Накопление отходов лицензия
Подборка наиболее важных документов по запросу Накопление отходов лицензия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 337 "Добытое полезное ископаемое" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Добыча полезных ископаемых из хвостов обогащения возможна только после их накопления в составе техногенного месторождения, постановки на государственный баланс запасов и предоставления владельцу отходов соответствующей отдельной лицензии или внесения изменений в действующую.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Добыча полезных ископаемых из хвостов обогащения возможна только после их накопления в составе техногенного месторождения, постановки на государственный баланс запасов и предоставления владельцу отходов соответствующей отдельной лицензии или внесения изменений в действующую.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Само по себе превышение истцом 11-месячного срока накопления отходов в целях их дальнейшей передачи специализированной организации не свидетельствует об их размещении (хранении либо захоронении) в смысле, придаваемом этому ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". При этом истец не имеет лицензии на размещение отходов и не занимается соответствующей деятельностью, а плата за фактически накопленные отходы предыдущего периода, не переданные специализированной организации в течение 11 месяцев, внесена истцом с коэффициентом 1.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Само по себе превышение истцом 11-месячного срока накопления отходов в целях их дальнейшей передачи специализированной организации не свидетельствует об их размещении (хранении либо захоронении) в смысле, придаваемом этому ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". При этом истец не имеет лицензии на размещение отходов и не занимается соответствующей деятельностью, а плата за фактически накопленные отходы предыдущего периода, не переданные специализированной организации в течение 11 месяцев, внесена истцом с коэффициентом 1.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Более того, могут быть разными виды и классы опасности отходов, используемых при рекультивации земель. Если при рекультивации земель используются отходы IV класса опасности, необходимо получение соответствующей лицензии - на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. При этом не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов (независимо от видов и классов опасности отходов), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности, а также деятельность по сбору отходов I - IV классов опасности, которая осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Более того, могут быть разными виды и классы опасности отходов, используемых при рекультивации земель. Если при рекультивации земель используются отходы IV класса опасности, необходимо получение соответствующей лицензии - на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. При этом не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов (независимо от видов и классов опасности отходов), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности, а также деятельность по сбору отходов I - IV классов опасности, которая осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
Вопрос: Как утилизировать офисную мебель?
(Консультация эксперта, 2025)Также здесь следует отметить, что деятельность по накоплению ТКО лицензированию не подлежит.
(Консультация эксперта, 2025)Также здесь следует отметить, что деятельность по накоплению ТКО лицензированию не подлежит.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)44) региональный оператор, региональный оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)44) региональный оператор, региональный оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
Решение Верховного Суда РФ от 28.07.2015 N АКПИ15-589
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 26 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290>Согласно пункту 26 Перечня работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов, включают: незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. метров; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории; организацию мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 26 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290>Согласно пункту 26 Перечня работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов, включают: незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. метров; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории; организацию мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.
Статья: Вывоз ТКО в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)В деятельности учреждений могут образовываться не только ТКО, но и другие отходы. В частности, это могут быть отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов (код 7 47 800 00 00 0 по ФККО), отходы утилизации взрывчатых веществ (код 7 65 100 00 00 0 по ФККО), прочие отходы растениеводства (код 1 11 900 00 00 0 по ФККО) и т.д. На вывоз таких отходов необходим отдельный договор. Он может быть заключен с региональным оператором или с любым другим лицом, имеющим соответствующую лицензию.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)В деятельности учреждений могут образовываться не только ТКО, но и другие отходы. В частности, это могут быть отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов (код 7 47 800 00 00 0 по ФККО), отходы утилизации взрывчатых веществ (код 7 65 100 00 00 0 по ФККО), прочие отходы растениеводства (код 1 11 900 00 00 0 по ФККО) и т.д. На вывоз таких отходов необходим отдельный договор. Он может быть заключен с региональным оператором или с любым другим лицом, имеющим соответствующую лицензию.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
Вопрос: Может ли организация заключить договор о вывозе ТКО с физическим лицом - не ИП?
(Консультация эксперта, 2023)Получить лицензию на указанную деятельность могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели (п. 1 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290).
(Консультация эксперта, 2023)Получить лицензию на указанную деятельность могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели (п. 1 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290).
Статья: Вывоз и утилизация отходов в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 7)В деятельности учреждений могут образовываться не только ТКО, но и другие отходы. В частности, это могут быть отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов (код 7 47 800 00 00 0 по ФККО), отходы утилизации взрывчатых веществ (код 7 65 100 00 00 0 по ФККО), прочие отходы растениеводства (код 1 11 900 00 00 0 по ФККО) и т.д. На вывоз таких отходов необходим отдельный договор. Он может быть заключен с региональным оператором или с любым другим лицом, имеющим соответствующую лицензию.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 7)В деятельности учреждений могут образовываться не только ТКО, но и другие отходы. В частности, это могут быть отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов (код 7 47 800 00 00 0 по ФККО), отходы утилизации взрывчатых веществ (код 7 65 100 00 00 0 по ФККО), прочие отходы растениеводства (код 1 11 900 00 00 0 по ФККО) и т.д. На вывоз таких отходов необходим отдельный договор. Он может быть заключен с региональным оператором или с любым другим лицом, имеющим соответствующую лицензию.
Статья: Административные процедуры лицензирования в Великобритании
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В рамках регламентации деятельности в сфере атомной энергетики лицензирующий орган наделен правом по собственной инициативе изменять условия лицензии в части исключения из объектов лицензирования неиспользуемых территорий и сооружений либо не представляющих опасности в связи с ионизирующим излучением, а также устанавливать дополнительные условия в целях обеспечения эффективной системы обнаружения интенсивности ионизирующего излучения, а также мер по предотвращению и борьбе с авариями и чрезвычайными ситуациями, мероприятий, связанных с выбросом радиоактивных веществ, требования к конструкции ядерных установок. Такие изменения подлежат отмене по усмотрению лицензирующего органа. При этом вышеуказанные изменения согласовываются с местными органами исполнительной власти по охране окружающей среды в случае, если требования затрагивают накопление либо утилизацию радиоактивных отходов.
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В рамках регламентации деятельности в сфере атомной энергетики лицензирующий орган наделен правом по собственной инициативе изменять условия лицензии в части исключения из объектов лицензирования неиспользуемых территорий и сооружений либо не представляющих опасности в связи с ионизирующим излучением, а также устанавливать дополнительные условия в целях обеспечения эффективной системы обнаружения интенсивности ионизирующего излучения, а также мер по предотвращению и борьбе с авариями и чрезвычайными ситуациями, мероприятий, связанных с выбросом радиоактивных веществ, требования к конструкции ядерных установок. Такие изменения подлежат отмене по усмотрению лицензирующего органа. При этом вышеуказанные изменения согласовываются с местными органами исполнительной власти по охране окружающей среды в случае, если требования затрагивают накопление либо утилизацию радиоактивных отходов.
Статья: Юридические признаки и дефиниция отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Кроме того, собственником вторичных ресурсов и отходов производства и потребления выступает хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого они были образованы. Собственником отходов недропользования, в зависимости от содержащихся в них полезных ископаемых, выступает государство - РФ или субъект РФ, в связи с чем на добычу полезных ископаемых из соответствующих отходов и их использование необходимо получение лицензии в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 6, ст. 11 Закона "О недрах". Обязательность получения лицензии выступает в качестве четвертого признака отходов недропользования. Добыча полезных ископаемых или их использование без получения в установленном законом порядке лицензии влекут за собой обязанность хозяйствующего субъекта по возмещению причиненного вреда, а в отдельных случаях - в том числе уголовно-правовую ответственность по ст. 171 Уголовного кодекса РФ. Необходимость получения лицензии хозяйствующим субъектом свидетельствует о том, что отходы недропользования, содержащие полезные ископаемые, могут быть отнесены к имуществу, ограниченному в обороте, исходя из п. 2, 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Это связано с тем, что оборотоспособность соответствующих объектов осуществляется на основании специального разрешения, выданного компетентными органами государственной власти, и регулируется нормами отраслевого нормативного акта - Закона "О недрах", устанавливающего особые правила оборота отходов недропользования.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Кроме того, собственником вторичных ресурсов и отходов производства и потребления выступает хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого они были образованы. Собственником отходов недропользования, в зависимости от содержащихся в них полезных ископаемых, выступает государство - РФ или субъект РФ, в связи с чем на добычу полезных ископаемых из соответствующих отходов и их использование необходимо получение лицензии в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 6, ст. 11 Закона "О недрах". Обязательность получения лицензии выступает в качестве четвертого признака отходов недропользования. Добыча полезных ископаемых или их использование без получения в установленном законом порядке лицензии влекут за собой обязанность хозяйствующего субъекта по возмещению причиненного вреда, а в отдельных случаях - в том числе уголовно-правовую ответственность по ст. 171 Уголовного кодекса РФ. Необходимость получения лицензии хозяйствующим субъектом свидетельствует о том, что отходы недропользования, содержащие полезные ископаемые, могут быть отнесены к имуществу, ограниченному в обороте, исходя из п. 2, 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Это связано с тем, что оборотоспособность соответствующих объектов осуществляется на основании специального разрешения, выданного компетентными органами государственной власти, и регулируется нормами отраслевого нормативного акта - Закона "О недрах", устанавливающего особые правила оборота отходов недропользования.
Статья: Формирование перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании данных об их фактическом использовании: правоприменительная практика и правовые позиции судов
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р., Щукин Ф.В.)
("Финансовое право", 2025, N 5)<19> Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2023 г. N 1390 "О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, внесении изменений в Правила направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 24.05.2024) // СЗ РФ. 2023. N 36. Ст. 6714.
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р., Щукин Ф.В.)
("Финансовое право", 2025, N 5)<19> Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2023 г. N 1390 "О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, внесении изменений в Правила направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 24.05.2024) // СЗ РФ. 2023. N 36. Ст. 6714.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Обществом в проверяемом периоде на основании соответствующей лицензии осуществлялась деятельность по сбору транспортированию, размещению, обработке отходов IV класса опасности.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Обществом в проверяемом периоде на основании соответствующей лицензии осуществлялась деятельность по сбору транспортированию, размещению, обработке отходов IV класса опасности.
Статья: О ходе реформы законодательства об утилизации отходов потребления: наметился ли прогресс?
(Хорошавин А.В.)
("Закон", 2023, N 10)Ассоциации, организующие совместно с сетевым ретейлом систему сбора отходов, например электроники, вынуждены решать сложную задачу, поскольку электронику как товар разрешено хранить в торговых залах и транспортировать с применением стандартного автотранспорта. Вместе с тем для накопления и транспортирования той же единицы техники, которая вышла из строя и перешла в категорию "отходы", требуется прохождение процедуры лицензирования.
(Хорошавин А.В.)
("Закон", 2023, N 10)Ассоциации, организующие совместно с сетевым ретейлом систему сбора отходов, например электроники, вынуждены решать сложную задачу, поскольку электронику как товар разрешено хранить в торговых залах и транспортировать с применением стандартного автотранспорта. Вместе с тем для накопления и транспортирования той же единицы техники, которая вышла из строя и перешла в категорию "отходы", требуется прохождение процедуры лицензирования.