Налог на имущество физических лиц Архангельск
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество физических лиц Архангельск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 01.04.2024 N 307-ЭС24-2346 по делу N А05-9858/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов.
Обжалуемый результат спора: Определением отказано уполномоченному органу (ФНС РФ) в признании задолженности по обязательным платежам, включенной в реестр требований кредиторов должника, общим обязательством супругов, поскольку обязательства должника перед ФНС РФ по налогам, связанным с предпринимательством, не относятся к обязательствам, возникшим по инициативе обоих супругов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.определением Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2023, обязательства по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного, земельного налогов в размере 215 063 рублей признаны общим обязательством супругов.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов.
Обжалуемый результат спора: Определением отказано уполномоченному органу (ФНС РФ) в признании задолженности по обязательным платежам, включенной в реестр требований кредиторов должника, общим обязательством супругов, поскольку обязательства должника перед ФНС РФ по налогам, связанным с предпринимательством, не относятся к обязательствам, возникшим по инициативе обоих супругов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.определением Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2023, обязательства по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного, земельного налогов в размере 215 063 рублей признаны общим обязательством супругов.
Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2002 N 1-Г02-27
В удовлетворении жалобы о признании частично недействительным п. 1 постановления администрации Архангельской области от 10.05.2001 N 226 "Об инвентаризации и переоценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, и коэффициенте переоценки на 2001 год" отказано, поскольку оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству.В обоснование своего требования заявитель указал на то, что является собственником 1/2 части жилого дома, расположенного по адресу: <...>, налог на который исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости строения на 1 января каждого года, переданных органами БТИ в налоговую инспекцию до 1 марта 2001 года. Издав 10 мая 2001 года постановление и утвердив коэффициент переоценки строения в 20,0 на 2001 год, администрация области понудила органы БТИ нарушить п. 2, п. 4 ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество физических лиц", обязав их дать в налоговую службу данные об инвентаризационной стоимости строения, исчисленной по коэффициенту 20,0, на период май - декабрь 2001 года, которая составила по дому после переоценки вместо 803490 руб. сумму в 1071320 руб. Соответственно, налог на строение начислен в размере 11160 руб. 30 коп. вместо 1205 руб. 23 коп., чем нарушены его права и законные интересы, а п. 1 оспариваемого им постановления в части применения коэффициента 20,0 на 2001 год противоречит Конституции РФ и ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".
В удовлетворении жалобы о признании частично недействительным п. 1 постановления администрации Архангельской области от 10.05.2001 N 226 "Об инвентаризации и переоценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, и коэффициенте переоценки на 2001 год" отказано, поскольку оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству.В обоснование своего требования заявитель указал на то, что является собственником 1/2 части жилого дома, расположенного по адресу: <...>, налог на который исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости строения на 1 января каждого года, переданных органами БТИ в налоговую инспекцию до 1 марта 2001 года. Издав 10 мая 2001 года постановление и утвердив коэффициент переоценки строения в 20,0 на 2001 год, администрация области понудила органы БТИ нарушить п. 2, п. 4 ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество физических лиц", обязав их дать в налоговую службу данные об инвентаризационной стоимости строения, исчисленной по коэффициенту 20,0, на период май - декабрь 2001 года, которая составила по дому после переоценки вместо 803490 руб. сумму в 1071320 руб. Соответственно, налог на строение начислен в размере 11160 руб. 30 коп. вместо 1205 руб. 23 коп., чем нарушены его права и законные интересы, а п. 1 оспариваемого им постановления в части применения коэффициента 20,0 на 2001 год противоречит Конституции РФ и ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые аспекты совершенствования налогообложения имущества и доходов несовершеннолетних
(Чефранова Е.А.)
("Закон", 2023, N 7)Судебные инстанции, разделяя позиции фискальных органов по рассматриваемому вопросу, привлекают родителей в качестве соответчиков по искам налоговых органов о взыскании задолженности по налогам, образовавшейся у несовершеннолетних налогоплательщиков, и удовлетворяют иски, обязывая родителей к погашению образовавшейся задолженности. При этом суды в обоснование своей позиции по обыкновению ссылались не только на норму ст. 27 НК РФ, но и на нормы ст. 26, 28 ГК РФ и ст. 64 СК РФ <15>. В свете рассматриваемой проблемы интерес представляет Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2021 года N 88а-30241/2021. Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение районного суда и определение судебной коллегии по административным делам областного суда, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указал на то, что "в силу пункта 2 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители, усыновители, опекуны (ст. 26, 28 ГК РФ, ст. 64 СК РФ). С учетом приведенных норм, а также ст. 23 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 13 марта 2008 года N 5-П и Определении от 22 января 2004 года N 41-О, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями или уполномоченным представителем. Поскольку несовершеннолетние дети в силу НК РФ, ГК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий возложена на родителей (законных представителей) налогоплательщика и уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого, то суд обоснованно взыскал с ответчицы, являющейся законным представителем несовершеннолетней, задолженность по налогу на имущество физических лиц <16>.
(Чефранова Е.А.)
("Закон", 2023, N 7)Судебные инстанции, разделяя позиции фискальных органов по рассматриваемому вопросу, привлекают родителей в качестве соответчиков по искам налоговых органов о взыскании задолженности по налогам, образовавшейся у несовершеннолетних налогоплательщиков, и удовлетворяют иски, обязывая родителей к погашению образовавшейся задолженности. При этом суды в обоснование своей позиции по обыкновению ссылались не только на норму ст. 27 НК РФ, но и на нормы ст. 26, 28 ГК РФ и ст. 64 СК РФ <15>. В свете рассматриваемой проблемы интерес представляет Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2021 года N 88а-30241/2021. Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение районного суда и определение судебной коллегии по административным делам областного суда, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указал на то, что "в силу пункта 2 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители, усыновители, опекуны (ст. 26, 28 ГК РФ, ст. 64 СК РФ). С учетом приведенных норм, а также ст. 23 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 13 марта 2008 года N 5-П и Определении от 22 января 2004 года N 41-О, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями или уполномоченным представителем. Поскольку несовершеннолетние дети в силу НК РФ, ГК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий возложена на родителей (законных представителей) налогоплательщика и уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого, то суд обоснованно взыскал с ответчицы, являющейся законным представителем несовершеннолетней, задолженность по налогу на имущество физических лиц <16>.
Статья: Налоговые льготы: анализ практики применения и методика оценки эффективности действия
("Налоги и налогообложение", 2011, N 7)Что касается местных налогов, установленных на территории Архангельской области, земельного налога и налога на имущество физических лиц, размер выпадающих доходов местных бюджетов в 2009 г. составил 67,4 млн руб.
("Налоги и налогообложение", 2011, N 7)Что касается местных налогов, установленных на территории Архангельской области, земельного налога и налога на имущество физических лиц, размер выпадающих доходов местных бюджетов в 2009 г. составил 67,4 млн руб.
Нормативные акты
Письмо Госналогслужбы РФ от 16.06.1997 N СШ-6-08/449
"Об исчислении налогов на имущество физических лиц в 1997 году"Анализируя сложившуюся ситуацию при налогообложении имущества физических лиц, государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации необходимо усилить работу по выявлению объектов обложения налогом, изыскивать возможность для преодоления трудностей с их регистрацией и оценкой в органах технической инвентаризации, также искать новые пути их разрешения.
"Об исчислении налогов на имущество физических лиц в 1997 году"Анализируя сложившуюся ситуацию при налогообложении имущества физических лиц, государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации необходимо усилить работу по выявлению объектов обложения налогом, изыскивать возможность для преодоления трудностей с их регистрацией и оценкой в органах технической инвентаризации, также искать новые пути их разрешения.
Вопрос: Индивидуальный предприниматель применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Коммерсант использует в своей деятельности здание, которое принадлежит его несовершеннолетней дочери, и уплачивает за него налог на имущество. Правомерно ли это?
("Вмененка", 2014, N 4)О.Н.Чеботарева, г. Котлас, Архангельская область
("Вмененка", 2014, N 4)О.Н.Чеботарева, г. Котлас, Архангельская область
Статья: НДФЛ и имущественные налоги: изменения для граждан (комментарий к Закону от 23.11.2015 N 320-ФЗ)
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2016, N 2)(+) Теперь налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог граждане должны уплачивать не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим годом (за который рассчитаны эти налоги) <8>.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2016, N 2)(+) Теперь налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог граждане должны уплачивать не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим годом (за который рассчитаны эти налоги) <8>.
Статья: Налогообложение физических лиц: анализ судебной практики
(Чуряев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Аналогично изложенным нормам обязанность по уплате налога на имущество физических лиц прекращается с прекращением права собственности налогоплательщика на объект налогообложения. В этом смысле следует учитывать разъяснение Президиума Архангельского областного суда, сделанное им в Постановлении от 12 октября 2005 г. Суд со ссылкой на ст. 236 ГК РФ отметил, что отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Кроме того, следует учитывать, что действующие нормы законодательства не предусматривают прекращения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в случае невозможности налогоплательщика владеть, пользоваться, распоряжаться находящимся в его собственности имуществом (см., например, Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 8 июля 2015 г. по делу N 33-2068).
(Чуряев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Аналогично изложенным нормам обязанность по уплате налога на имущество физических лиц прекращается с прекращением права собственности налогоплательщика на объект налогообложения. В этом смысле следует учитывать разъяснение Президиума Архангельского областного суда, сделанное им в Постановлении от 12 октября 2005 г. Суд со ссылкой на ст. 236 ГК РФ отметил, что отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Кроме того, следует учитывать, что действующие нормы законодательства не предусматривают прекращения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в случае невозможности налогоплательщика владеть, пользоваться, распоряжаться находящимся в его собственности имуществом (см., например, Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 8 июля 2015 г. по делу N 33-2068).
"Имущественный налоговый вычет: как избежать налоговых проблем при продаже автомобиля, квартиры, дачного домика, земельного участка и иного имущества"
(Зрелов А.П.)
("ЭкООнис", 2011)Известны случаи, когда контролирующие органы и суды обращали внимание на цель реализации принадлежавшего гражданину имущества. В том числе имели место и прецеденты, когда суд признавал факт реализации имущества гражданином как физическим лицом, "поскольку в ходе проверки налоговым органом не исследовался вопрос о том, как предпринимателем использовался полученный доход" <6>.
(Зрелов А.П.)
("ЭкООнис", 2011)Известны случаи, когда контролирующие органы и суды обращали внимание на цель реализации принадлежавшего гражданину имущества. В том числе имели место и прецеденты, когда суд признавал факт реализации имущества гражданином как физическим лицом, "поскольку в ходе проверки налоговым органом не исследовался вопрос о том, как предпринимателем использовался полученный доход" <6>.
Интервью: Налог на имущество физических лиц: новые правила
("Бюджет", 2015, N 2)Справка "Бюджета". С 2015 г. новая методика расчета налога на имущество физических лиц (по кадастровой стоимости) будет введена в муниципальных образованиях 28 субъектов России:
("Бюджет", 2015, N 2)Справка "Бюджета". С 2015 г. новая методика расчета налога на имущество физических лиц (по кадастровой стоимости) будет введена в муниципальных образованиях 28 субъектов России:
Вопрос: В каких субъектах РФ с 01.01.2015 введен порядок расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2015)Ответ: Начиная с налогового периода 2015 г. для расчета налога на имущество физических лиц кадастровую стоимость используют в муниципальных образованиях 28 субъектов Российской Федерации. Такими субъектами являются Республика Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Коми, Мордовия, Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Амурская, Архангельская области, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области, Забайкальский край, Москва, Ханты-Мансийский АО - Югра, Ямало-Ненецкий АО. В остальных регионах, где законодательными органами власти субъектов РФ не принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая база за 2015 г. в отношении объектов налогообложения (за некоторым исключением <**>) определяется исходя из их инвентаризационной стоимости <*>. Исключением являются административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также объекты, которые образованы в результате раздела данных центров, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, определенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. До 01.01.2020 все регионы РФ должны перейти на взимание налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости всех объектов налогообложения.
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2015)Ответ: Начиная с налогового периода 2015 г. для расчета налога на имущество физических лиц кадастровую стоимость используют в муниципальных образованиях 28 субъектов Российской Федерации. Такими субъектами являются Республика Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Коми, Мордовия, Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Амурская, Архангельская области, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области, Забайкальский край, Москва, Ханты-Мансийский АО - Югра, Ямало-Ненецкий АО. В остальных регионах, где законодательными органами власти субъектов РФ не принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая база за 2015 г. в отношении объектов налогообложения (за некоторым исключением <**>) определяется исходя из их инвентаризационной стоимости <*>. Исключением являются административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также объекты, которые образованы в результате раздела данных центров, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, определенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. До 01.01.2020 все регионы РФ должны перейти на взимание налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости всех объектов налогообложения.
Статья: Рассчитываем сумму налога на квартиру
(Колесников С.)
("ЭЖ-Юрист", 2015, N 11)Главной новеллой данной главы является введение порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Действие нового порядка налогообложения имущества физических лиц вводится с 1 января 2015 года.
(Колесников С.)
("ЭЖ-Юрист", 2015, N 11)Главной новеллой данной главы является введение порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Действие нового порядка налогообложения имущества физических лиц вводится с 1 января 2015 года.
Вопрос: ...У меня в собственности две квартиры: в Москве и в Санкт-Петербурге. Слышала, что с 1 января текущего года вступила в силу новая глава "Налог на имущество физлиц" НК РФ. Знакомые говорят, теперь налог будет исчисляться в десятках тысяч рублей и платить его мне, музейному работнику, будет не по силам. Правда ли это?
("ЭЖ-Юрист", 2015, N 11)Главной новеллой данной главы является введение порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Действие нового порядка налогообложения имущества физических лиц вводится с 1 января 2015 г.
("ЭЖ-Юрист", 2015, N 11)Главной новеллой данной главы является введение порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Действие нового порядка налогообложения имущества физических лиц вводится с 1 января 2015 г.
"Имущественный налоговый вычет: практика получения в 2009 году"
(Зрелов А.П.)
("Foros", 2009)Известны также случаи, когда контролирующие органы и суды обращали внимание на цель реализации принадлежавшего гражданину имущества. В том числе имели место и прецеденты, когда суд признавал факт реализации имущества гражданином как физическим лицом, "поскольку в ходе проверки налоговым органом не исследовался вопрос о том, как предпринимателем использовался полученный доход" <4>.
(Зрелов А.П.)
("Foros", 2009)Известны также случаи, когда контролирующие органы и суды обращали внимание на цель реализации принадлежавшего гражданину имущества. В том числе имели место и прецеденты, когда суд признавал факт реализации имущества гражданином как физическим лицом, "поскольку в ходе проверки налоговым органом не исследовался вопрос о том, как предпринимателем использовался полученный доход" <4>.
Вопрос: О переходе к исчислению налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости.
(Письма Минфина России от 16.11.2015 N 03-05-06-01/66005, от 06.11.2015 N 03-05-06-01/63880, от 06.11.2015 N 03-05-06-01/63879, от 06.11.2015 N 03-05-06-01/63882, от 30.10.2015 N 03-05-06-01/62524, от 28.10.2015 N 03-05-06-01/62035, от 26.10.2015 N 03-05-06-01/61322, от 21.10.2015 N 03-05-06-01/60241, от 21.10.2015 N 03-05-06-01/60227, от 21.10.2015 N 03-05-06-01/60246)По данным ФНС России, своим правом на переход к исчислению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости с 1 января 2015 года воспользовались 28 субъектов Российской Федерации: г. Москва; республики: Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Коми, Мордовия, Татарстан, Удмуртская; области: Амурская, Архангельская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа; Забайкальский край.
(Письма Минфина России от 16.11.2015 N 03-05-06-01/66005, от 06.11.2015 N 03-05-06-01/63880, от 06.11.2015 N 03-05-06-01/63879, от 06.11.2015 N 03-05-06-01/63882, от 30.10.2015 N 03-05-06-01/62524, от 28.10.2015 N 03-05-06-01/62035, от 26.10.2015 N 03-05-06-01/61322, от 21.10.2015 N 03-05-06-01/60241, от 21.10.2015 N 03-05-06-01/60227, от 21.10.2015 N 03-05-06-01/60246)По данным ФНС России, своим правом на переход к исчислению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости с 1 января 2015 года воспользовались 28 субъектов Российской Федерации: г. Москва; республики: Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Коми, Мордовия, Татарстан, Удмуртская; области: Амурская, Архангельская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа; Забайкальский край.