Налог на имущество организаций изменения с 2020 налоговая база
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество организаций изменения с 2020 налоговая база (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило действия налогового органа по направлению в адрес налогоплательщика сообщения о начисленном налоге на имущество организации в отношении объекта незавершенного строительства. Общество указало, что принадлежащий ему на праве собственности объект незавершенного строительства не является объектом недвижимости, используемым в производственной деятельности, который приносит экономические выгоды и потому не относится к части активов общества - объекту основных средств. Налогоплательщик также отмечал, что, поскольку спорный объект находится на земельном участке из земель населенных пунктов, он не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что из буквального и системного толкования подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ следует, что применительно к объектам незавершенного строительства не имеют значения категория и вид разрешенного использования земель, на которых расположен спорный объект. Содержащееся в данной норме уточнение о земельном участке распространяется на расположенные после союза "а также" объекты: жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, и не относится к объектам незавершенного строительства. Следовательно, назначение земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства" учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости только в отношении жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений. Суд отметил, что порядок учета принадлежащего обществу имущества (в качестве основного средства, приносящего экономическую выгоду) также не имеет правового значения для отнесения имущества к объектам налогообложения и исчисления налоговой базы применительно к п. 2 ст. 375 НК РФ, так как вступившими в силу с 01.01.2020 изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в главу 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, было исключено условие учета объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, на балансе налогоплательщика в качестве основных средств. Поскольку у общества имеется в собственности объект незавершенного строительства, суд пришел к выводу, что уже данное обстоятельство влечет обязанность по уплате налога на имущество.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило действия налогового органа по направлению в адрес налогоплательщика сообщения о начисленном налоге на имущество организации в отношении объекта незавершенного строительства. Общество указало, что принадлежащий ему на праве собственности объект незавершенного строительства не является объектом недвижимости, используемым в производственной деятельности, который приносит экономические выгоды и потому не относится к части активов общества - объекту основных средств. Налогоплательщик также отмечал, что, поскольку спорный объект находится на земельном участке из земель населенных пунктов, он не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что из буквального и системного толкования подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ следует, что применительно к объектам незавершенного строительства не имеют значения категория и вид разрешенного использования земель, на которых расположен спорный объект. Содержащееся в данной норме уточнение о земельном участке распространяется на расположенные после союза "а также" объекты: жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, и не относится к объектам незавершенного строительства. Следовательно, назначение земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства" учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости только в отношении жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений. Суд отметил, что порядок учета принадлежащего обществу имущества (в качестве основного средства, приносящего экономическую выгоду) также не имеет правового значения для отнесения имущества к объектам налогообложения и исчисления налоговой базы применительно к п. 2 ст. 375 НК РФ, так как вступившими в силу с 01.01.2020 изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в главу 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, было исключено условие учета объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, на балансе налогоплательщика в качестве основных средств. Поскольку у общества имеется в собственности объект незавершенного строительства, суд пришел к выводу, что уже данное обстоятельство влечет обязанность по уплате налога на имущество.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как при применении ФСБУ 6/2020 рассчитать среднегодовую стоимость имущества в целях исчисления налога на имущество организаций?
(Консультация эксперта, 2025)Балансовая стоимость основного средства представляет собой его первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения (п. 25 ФСБУ 6/2020).
(Консультация эксперта, 2025)Балансовая стоимость основного средства представляет собой его первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения (п. 25 ФСБУ 6/2020).
Статья: Правовые проблемы формирования перечня объектов недвижимого имущества органами государственной власти субъектов РФ в целях взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Мониторинг судебных актов за 2016 - 2021 годы
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Однако в дальнейшем с учетом необходимости защиты прав налогоплательщиков в ситуациях несогласованности правовых режимов земельного участка и здания, находящегося на нем (в частности, в случаях аренды земельного участка собственником недвижимости), позиция Конституционного Суда РФ, и, соответственно, судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции подверглась существенному изменению. В конце 2020 года Конституционным Судом РФ была сформулирована новая правовая позиция: конституционно-правовое понимание положений подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ не предполагает взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений), исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию. Такое включение объекта в перечень неоправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения <48>.
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Однако в дальнейшем с учетом необходимости защиты прав налогоплательщиков в ситуациях несогласованности правовых режимов земельного участка и здания, находящегося на нем (в частности, в случаях аренды земельного участка собственником недвижимости), позиция Конституционного Суда РФ, и, соответственно, судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции подверглась существенному изменению. В конце 2020 года Конституционным Судом РФ была сформулирована новая правовая позиция: конституционно-правовое понимание положений подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ не предполагает взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений), исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию. Такое включение объекта в перечень неоправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения <48>.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 12.12.2023 N БС-4-21/15532@
"О применении федеральных стандартов бухгалтерского учета в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (в части обоснованности обесценения)"
(вместе с <Письмом> Минфина России от 11.12.2023 N 03-05-04-01/119366)Таким образом, проверка основных средств на обесценение и отражение изменения их балансовой стоимости вследствие обесценения является обязанностью организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФСБУ 6/2020 и МСФО 36.
"О применении федеральных стандартов бухгалтерского учета в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (в части обоснованности обесценения)"
(вместе с <Письмом> Минфина России от 11.12.2023 N 03-05-04-01/119366)Таким образом, проверка основных средств на обесценение и отражение изменения их балансовой стоимости вследствие обесценения является обязанностью организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФСБУ 6/2020 и МСФО 36.
<Письмо> Минэнерго России от 08.08.2025 N ЕГ-13335/05
"О рассмотрении обращения"
(вместе с "Методическими рекомендациями по вопросу классификации объектов электро- и теплоэнергетики в качестве движимого или недвижимого имущества в целях налогообложения, согласованные Минфином России и ФАС России")Таким образом, в рамках комплекса энергетических объектов, задействованных в едином технологическом процессе или имеющих технологическую связь (производственно-технологического комплекса), даже при наличии регистрации в ЕГРН в качестве единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса в любом случае будут функционировать самостоятельные объекты основных средств, стоящих на бухгалтерском учете как отдельные инвентарные объекты, часть из которых будет являться движимым имуществом и не облагаться налогом на имущество организаций либо подпадать под налоговую льготу (в период до 01.01.2019), а часть будет являться недвижимым имуществом, стоимость которого будет формировать налогооблагаемую базу в целях исчисления налога на имущество организаций <6>.
"О рассмотрении обращения"
(вместе с "Методическими рекомендациями по вопросу классификации объектов электро- и теплоэнергетики в качестве движимого или недвижимого имущества в целях налогообложения, согласованные Минфином России и ФАС России")Таким образом, в рамках комплекса энергетических объектов, задействованных в едином технологическом процессе или имеющих технологическую связь (производственно-технологического комплекса), даже при наличии регистрации в ЕГРН в качестве единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса в любом случае будут функционировать самостоятельные объекты основных средств, стоящих на бухгалтерском учете как отдельные инвентарные объекты, часть из которых будет являться движимым имуществом и не облагаться налогом на имущество организаций либо подпадать под налоговую льготу (в период до 01.01.2019), а часть будет являться недвижимым имуществом, стоимость которого будет формировать налогооблагаемую базу в целях исчисления налога на имущество организаций <6>.
Статья: Состав объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости имущества, и его правовая регламентация в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 9)На данный момент времени подп. 4 п. 1 ст. 378.2 Кодекса <21> действует в редакции Федерального закона от 28 ноября 2019 г. N 379-ФЗ <22> (далее - Закон N 379-ФЗ). Требуется обратить внимание на то обстоятельство, что в 2019 г. перечень объектов недвижимого имущества, приведенных в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, был скорректирован законодателем дважды. Первая корректировка была связана с другим нормативным правовым актом - Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ <23> (далее - Закон N 325-ФЗ) <24>. Следует отметить, что важные изменения, которые вносились Законом N 325-ФЗ в ст. 378.2 НК РФ, были связаны, в частности, с подп. 4 п. 1 <25> и подп. 2.2 п. 12 данной статьи НК РФ. Из соответствующих изменений вытекала обязанность налогоплательщиков с 1 января 2020 г. исчислять налог, исследуемый в настоящей статье, по кадастровой стоимости фактически в отношении всех объектов недвижимости, касательно которых определена кадастровая стоимость <26>. Важно отметить аспект налоговой нагрузки. Вследствие предстоящего порядка исчисления указанного налога по кадастровой стоимости в отношении всей недвижимости для налогоплательщиков она многократно увеличивалась. Соответственно, в итоге перечень недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база относительно которого определяется как его кадастровая стоимость, уточнен обозначенным выше Законом N 379-ФЗ <27>.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 9)На данный момент времени подп. 4 п. 1 ст. 378.2 Кодекса <21> действует в редакции Федерального закона от 28 ноября 2019 г. N 379-ФЗ <22> (далее - Закон N 379-ФЗ). Требуется обратить внимание на то обстоятельство, что в 2019 г. перечень объектов недвижимого имущества, приведенных в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, был скорректирован законодателем дважды. Первая корректировка была связана с другим нормативным правовым актом - Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ <23> (далее - Закон N 325-ФЗ) <24>. Следует отметить, что важные изменения, которые вносились Законом N 325-ФЗ в ст. 378.2 НК РФ, были связаны, в частности, с подп. 4 п. 1 <25> и подп. 2.2 п. 12 данной статьи НК РФ. Из соответствующих изменений вытекала обязанность налогоплательщиков с 1 января 2020 г. исчислять налог, исследуемый в настоящей статье, по кадастровой стоимости фактически в отношении всех объектов недвижимости, касательно которых определена кадастровая стоимость <26>. Важно отметить аспект налоговой нагрузки. Вследствие предстоящего порядка исчисления указанного налога по кадастровой стоимости в отношении всей недвижимости для налогоплательщиков она многократно увеличивалась. Соответственно, в итоге перечень недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база относительно которого определяется как его кадастровая стоимость, уточнен обозначенным выше Законом N 379-ФЗ <27>.
Статья: Как считать налог на имущество по обесцененным ОС
("Главная книга", 2024, N 2)Проверка ОС на обесценение и отражение изменения их балансовой стоимости вследствие обесценения является обязанностью организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФСБУ 6/2020 и МСФО 36.
("Главная книга", 2024, N 2)Проверка ОС на обесценение и отражение изменения их балансовой стоимости вследствие обесценения является обязанностью организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФСБУ 6/2020 и МСФО 36.
Вопрос: Об определении остаточной стоимости ОС при исчислении организацией - резидентом ОЭЗ налоговой базы по налогу на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 03.04.2024 N 03-05-04-01/30205)Исходя из положений ФСБУ 6/2020 при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций остаточная стоимость объектов недвижимости, учтенных на балансе в качестве основных средств, определяется исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств.
(Письмо Минфина России от 03.04.2024 N 03-05-04-01/30205)Исходя из положений ФСБУ 6/2020 при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций остаточная стоимость объектов недвижимости, учтенных на балансе в качестве основных средств, определяется исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств.