Налог на имущество организаций изменения с 2023
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество организаций изменения с 2023 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.10.2025 N Ф05-27946/2021 по делу N А40-3109/2020
Требование: О признании недействительными сделками банковских операций, оформленных платежным поручением, применении последствий недействительности сделок.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в настоящий момент у должника отсутствуют денежные средства в сумме, достаточной для удовлетворения текущих платежей, имевших приоритет над погашенным требованием, для удовлетворения требований залоговых кредиторов в части, подлежащей погашению за счет денежных средств, направленных в налоговый орган, а также для пропорционального погашения требований иных кредиторов, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов должника.Конституционный Суд Российской Федерации по данному запросу принял постановление от 31.05.2023 N 28-П, в соответствии с которым впредь до внесения федеральным законодателем в правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, требования об уплате налога на прибыль организаций при реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве, подлежат удовлетворению в составе третьей очереди требований кредиторов, включенных в реестр.
Требование: О признании недействительными сделками банковских операций, оформленных платежным поручением, применении последствий недействительности сделок.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в настоящий момент у должника отсутствуют денежные средства в сумме, достаточной для удовлетворения текущих платежей, имевших приоритет над погашенным требованием, для удовлетворения требований залоговых кредиторов в части, подлежащей погашению за счет денежных средств, направленных в налоговый орган, а также для пропорционального погашения требований иных кредиторов, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов должника.Конституционный Суд Российской Федерации по данному запросу принял постановление от 31.05.2023 N 28-П, в соответствии с которым впредь до внесения федеральным законодателем в правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, требования об уплате налога на прибыль организаций при реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве, подлежат удовлетворению в составе третьей очереди требований кредиторов, включенных в реестр.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило бездействие налогового органа, выразившееся в неучете денежных средств в бюджет, перечисленных по соответствующим КБК для уплаты страховых взносов. Налоговый орган указал, что спорные денежные средства, поступившие в бюджет в качестве уплаты страховых взносов до истечения сроков, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2022 N 776 "Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году", являются излишне уплаченными (переплатой), которая с 01.01.2023 вошла в состав единого налогового счета и была распределена в порядке п. 8 ст. 45 НК РФ (в счет уплаты страховых взносов и в счет уплаты доначислений по налогу на имущество организаций). Установив, что страховые взносы за II и III кварталы 2022 года были уплачены обществом в сроки, предусмотренные НК РФ (не позднее 15-го числа следующего календарного месяца), расчеты по страховым взносам представлены своевременно в соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ, назначение конкретного платежа в платежном поручении однозначно свидетельствовало о перечислении (уплате) обществом денежных средств в соответствующий государственный внебюджетный фонд, суд признал незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неучете спорных денежных средств в бюджет.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило бездействие налогового органа, выразившееся в неучете денежных средств в бюджет, перечисленных по соответствующим КБК для уплаты страховых взносов. Налоговый орган указал, что спорные денежные средства, поступившие в бюджет в качестве уплаты страховых взносов до истечения сроков, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2022 N 776 "Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году", являются излишне уплаченными (переплатой), которая с 01.01.2023 вошла в состав единого налогового счета и была распределена в порядке п. 8 ст. 45 НК РФ (в счет уплаты страховых взносов и в счет уплаты доначислений по налогу на имущество организаций). Установив, что страховые взносы за II и III кварталы 2022 года были уплачены обществом в сроки, предусмотренные НК РФ (не позднее 15-го числа следующего календарного месяца), расчеты по страховым взносам представлены своевременно в соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ, назначение конкретного платежа в платежном поручении однозначно свидетельствовало о перечислении (уплате) обществом денежных средств в соответствующий государственный внебюджетный фонд, суд признал незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неучете спорных денежных средств в бюджет.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении понятия "изменение характеристик" в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и земельному налогу за налоговый период 2023 г.
(Письмо Минфина России от 10.07.2024 N 03-05-05-01/64314)Вопрос: Об определении понятия "изменение характеристик" в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и земельному налогу за налоговый период 2023 г.
(Письмо Минфина России от 10.07.2024 N 03-05-05-01/64314)Вопрос: Об определении понятия "изменение характеристик" в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и земельному налогу за налоговый период 2023 г.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 28.08.2023 N ЕД-7-21/577@
"Об утверждении формы пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) в связи с полученным сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, порядка ее заполнения и формата представления таких пояснений в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2023 N 75793)В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 363, абзацем третьим пункта 6 статьи 386, пунктом 5 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, в целях обеспечения представления в налоговые органы пояснений налогоплательщиков-организаций (их обособленных подразделений) в связи с полученными сообщениями об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" приказываю:
"Об утверждении формы пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) в связи с полученным сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, порядка ее заполнения и формата представления таких пояснений в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2023 N 75793)В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 363, абзацем третьим пункта 6 статьи 386, пунктом 5 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, в целях обеспечения представления в налоговые органы пояснений налогоплательщиков-организаций (их обособленных подразделений) в связи с полученными сообщениями об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" приказываю:
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2023 года"Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений требования об уплате налога на прибыль организаций при реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве, подлежат удовлетворению в составе третьей очереди требований кредиторов, включенных в реестр.
Вопрос: О порядке внесения изменений в перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
(Письмо Минфина России от 11.04.2023 N 03-05-04-01/31915)Вопрос: О порядке внесения изменений в перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
(Письмо Минфина России от 11.04.2023 N 03-05-04-01/31915)Вопрос: О порядке внесения изменений в перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Вопрос: О предложении по дополнительному информированию об изменении значения кадастровой стоимости в целях уплаты налога на имущество организаций.
(Письмо ФНС России от 02.08.2023 N БС-19-21/234@)Вопрос: О предложении по дополнительному информированию об изменении значения кадастровой стоимости в целях уплаты налога на имущество организаций.
(Письмо ФНС России от 02.08.2023 N БС-19-21/234@)Вопрос: О предложении по дополнительному информированию об изменении значения кадастровой стоимости в целях уплаты налога на имущество организаций.
Вопрос: В сентябре 2022 г. организация сменила адрес в связи с внесением изменений в закон об определении муниципальных границ, из-за этого сменился ОКТМО. Какой ОКТМО указывать в декларации по налогу на имущество за 2022 г.?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Российские организации не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, начиная с 1 января 2023 г. за налоговый период 2022 г. и последующие налоговые периоды (п. 6 ст. 386 НК РФ).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Российские организации не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, начиная с 1 января 2023 г. за налоговый период 2022 г. и последующие налоговые периоды (п. 6 ст. 386 НК РФ).
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)В частности, предусматривается, что размер налогового вычета для СЗПК определяется суммой, отраженной в уведомлении о налоговом вычете для СЗПК; при этом в результате применения налогового вычета для СЗПК сумма налога на имущество организаций (авансового платежа по налогу) может быть снижена до нуля.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)В частности, предусматривается, что размер налогового вычета для СЗПК определяется суммой, отраженной в уведомлении о налоговом вычете для СЗПК; при этом в результате применения налогового вычета для СЗПК сумма налога на имущество организаций (авансового платежа по налогу) может быть снижена до нуля.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль безвозмездно полученного имущества организацией, являющейся дочерней организацией иностранной организации, и результатов его переоценки.
(Письмо Минфина России от 11.09.2023 N 03-03-06/1/86534)В целях применения главы 25 НК РФ стоимость объектов основных средств подлежит изменению в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 257 НК РФ. Переоценка основных средств указанной статьей не предусмотрена. Учитывая указанное, для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты упомянутой переоценки имущества не учитываются.
(Письмо Минфина России от 11.09.2023 N 03-03-06/1/86534)В целях применения главы 25 НК РФ стоимость объектов основных средств подлежит изменению в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 257 НК РФ. Переоценка основных средств указанной статьей не предусмотрена. Учитывая указанное, для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты упомянутой переоценки имущества не учитываются.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)С 1 января 2023 года в главу 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций" внесены следующие важные изменения:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)С 1 января 2023 года в главу 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций" внесены следующие важные изменения:
Статья: Некоторые современные тенденции правового регулирования налоговых льгот и преференций по налогу на имущество организаций в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Вопрос правового регулирования налоговых льгот и преференций можно считать актуальным для исследований применительно к различным налогам. На сегодняшний день этот вопрос представляет интерес в том числе относительно налога на имущество организаций. Изменения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации <1> (далее - НК РФ, Кодекс) за период с начала 2022 г. по настоящее время позволяют выделить новые аспекты в исследованиях данного вопроса. При этом необходимо учитывать, что этот период характеризуется включением в указанную главу НК РФ норм, требующих рассмотрения в отдельном исследовании. Речь идет, в частности, об определении налоговой базы в 2023 г. исходя из кадастровой стоимости, что обозначается как антикризисная мера <2>. В качестве наиболее актуального направления реализации современной налоговой политики в особых условиях в статье А.С. Титова указано уменьшение налогового бремени по отдельным финансово-экономическим операциям налогоплательщиков <3>.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Вопрос правового регулирования налоговых льгот и преференций можно считать актуальным для исследований применительно к различным налогам. На сегодняшний день этот вопрос представляет интерес в том числе относительно налога на имущество организаций. Изменения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации <1> (далее - НК РФ, Кодекс) за период с начала 2022 г. по настоящее время позволяют выделить новые аспекты в исследованиях данного вопроса. При этом необходимо учитывать, что этот период характеризуется включением в указанную главу НК РФ норм, требующих рассмотрения в отдельном исследовании. Речь идет, в частности, об определении налоговой базы в 2023 г. исходя из кадастровой стоимости, что обозначается как антикризисная мера <2>. В качестве наиболее актуального направления реализации современной налоговой политики в особых условиях в статье А.С. Титова указано уменьшение налогового бремени по отдельным финансово-экономическим операциям налогоплательщиков <3>.
Статья: Готовимся к уплате налога на недвижимость за 2022 год, учитывая поправки
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2023, N 4)С 1 января 2023 г. вступают в силу изменения, которые нужно учесть компаниям при расчете налога на имущество за налоговый период 2022 г. и последующие периоды. Речь идет о новых сроках уплаты налога, новой форме декларации, а также о бездекларационном порядке расчета "кадастрового" налога.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2023, N 4)С 1 января 2023 г. вступают в силу изменения, которые нужно учесть компаниям при расчете налога на имущество за налоговый период 2022 г. и последующие периоды. Речь идет о новых сроках уплаты налога, новой форме декларации, а также о бездекларационном порядке расчета "кадастрового" налога.
Статья: Как считать налог на имущество по обесцененным ОС
("Главная книга", 2024, N 2)Соответственно, при определении базы по налогу на имущество организаций как среднегодовой стоимости в отношении ОС, проверенных на обесценение, организация учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения.
("Главная книга", 2024, N 2)Соответственно, при определении базы по налогу на имущество организаций как среднегодовой стоимости в отношении ОС, проверенных на обесценение, организация учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения.
Готовое решение: Как организациям и ИП уведомить налоговый орган об исчисленных суммах налогов и взносов, перечисляемых посредством ЕНП
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомление об исчисленном налоге на имущество организаций за истекший налоговый период российские организации подают только в части налога на недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости. Иностранные организации такой документ не представляют. Такой вывод можно сделать исходя из п. 27 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций, Информации ФНС России, Писем ФНС России от 17.10.2023 N БС-4-21/13243@, от 01.03.2023 N БС-4-21/2346. Последнее Письмо было направлено до внесения изменений в п. 3 ст. 386 НК РФ. Полагаем, по-прежнему применимы разъяснения о подаче уведомления об исчисленном налоге по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости, в случае, когда у налогоплательщика есть объекты недвижимости, облагаемые по среднегодовой стоимости, и объекты, облагаемые по кадастровой стоимости;
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомление об исчисленном налоге на имущество организаций за истекший налоговый период российские организации подают только в части налога на недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости. Иностранные организации такой документ не представляют. Такой вывод можно сделать исходя из п. 27 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций, Информации ФНС России, Писем ФНС России от 17.10.2023 N БС-4-21/13243@, от 01.03.2023 N БС-4-21/2346. Последнее Письмо было направлено до внесения изменений в п. 3 ст. 386 НК РФ. Полагаем, по-прежнему применимы разъяснения о подаче уведомления об исчисленном налоге по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости, в случае, когда у налогоплательщика есть объекты недвижимости, облагаемые по среднегодовой стоимости, и объекты, облагаемые по кадастровой стоимости;