Налог на имущество муп
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество муп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2023 N 88-24305/2023 (УИД 38RS0036-01-2020-005832-82)
Категория: 1) Продажа недвижимости; 2) Наследственные споры.
Требования: 1) О признании договора недействительным.
Требования наследников: 2) О признании права собственности в порядке наследования; 3) О признании завещания недействительным.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в силу возраста и состояния здоровья наследодатель при составлении завещания не понимал значение своих действий и не мог руководить ими.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Отказано.Представленные ответчиком доказательства, а именно: квитанции и чеки об оплате жилищно-коммунальных услуг МУП "Водоканал", ООО "РТ-НЭО" ООО "Иркутскэнергосбыт", а также налоговые уведомления об оплате налогов на имущество на имя К. не приняты судом второй инстанции в качестве достаточных доказательств вступления в права владения спорным имуществом, поскольку представлены за период после смерти ФИО7, а в части документов плательщиком в них указан ФИО11, а не ответчик, а налоговые документы указывают только на несение К. обязанности платить установленные налоги и сборы, а не на использование данного имущества.
Категория: 1) Продажа недвижимости; 2) Наследственные споры.
Требования: 1) О признании договора недействительным.
Требования наследников: 2) О признании права собственности в порядке наследования; 3) О признании завещания недействительным.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в силу возраста и состояния здоровья наследодатель при составлении завещания не понимал значение своих действий и не мог руководить ими.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Отказано.Представленные ответчиком доказательства, а именно: квитанции и чеки об оплате жилищно-коммунальных услуг МУП "Водоканал", ООО "РТ-НЭО" ООО "Иркутскэнергосбыт", а также налоговые уведомления об оплате налогов на имущество на имя К. не приняты судом второй инстанции в качестве достаточных доказательств вступления в права владения спорным имуществом, поскольку представлены за период после смерти ФИО7, а в части документов плательщиком в них указан ФИО11, а не ответчик, а налоговые документы указывают только на несение К. обязанности платить установленные налоги и сборы, а не на использование данного имущества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Правовые категории в Постановлении: законно установленные налоги и сборы; налоговая обязанность; налог на прибыль организации; амортизация имущества; государственное (муниципальное) унитарное предприятие; бюджетные инвестиции; капитальные вложения.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Правовые категории в Постановлении: законно установленные налоги и сборы; налоговая обязанность; налог на прибыль организации; амортизация имущества; государственное (муниципальное) унитарное предприятие; бюджетные инвестиции; капитальные вложения.
Статья: Современные тенденции укрупнения муниципальных образований в Российской Федерации в условиях реформирования местного самоуправления
(Малявкина Н.В., Ястребов А.Е., Мосина Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)На сегодняшний день доходная часть муниципальных бюджетов построена таким образом, что фактически они пополняются за счет двух местных налогов: земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также от неналоговых доходов - продажи или сдачи в аренду имущества, оказания услуг и части прибыли муниципальных унитарных предприятий. Важно отметить, что поступления в местный бюджет характеризуются неравномерностью распределения, особенно со значительным перевесом в пользу городских округов и муниципальных районов.
(Малявкина Н.В., Ястребов А.Е., Мосина Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)На сегодняшний день доходная часть муниципальных бюджетов построена таким образом, что фактически они пополняются за счет двух местных налогов: земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также от неналоговых доходов - продажи или сдачи в аренду имущества, оказания услуг и части прибыли муниципальных унитарных предприятий. Важно отметить, что поступления в местный бюджет характеризуются неравномерностью распределения, особенно со значительным перевесом в пользу городских округов и муниципальных районов.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 06.07.2022 N БВ-4-7/8529
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>С учетом изложенного, конституционным принципам справедливости и соразмерности налогообложения при решении вопроса о возможности амортизации имущества, полученного государственным (муниципальным) унитарным предприятием в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, использовавшего бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений для приобретения (создания) данного имущества, соответствует подход, когда в случае долевого участия в финансировании создания соответствующего имущества самого унитарного предприятия для той части стоимости имущества, которая создана за счет его средств, возможность амортизации во всяком случае не утрачивается. С этим подходом согласуется содержащееся в Налоговом кодексе Российской Федерации регулирование, которое не исключает возможности амортизации имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, однако фактически ограничивает данное право той частью имущества, которая создана налогоплательщиком за счет иных средств (пункт 1 статьи 257).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>С учетом изложенного, конституционным принципам справедливости и соразмерности налогообложения при решении вопроса о возможности амортизации имущества, полученного государственным (муниципальным) унитарным предприятием в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, использовавшего бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений для приобретения (создания) данного имущества, соответствует подход, когда в случае долевого участия в финансировании создания соответствующего имущества самого унитарного предприятия для той части стоимости имущества, которая создана за счет его средств, возможность амортизации во всяком случае не утрачивается. С этим подходом согласуется содержащееся в Налоговом кодексе Российской Федерации регулирование, которое не исключает возможности амортизации имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, однако фактически ограничивает данное право той частью имущества, которая создана налогоплательщиком за счет иных средств (пункт 1 статьи 257).
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 13-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"С учетом изложенного конституционным принципам справедливости и соразмерности налогообложения при решении вопроса о возможности амортизации имущества, полученного государственным (муниципальным) унитарным предприятием в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, использовавшего бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений для приобретения (создания) данного имущества, соответствует подход, когда в случае долевого участия в финансировании создания соответствующего имущества самого унитарного предприятия для той части стоимости имущества, которая создана за счет его средств, возможность амортизации во всяком случае не утрачивается. С этим подходом согласуется содержащееся в Налоговом кодексе Российской Федерации регулирование, которое не исключает возможности амортизации имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, однако фактически ограничивает данное право той частью имущества, которая создана налогоплательщиком за счет иных средств (пункт 1 статьи 257).
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"С учетом изложенного конституционным принципам справедливости и соразмерности налогообложения при решении вопроса о возможности амортизации имущества, полученного государственным (муниципальным) унитарным предприятием в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, использовавшего бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений для приобретения (создания) данного имущества, соответствует подход, когда в случае долевого участия в финансировании создания соответствующего имущества самого унитарного предприятия для той части стоимости имущества, которая создана за счет его средств, возможность амортизации во всяком случае не утрачивается. С этим подходом согласуется содержащееся в Налоговом кодексе Российской Федерации регулирование, которое не исключает возможности амортизации имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, однако фактически ограничивает данное право той частью имущества, которая создана налогоплательщиком за счет иных средств (пункт 1 статьи 257).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В этой связи обратим внимание на то, что согласно подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не признается объектом налогообложения.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В этой связи обратим внимание на то, что согласно подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не признается объектом налогообложения.
Вопрос: О налоге на прибыль при перечислении унитарным предприятием в бюджет муниципального образования средств от сдачи в аренду имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения.
(Письмо ФНС России от 25.08.2023 N СД-4-3/10888)Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение муниципального казенного учреждения (далее - Палата) от 23.06.2023 по вопросу признания для целей налогообложения прибыли организаций расходов унитарных предприятий по перечислению в соответствующий бюджет средств, полученных от сдачи имущества в аренду, и сообщает следующее.
(Письмо ФНС России от 25.08.2023 N СД-4-3/10888)Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение муниципального казенного учреждения (далее - Палата) от 23.06.2023 по вопросу признания для целей налогообложения прибыли организаций расходов унитарных предприятий по перечислению в соответствующий бюджет средств, полученных от сдачи имущества в аренду, и сообщает следующее.
Вопрос: У унитарного предприятия имущество находится в хозяйственном ведении. С разрешения собственника (департамент г. Москвы) основное средство будет передано в безвозмездное пользование автономной НКО по договору безвозмездной ссуды. Возникает ли обязанность у ссудодателя (УП) исчислить НДС?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Готовое решение: Как учесть при налогообложении расходы, которые возникают в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)государственные и муниципальные унитарные предприятия.
(КонсультантПлюс, 2025)государственные и муниципальные унитарные предприятия.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В Письме Минфина России от 20.03.2007 N 03-11-04/2/65 сделан вывод о том, что муниципальное унитарное предприятие имеет право учитывать в составе расходов стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение от Управления по муниципальному имуществу как до перехода на упрощенную систему налогообложения, так и в период применения упрощенной системы налогообложения.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В Письме Минфина России от 20.03.2007 N 03-11-04/2/65 сделан вывод о том, что муниципальное унитарное предприятие имеет право учитывать в составе расходов стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение от Управления по муниципальному имуществу как до перехода на упрощенную систему налогообложения, так и в период применения упрощенной системы налогообложения.
Типовая ситуация: Как оформить и учесть передачу имущества в безвозмездное пользование (ссуду) и его возврат (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Передача в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не облагается НДС (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Передача в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не облагается НДС (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Вопрос: Как оформить и учесть безвозмездную передачу основного средства бюджетному учреждению?
(Консультация эксперта, 2025)Из этого правила есть исключения. В расходах по налогу на прибыль можно учесть стоимость имущества, которое предназначено для использования по прямому назначению для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавирусной инфекции, если оно безвозмездно передано медицинским некоммерческим организациям, органам госвласти и управления или органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.08.2020 N 03-03-07/75251).
(Консультация эксперта, 2025)Из этого правила есть исключения. В расходах по налогу на прибыль можно учесть стоимость имущества, которое предназначено для использования по прямому назначению для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавирусной инфекции, если оно безвозмездно передано медицинским некоммерческим организациям, органам госвласти и управления или органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.08.2020 N 03-03-07/75251).
Типовая ситуация: Безвозмездные сделки: учет и налоги
(Издательство "Главная книга", 2025)Безвозмездная передача имущества - ОС, товаров, готовой продукции, неисключительных прав - облагается НДС. Передающая сторона начисляет налог на рыночную стоимость объекта и составляет счет-фактуру в одном экземпляре - получатель не может принять НДС к вычету (Письма Минфина от 06.04.2021 N 03-07-11/25037, от 30.11.2016 N 03-07-11/70848).
(Издательство "Главная книга", 2025)Безвозмездная передача имущества - ОС, товаров, готовой продукции, неисключительных прав - облагается НДС. Передающая сторона начисляет налог на рыночную стоимость объекта и составляет счет-фактуру в одном экземпляре - получатель не может принять НДС к вычету (Письма Минфина от 06.04.2021 N 03-07-11/25037, от 30.11.2016 N 03-07-11/70848).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В этой связи обратим внимание на то, что согласно подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не признается объектом налогообложения.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В этой связи обратим внимание на то, что согласно подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не признается объектом налогообложения.
Вопрос: ООО передало бюджетному учреждению в безвозмездное пользование недвижимость, текущий и капитальный ремонт которой согласно договору обязано проводить ООО. Какие будут налоговые последствия по НДС для ООО: начислять ли НДС в отношении безвозмездной передачи и правомерен ли вычет с расходов на ремонт?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)В целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)В целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).