Налог на имущество физических лиц кадастровая или инвентаризационная стоимость
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество физических лиц кадастровая или инвентаризационная стоимость (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 22 "Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости" Федерального закона "О государственной кадастровой оценке""Учитывая изложенное, в рамках действующего правового регулирования не предполагается возможности оспаривания (пересмотра) инвентаризационной стоимости объекта недвижимости с целью установления ее в размере, приближенном к рыночной стоимости. Такой вывод следует как из сущностных различий между инвентаризационной и кадастровой оценками, так и из содержания взаимосвязанных статьи 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" и статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающих в совокупности механизм такого пересмотра (применительно к кадастровой стоимости). Это приводит к различиям в правовых возможностях налогоплательщиков добиваться корректировки налоговой базы по налогу на имущество физических лиц путем ее определения исходя из рыночной стоимости в установленном порядке в зависимости от того, находится налогооблагаемый объект недвижимости в субъекте Российской Федерации, перешедшем к обложению налогом на имущество физических лиц исходя из его кадастровой стоимости, либо в регионе, в котором такая налоговая база, как и ранее, определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости."
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2023 N 88а-10379/2023 по делу N 2а-7149/2022 (УИД 05RS0038-01-2022-004289-30)
Категория спора: Налог на имущество физических лиц.
Требования налогоплательщика: Об обязании произвести перерасчет налога.
Обстоятельства: Заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц по принадлежащему ему объекту налогообложения, однако в перерасчете ему было отказано со ссылкой на то, что изменение кадастровой стоимости не является основанием для перерасчета начисленного налога, поскольку оно не связано с технической ошибкой.
Решение: Отказано.Конституционным Судом Российской Федерации в названном постановлении признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом, исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
Категория спора: Налог на имущество физических лиц.
Требования налогоплательщика: Об обязании произвести перерасчет налога.
Обстоятельства: Заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц по принадлежащему ему объекту налогообложения, однако в перерасчете ему было отказано со ссылкой на то, что изменение кадастровой стоимости не является основанием для перерасчета начисленного налога, поскольку оно не связано с технической ошибкой.
Решение: Отказано.Конституционным Судом Российской Федерации в названном постановлении признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом, исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоги на жилье - новое и старое в спорах
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)КС РФ указал, что законодатель рассматривает налогообложение с использованием инвентаризационной стоимости как менее обременительное для налогоплательщика. Однако, когда инвентаризационная стоимость объекта недвижимости такова, что не подтверждается предположение законодателя о ее существенно более низкой стоимости (по сравнению с кадастровой или рыночной стоимостью), размер налогового бремени может оказаться существенно большим, чем исчисленный из кадастровой стоимости. Для недопущения существенного различия в размере налога на имущество физических лиц в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости) следует исходить из того, что может рассматриваться применение кадастровой стоимости. В противном случае сложилось бы нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2), 7, 19 (часть 1) и 55 (часть 3), а также недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения.
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)КС РФ указал, что законодатель рассматривает налогообложение с использованием инвентаризационной стоимости как менее обременительное для налогоплательщика. Однако, когда инвентаризационная стоимость объекта недвижимости такова, что не подтверждается предположение законодателя о ее существенно более низкой стоимости (по сравнению с кадастровой или рыночной стоимостью), размер налогового бремени может оказаться существенно большим, чем исчисленный из кадастровой стоимости. Для недопущения существенного различия в размере налога на имущество физических лиц в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости) следует исходить из того, что может рассматриваться применение кадастровой стоимости. В противном случае сложилось бы нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2), 7, 19 (часть 1) и 55 (часть 3), а также недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения.
Статья: Проблемы исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросам налогового права
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)В некоторых актах Конституционного Суда РФ делаются выводы, которые обязательны для неопределенного круга лиц. В связи с этим периодически возникают проблемы, связанные с неосведомленностью заинтересованных лиц о вынесении Конституционным Судом РФ акта, в котором содержится регулирование того или иного вопроса. О такой ситуации писал С. Черепанов <10> при разборе Постановления Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2019 г. N 10-П <11>. Данное Постановление закрепило возможность в индивидуальном порядке требовать расчета налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, если расчет осуществляется по инвентаризационной стоимости. Однако, несмотря на то что акты Конституционного Суда РФ публикуются, до широкого круга лиц просто не доходят сведения о новых возможностях, которые им предоставлены, и возникает такая ситуация, что одни лица, случайно узнавшие о новых обстоятельствах, снижают сумму налога, а другие просто не знают, что такое может быть осуществлено.
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)В некоторых актах Конституционного Суда РФ делаются выводы, которые обязательны для неопределенного круга лиц. В связи с этим периодически возникают проблемы, связанные с неосведомленностью заинтересованных лиц о вынесении Конституционным Судом РФ акта, в котором содержится регулирование того или иного вопроса. О такой ситуации писал С. Черепанов <10> при разборе Постановления Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2019 г. N 10-П <11>. Данное Постановление закрепило возможность в индивидуальном порядке требовать расчета налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, если расчет осуществляется по инвентаризационной стоимости. Однако, несмотря на то что акты Конституционного Суда РФ публикуются, до широкого круга лиц просто не доходят сведения о новых возможностях, которые им предоставлены, и возникает такая ситуация, что одни лица, случайно узнавшие о новых обстоятельствах, снижают сумму налога, а другие просто не знают, что такое может быть осуществлено.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Для недопущения существенного (во всяком случае - в два раза и более) различия в размере налога на имущество физических лиц (в отношении одного и того же объекта налогообложения за один и тот же налоговый период) в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости), а также соответствующих им размеров налоговых ставок, то есть для недопущения ситуаций, свидетельствующих о несправедливом налогообложении имущества граждан, следует исходить из того, что если применительно к конкретному налогооблагаемому объекту недвижимости уже установлена кадастровая стоимость, хотя она еще официально не используется в субъекте Российской Федерации для целей налогообложения, то в качестве приемлемого правового инструмента может рассматриваться применение такой стоимости (в отсутствие установленных в надлежащем порядке фактов ее недостоверности) с учетом соответствующего размера налоговой ставки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Для недопущения существенного (во всяком случае - в два раза и более) различия в размере налога на имущество физических лиц (в отношении одного и того же объекта налогообложения за один и тот же налоговый период) в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости), а также соответствующих им размеров налоговых ставок, то есть для недопущения ситуаций, свидетельствующих о несправедливом налогообложении имущества граждан, следует исходить из того, что если применительно к конкретному налогооблагаемому объекту недвижимости уже установлена кадастровая стоимость, хотя она еще официально не используется в субъекте Российской Федерации для целей налогообложения, то в качестве приемлемого правового инструмента может рассматриваться применение такой стоимости (в отсутствие установленных в надлежащем порядке фактов ее недостоверности) с учетом соответствующего размера налоговой ставки.
Решение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2019 года"Конституционный Суд признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2019 года"Конституционный Суд признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
Вопрос: Обязан ли налогоплательщик уплачивать недоимку при доначислении налога на имущество физических лиц, если в первоначальном расчете налоговым органом по ошибке была использована меньшая налоговая база?
(Консультация эксперта, 2025)Следует учесть, что налогоплательщик вправе обратиться за расчетом налога на имущество физических лиц с применением сведений о кадастровой стоимости имущества и соответствующего размера налоговой ставки, если сумма налога, исчисленная по инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно (в два и более раза) превышает сумму налога, исчисленного исходя из кадастровой стоимости (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2020 N 10-КА20-2-К6, Информация ФНС России).
(Консультация эксперта, 2025)Следует учесть, что налогоплательщик вправе обратиться за расчетом налога на имущество физических лиц с применением сведений о кадастровой стоимости имущества и соответствующего размера налоговой ставки, если сумма налога, исчисленная по инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно (в два и более раза) превышает сумму налога, исчисленного исходя из кадастровой стоимости (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2020 N 10-КА20-2-К6, Информация ФНС России).
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за август - сентябрь 2021 г.
(Щекин Д.М., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)Налогоплательщик вправе требовать в целях исчисления налога на имущество физических лиц использование кадастровой стоимости имущества, если сумма налога, исчисленная из инвентаризационной стоимости, существенно превышает сумму, исчисляемую из кадастровой стоимости.
(Щекин Д.М., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)Налогоплательщик вправе требовать в целях исчисления налога на имущество физических лиц использование кадастровой стоимости имущества, если сумма налога, исчисленная из инвентаризационной стоимости, существенно превышает сумму, исчисляемую из кадастровой стоимости.
Статья: Состав объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости имущества, и его правовая регламентация в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 9)Принимая во внимание положения, во-первых, п. 2 ст. 375 НК РФ, во-вторых, ст. 378.2 НК РФ, можно согласиться с тем, что определение налоговой базы по рассматриваемому налогу как среднегодовой стоимости соответствующего имущества допустимо признать в качестве общего правила. Важно, что в п. 2 ст. 375 Кодекса и ст. 378.2 Кодекса указывается на "отдельные" <16> объекты недвижимого имущества. Далее, как один из примеров можно привести формулировку о том, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база определяется в особом порядке на основе кадастровой стоимости <17>. В качестве сравнения можно отметить, что применительно к налогу на имущество физических лиц порядок определения его налоговой базы по кадастровой стоимости объектов налогообложения пришел на смену порядку, предполагавшему использование в этих целях инвентаризационной стоимости <18>. Однако в случае с налогом на имущество организаций сохраняется два вида определения налоговой базы данного налога.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 9)Принимая во внимание положения, во-первых, п. 2 ст. 375 НК РФ, во-вторых, ст. 378.2 НК РФ, можно согласиться с тем, что определение налоговой базы по рассматриваемому налогу как среднегодовой стоимости соответствующего имущества допустимо признать в качестве общего правила. Важно, что в п. 2 ст. 375 Кодекса и ст. 378.2 Кодекса указывается на "отдельные" <16> объекты недвижимого имущества. Далее, как один из примеров можно привести формулировку о том, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база определяется в особом порядке на основе кадастровой стоимости <17>. В качестве сравнения можно отметить, что применительно к налогу на имущество физических лиц порядок определения его налоговой базы по кадастровой стоимости объектов налогообложения пришел на смену порядку, предполагавшему использование в этих целях инвентаризационной стоимости <18>. Однако в случае с налогом на имущество организаций сохраняется два вида определения налоговой базы данного налога.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Ранее действовавшее налоговое законодательство связывало исчисление налога на имущество физических лиц с инвентаризационной стоимостью недвижимого имущества. Налоговая реформа, начатая в 2014 году, предусматривала постепенный переход на расчет указанного налога по кадастровой цене имущества, что предполагало приближение оценки недвижимости к его рыночной стоимости и обеспечение более справедливого распределения налогового бремени. Поскольку в большинстве случаев рыночная стоимость имущества оказывается на порядок выше инвентаризационной, для предупреждения резкого увеличения налоговой нагрузки законодатель закрепил за субъектами Российской Федерации полномочия по установлению порядка определения налоговой базы с тем, чтобы постепенно перейти на исчисление налога по кадастровой стоимости.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Ранее действовавшее налоговое законодательство связывало исчисление налога на имущество физических лиц с инвентаризационной стоимостью недвижимого имущества. Налоговая реформа, начатая в 2014 году, предусматривала постепенный переход на расчет указанного налога по кадастровой цене имущества, что предполагало приближение оценки недвижимости к его рыночной стоимости и обеспечение более справедливого распределения налогового бремени. Поскольку в большинстве случаев рыночная стоимость имущества оказывается на порядок выше инвентаризационной, для предупреждения резкого увеличения налоговой нагрузки законодатель закрепил за субъектами Российской Федерации полномочия по установлению порядка определения налоговой базы с тем, чтобы постепенно перейти на исчисление налога по кадастровой стоимости.