Налог на имущество оэз
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество оэз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 381 "Налоговые льготы" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Таким образом, только документальное подтверждение создания объектов недвижимости в целях реализации Соглашения о создании ОЭЗ позволяет налогоплательщику применить рассматриваемую льготу по налогу на имущество. При этом обязанность обосновать право на применение льготы лежит на налогоплательщике, который должен подтвердить его до начала применения такой льготы.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Таким образом, только документальное подтверждение создания объектов недвижимости в целях реализации Соглашения о создании ОЭЗ позволяет налогоплательщику применить рассматриваемую льготу по налогу на имущество. При этом обязанность обосновать право на применение льготы лежит на налогоплательщике, который должен подтвердить его до начала применения такой льготы.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 284 "Налоговые ставки" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик являлся резидентом ОЭЗ, при этом в 2105 году имел обособленное подразделение за пределами ОЭЗ. Доначисляя налог на прибыль, налоговый орган указал, что убытки, образовавшиеся в результате деятельности на территории ОЭЗ, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль от деятельности обособленного подразделения, осуществляемой за пределами ОЭЗ. Суд признал доначисление налога на прибыль обоснованным, отклонив довод общества о том, что в отсутствие деятельности по производству готовой продукции на территории ОЭЗ общество должно было все расходы относить на деятельность, осуществляемую за пределами ОЭЗ. Суд принял во внимание, что общество заявило в налоговой декларации по налогу на имущество льготу по коду 2010253 на остаточную стоимость основных средств в 2014 и 2015 годах, чем подтвердило ведение хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ. Убытки 2014 года не могут быть связаны с деятельностью за пределами ОЭЗ, поскольку обособленное подразделение за пределами ОЭЗ действовало только в 2015 году. Суд отметил, что положения п. 1 ст. 284 НК РФ подразумевают раздельный учет как доходов, полученных от деятельности, осуществляемой в ОЭЗ и за ее пределами, так и расходов, понесенных в связи с такой деятельностью. К доходам, полученным от деятельности, осуществляемой за пределами ОЭЗ, не может быть применена пониженная налоговая ставка, при этом расходы, понесенные в связи с деятельностью, осуществляемой в ОЭЗ, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль от деятельности, осуществляемой за пределами ОЭЗ. Отсутствие в конкретном налоговом периоде доходов от деятельности, осуществляемой в ОЭЗ, не означает, что в данном налоговом периоде такая деятельность не велась. Деятельность директора, главного инженера, главного конструктора, помощника генерального директора, офис-менеджера, старшего бухгалтера не могла быть не связана с промышленно-производственной деятельностью общества на территории ОЭЗ, с инвестиционной деятельностью общества в качестве резидента ОЭЗ, соответственно, расходы на оплату их труда не могут уменьшать доходы, полученные от деятельности вне ОЭЗ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик являлся резидентом ОЭЗ, при этом в 2105 году имел обособленное подразделение за пределами ОЭЗ. Доначисляя налог на прибыль, налоговый орган указал, что убытки, образовавшиеся в результате деятельности на территории ОЭЗ, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль от деятельности обособленного подразделения, осуществляемой за пределами ОЭЗ. Суд признал доначисление налога на прибыль обоснованным, отклонив довод общества о том, что в отсутствие деятельности по производству готовой продукции на территории ОЭЗ общество должно было все расходы относить на деятельность, осуществляемую за пределами ОЭЗ. Суд принял во внимание, что общество заявило в налоговой декларации по налогу на имущество льготу по коду 2010253 на остаточную стоимость основных средств в 2014 и 2015 годах, чем подтвердило ведение хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ. Убытки 2014 года не могут быть связаны с деятельностью за пределами ОЭЗ, поскольку обособленное подразделение за пределами ОЭЗ действовало только в 2015 году. Суд отметил, что положения п. 1 ст. 284 НК РФ подразумевают раздельный учет как доходов, полученных от деятельности, осуществляемой в ОЭЗ и за ее пределами, так и расходов, понесенных в связи с такой деятельностью. К доходам, полученным от деятельности, осуществляемой за пределами ОЭЗ, не может быть применена пониженная налоговая ставка, при этом расходы, понесенные в связи с деятельностью, осуществляемой в ОЭЗ, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль от деятельности, осуществляемой за пределами ОЭЗ. Отсутствие в конкретном налоговом периоде доходов от деятельности, осуществляемой в ОЭЗ, не означает, что в данном налоговом периоде такая деятельность не велась. Деятельность директора, главного инженера, главного конструктора, помощника генерального директора, офис-менеджера, старшего бухгалтера не могла быть не связана с промышленно-производственной деятельностью общества на территории ОЭЗ, с инвестиционной деятельностью общества в качестве резидента ОЭЗ, соответственно, расходы на оплату их труда не могут уменьшать доходы, полученные от деятельности вне ОЭЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налоговые льготы для резидентов особых (свободных) экономических зон
(КонсультантПлюс, 2025)5. Льготы по налогу на имущество для резидентов ОЭЗ (СЭЗ)
(КонсультантПлюс, 2025)5. Льготы по налогу на имущество для резидентов ОЭЗ (СЭЗ)
Вопрос: О применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учтенного на балансе организации до получения ею статуса резидента ОЭЗ.
(Письмо Минфина России от 04.05.2023 N 03-05-05-01/41122)Вопрос: О применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учтенного на балансе организации до получения ею статуса резидента ОЭЗ.
(Письмо Минфина России от 04.05.2023 N 03-05-05-01/41122)Вопрос: О применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учтенного на балансе организации до получения ею статуса резидента ОЭЗ.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Освобождаются от налогообложения:
(ред. от 17.11.2025)Освобождаются от налогообложения:
Статья: Оценка действующих налоговых режимов на преференциальных территориях
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)- в отношении освобождения от налога на имущество организаций единственным исключением из общего тренда является портовая ОЭЗ "Ульяновск", в которой льготные условия действуют на протяжении 15 лет, в отличие от установленных п. 17 ст. 381 НК РФ 10 лет;
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)- в отношении освобождения от налога на имущество организаций единственным исключением из общего тренда является портовая ОЭЗ "Ульяновск", в которой льготные условия действуют на протяжении 15 лет, в отличие от установленных п. 17 ст. 381 НК РФ 10 лет;
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль, налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу организациями - резидентами ОЭЗ и налогоплательщиками - участниками СПИК.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 03-03-06/1/60880)Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль, налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу организациями - резидентами ОЭЗ и налогоплательщиками - участниками СПИК.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 03-03-06/1/60880)Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль, налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу организациями - резидентами ОЭЗ и налогоплательщиками - участниками СПИК.
Статья: Финансовое стимулирование деятельности резидентов территорий с особым режимом хозяйствования в новых экономических условиях: сравнительно-правовое исследование
(Безикова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Так, резиденты ОЭЗ не облагаются транспортным и земельным налогами (на 5 лет), налогом на имущество компаний (на 10 лет). Налог на прибыль составляет от 0 до 15,5%, ставка по НДС и таможенной пошлине снижена до 0%. Предусмотрены льготы на аренду <13> и использование земельных участков иным способом <14>. Бесплатно предоставляется наземная стоянка легкового транспорта на территории ОЭЗ, стоимость аренды офисных помещений существенно ниже рыночной. Большая часть преференциальных возможностей предусмотрена для IT-сектора (например, предприниматели такой сферы осуществляют минимальные взносы во внебюджетные фонды). Отметим, что региональные власти могут закреплять дополнительные льготы и преференции.
(Безикова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Так, резиденты ОЭЗ не облагаются транспортным и земельным налогами (на 5 лет), налогом на имущество компаний (на 10 лет). Налог на прибыль составляет от 0 до 15,5%, ставка по НДС и таможенной пошлине снижена до 0%. Предусмотрены льготы на аренду <13> и использование земельных участков иным способом <14>. Бесплатно предоставляется наземная стоянка легкового транспорта на территории ОЭЗ, стоимость аренды офисных помещений существенно ниже рыночной. Большая часть преференциальных возможностей предусмотрена для IT-сектора (например, предприниматели такой сферы осуществляют минимальные взносы во внебюджетные фонды). Отметим, что региональные власти могут закреплять дополнительные льготы и преференции.
Статья: Перспективы совершенствования финансово-правового регулирования региональной инвестиционной деятельности путем применения налогового стимулирования
(Сиротская Д.Е.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Наибольшее распространение в Российской Федерации получили особые экономические зоны, с помощью которых осуществляется привлечение инвестиций, а также их распределение между регионами внутри страны. В настоящее время создано 36 ОЭЗ (17 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые). Реализуя инвестиционные проекты на территории ОЭЗ, резиденты получают ряд конкурентных преимуществ. Например, на территориях ОЭЗ применяется нулевая налоговая ставка налога на имущество организаций, земельного налога, в то время как на остальной территории Российского государства данная процентная ставка установлена в размере 2,2% и 1,5% соответственно.
(Сиротская Д.Е.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Наибольшее распространение в Российской Федерации получили особые экономические зоны, с помощью которых осуществляется привлечение инвестиций, а также их распределение между регионами внутри страны. В настоящее время создано 36 ОЭЗ (17 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые). Реализуя инвестиционные проекты на территории ОЭЗ, резиденты получают ряд конкурентных преимуществ. Например, на территориях ОЭЗ применяется нулевая налоговая ставка налога на имущество организаций, земельного налога, в то время как на остальной территории Российского государства данная процентная ставка установлена в размере 2,2% и 1,5% соответственно.
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)если проверяют налог на прибыль и налог на имущество в связи с исключением из реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области (п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)если проверяют налог на прибыль и налог на имущество в связи с исключением из реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области (п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
Вопрос: О применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества резидента ОЭЗ.
(Письмо Минфина России от 22.01.2025 N 03-05-05-01/4907)Вопрос: О применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества резидента ОЭЗ.
(Письмо Минфина России от 22.01.2025 N 03-05-05-01/4907)Вопрос: О применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества резидента ОЭЗ.
Вопрос: О применении управляющей компанией ОЭЗ освобождения от налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-05-05-01/23061)Вопрос: О применении управляющей компанией ОЭЗ освобождения от налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-05-05-01/23061)Вопрос: О применении управляющей компанией ОЭЗ освобождения от налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ.
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении имущества резидента ОЭЗ в Калининградской области, используемого для производства товаров, работ, услуг, на которые не направляется инвестиционный проект.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-05-05-01/23085)Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении имущества резидента ОЭЗ в Калининградской области, используемого для производства товаров, работ, услуг, на которые не направляется инвестиционный проект.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-05-05-01/23085)Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении имущества резидента ОЭЗ в Калининградской области, используемого для производства товаров, работ, услуг, на которые не направляется инвестиционный проект.
Вопрос: Об определении остаточной стоимости ОС при исчислении организацией - резидентом ОЭЗ налоговой базы по налогу на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 03.04.2024 N 03-05-04-01/30205)Вопрос: Об определении остаточной стоимости ОС при исчислении организацией - резидентом ОЭЗ налоговой базы по налогу на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 03.04.2024 N 03-05-04-01/30205)Вопрос: Об определении остаточной стоимости ОС при исчислении организацией - резидентом ОЭЗ налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Вопрос: Подает ли организация - резидент ОЭЗ декларацию по налогу на имущество, если на ее балансе есть недвижимость, облагаемая по кадастровой стоимости (приобретена до регистрации организации резидентом ОЭЗ), и недвижимость, приобретенная после регистрации резидентом ОЭЗ (освобождены по п. 17 ст. 381 НК РФ)?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Должна ли организация - резидент ОЭЗ подавать декларацию по налогу на имущество, если на балансе организации учитываются объекты недвижимости, облагаемые по кадастровой стоимости, приобретенные до регистрации организации резидентом ОЭЗ, и объекты недвижимости, приобретенные после регистрации организации в статусе резидента ОЭЗ, которые освобождены от налогообложения налогом на имущество организаций на основании п. 17 ст. 381 НК РФ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Должна ли организация - резидент ОЭЗ подавать декларацию по налогу на имущество, если на балансе организации учитываются объекты недвижимости, облагаемые по кадастровой стоимости, приобретенные до регистрации организации резидентом ОЭЗ, и объекты недвижимости, приобретенные после регистрации организации в статусе резидента ОЭЗ, которые освобождены от налогообложения налогом на имущество организаций на основании п. 17 ст. 381 НК РФ?