Налог на имущество муниципальной казны
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество муниципальной казны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)По общему правилу операции по реализации государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями (т.е. имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Налог при этом исчисляют и уплачивают в бюджет покупатели такого имущества, которые в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ признаются налоговыми агентами.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)По общему правилу операции по реализации государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями (т.е. имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Налог при этом исчисляют и уплачивают в бюджет покупатели такого имущества, которые в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ признаются налоговыми агентами.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)По общему правилу операции по реализации государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями (т.е. имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Налог при этом исчисляют и уплачивают в бюджет покупатели такого имущества, которые в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ признаются налоговыми агентами.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)По общему правилу операции по реализации государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями (т.е. имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Налог при этом исчисляют и уплачивают в бюджет покупатели такого имущества, которые в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ признаются налоговыми агентами.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>Муниципальное учреждение "Совет муниципального образования сельского поселения" (далее - совет сельского поселения) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении его к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>Муниципальное учреждение "Совет муниципального образования сельского поселения" (далее - совет сельского поселения) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении его к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)"3.2. Налогообложение налогом на прибыль организаций доходов, полученных от использования имущества, находящегося в государственной собственности, является, как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 ноября 2007 года N 719-О-О и др.), вопросом целесообразности, разрешение которого относится к компетенции законодателя. Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на прибыль организаций, каковым является субъект данного налога (налогоплательщик), таким образом, чтобы осуществляющие государственные функции организации, обладающие правами юридического лица, признавались налогоплательщиками независимо от того, закреплено ли соответствующее имущество за этими организациями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) либо оно входит в состав казны.
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)"3.2. Налогообложение налогом на прибыль организаций доходов, полученных от использования имущества, находящегося в государственной собственности, является, как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 ноября 2007 года N 719-О-О и др.), вопросом целесообразности, разрешение которого относится к компетенции законодателя. Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на прибыль организаций, каковым является субъект данного налога (налогоплательщик), таким образом, чтобы осуществляющие государственные функции организации, обладающие правами юридического лица, признавались налогоплательщиками независимо от того, закреплено ли соответствующее имущество за этими организациями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) либо оно входит в состав казны.
Вопрос: Об НДС при приобретении муниципального недвижимого имущества субъектом МСП, являвшимся арендатором этого имущества.
(Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586)В то же время согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586)В то же время согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586 сообщается, что согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586 сообщается, что согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вопрос: О налоге на прибыль и НДС при безвозмездной передаче недвижимого имущества в казну субъекта или муниципального образования РФ.
(Письмо Минфина России от 08.08.2024 N 03-03-05/74414)Касательно учета хозяйственным обществом в целях налогообложения прибыли организаций операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в казну субъекта или муниципального образования Российской Федерации отмечаем, что положениями Кодекса не установлено каких-либо особенностей (специальных положений) в отношении данных операций.
(Письмо Минфина России от 08.08.2024 N 03-03-05/74414)Касательно учета хозяйственным обществом в целях налогообложения прибыли организаций операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в казну субъекта или муниципального образования Российской Федерации отмечаем, что положениями Кодекса не установлено каких-либо особенностей (специальных положений) в отношении данных операций.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 08.08.2024 N 03-03-05/74414 <Передача имущества в казну не всегда освобождена от НДС>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Если же в казну субъектов РФ, федеральной территории "Сириус" или муниципальную казну безвозмездно передано имущество иного, не социально-культурного назначения, то эта реализация формирует объект налогообложения НДС в обычном порядке (п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, Письмо ФНС России от 21.01.2022 N СД-4-3/632). При отсутствии оснований для освобождения передачи от НДС на основании ст. 149 Налогового кодекса РФ последствия таковы.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Если же в казну субъектов РФ, федеральной территории "Сириус" или муниципальную казну безвозмездно передано имущество иного, не социально-культурного назначения, то эта реализация формирует объект налогообложения НДС в обычном порядке (п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, Письмо ФНС России от 21.01.2022 N СД-4-3/632). При отсутствии оснований для освобождения передачи от НДС на основании ст. 149 Налогового кодекса РФ последствия таковы.
Статья: Сроки давности по налогам на недвижимость
(Ростов А., Соколов В.)
("Жилищное право", 2025, N 2)В соответствии со статьями 12 и 15 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (то есть пополняет казну города, поселения, муниципального района или округа). Порядок уплаты налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ.
(Ростов А., Соколов В.)
("Жилищное право", 2025, N 2)В соответствии со статьями 12 и 15 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (то есть пополняет казну города, поселения, муниципального района или округа). Порядок уплаты налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ.
Типовая ситуация: Как рассчитать налог на имущество (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Государственные (муниципальные) учреждения не могут быть собственниками имущества, находящегося у них на балансе, или владеть им на праве хозяйственного ведения, а имущество казны и вовсе не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. В связи с этим организации бюджетной сферы должны рассчитывать налог на имущество организаций, исходя из среднегодовой стоимости имущества (Письма Минфина от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473, от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408).
(Издательство "Главная книга", 2025)Государственные (муниципальные) учреждения не могут быть собственниками имущества, находящегося у них на балансе, или владеть им на праве хозяйственного ведения, а имущество казны и вовсе не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. В связи с этим организации бюджетной сферы должны рассчитывать налог на имущество организаций, исходя из среднегодовой стоимости имущества (Письма Минфина от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473, от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408).
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Такая покупка муниципального имущества из состава муниципальной казны малым или средним предприятием - арендатором имущества не формирует объект налогообложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586). Значит, при выкупе помещения у ИП не возникает обязанностей налогового агента.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Такая покупка муниципального имущества из состава муниципальной казны малым или средним предприятием - арендатором имущества не формирует объект налогообложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586). Значит, при выкупе помещения у ИП не возникает обязанностей налогового агента.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Уплачивает ли орган власти НДС, если реализует имущество казны физлицу, не являющемуся ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отметил, что квалификация органа муниципальной власти в качестве плательщика НДС является ошибочной, привлечение его к ответственности и начисление пеней недопустимы. Налоговым кодексом РФ не предусмотрены правила налогообложения операций по реализации органами местного самоуправления физическим лицам муниципального имущества, составляющего муниципальную казну.
Уплачивает ли орган власти НДС, если реализует имущество казны физлицу, не являющемуся ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отметил, что квалификация органа муниципальной власти в качестве плательщика НДС является ошибочной, привлечение его к ответственности и начисление пеней недопустимы. Налоговым кодексом РФ не предусмотрены правила налогообложения операций по реализации органами местного самоуправления физическим лицам муниципального имущества, составляющего муниципальную казну.
Статья: Налог на имущество в 2023 - 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)Имущество государственных (муниципальных) учреждений находится у них на праве оперативного управления. Такое имущество облагается по среднегодовой стоимости (письмо Минфина России от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473).
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)Имущество государственных (муниципальных) учреждений находится у них на праве оперативного управления. Такое имущество облагается по среднегодовой стоимости (письмо Минфина России от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473).