость организации
(КонсультантПлюс, 2025)Как облагается налогом на имущество организаций имущество в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Как облагается налогом на имущество организаций имущество в оперативном управлении
Вопрос: Об определении первоначальной стоимости и амортизации имущества, полученного унитарным предприятием от собственника в хозяйственное ведение, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 11.06.2025 N 03-03-06/1/57508)Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 11.06.2025 N 03-03-06/1/57508)Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом обложения налогом на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом обложения налогом на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 13-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Исходя из места данной нормы в Налоговом кодексе Российской Федерации и в его статье 256, она не предполагает необходимость безусловной и не подлежащей какому-либо ограничению амортизации имущества, полученного унитарным предприятием. Во всяком случае, она сама по себе не должна давать основания налогоплательщикам воспринимать факт получения имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение от собственника как предполагающий его амортизацию безотносительно к положениям пункта 2 данной статьи. Подпункт же 3 указанного пункта не дифференцирует имущество исходя из организационно-правовой формы налогоплательщика, придавая ключевое значение источнику финансирования приобретения (создания) амортизируемого имущества и его целевому характеру, и устанавливает изъятия только для случая приватизации (передачи в собственность физического и (или) юридического лица государственного (муниципального) имущества, статья 217 ГК Российской Федерации), т.е. смены собственника.
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Исходя из места данной нормы в Налоговом кодексе Российской Федерации и в его статье 256, она не предполагает необходимость безусловной и не подлежащей какому-либо ограничению амортизации имущества, полученного унитарным предприятием. Во всяком случае, она сама по себе не должна давать основания налогоплательщикам воспринимать факт получения имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение от собственника как предполагающий его амортизацию безотносительно к положениям пункта 2 данной статьи. Подпункт же 3 указанного пункта не дифференцирует имущество исходя из организационно-правовой формы налогоплательщика, придавая ключевое значение источнику финансирования приобретения (создания) амортизируемого имущества и его целевому характеру, и устанавливает изъятия только для случая приватизации (передачи в собственность физического и (или) юридического лица государственного (муниципального) имущества, статья 217 ГК Российской Федерации), т.е. смены собственника.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Является ли арендатор налоговым агентом по НДС, если арендодателем государственного (муниципального) имущества выступает его балансодержатель
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России высказался по вопросу применения НДС в отношении услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за государственным бюджетным предприятием на праве оперативного управления. Разъяснено, что гл. 21 НК РФ не содержит особенностей по исчислению и уплате налога в отношении услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного организации в оперативное управление. Таким образом, в отношении данных услуг плательщиком НДС является эта организация-арендодатель.
Является ли арендатор налоговым агентом по НДС, если арендодателем государственного (муниципального) имущества выступает его балансодержатель
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России высказался по вопросу применения НДС в отношении услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за государственным бюджетным предприятием на праве оперативного управления. Разъяснено, что гл. 21 НК РФ не содержит особенностей по исчислению и уплате налога в отношении услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного организации в оперативное управление. Таким образом, в отношении данных услуг плательщиком НДС является эта организация-арендодатель.
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)С учетом изложенного конституционным принципам справедливости и соразмерности налогообложения при решении вопроса о возможности амортизации имущества, полученного государственным (муниципальным) унитарным предприятием в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, использовавшего бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений для приобретения (создания) данного имущества, соответствует подход, когда в случае долевого участия в финансировании создания соответствующего имущества самого унитарного предприятия для той части стоимости имущества, которая создана за счет его средств, возможность амортизации во всяком случае не утрачивается.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)С учетом изложенного конституционным принципам справедливости и соразмерности налогообложения при решении вопроса о возможности амортизации имущества, полученного государственным (муниципальным) унитарным предприятием в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, использовавшего бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений для приобретения (создания) данного имущества, соответствует подход, когда в случае долевого участия в финансировании создания соответствующего имущества самого унитарного предприятия для той части стоимости имущества, которая создана за счет его средств, возможность амортизации во всяком случае не утрачивается.
Статья: О начислении амортизации по объектам, созданным за счет бюджетных инвестиций
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Основываясь на положении абз. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ, Предприятие начисляло амортизацию на такое имущество. Налоговый орган доначислил Предприятию налог на прибыль, посчитав, что оно учитывало в расходах по налогу на прибыль амортизацию этих основных средств в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ. Суды согласились с налоговым органом.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Основываясь на положении абз. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ, Предприятие начисляло амортизацию на такое имущество. Налоговый орган доначислил Предприятию налог на прибыль, посчитав, что оно учитывало в расходах по налогу на прибыль амортизацию этих основных средств в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ. Суды согласились с налоговым органом.
Вопрос: Об определении первоначальной стоимости и амортизации имущества, созданного за счет целевого финансирования, а также переданного в уставный фонд унитарного предприятия, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 27.03.2024 N 03-03-05/27502)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу учета для целей обложения налогом на прибыль организаций сумм амортизационных отчислений и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 27.03.2024 N 03-03-05/27502)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу учета для целей обложения налогом на прибыль организаций сумм амортизационных отчислений и сообщает следующее.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль имущества, полученного унитарным предприятием от собственника, а также об объекте налогообложения и налоговой базе по налогу на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 07-01-09/95729)По заключению Департамента налоговой политики, в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Получая имущество безвозмездно от собственника имущества этого предприятия, унитарное предприятие не несет фактических расходов по его приобретению. При этом стоимость такого имущества не учитывается в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса. Таким образом, при получении унитарным предприятием имущества от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение его первоначальная стоимость будет равна нулю, вследствие чего амортизация по такому имуществу не начисляется.
(Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 07-01-09/95729)По заключению Департамента налоговой политики, в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Получая имущество безвозмездно от собственника имущества этого предприятия, унитарное предприятие не несет фактических расходов по его приобретению. При этом стоимость такого имущества не учитывается в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса. Таким образом, при получении унитарным предприятием имущества от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение его первоначальная стоимость будет равна нулю, вследствие чего амортизация по такому имуществу не начисляется.
Готовое решение: Как крупнейшему налогоплательщику уплатить налоги и подать отчетность
(КонсультантПлюс, 2025)в декларации по налогу на имущество организации укажите код инспекции по месту учета крупнейшего налогоплательщика, ваш КПП как обычной организации (5-я и 6-я цифры в КПП - "01") и ОКТМО по месту нахождения объекта (пп. 1, 5 п. 12, пп. 2 п. 17 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций, п. 3 ст. 80, п. 1 ст. 386 НК РФ, Письмо ФНС России от 26.03.2025 N БС-4-21/3204@). В декларации отражайте также сведения о движимых объектах основных средств, включая их среднегодовую стоимость, определенную по правилам п. 4 ст. 376 НК РФ. Если за налоговый период вы подаете несколько деклараций, отразите сведения о движимом имуществе в одной из них (п. 1 ст. 386 НК РФ, п. 29 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций).
(КонсультантПлюс, 2025)в декларации по налогу на имущество организации укажите код инспекции по месту учета крупнейшего налогоплательщика, ваш КПП как обычной организации (5-я и 6-я цифры в КПП - "01") и ОКТМО по месту нахождения объекта (пп. 1, 5 п. 12, пп. 2 п. 17 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций, п. 3 ст. 80, п. 1 ст. 386 НК РФ, Письмо ФНС России от 26.03.2025 N БС-4-21/3204@). В декларации отражайте также сведения о движимых объектах основных средств, включая их среднегодовую стоимость, определенную по правилам п. 4 ст. 376 НК РФ. Если за налоговый период вы подаете несколько деклараций, отразите сведения о движимом имуществе в одной из них (п. 1 ст. 386 НК РФ, п. 29 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций).
Готовое решение: Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС при аренде государственного и муниципального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каких случаях при аренде государственного и муниципального имущества организация признается налоговым агентом по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каких случаях при аренде государственного и муниципального имущества организация признается налоговым агентом по НДС
Готовое решение: Как исчислять и уплачивать налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие ставки налога на имущество организаций действуют в Санкт-Петербурге
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие ставки налога на имущество организаций действуют в Санкт-Петербурге
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении судоходных гидротехнических сооружений, переданных муниципальным образованием в оперативное управление казенному учреждению.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-05-04-01/116511)Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 11.11.2024 по вопросу исчисления налога на имущество организаций в отношении гидротехнических сооружений, переданных муниципальным образованием в оперативное управление казенному учреждению, и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-05-04-01/116511)Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 11.11.2024 по вопросу исчисления налога на имущество организаций в отношении гидротехнических сооружений, переданных муниципальным образованием в оперативное управление казенному учреждению, и сообщает следующее.