Накопление отходов это
Подборка наиболее важных документов по запросу Накопление отходов это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Как отмечается в запросе, в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" - наряду с понятием "обращение с отходами" - используется понятие "деятельность, в процессе которой образуются отходы". Между тем действующее законодательство не устанавливает критериев, позволяющих разграничить обращение с отходами и образование отходов. В то же время образование отходов является закономерным результатом любой хозяйственной деятельности, а потому у субъекта данной деятельности неизбежно возникает необходимость временного накопления (складирования) этих отходов. Предусмотренные же пунктом 1 статьи 1 указанного Федерального закона понятия "обращение с отходами" и "накопление отходов" позволяют признавать лицом, осуществляющим накопление отходов, а значит - и обращение с отходами, любое лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, вне зависимости от того, производит данное лицо самостоятельно их дальнейшую обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение либо передает эти отходы другим лицам. Однако, по мнению заявителя, складирование образовавшихся в ходе текущей деятельности юридического лица отходов потребления в контейнеры для твердых коммунальных отходов и специальные емкости до момента передачи их специализированным организациям или физическим лицам для личных нужд не может расцениваться как накопление отходов и, следовательно, не является деятельностью по обращению с отходами."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Разрешая спор, суд ФИО2 инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 1, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установив, что спорный земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>. Красноармейский муниципальный район, Карамышское сельское поселение, имеет вид разрешенного использования - недропользование, при этом не обладает статусом места накопления отходов и не соответствует по санитарным требованиям местам временного накопления отходов, в связи с чем не может использоваться для данных целей, а потому является местом несанкционированного размещения отходов, учитывая, что выявленная по результатам проверки несанкционированная свалка отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и является следствием невыполнения арендатором ФИО1 обязанностей по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, пришел к обоснованному выводу об обязанности ответчика ликвидировать свалку на арендуемом земельном участке."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Твердые бытовые и коммунальные отходы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Деятельность человека неизбежно влечет накопление и необходимость утилизации отходов. Связанные с этой сферой правоотношения подробно регламентированы законодательством. В частности, регулируются порядок деятельности, связанной с утилизацией отходов, ответственность за нарушения в этой сфере и т.д. Основным нормативным актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Деятельность человека неизбежно влечет накопление и необходимость утилизации отходов. Связанные с этой сферой правоотношения подробно регламентированы законодательством. В частности, регулируются порядок деятельности, связанной с утилизацией отходов, ответственность за нарушения в этой сфере и т.д. Основным нормативным актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)накопление отходов - складирование отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения на срок не более чем одиннадцать месяцев, если иной срок не предусмотрен настоящим Федеральным законом;
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)накопление отходов - складирование отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения на срок не более чем одиннадцать месяцев, если иной срок не предусмотрен настоящим Федеральным законом;
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Обращение с ТКО, как правило, завершается их утилизацией или захоронением. При этом для утилизации или захоронения предварительно осуществляют накопление отходов ТКО, в том числе раздельное.
(КонсультантПлюс, 2025)Обращение с ТКО, как правило, завершается их утилизацией или захоронением. При этом для утилизации или захоронения предварительно осуществляют накопление отходов ТКО, в том числе раздельное.
Готовое решение: Как заполнить форму N 2-ТП (отходы)
(КонсультантПлюс, 2025)количество отходов производства и потребления (в том числе ТКО), накопленных на объектах, эксплуатируемых вами, на конец отчетного года (графа 29). Этот показатель равен сумме количества отходов, накопленных на начало отчетного года и образовавшихся и поступивших от других организаций, ИП и собственных объектов в течение отчетного года, за вычетом количества отходов, обработанных, утилизированных, обезвреженных, захороненных на своих объектах и переданных другим организациям, ИП и на собственные объекты в течение отчетного года.
(КонсультантПлюс, 2025)количество отходов производства и потребления (в том числе ТКО), накопленных на объектах, эксплуатируемых вами, на конец отчетного года (графа 29). Этот показатель равен сумме количества отходов, накопленных на начало отчетного года и образовавшихся и поступивших от других организаций, ИП и собственных объектов в течение отчетного года, за вычетом количества отходов, обработанных, утилизированных, обезвреженных, захороненных на своих объектах и переданных другим организациям, ИП и на собственные объекты в течение отчетного года.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Более того, могут быть разными виды и классы опасности отходов, используемых при рекультивации земель. Если при рекультивации земель используются отходы IV класса опасности, необходимо получение соответствующей лицензии - на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. При этом не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов (независимо от видов и классов опасности отходов), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности, а также деятельность по сбору отходов I - IV классов опасности, которая осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Более того, могут быть разными виды и классы опасности отходов, используемых при рекультивации земель. Если при рекультивации земель используются отходы IV класса опасности, необходимо получение соответствующей лицензии - на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. При этом не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов (независимо от видов и классов опасности отходов), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности, а также деятельность по сбору отходов I - IV классов опасности, которая осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
Статья: Бесконтейнерная система удаления отходов: проблемы правового регулирования
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Однако в субъектах Российской Федерации, в которых практикуется так называемая бесконтейнерная система удаления отходов, исследуемый термин используется не для обозначения деятельности, направленной на конечную изоляцию отходов или их переход в стадию нового товара, а для обозначения особой системы сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) от граждан и организаций, при которой не создаются предусмотренные ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ специально оборудованные площадки для временного накопления отходов <3>. При этом суды, рассматривая споры о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО, нередко просто констатируют, что бесконтейнерная система удаления отходов предполагает накопление ТКО в таре потребителей и их погрузку в мусоровозы силами регионального оператора или самими потребителями <4> (бестарный сбор ТКО).
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Однако в субъектах Российской Федерации, в которых практикуется так называемая бесконтейнерная система удаления отходов, исследуемый термин используется не для обозначения деятельности, направленной на конечную изоляцию отходов или их переход в стадию нового товара, а для обозначения особой системы сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) от граждан и организаций, при которой не создаются предусмотренные ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ специально оборудованные площадки для временного накопления отходов <3>. При этом суды, рассматривая споры о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО, нередко просто констатируют, что бесконтейнерная система удаления отходов предполагает накопление ТКО в таре потребителей и их погрузку в мусоровозы силами регионального оператора или самими потребителями <4> (бестарный сбор ТКО).
Статья: О полномочиях органов местного самоуправления по регулированию благоустройства территории
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Так, в Определении Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 2-АПА19-8 было указано, что требования к уборке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов относятся к требованиям по благоустройству территории и являются нормами, регулирующими порядок благоустройства, а не нормами, регламентирующими порядок обращения с твердыми коммунальными отходами. При этом, как было отмечено в Определении Верховного Суда РФ от 27 ноября 2019 г. N 56-АПА19-23, правила благоустройства не могут определять перечень способов осуществления сбора либо накопления твердых коммунальных отходов (если при этом не воспроизводятся дословно положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу), поскольку правовое регулирование данных вопросов осуществляется Правительством РФ на основании Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Так, в Определении Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 2-АПА19-8 было указано, что требования к уборке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов относятся к требованиям по благоустройству территории и являются нормами, регулирующими порядок благоустройства, а не нормами, регламентирующими порядок обращения с твердыми коммунальными отходами. При этом, как было отмечено в Определении Верховного Суда РФ от 27 ноября 2019 г. N 56-АПА19-23, правила благоустройства не могут определять перечень способов осуществления сбора либо накопления твердых коммунальных отходов (если при этом не воспроизводятся дословно положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу), поскольку правовое регулирование данных вопросов осуществляется Правительством РФ на основании Федерального закона "Об отходах производства и потребления".