Налог на имущество 2016 год база
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество 2016 год база (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 375 "Налоговая база" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ"На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 374, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), суды пришли к выводу о том, что в отсутствие доказательств соответствия здания критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса, базой для исчисления налога на имущество организаций за 2016 год является среднегодовая стоимость спорного здания."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 375 "Налоговая база" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество за 2016 - 2018 годы, сделав вывод о допущении обществом нарушений при определении остаточной стоимости основных средств. Суд установил, что налогоплательщик провел добровольную переоценку основных средств по состоянию на 31.12.2014, в результате чего была увеличена рыночная стоимость основных средств группы "здания и сооружения". Налоговый орган пришел к выводу, что налоговая база в результате переоценки была обществом занижена, доначисление налога на имущество основано на данных о стоимости основных средств, содержащихся в отчете оценщика, подготовленного по запросу налогового органа. Признавая доначисление налога на имущество неправомерным, суд принял во внимание многочисленные искажения и нарушения методологии, содержащиеся в представленном налоговом органом отчете. Также суд указал, что налоговым органом не была установлена недействительность представленного обществом отчета об оценке, сам отчет в судебном порядке оспорен не был. Кроме того, выявив недостоверность отчета, налоговый орган должен был при доначислении налога руководствоваться не собственным отчетом об оценке, а отраженными в бухгалтерской отчетности налогоплательщика сведениями без учета переоценки. Суд отметил, что налоговый орган при проверке правильности исчисления налога на имущество организаций за 2016 - 2018 годы фактически оспаривает хозяйственную операцию 2014 года и правомерность и обоснованность ее отражения в бухгалтерском учете в 2014 году, что невозможно, поскольку данный период уже являлся периодом выездной налоговой проверки, повторный анализ совершенных налогоплательщиком в 2014 году хозяйственных операций возможен только в рамках повторной налоговой проверки за указанный период.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество за 2016 - 2018 годы, сделав вывод о допущении обществом нарушений при определении остаточной стоимости основных средств. Суд установил, что налогоплательщик провел добровольную переоценку основных средств по состоянию на 31.12.2014, в результате чего была увеличена рыночная стоимость основных средств группы "здания и сооружения". Налоговый орган пришел к выводу, что налоговая база в результате переоценки была обществом занижена, доначисление налога на имущество основано на данных о стоимости основных средств, содержащихся в отчете оценщика, подготовленного по запросу налогового органа. Признавая доначисление налога на имущество неправомерным, суд принял во внимание многочисленные искажения и нарушения методологии, содержащиеся в представленном налоговом органом отчете. Также суд указал, что налоговым органом не была установлена недействительность представленного обществом отчета об оценке, сам отчет в судебном порядке оспорен не был. Кроме того, выявив недостоверность отчета, налоговый орган должен был при доначислении налога руководствоваться не собственным отчетом об оценке, а отраженными в бухгалтерской отчетности налогоплательщика сведениями без учета переоценки. Суд отметил, что налоговый орган при проверке правильности исчисления налога на имущество организаций за 2016 - 2018 годы фактически оспаривает хозяйственную операцию 2014 года и правомерность и обоснованность ее отражения в бухгалтерском учете в 2014 году, что невозможно, поскольку данный период уже являлся периодом выездной налоговой проверки, повторный анализ совершенных налогоплательщиком в 2014 году хозяйственных операций возможен только в рамках повторной налоговой проверки за указанный период.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Ранее компании не рисковали использовать Рекомендацию Р-56/2016-КпР "Обесценение основных средств", опасаясь столкнуться с налоговыми спорами в отношении исчисления базы для налога на имущество.
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Ранее компании не рисковали использовать Рекомендацию Р-56/2016-КпР "Обесценение основных средств", опасаясь столкнуться с налоговыми спорами в отношении исчисления базы для налога на имущество.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Государственная кадастровая оценка (п. 1) представляет собой деятельность по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"). Эта стоимость является налоговой базой при исчислении налога на имущество (п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 402 НК РФ) и земельного налога (п. 1 ст. 390 НК РФ). В свою очередь, кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Государственная кадастровая оценка (п. 1) представляет собой деятельность по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"). Эта стоимость является налоговой базой при исчислении налога на имущество (п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 402 НК РФ) и земельного налога (п. 1 ст. 390 НК РФ). В свою очередь, кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Так, законом субъекта Российской Федерации установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Так, законом субъекта Российской Федерации установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 г.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Если эти части учитываются на балансе в качестве отдельных инвентарных объектов, то их балансовая стоимость в налоговую базу по налогу на имущество не включается (Письма Минфина России от 04.07.2017 N 03-05-05-01/42244, от 22.07.2016 N 03-05-05-01/42918, от 29.01.2016 N 03-05-05-01/3839, Письмо ФНС России от 23.04.2018 N БС-4-21/7770).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Если эти части учитываются на балансе в качестве отдельных инвентарных объектов, то их балансовая стоимость в налоговую базу по налогу на имущество не включается (Письма Минфина России от 04.07.2017 N 03-05-05-01/42244, от 22.07.2016 N 03-05-05-01/42918, от 29.01.2016 N 03-05-05-01/3839, Письмо ФНС России от 23.04.2018 N БС-4-21/7770).
Статья: Состав объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости имущества, и его правовая регламентация в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 9)Учитывая сказанное выше, необходимо, однако, обратить внимание на то, что цели внесения различных изменений в положения п. 1 ст. 378.2 НК РФ не следует в обязательном порядке связывать исключительно с расширением состава объектов недвижимого имущества организаций. В качестве примера можно указать на изменения, внесенные в подп. 2 п. 1 данной статьи НК РФ согласно такому нормативному правовому акту, как Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ <34> (далее - Закон N 401-ФЗ). Изменения в подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса были внесены в целях приведения формулировок данной нормы в соответствие с законодательством, регулирующим вопросы регистрации недвижимого имущества, в связи с тем, что с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ <35>. При этом Законом N 401-ФЗ предусмотрены и другие изменения ст. 378.2 НК РФ <36>. В развитие этого необходимо обратить внимание на то, что и до, и после изменения положений подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса нормами Закона N 401-ФЗ в данном подпункте закреплены такие объекты недвижимого имущества, как соответствующие нежилые помещения. То есть после изменений данного подпункта в состав объектов недвижимого имущества не были добавлены новые объекты недвижимого имущества так, как это было реализовано в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 Кодекса посредством Закона N 379-ФЗ. Следовательно, цели, которые лежат в основе изменений соответствующих подпунктов п. 1 ст. 378.2 НК РФ, могут быть различными. С учетом изменений, которые вносились в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, возникает, соответственно, закономерный вопрос о том, насколько вероятным является дальнейшее расширение состава объектов недвижимого имущества организаций, которые закреплены в п. 1 данной статьи НК РФ. Следует думать, что сложность ответа на данный вопрос обусловлена тем, что такой вопрос находится в зависимости от будущих изменений правового регулирования юридической конструкции налога на имущество организаций и элементов этого налога, включая налоговую базу данного налога. Для пояснения необходимо обратить внимание на то, что, как отмечено в статье К.К. Лебедева, не позднее 2024 г. будет осуществлен полный переход расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций по кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимости. Соответствующим Федеральным законом <37> внесены изменения в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ <38>. В частности, предусмотрен постепенный переход к оценке всех объектов недвижимости по их кадастровой стоимости <39>.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 9)Учитывая сказанное выше, необходимо, однако, обратить внимание на то, что цели внесения различных изменений в положения п. 1 ст. 378.2 НК РФ не следует в обязательном порядке связывать исключительно с расширением состава объектов недвижимого имущества организаций. В качестве примера можно указать на изменения, внесенные в подп. 2 п. 1 данной статьи НК РФ согласно такому нормативному правовому акту, как Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ <34> (далее - Закон N 401-ФЗ). Изменения в подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса были внесены в целях приведения формулировок данной нормы в соответствие с законодательством, регулирующим вопросы регистрации недвижимого имущества, в связи с тем, что с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ <35>. При этом Законом N 401-ФЗ предусмотрены и другие изменения ст. 378.2 НК РФ <36>. В развитие этого необходимо обратить внимание на то, что и до, и после изменения положений подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса нормами Закона N 401-ФЗ в данном подпункте закреплены такие объекты недвижимого имущества, как соответствующие нежилые помещения. То есть после изменений данного подпункта в состав объектов недвижимого имущества не были добавлены новые объекты недвижимого имущества так, как это было реализовано в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 Кодекса посредством Закона N 379-ФЗ. Следовательно, цели, которые лежат в основе изменений соответствующих подпунктов п. 1 ст. 378.2 НК РФ, могут быть различными. С учетом изменений, которые вносились в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, возникает, соответственно, закономерный вопрос о том, насколько вероятным является дальнейшее расширение состава объектов недвижимого имущества организаций, которые закреплены в п. 1 данной статьи НК РФ. Следует думать, что сложность ответа на данный вопрос обусловлена тем, что такой вопрос находится в зависимости от будущих изменений правового регулирования юридической конструкции налога на имущество организаций и элементов этого налога, включая налоговую базу данного налога. Для пояснения необходимо обратить внимание на то, что, как отмечено в статье К.К. Лебедева, не позднее 2024 г. будет осуществлен полный переход расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций по кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимости. Соответствующим Федеральным законом <37> внесены изменения в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ <38>. В частности, предусмотрен постепенный переход к оценке всех объектов недвижимости по их кадастровой стоимости <39>.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)В другом случае суд не согласился с начислением налога на имущество, поскольку компания не учитывала в составе основных средств расходы, связанные с ремонтом арендованного имущества (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 24.04.2017 N Ф08-2424/2017 по делу N А53-1756/2016).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)В другом случае суд не согласился с начислением налога на имущество, поскольку компания не учитывала в составе основных средств расходы, связанные с ремонтом арендованного имущества (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 24.04.2017 N Ф08-2424/2017 по делу N А53-1756/2016).
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Если эти части учитываются на балансе в качестве отдельных инвентарных объектов, то их балансовая стоимость в налоговую базу по налогу на имущество не включается (Письма Минфина России от 04.07.2017 N 03-05-05-01/42244, от 22.07.2016 N 03-05-05-01/42918, от 29.01.2016 N 03-05-05-01/3839, Письмо ФНС России от 23.04.2018 N БС-4-21/7770).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Если эти части учитываются на балансе в качестве отдельных инвентарных объектов, то их балансовая стоимость в налоговую базу по налогу на имущество не включается (Письма Минфина России от 04.07.2017 N 03-05-05-01/42244, от 22.07.2016 N 03-05-05-01/42918, от 29.01.2016 N 03-05-05-01/3839, Письмо ФНС России от 23.04.2018 N БС-4-21/7770).
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Налог на имущество организаций на территории Челябинской области, в том числе за 2022 год, регулировался Законом Челябинской области от 25.11.2016 N 449-ЗО "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 449-ЗО), им определены налоговые ставки по налогу на имущество организаций, сроки уплаты налога и авансовых платежей, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Налог на имущество организаций на территории Челябинской области, в том числе за 2022 год, регулировался Законом Челябинской области от 25.11.2016 N 449-ЗО "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 449-ЗО), им определены налоговые ставки по налогу на имущество организаций, сроки уплаты налога и авансовых платежей, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы.
Вопрос: Об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в целях налога на имущество организаций и уменьшении налоговой базы по нему на сумму НДС.
(Письмо Минфина России от 25.01.2023 N 03-05-05-01/5296)В рамках исчисления налога на имущество организаций Кодексом не предусмотрено уменьшение налоговой базы по налогу на имущество организаций на величину налога на добавленную стоимость.
(Письмо Минфина России от 25.01.2023 N 03-05-05-01/5296)В рамках исчисления налога на имущество организаций Кодексом не предусмотрено уменьшение налоговой базы по налогу на имущество организаций на величину налога на добавленную стоимость.
Статья: Позитивная ответственность как форма социальной ответственности личности в механизме правового воздействия: доктрина и судебная практика
(Момотов В.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)В качестве еще одного примера влияния степени ответственности и добросовестности на решение суда (на этот раз в сфере налогового права) обратимся к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19 июня 2023 г. N 305-ЭС22-29265 <29>. ООО "Красный дом", истец по данному делу, являлось плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащих заявителю на праве собственности объектов недвижимости. При этом с 2016 года они ежегодно включались в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в связи с чем налог на имущество за налоговые периоды 2017 - 2019 гг. исчислялся и уплачивался исходя из кадастровой стоимости. Но позднее, в 2020 году, суд по иску ООО "Красный дом" признал недействующими положения Перечня, которые были основанием для уплаты налога в соответствующем размере.
(Момотов В.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)В качестве еще одного примера влияния степени ответственности и добросовестности на решение суда (на этот раз в сфере налогового права) обратимся к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19 июня 2023 г. N 305-ЭС22-29265 <29>. ООО "Красный дом", истец по данному делу, являлось плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащих заявителю на праве собственности объектов недвижимости. При этом с 2016 года они ежегодно включались в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в связи с чем налог на имущество за налоговые периоды 2017 - 2019 гг. исчислялся и уплачивался исходя из кадастровой стоимости. Но позднее, в 2020 году, суд по иску ООО "Красный дом" признал недействующими положения Перечня, которые были основанием для уплаты налога в соответствующем размере.
Статья: Частные и публичные сервитуты при государственной кадастровой оценке земельных участков
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Государственная кадастровая оценка представляет собой деятельность по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; далее - Закон о ГКО). Эта стоимость является налоговой базой при исчислении налога на имущество (п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 402 НК РФ) и земельного налога (п. 1 ст. 390 НК РФ). По общему правилу кадастровая стоимость объекта ориентирована на его рыночную стоимость, что соответствует принципам экономической обоснованности и равенства налогообложения (ст. 4 Закона о ГКО): чем больше рыночная ценность имущества, тем больше кадастровая стоимость и, соответственно, размер налога.
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Государственная кадастровая оценка представляет собой деятельность по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; далее - Закон о ГКО). Эта стоимость является налоговой базой при исчислении налога на имущество (п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 402 НК РФ) и земельного налога (п. 1 ст. 390 НК РФ). По общему правилу кадастровая стоимость объекта ориентирована на его рыночную стоимость, что соответствует принципам экономической обоснованности и равенства налогообложения (ст. 4 Закона о ГКО): чем больше рыночная ценность имущества, тем больше кадастровая стоимость и, соответственно, размер налога.
Статья: Реформирование института налоговой обязанности в условиях цифровизации: новые подходы и характер правового регулирования (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 11)Д.К. Грунина привела простой, но весьма показательный пример, позволяющий вскрыть проблему более широкого порядка. С введением в 2016 году автоматизированных систем для централизованного расчета поимущественных налогов при росте поступлений, в частности, от уплаты налога на имущество физических лиц, выросло и число жалоб налогоплательщиков - физических лиц по поводу сумм исчисленных налогов (на них пришлось 29% поданных за 1-й квартал 2016 года жалоб). Основная часть обращений граждан в налоговые органы была связана с желанием разобраться в порядке определения кадастровой стоимости имущества, являвшейся налоговой базой по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу. "Однако налоговые органы разъяснений по данному вопросу не дают и <...> при обращении к ним граждан за разъяснением порядка определения стоимости имущества, отсылая их в органы Кадастра или в суд, по существу, вынуждают их на дополнительные расходы. Таким образом, получается, выполнение обязанности по уплате налогов для налогоплательщиков становится "платным" [3].
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 11)Д.К. Грунина привела простой, но весьма показательный пример, позволяющий вскрыть проблему более широкого порядка. С введением в 2016 году автоматизированных систем для централизованного расчета поимущественных налогов при росте поступлений, в частности, от уплаты налога на имущество физических лиц, выросло и число жалоб налогоплательщиков - физических лиц по поводу сумм исчисленных налогов (на них пришлось 29% поданных за 1-й квартал 2016 года жалоб). Основная часть обращений граждан в налоговые органы была связана с желанием разобраться в порядке определения кадастровой стоимости имущества, являвшейся налоговой базой по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу. "Однако налоговые органы разъяснений по данному вопросу не дают и <...> при обращении к ним граждан за разъяснением порядка определения стоимости имущества, отсылая их в органы Кадастра или в суд, по существу, вынуждают их на дополнительные расходы. Таким образом, получается, выполнение обязанности по уплате налогов для налогоплательщиков становится "платным" [3].
Статья: Определение и оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости
(Козин П.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)- как база для расчета земельного налога, налога на имущество;
(Козин П.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)- как база для расчета земельного налога, налога на имущество;