Наличие лицензии у субподрядчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Наличие лицензии у субподрядчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.16 "Порядок определения расходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Довод налогоплательщика о том, что он использовал выписки из ЕГРЮЛ и пользовательские отчеты, отклонен, так как в указанных документах отсутствуют сведения о ресурсах потенциального контрагента для выполнения условий договора (персонале, основных средствах, договорах с субподрядчиками), лицензиях; сведения, подтверждающие реальность и наличие деятельности контрагента, в том числе наличие сайта, и иные сведения. Таким образом, налогоплательщик не в полной мере провел анализ деятельности потенциального контрагента и оценил его благонадежность.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Довод налогоплательщика о том, что он использовал выписки из ЕГРЮЛ и пользовательские отчеты, отклонен, так как в указанных документах отсутствуют сведения о ресурсах потенциального контрагента для выполнения условий договора (персонале, основных средствах, договорах с субподрядчиками), лицензиях; сведения, подтверждающие реальность и наличие деятельности контрагента, в том числе наличие сайта, и иные сведения. Таким образом, налогоплательщик не в полной мере провел анализ деятельности потенциального контрагента и оценил его благонадежность.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое договоры генерального подряда и субподряда, как их составить
(КонсультантПлюс, 2025)Положения гл. 37 ГК РФ о подряде не обязывают подрядчика, в том числе генерального подрядчика, иметь лицензию на выполнение работы, предусмотренной договором подряда. Лицензия требуется в случаях, предусмотренных законом, для занятия отдельными видами деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Из этого можно сделать вывод, что лицензия требуется тем лицам, которые непосредственно осуществляют лицензируемую деятельность. При этом генеральный подрядчик, если из закона или договора не вытекает иное, вправе выполнять предусмотренную договором подряда работу не лично, а с привлечением к исполнению своих обязанностей других лиц (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Таким образом, если непосредственное выполнение конкретных видов работ, требующих наличия лицензии, осуществляется субподрядчиками, то представляется, что достаточно, чтобы лицензия на выполнение этих работ имелась именно у субподрядчика.
(КонсультантПлюс, 2025)Положения гл. 37 ГК РФ о подряде не обязывают подрядчика, в том числе генерального подрядчика, иметь лицензию на выполнение работы, предусмотренной договором подряда. Лицензия требуется в случаях, предусмотренных законом, для занятия отдельными видами деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Из этого можно сделать вывод, что лицензия требуется тем лицам, которые непосредственно осуществляют лицензируемую деятельность. При этом генеральный подрядчик, если из закона или договора не вытекает иное, вправе выполнять предусмотренную договором подряда работу не лично, а с привлечением к исполнению своих обязанностей других лиц (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Таким образом, если непосредственное выполнение конкретных видов работ, требующих наличия лицензии, осуществляется субподрядчиками, то представляется, что достаточно, чтобы лицензия на выполнение этих работ имелась именно у субподрядчика.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Довод налогоплательщика о том, что он использовал выписки из ЕГРЮЛ и пользовательские отчеты, отклонен, так как в указанных документах отсутствуют сведения о ресурсах потенциального контрагента для выполнения условий договора (персонале, основных средствах, договорах с субподрядчиками), лицензиях, сведениях, подтверждающих реальность и наличие деятельности контрагента, в том числе наличие сайта, и иных сведений. Таким образом, налогоплательщик не в полной мере провел анализ деятельности потенциального контрагента и оценил его благонадежность (Постановление АС МО от 27.08.2024 N Ф05-17689/2024 по делу N А40-84727/2023).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Довод налогоплательщика о том, что он использовал выписки из ЕГРЮЛ и пользовательские отчеты, отклонен, так как в указанных документах отсутствуют сведения о ресурсах потенциального контрагента для выполнения условий договора (персонале, основных средствах, договорах с субподрядчиками), лицензиях, сведениях, подтверждающих реальность и наличие деятельности контрагента, в том числе наличие сайта, и иных сведений. Таким образом, налогоплательщик не в полной мере провел анализ деятельности потенциального контрагента и оценил его благонадежность (Постановление АС МО от 27.08.2024 N Ф05-17689/2024 по делу N А40-84727/2023).
Нормативные акты
Решение Орловского УФАС России от 09.12.2024 N 057/06/49-651/2024
Нарушение: п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу необоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.При этом возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Нарушение: п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу необоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.При этом возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Решение Орловского УФАС России от 02.12.2024 N 057/06/49-630/2024
Нарушение: п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу необоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.При этом возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Нарушение: п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу необоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.При этом возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Статья: Отдельные вопросы установления требований к участникам закупок о наличии лицензии и проверки соответствия таким требованиям
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)3. Предмет закупки - работы в сфере строительства (строительство, реконструкция или капитальный ремонт), при этом часть выполняемых работ по контракту связана с пожарной безопасностью. В данном случае большинство органов контроля склоняется к тому, что заказчик должен потребовать от участника закупки наличия членства СРО, а уж лицензия МЧС должна быть у субподрядчика на выполнение соответствующей части работ. Требовать ее предоставления в составе заявки недопустимо.
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)3. Предмет закупки - работы в сфере строительства (строительство, реконструкция или капитальный ремонт), при этом часть выполняемых работ по контракту связана с пожарной безопасностью. В данном случае большинство органов контроля склоняется к тому, что заказчик должен потребовать от участника закупки наличия членства СРО, а уж лицензия МЧС должна быть у субподрядчика на выполнение соответствующей части работ. Требовать ее предоставления в составе заявки недопустимо.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)При этом стоит помнить, что требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на деятельность, подлежащую лицензированию, устанавливается только в том случае, если выполнение работ или оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки. Если же лицензия нужна для выполнения только какой-то части работ, то требование о наличии такой лицензии должно предъявляться не к участнику закупки, а к лицу, которое будет выполнять соответствующие работы <21>. Таким лицом может быть как сам исполнитель по контракту (при наличии у него собственной лицензии), так и привлеченный им субподрядчик, обладающий необходимой лицензией.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)При этом стоит помнить, что требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на деятельность, подлежащую лицензированию, устанавливается только в том случае, если выполнение работ или оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки. Если же лицензия нужна для выполнения только какой-то части работ, то требование о наличии такой лицензии должно предъявляться не к участнику закупки, а к лицу, которое будет выполнять соответствующие работы <21>. Таким лицом может быть как сам исполнитель по контракту (при наличии у него собственной лицензии), так и привлеченный им субподрядчик, обладающий необходимой лицензией.